Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC AND FINANCIAL SUPPORT FOR IMMUNIZATION

Lvova S.D. 1
1 FSAEI VPO Ural Federal University named after the fist President of Russia B. Yeltsin
The substantiation of the economic content of the immunization. Immunization is presented as a public good, and consumed citizen population. Individual consumption is based on an external effect creates specific immunity against infectious diseases. The optimal level of public spending is achieved by combining the individual, public finance and business costs. It built a direct relationship between the cost and the number of units of the vaccine. The program of public health extends the possibility of obtaining quality health care. Prevention is a priority for social and economic development of the country. Immunization is considered in relation of supply and demand of medical services. The Company evaluates the usefulness of immunization on the basis of benefit overflowing sources of financial support of the public good. Program form and sufficient financial support is the economic basis for immunization.
financial security program.
demand
consumption
immunization

В рамках научного исследования проведена трансляция основ современной экономической науки на обоснование экономического содержания иммунопрофилактики. Отправной позицией является признание иммунопрофилактики общественным благом. Как определено, общественным благо становится при его потреблении конкретным человеком, группой людей или всем обществом в целом. При этом индивидуальное потребление не служит препятствием коллективному. При обосновании иммунопрофилактики как общественного блага, необходимо воспользоваться наличием внешнего эффекта. Когда индивидуальное потребление приводит к повышению благосостояния группы людей или населения всей страны.

Противодействие или локализация распространения социально значимых заболеваний даже со стороны одного человека или группы людей будет служить препятствием нанесения ущерба здоровью населению страны, что, соответственно, можно рассматривать в качестве укрепления благосостояния последних. В данном случае, можно выделить формирование коллективного иммунитета при расширении охвата иммунопрофилактическими мероприятиями. Высоким уровнем охвата создается так называемая иммунная прослойка граждан, у которой сформирован специфический иммунитет против конкретного инфекционного заболевания.

Отдельными членами общества недооценивается значимость индивидуального потребления этого блага, так как оно не считается приоритетным [2]. Следовательно, индивид может израсходовать на индивидуальную вакцинацию меньше, чем оптимальный общественный уровень. Дополнением к индивидуальным расходам могут быть государственные или корпоративные расходы.

Рассмотрим спрос на иммунопрофилактику с позиции предельной общественной выгоды. Спрос на иммунопрофилактику выстраивается в зависимости от стоимости данного общественного блага и возможности конкретного человека за неё заплатить

Допустимо принятие трактовки стоимости, а не цены единицы вакцины, чтобы исключить влияние многообразия вакцин и коммерческие интересы производителей. Исследуется индивидуальный спрос двух человек. Строится прямая зависимость между стоимостью и количеством единиц вакцины, которые каждый человек имеет возможность купить. Соответственно, чем выше цена, тем меньше возможности оплатить вакцинацию. Допустимо отметить, что ценовой показатель может рассматриваться как ограничение доступа к определенному общественному благу.

Объединение показателей персон дает условно совокупный спрос общества, который можно рассматривать в качестве предельной оценки иммунопрофилактики для всего населения. При этом потребление общественного блага в виде вакцинации одним человеком не препятствует потреблению аналогичного блага другими людьми.

Провозглашение Всемирной организации здравоохранения глобального курса на всеобщий охват населения медицинскими услугами обусловливает интенсификацию научных исследований и практических решений для расширения возможности получения качественной медицинской помощи для конкретного человека [5]. При этом программы охраны общественного  здоровья, включая иммунопрофилактику, рассматриваются в аспекте взаимосвязи с функцией спроса и предложения медицинских услуг.

Определенную роль играет также и асимметричность информации по иммунопрофилактике. Потребители медицинской услуги в виде вакцинации имеют очень ограниченную информацию о ее значимости для сохранения здоровья, и тем более сжатую информацию о том, какую экономическую выгоду получает конкретный человек, сделавший прививку. Достаточную информацию медицинского и технологического содержания имеют врачи. Они могут оказывать определенное воздействие на расширение объемов иммунопрофилактики по медицинским обоснованиям. Следовательно, преодоление асимметричности информации и прямое влияние на спрос- предложение иммунопрофилактики должно иметь государство и производители вакцин.

Выстроим линию предложения, определяемую размером издержек на производство вакцины. Объединяя линию спроса и предложения, получаем социальный оптимум. Здесь достигается условное устойчивое соотношение между издержками и предельной полезностью для потребителей.

Обществом оценивается полезность иммунопрофилактики. Далее необходимо определиться с источниками финансового обеспечения общественного блага в виде иммунопрофилактики.

Финансовое обеспечение иммунопрофилактики за счет бюджетных средств сохраняет чистую форму общественного блага. А вот финансовое обеспечение иммунопрофилактики работников за счет средств юридического лица преобразует общественное благо в частное. Соответственно, финансовое обеспечение иммунопрофилактики гражданина за счет его собственных денежных средств преобразует общественное благо в индивидуальное.Хотя такая трансформация носит условный характер, и, в основном, отражает индивидуальное и частное благо как разновидности совокупного общественного блага. Совокупным финансовым обеспечением должна обязательно учитываться доля расходов, которая покрывается за счет личных средств граждан.

Обоснованием участия юридического лица в финансовом обеспечении иммунопрофилактики собственных работников служит сравнительное соотношение между затратами на данную процедуру и экономической выгодой от снижения заболеваемости работающих [1]. Осуществляется сравнение стоимостных показателей. В дополнение могут учитываться социальные аспекты, заложенные трудовыми отношениями между работником и работодателем, регламентированные трудовым контрактом, где могут содержаться положения о безопасности трудовых функций.

Государство пользуется аналогичным механизмом, осуществляя финансовое обеспечение иммунопрофилактики за счет бюджета для работающих в бюджетных организациях социальной сферы (врачи, учителя, социальные работники и другие категории). Вместе с тем, финансовое обеспечение иммунопрофилактики детей, инвалидов и пенсионеров несет только социальную функцию. Следовательно, государством производится сравнение общественной пользы иммунопрофилактики с общественными издержками на её проведение.

Иммунопрофилактика как сектор медицинского обслуживания формирует выгоды перелива, принятые современной экономической наукой. Прямая выгода вакцинации предназначена для конкретного человека. Выгода перелива реализуется посредством снижения риска заражения социально значимым заболеванием другого человека; потери трудоспособности работающих для бизнеса; рационализация расходов на здравоохранение для государства.

В целом, оценивая совокупные издержки государства, бизнеса и гражданина, необходимо учитывать отрицательную динамику показателей заболеваемости и расходов на медицинскую помощь; положительную динамику доходов бизнеса и продолжительности жизни. Будущие издержки и доходы следует дисконтировать к современной текущей стоимости.

В отношении иммунопрофилактики, как отмечалось, необходимо учитывать и внешние эффекты. К примеру, обязательная иммунопрофилактика для больших групп людей (дети), согласованная иммунопрофилактика для структурированных групп (работники предприятия), осознанная иммунопрофилактика конкретного человека. Каждый из выделенных внешних эффектов имеет точное стоимостное исчисление.

Обобщая проработку экономического содержания иммунопрофилактики с позиции современной экономической науки, необходимо отметить, что обществом производится оптимальное количество общественного блага - столько сколько государство, бизнес и человек готовы за него заплатить. Каждый из участников принимает решение о размере финансового обеспечения из расчета сравнительного результата между издержками и экономической выгодой. Однако на каждом уровне, во внимание принимаются социальные обязательства или интересы. Особое значение этот аспект приобретает на уровне государства, которое должно обеспечивать нетрудоспособных граждан.

Глобальное видение функций здравоохранения дополняется сочетанием программ по укреплению здоровья населения, приоритетности профилактики и функционирования системы финансового обеспечения. Программная форма, первоочередная реализация профилактических мероприятий и финансовое обеспечение, достаточное по объему для достижения глобальных целей в сфере охраны здоровья человека.

Профилактика принимается как приоритет социально-экономического развития страны и системы здравоохранения. Профилактика представляется в виде комплекса мероприятий, цель которых сохранение и укрепление здоровья граждан [4]. Совокупность мероприятий объединяет создание условий для здорового образа жизни, предупреждение и ограничение распространения заболеваний, устранение негативного влияния на здоровье отрицательных факторов среды обитания человека.

Приоритет профилактики достигается посредством ряда программных направлений:

-разработка и внедрение программ по формированию здорового образа жизни населения, сохранности здоровья в период учебы и трудовой деятельности;

-проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий;

-реализация мер по выявлению социально-значимых заболеваний, включая инфекционные;

-распространение профилактических мероприятий в виде медосмотров, иммунизации, диспансеризации населения [3].

На основе положений действующего национального законодательства устанавливаются полномочия федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере программного развития здравоохранения и профилактики заболеваний, обеспечения эпидемиологического благополучия граждан. Профилактика инфекционных заболеваний организуется органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом (работодателями), медицинскими и общественными организациями. Это целый комплекс правовых, экономических и социальных мер, которые противодействуют возникновению и распространению инфекционных заболеваний, включая программы иммунопрофилактики.

Иммунопрофилактика содействует снижению рисков инфекционных заболеваний в популяционном, групповом и индивидуальном масштабе. Проведение иммунопрофилактических мероприятий изменяет модели поведения человека, формирует условия здорового образа жизни и ответственного отношения к собственному здоровью.

Эволюция иммунопрофилактики по социально-экономическому содержанию выстраивается на основе концептуальных положений долгосрочного развития национальной экономики и социальной сферы. Концепцией  определяются направления и инструменты повышения благосостояния граждан России, национальной безопасности, поступательного развития экономики, укрепления положения нашей страны на мировом рынке и в политике.

Рецензенты:

Князева Е.Г., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой финансовых рынков и страхования, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург;

Юзвович Л.И., д.э.н., профессор, начальник отдела организации учебной работы Института «Высшая школа экономики и менеджмента»,  ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург.