Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TECHNOLOGY TRAINERS JUDO AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL TO WORK IN A SECONDARY SCHOOL

Yakimova E.A. 1 Romanov V.P. 1
1 Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evseveva
The article deals withthe content andmethodicalfeaturesoftrainingjudocoachtoworkin a secondary schoolofthenumberofstudentsof pedagogical high schoolenrolledinthefacultiesnot sports. We presenta detailed structure ofthe main formsofstudiesJudo: teaching and training, combined, control, occupation during theteaching practice, the self-employed. The rationaldistributionofteaching time: on thebasis of the theoryof judo–3,5%, on thegeneral and specialphysical training–26%, on the technical andtactical training–68% andfor the organization ofextra-curricularsportsactivitiesin school –1,5%, placing 66%of teaching timeinthetraining sessions, 26% –bycombining and8% – for the control; the use ofa game methodinthepreparationofthelesson–30% of the time in the «new learning»– 15%, in the «securing development»–30% of teaching time. By yearofstudyproposedthatthedistributionof teaching time: the theory of judo–90% of the time during the first yearof training, physical training –80% for the first andsecondyears of training, technical andtactical training–75% in the second and third yearsof study.
judoclass work.
secondary school
teaching school
educational technology
thetraining process
sports training

Актуальность подготовки тренеров по дзюдо для работы в школе обусловлена, прежде всего, тем, что занятия дзюдо по престижности занимают у школьников одно из первых мест среди других видов массового спорта [4]. Этот вид спорта способствует гармоничному физическому развитию личности, оказывает благоприятное психолого-воспитательное воздействие на детей и подростков, воспитывает волевые качества, решительность, целеустремленность, уверенность в себе.Вместе с тем в нашей стране до настоящего времени отсутствует целенаправленная подготовка тренеров по дзюдо для массового школьного спорта, где главной задачей является достижение оздоровительного, воспитательного и прикладного эффекта.Как показывает практика, хорошей базой для подготовки тренеров по видам спорта для общеобразовательной школы является обучение студентов-предметников по дополнительной профессии. Будущие педагоги ориентированы на работу со школьниками, профессионально подготовлены к ней, а работа по дополнительной профессии (тренера по виду спорта) способствует их контакту с детьми и в то же время является источником дополнительного заработка.

Материал и методы исследования.Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе проводился предварительный педагогический эксперимент по определению оптимального времени использования игрового метода на занятиях и алгоритма формирования технико-тактических и дидактических умений. Определялись рациональные формы занятий и их структура, уточнялось содержание подготовки и объем занятий по темам, обеспечивающие их освоение на модельном уровне всеми занимающимися. Была организована работа секции по дзюдо в школе как база для прохождения педагогической практики. На втором этапе проводился основной педагогический эксперимент с использованием уже разработанной методики, в которую вносились лишь незначительные коррективы. На третьем, заключительном этапе, проведен окончательный анализ результатов. В процессе выполнения работы использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, контрольно-педагогические испытания, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент.Результаты исследования обработаны методами вариационной статистики с использованием t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение.В процессе проведения исследования изучалась технология подготовки тренеров по дзюдо для общеобразовательных школ из числа студенток педагогического вуза, обучающихся на нефизкультурных факультетах. Были выделены основные компоненты технологии подготовки: 1) выбор рациональных форм учебных занятий, их структура, содержание и алгоритм; 2) распределение учебного времени по темам, формам занятий и годам обучения; 3) распределение объема игрового метода на занятиях;4) определение рационального алгоритма физической, технико-тактической подготовки и формирования дидактических умений.

По первому направлению были выделены 5 форм учебных занятий: учебно-тренировочное, комбинированное (теоретическое+практическое), контрольное, занятие в период педагогической практики и самостоятельное занятие. Из числа учебных занятий были исключены чисто теоретические, в течение которых студенты осваивали только теоретические знания и не выполняли двигательных действий.

Структура учебно-тренировочного занятия включала следующие структурные элементы: 1) вводно-подготовительная часть (22 мин); 2) основная часть (60 мин), состоящая из изучения новых упражнений и приемов (20мин),закрепления и совершенствования освоенных приемов (20 мин),учебной практики (10 мин),силовой тренировки (10 мин); 3)заключительная часть (8 мин). Приведенная структура занятия позволила эффективно решать все задачи подготовки тренера общеобразовательной школы по дзюдо: обучение упражнениям и технико-тактическим действиям, формирование дидактических умений, физическая тренировка. Соответствующий алгоритм занятия в указанной последовательности его частей и разделов способствовал рациональной структуре физической нагрузки, отвечающей гигиеническим и педагогическим требованиям, формируя трехвершинную пульсовую кривую с повышением интенсивности в подготовительной части, в разделах «закрепление» и «силовая тренировка» и снижение интенсивности в разделах «обучение новому», «учебная практика» и в заключительной части[5].

Структура комбинированного занятия включала теоретическую часть (конспектирование информации, сопровождающейся демонстрацией схем, рисунков, фильмов), длящуюся 30 мин, и практическую часть (60 мин),включающую вводно-подготовительную часть (22 мин), учебную практику (10 мин), закрепление освоенных приемов (20 мин) и заключительную часть (8 мин).Подобный алгоритм практической части занятия позволял формировать двухвершинную пульсовую кривую с повышением интенсивности в подготовительной части и в разделе «закрепление» и ее снижением в разделе «учебная практика» и в заключительной части.

Структура контрольного занятиявключала разделы: опрос по теории дзюдо, тестирование ОФП и СФП, демонстрацию приемов (ката), контрольные и соревновательные схватки. Каждое конкретное контрольное занятие строилось с варьирующей структурой из указанных компонентов в зависимости от стоящих задач, этапа обучения и решения преподавателя. Целесообразно на каждом контрольном занятии использовать все его структурные части: опрос, тестирование, демонстрацию приемов и схватки, варьируя их продолжительность, с акцентом на два или один компонент. Общая идея такого комплексного контрольного занятия - напомнить и уточнить весь пройденный учебный материал, задействовать все элементы умственной и двигательной памяти, уточнить представления и эталоны правильных двигательных действий, способствуя тем самым совершенствованию дидактических умений, но акцентируя контроль и, соответственно, совершенствование знаний по какому-либо одному из компонентов.

Структура самостоятельного занятия включала теоретическую подготовку (изучение учебных пособий, конспектов), демонстрацию приемов и общую физическую подготовку. Возможны различные варианты сочетаний этих компонентов в занятии. Наиболее рационально в дни занятий по расписанию ограничиться самостоятельным занятиемпо теоретической подготовкес выполнением приемов, а в другие дни - выполнением приемов и физической тренировкой, преимущественно по ОФП.

Учебно-тренировочные, комбинированные и контрольные занятия проводились по расписанию, входя в регламентированный объем учебного времени - 390 ч. Занятия по педагогической практике и самостоятельные занятия были не регламентированы. Ориентировочный объем занятий вне расписания - 886 ч (за 3 года), из них на педагогическую практику - 160 ч и на самостоятельные занятия - 726 ч.

Распределение времени на отдельные темы занятий основывалось на собственном педагогическом опыте и наблюдениях о возможности всеми занимающимися освоить данную тему за соответствующий период учебного времени (табл.1). Распределялось оно следующим образом: на основы теории дзюдо - 3,5% учебного времени, на ОФП и СФП с формированием соответствующих дидактических умений - 26% учебного времени, на технико-тактическую подготовку с соответствующими дидактическими умениями - 68% времени и на организацию внеклассной работы по дзюдо в школе - 1,5% времени. Относительно небольшой объем времени на последний раздел объясняется тем, что студенты педагогического вуза были подготовлены по основам внеклассной работы в школе на занятиях по основной специальности[3].

Таблица 1

Распределение учебного времени по темам, формам занятий и годам обучения

Темы занятий

Количество часов

по расписанию

дополнительные

по формам занятий

по годам

Итого

по формам занятий

по годам

Итого

У-Т

Ком

Контр

1-й

2-й

3-й

П-п

Сам

1-й

2-й

3-й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1. История дзюдо, терминология,

ритуалы, костюм дзюдоиста, инвентарь

-

1

1

2

-

-

2

2

6

6

2

-

8

2. Гигиенические требования к занятиям дзюдо, предупреждение травматизма

-

1

1

2

-

-

2

2

2

4

-

-

4

3. Особенности занятий дзюдо с женщинами

-

2

1

3

-

-

3

2

3

3

2

-

5

4. Оздоровительное и воспитательное значение дзюдо

-

1

-

1

-

-

1

1

1

2

-

-

2

5. Правила судейства

2

2

2

2

2

2

6

7

10

7

5

5

17

6. Общая и специальная физическая под-готовка дзюдоистов с методикой обучения

90

8

2

40

40

20

100

40

350

130

130

130

390

7. Контроль за нагрузками и физической подготовленностью

-

1

2

1

1

1

3

5

2

3

2

2

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

12

13

14

8. Основные элементы дзюдо с методикой обучения

30

20

10

30

20

10

60

53

300

153

100

100

353

9. Техника борьбы в стойке с методикой обучения

100

50

10

40

50

70

160

33

50

25

58

30

83

10. Ведение схватки с методикой обучения

36

7

4

6

14

27

47

13

1

3

5

6

14

11. Внеклассные формы физического воспитания в школе, организация, планирование

-

4

-

2

2

-

4

-

2

-

-

2

2

12. Работа со школь-никами и родителя-ми, пропаганда занятий дзюдо

-

2

-

1

1

-

2

-

1

-

-

1

1

ИТОГО

258

100

32

130

130

130

390

158

728

336

274

276

886

Условные обозначения: у-т - учебно-тренировочные занятия; комб - комбинированные; конт - контрольные; п-п - педагогическая практика; сам - самостоятельные.

 

Уменьшение времени на теоретическую подготовку по сравнению с предлагаемым нами параметром (3,5%) затрудняло освоение знаний, необходимых будущему тренеру, а увеличение этого объема было нецелесообразно в связи с лимитом общего учебного времени. Относительно большой объем времени, отводимый на технико-тактическую подготовку, по сравнению с физической, объясняется, с одной стороны, сложностью овладения приемами дзюдо, а с другой - тем, что при технико-тактических упражнениях происходит сопряженное развитие физических качеств,пробелы в физической подготовке могут компенсироваться самостоятельными занятиями, тогда как последние не могут в той же мере использоваться для технико-тактической подготовки.Из общего числа - 195 занятий за 3 года (390 акад. часов), 258 ч (66%) было отведено на учебно-тренировочные, 100 ч (26%) - на комбинированные и 32 ч (8%) - на контрольные занятия.

Исследовалось рациональное распределение использования игрового метода на занятиях. Этот метод, с одной стороны, повышает эффективность подготовки самих будущих тренеров, а с другой - важен для формирования дидактических умений в использовании подвижных игр при занятиях дзюдо со школьниками[2]. Установлено, что на игровой метод целесообразно отводить примерно 30% времени в подготовительной части занятия, 15% - в разделе «обучение новому» и 30% времени в разделе «закрепление» (табл.2).

Таблица 2

Сравнительные показатели успеваемости и моторной плотности при трех вариантах распределения времени на игровой метод

Части занятий

Эффективность занятий

успеваемость

моторная плотность

Варианты распределения времени на игровой метод

1

2

3

1

2

3

Подготовительная

-

-

-

88 %

96 %

94 %

Основная

освоение нового

4,2

4,1

3,1

61 %

59 %

52 %

закрепление пройденного

3,4

4,3

4,0

73 %

86 %

85 %

Условные обозначения: 1 - 15% на игровой метод; 2 - 30% на игровой метод; 3 - 50% на игровой метод.

 

Установлено, что в процессе обучения технико-тактическим и дидактическим умениям более эффективно использование принципа сопряженной подготовки, когда уже на раннем этапе освоения приема обучающийся подключается к роли обучающего, объясняя, показывая и выявляя ошибки у своего коллеги. Это способствует более четкому формированию представлений о технике выполнения приема. В нервно-мышечной системе создается эталон двигательного действия, что позволяет быстрее осваивать прием и формировать дидактические умения[6]. Была отмечена положительная динамика показателей в тестах СФП в течение последнего года обучения(табл. 3).

Таблица 3

Динамика показателей специальной физической подготовленности студенток

группы школьных тренеров по дзюдо

Контрольные упражнения

Этапы обследования(M±m)

t

P

После

1-го года

После

2-го года

Итоговый

Разница

1. Кувырки вперед 10 м, с

5,85±0,07

5,27±0,06

4,75±0,06

1,10

12,20

<0,001

2. Кувырки назад 10 м, с

7,71±0,08

7,48±0,07

6,72±0,04

0,99

12,30

<0,001

3. Передвижения вперед в упоре лежа сзади 10 м, с

8,21±0,39

7,84±0,27

7,11±0,24

1,10

2,44

<0,05

4. Передвижения назад в упоре лежа сзади 10 м, с

7,71±0,23

6,94±0,19

5,84±0,17

1,87

6,23

<0,001

5. Бег на коленях 10 м, с

5,91±0,17

5,10±0,15

4,39±0,15

1,52

7,60

<0,001

Примечание: достоверность показана между исходными и итоговыми показателями.

 

Выявлен высокий (выше 4 баллов) уровень качества выполнения специально-подготовительных упражнений (табл. 4).

Таблица 4

Освоение специально-подготовительных упражнений

студентками группы школьных тренеров по дзюдо (n=26)

Контрольные упражнения

Этапы обследования (M±m)

Разница

t

P

После 2-го года (баллы)

Итоговый (баллы)

1. Кувырки (вперед, назад)

4,27±0,04

4,85±0,03

0,58

11,6

<0,001

2. Забегания на мосту

3,27±0,09

4,36±0,06

1,09

10,0

<0,001

3. Переворот боком («колесо»)

3,37±0,11

4,53±0,07

1,16

8,92

<0,001

4. Вставание на гимнастический мост наклоном назад

3,12±0,14

3,87±0,12

0,75

4,16

<0,001

 

Выявлен хороший уровень освоения приемов дзюдо (табл. 5).

Таблица 5

Освоение приемов дзюдо студентками группы школьных тренеров по дзюдо (n=26)

Приемы дзюдо

Этапы обследования (M±m)

Разница

t

P

После 2-го года (баллы)

Итоговый (баллы)

1. Бросок через бедро

3,75±0,07

4,77±0,04

1,02

12,75

<0,001

2. Защита от броска через бедро

3,24±0,14

3,50±0,09

1,11

6,52

<0,001

3. Бросок через спину

3,27±0,19

3,84±0,17

0,57

2,19

<0,05

4. Защита от броска через спину

3,82±0,24

4,19±0,16

0,37

1,29

>0,05

 

Установлен высокий уровень развития дидактических умений (выше 4 баллов) по всем группам (табл.6).

Таблица 6

Овладение дидактическими умениями студентками группы школьных тренеров дзюдо (n=26)

Приемы дзюдо

Этапы обследования (M±m)

Разница

t

P

После 2-го года (баллы)

Итоговый (баллы)

1. Дидактические умения по общим вопросам теории дзюдо

3,24±0,17

4,52±0,08

1,28

7,1

<0,001

2. Дидактические умения по ОФП и СФП

3,64±0,07

4,82±0,06

1,18

13,1

<0,001

3. Дидактические умения по технико-тактической подготовке

3,31±0,21

4,08±0,26

0,77

2,09

<0,05

4. Дидактические умения по правилам судейства

3,27±0,34

4,78±0,19

1,51

3,97

<0,001

Отмечалась определенная закономерность динамики показателей подготовленности занимающихся[1]. Так, если в показателях физического развития и ОФП наибольшие сдвиги происходили в первый год обучения, а затем темп их снижался, то сдвиг показателей СФП и технической подготовки был более высокий в последний год обучения.

В целом результаты исследования динамики показателей физического развития, ОФП, СФП, технической и дидактической подготовленности по разработанной методике указывают на положительное влияние занятий в группе тренеров по дзюдо, на физическое состояние занимающихся и на их хорошую подготовленность к внеклассной работе в спортивной секции общеобразовательной школы.

Выводы

1. В технологии подготовки тренера для внеклассных занятий по дзюдо выявлены пять форм целесообразных учебных занятий: 1) учебно-тренировочные (подготовительная - 22 мин; основная - 60 мин: «обучение новому» - 20 мин, «закрепление освоенного» - 20 мин, учебная практика - 10 мин, «силовая тренировка» - 10 мин; заключительная часть - 8 мин);

2) комбинированные (теоретическая часть - 30 мин; практическая часть - 60 мин: подготовительная - 22 мин, учебная практика - 10 мин, «закрепление освоенного» - 20 мин и заключительная часть - 8 мин); 3) контрольные (опрос, тестирование, демонстрация приемов (ката) и схватки (якусокурэнсю и рандори)); 4) занятия на педагогической практике в спортивной секции дзюдо в школе;5)самостоятельные занятия (теоретическая подготовка, ката, ОФП).Разработанный алгоритм занятия позволял формировать трехвершинную (учебно-тренировочное занятие) и двухвершинную (комбинированное занятие) пульсовые кривые, отвечающие гигиеническим требованиям.

2. Определено рациональное распределение учебного времени: на основы теории дзюдо - 3,5%, на ОФП и СФП - 26%, на технико-тактическую подготовку - 68% и на организацию внеклассной спортивной работы в школе - 1,5% со следующим распределением времени - 66% - на учебно-тренировочные занятия, 26% - на комбинированные и 8% - на контрольные; на использование игрового метода в подготовительной части занятия - 30% времени, в разделе «обучение новому» - 15%, в разделе «закрепление освоенного» - 30% учебного времени. По годам обучения распределение учебного времени имело следующие основные характеристики: теория дзюдо - 90% времени в первый год обучения, физическая подготовка - 80% за первый и второй годы обучения, технико-тактическая подготовка - 75% за второй и третий годы обучения.

3. Установлено, что алгоритм формирования технических и дидактических умений эффективнее при сопряженном обучении, когда уже на ранних стадиях обучения техническим действиям подключается формирование дидактических умений, что можно объяснить активизацией образования представлений и техники выполнения упражнений.

4. Выявлен хороший уровень освоения специально-подготовительных упражнений и технических приемов: кувырки вперед, назад - 4,85 балла; забегание на мосту - 4,36; переворот боком - 4,53; вставание на гимнастический мост наклоном назад - 3,87; бросок через бедро - 4,77; бросок через спину - 3,84. Уровень выполнения технических и соревновательных действий был у всех занимающихся не ниже первого дана, что соответствует модельным требованиям. Отмечался хороший уровень дидактических умений: по общим основам теории дзюдо - 4,52; по ОФП и СФП - 4,82; по технико-тактической подготовке - 4,08; по умениям судить соревнования - 4,78, соответствующий модельным требованиям.

Рецензенты:

Якунчев М.А.,д.п.н., профессор кафедры биологии, географии и методик обученияФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»,г.Саранск;

Извеков В.В.,д.п.н., профессор, зав. кафедрой физического воспитания Саранского кооперативного института Российского университета кооперации, г. Саранск.