Благотворительность («человеколюбие», «добросердие») или сострадание в виде милостыни рассматривались как нравственно-религиозная традиция будущего спасения души. В XVIII в. в России началось формирование системы общественного призрения и благотворительности с законодательным закреплением. Екатерина II вслед за Петром I, как известно, продолжила регулирование деятельности государства и частных лиц в сфере помощи нищим, бездомным, неизлечимо больным, сиротам и умалишенным. Частных приставов обязывали защищать нищих от «обид, притеснений, насилия» и отдалять их «от распутной и праздной жизни» [7], а пойманных за попрошайничество «молодых лет ленивцев» отправлять на фабрики.
Указы периода просвещенного абсолютизма дают некое идеальное представление о системе благотворительных мероприятий, в действительности же проблемы бедности и социальной неустроенности носили масштабный характер. Каждое учреждение призрения, созданное на средства филантропов, переходило затем в подчинение государственным органам власти, не имевшим средств и желания их содержать. Инвалидные дома, церковно-приходские школы, богадельни при монастырях передавались Синоду, а воспитательные и сиротские дома для зазорных детей - приказам общественного призрения. Императрица «из любви к Отечеству» привлекала к филантропии многих состоятельных лиц, своими «добросердными» делами были известны А.П. Бестужев-Рюмин, А.П. Разумовский, Г.Г. Орлов и П.Г. Демидов.
В Пермском наместничестве на содержание неимущих приказу общественного призрения поступали пожертвования частных лиц.Так, граф А.С. Строганов в 1781 г. отправил «шубы бараньи, сукно сермяжное, медною монетою тысячу рублей» [1]. Некоторые благотворители передавали приказу средства, заранее определяя, на какие мероприятия их можно тратить. Титулярный советник А.Ф. Турчанинов для учреждения училища и приобретения азбук ежегодно жертвовал по 500 руб. [1]. В 1785 г. при разборе ветхого потолка школы в Екатеринбурге были найдены несколько штук красной меди. Ее передали как пожертвование приказу общественного призрения, поскольку медь кем-то «выкрадена и испрятана в давношнее время, когда еще здешняя школа была пробирною фабрикою» [1].
В первой половине XIX в. абсолютизация верховной власти привела к усилению чиновничьего контроля за деятельностью учреждений общественного призрения. Отдельные указы и постановления правительства касались содержания приютов, воспитательных домов, церковно-приходских школ и братств, которые являлись полуадминистративными учреждениями, находясь под патронажем Министерства внутренних дел и членов императорской семьи. Расширялась сфера социальной деятельности Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны и Попечительства о трудовой помощи, которые управлялись «на особых основаниях».
Александр I создал в 1802 г. Императорское Человеколюбивое Общество, целью деятельности которого являлось «доставление бедным вспоможения всякого рода не только в столице, но по возможности и в других городах империи». Общество должно было призревать дряхлых, увечных, неизлечимых и неспособных к работам, воспитывать сирот и детей бедных родителей, предоставлять неимущим, но способным работать условия для труда с последующей реализацией их изделий в пользу неимущих. Крупные пожертвования императорских особ и их приближенных, проценты с основного капитала, доходы от недвижимости и взносы попечителей направлялись на оказание помощи бедным без различия пола, возраста, звания и вероисповедания, кто из-за старости или неизлечимых болезней не мог добыть себе средства к существованию. Общество открывало отделения в губернских городах и создавало благотворительные учреждения, а в попытке придать филантропической деятельности общественную значимость к его работе привлекались «благотворители» и «соревнователи» из представителей разных сословий и «состояний».
Либеральными реформами 1860-1870-х гг. нормативно-правовая база общественного призрения была расширена за счет установления общих принципов создания благотворительных учреждений и регулирования их деятельности, а также земских и городских органов самоуправления. Росло число общественно-филантропических организаций и заведений, находившихся под контролем государства или православной церкви, активизировалась деятельность частных лиц, что свидетельствовало об институциональном оформлении системы государственного призрения, элементов социальной системы помощи престарелым, инвалидам и детям.
Во второй половине XIX в. благотворительное движение активизировалось во всех губернских городах. Пермский приказ общественного призрения оказывал посильную поддержку нуждающимся в своих заведениях (богадельня, воспитательный дом, дом для умалишенных, больницы для военных больных в городах Осе, Оханске и Камышлове), но этой помощью нельзя было охватить всех бедных [2].В пермском детском приюте с разрешения императрицы Александры Федоровны в 1854 г. на деньги жертвователей было открыто отделение на десять сирот [3].
10 июня 1862 г. было торжественно объявлено о создании Пермского дамского попечительства о бедных для борьбы с «безысходной бедностью, пороками и житейскими невзгодами» и о предоставлении вспомоществования «истинно нуждающимся местным жителям, особенно престарелым, больным, сиротам и обремененным большими семействами» [5]. В силу убеждения, что «город (Пермь - от авт.), в отношении филантропическом, если не превосходит, то никак не отстает от других подобных ему провинциальных городов нашего Отечества», дамский бомонд с жаром взялся за сбор средств и рекрутирование новых попечителей. Дамы устраивали спектакли, литературные вечера, концерты и лотереи, открывали подписку в конце каждого года и устанавливали в церквях кружки для денежных приношений, собирали одежду и обувь для бедных. Им удалось привлечь в качестве активных жертвователей землевладельцев, заводчиков, купцов и владельцев пароходных обществ на Каме и Волге. Помощниками попечительства были аптекари, приходские священники и медики: одни бесплатно или по низким ценам предоставляли лекарства, другие обладали сведениями о духовно-нравственных качествах нищих и оказывали бесплатную медицинскую помощь.
Средства попечительства тратились на оказание помощи нуждавшимся в зависимости от степени нуждаемости: «исхлопотание» метрических свидетельств и паспортов, поиск и наём квартир для бесприютных, покупка дров, сбор приданого для бедных девиц, внесение платы за обучение детей ремеслу и др. Попечители осуществляли контроль за тратой выделенных денег, чтобы они не стали «вредным потворством» или «поощрением к тунеядству и праздности» [5].В 1865 г. пермские благотворители открыли убежище - временное помещение для малолетних нищих на зимнее время. Дети, собранные при содействии полиции с улиц, рынка и церковных папертей, помимо содержания (сытная еда, чистые постели, баня и лечение) обучались ремеслам, изучали Закон Божий, посещали богослужения и пели в церковном хоре. В целях воспитания использовали кондуитную книгу, куда вписывались дурные и добрые поступки воспитанников убежища.
Многие горожане откликались на просьбы попечительства.Так, купцы Каменские передали собственный дом для убежища. Благодаря взносам горожан были открыты ясли для детей рабочих, Дом призрения престарелых и увечных женщин. Некоторые горожане завещали свои капиталы и имущество попечительству, например на проценты от капитала коллежского советника А.П. Решетникова приобретались лекарства для бедных. Филантропами были богатые горожане С.Г. Строганов, А.Ф. Поклевский, А.В. Михайлов, П.П. Демидов, а городской голова И.И. Любимов принял на счет городской казны долги попечительства и отвел участок земли под строительство нового здания для убежища детей. Несмотря на подобный размах деятельности дамского попечительства, проблема социальной неустроенности бедных в Перми не была решена, поскольку благотворительность не носила обязательно-нормативного характера и основывалась исключительно на желании отдельных лиц.
Власть пыталась контролировать процессы благотворительности и направлять их в нужное русло для обеспечения стабильности государства и самодержавия. В ответ на рескрипт Александра II об охранении коренных основ веры, нравственности и общественного порядка главноуправляющий Пермского губернского попечительства детских приютов Петр Ольденбургский 13 мая 1866 г. выпустил циркуляр для своих служащих. Они должны вести своих питомцев к «сознанию, что религия есть единственный путь ко всему доброму и что верный подданный своего Государя есть природный страж постановлений и порядков, указанных верховной властью к благу всех и каждого». Попечительство должно было увольнять тех, кто «неблагонадежен» в политическом и духовно-нравственном отношении, несмотря на их прежние заслуги и способности к делу обучения детей и призрения нуждавшихся [4]. П. Ольденбургский запретил чтение в приютах произведений Герцена, Добролюбова и Некрасова, т.к. они «враждебно сопоставляют высшие и низшие сословия» и также «преследуют исключительно демократические цели» [4]. За усердное исполнение охранительных мер и осуществление заботы о сиротах Пермское губернское попечительство детских приютов неоднократно отмечалось благодарностями императорских особ.
Наиболее активными в деле социального призрениябыли земские и городские органы самоуправления. Пермское уездное земство, созданное 10 мая 1870 г., столкнулось с печальной картиной дел в уезде: «...народ болел, умирал и нарождался, повинуясь естественным законам природы, без всякого участия со стороны науки и искусства» [5].При высокой смертности в Перми действовали три больницы: Александровская (общедоступная для городских и сельских жителей), тюремная и дом для умалишенных [5], а уездные больничные пункты зависели от заводчиков, землевладельцев и сельских обществ. Пермское земство раздавало лекарства, обучало женщин акушерскому делу. Сталкиваясь с упорным сопротивлением групп раскольников оспопрививанию - наложению «печати Антихриста», земские деятели прибегали к устрашению и наказанию, вплоть до уголовного преследования. Земство открыло медицинские пункты в с. Ильинском, Чусовских городках и на Юговском заводе, оказывая помощь при эпидемиях холеры, скарлатины и сыпного тифа. Доверие к земской медицине росло, в 1871 г. у земских врачей лечилось 8 915 чел., а в 1878 г. - уже 29 503 чел. [5].
Земство боролось с косностью и невежеством, расширяя сеть своих школ и увеличивая численность педагогов, ориентируя их на обязательность в учебном процессе экскурсий, полезных игр, гимнастики и работы на земельных участках. Многие учителя были священниками, выходцами из дворовых или крестьян, поэтому для выведения образования из «печального состояния» земство организовывало публичные чтения и курсы грамоты для взрослых крестьян, создавало народные библиотеки и отправляло учителей на педагогические курсы. В 1895 г. Пермское уездное земство призревало 44 человека, предоставляя при этом значительные денежные суммы Комитету по разбору нищих в Перми и убежищу для детей дамского попечительства [5].
До середины XIX в. благотворительность и социальное вспомоществование в силу централизации власти, дальнейшего ужесточения системы крепостной зависимости были сосредоточены преимущественно в руках государства и церкви. Самыми распространенными формами призрения были: «чистое» призрение в богадельнях, детских приютах и яслях, профессиональных школах и мастерских; трудовое призрение в учреждениях (дома трудолюбия, ночлежные дома, школы, дешевые квартиры, магазины, пекарни, столовые, библиотеки, типографии, прачечные и др.), в которых часть расходов оплачивали сами призреваемые; призрение общественных организаций (Ведомство Императрицы Марии, Общество Красного Креста, Попечительство о народной трезвости и др.); ведомственное призрение.
Несмотря на то что Министерство внутренних дел являлось центральным органом управления делами общественного призрения и благотворительности, не была законодательно определена система контроля и ответственности должностных лиц за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих прямых обязанностей в сфере призрения. Законодательство в принципе признавало обязательность филантропии, царская администрация стремилась гражданской активностью населения в деле призрения минимизировать свои затраты. При этом социальные инициативы зависели только от финансовых возможностей и добросовестности частных лиц. В пореформенную эпоху социальное призрение в России приняло более масштабный характер, но не стало цельной системой, а состояло из нескольких исторически сложившихся типов помощи (церковная и общественная благотворительность, земская помощь и государственное призрение), различавшихся субъектами социальной деятельности и объемами предоставляемой помощи.
История показывает, что активизации благотворительности способствует высокий уровень бедности и социальной неустроенности населения, состояние законодательства, регулирующего частные и общественные инициативы, и уровень духовной культуры общества, в котором забота обо всех слабых не зазорна. В условиях рынка в современной России медленно формируется филантропическая мотивация власть имущих и предпринимателей, она носит ограниченный характер и используется для создания позитивного собственного имиджа, в то время как большинство рядовых граждан со скромным достатком охотнее откликаются на призывы о помощи. Например, общественная организация «Дедморозим» в Пермском крае активно действует, оказывая поддержку больным детям.
В современной России консервируется массовая бедность населения, закладываются основы дезинтеграции общества и социальной стабильности. Государство не всегда способно в полном объеме выполнить свои социальные обязательства перед гражданами [8].Несмотря на громкие заявления о социальной направленности деятельности правящих структур, становление социального государства в России только приближается к отдельным элементам, заложенным в классической модели [9].Сегодня существует необходимость в инициации и популяризации благотворительной деятельности, а социальные инициативы не должны замыкаться на формах и видах материальной поддержки, известных с прошлых веков. Благотворительность в современных условиях может быть направлена на поощрение и развитие общественно значимых форм деятельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры, поддержка талантливой молодежи и др.).
Рецензенты:Суслов М.Г., д.и.н., профессор ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национально-исследовательский университет», г. Пермь;
ПодпрятовН.В., д.и.н., профессор ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национально-исследовательский университет», г.Пермь.