Актуальность подготовки тренеров по дзюдо для работы в школе обусловлена, прежде всего, тем, что занятия дзюдо по престижности занимают у школьников одно из первых мест среди других видов массового спорта [4]. Этот вид спорта способствует гармоничному физическому развитию личности, оказывает благоприятное психолого-воспитательное воздействие на детей и подростков, воспитывает волевые качества, решительность, целеустремленность, уверенность в себе.Вместе с тем в нашей стране до настоящего времени отсутствует целенаправленная подготовка тренеров по дзюдо для массового школьного спорта, где главной задачей является достижение оздоровительного, воспитательного и прикладного эффекта.Как показывает практика, хорошей базой для подготовки тренеров по видам спорта для общеобразовательной школы является обучение студентов-предметников по дополнительной профессии. Будущие педагоги ориентированы на работу со школьниками, профессионально подготовлены к ней, а работа по дополнительной профессии (тренера по виду спорта) способствует их контакту с детьми и в то же время является источником дополнительного заработка.
Материал и методы исследования.Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе проводился предварительный педагогический эксперимент по определению оптимального времени использования игрового метода на занятиях и алгоритма формирования технико-тактических и дидактических умений. Определялись рациональные формы занятий и их структура, уточнялось содержание подготовки и объем занятий по темам, обеспечивающие их освоение на модельном уровне всеми занимающимися. Была организована работа секции по дзюдо в школе как база для прохождения педагогической практики. На втором этапе проводился основной педагогический эксперимент с использованием уже разработанной методики, в которую вносились лишь незначительные коррективы. На третьем, заключительном этапе, проведен окончательный анализ результатов. В процессе выполнения работы использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, контрольно-педагогические испытания, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент.Результаты исследования обработаны методами вариационной статистики с использованием t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение.В процессе проведения исследования изучалась технология подготовки тренеров по дзюдо для общеобразовательных школ из числа студенток педагогического вуза, обучающихся на нефизкультурных факультетах. Были выделены основные компоненты технологии подготовки: 1) выбор рациональных форм учебных занятий, их структура, содержание и алгоритм; 2) распределение учебного времени по темам, формам занятий и годам обучения; 3) распределение объема игрового метода на занятиях;4) определение рационального алгоритма физической, технико-тактической подготовки и формирования дидактических умений.
По первому направлению были выделены 5 форм учебных занятий: учебно-тренировочное, комбинированное (теоретическое+практическое), контрольное, занятие в период педагогической практики и самостоятельное занятие. Из числа учебных занятий были исключены чисто теоретические, в течение которых студенты осваивали только теоретические знания и не выполняли двигательных действий.
Структура учебно-тренировочного занятия включала следующие структурные элементы: 1) вводно-подготовительная часть (22 мин); 2) основная часть (60 мин), состоящая из изучения новых упражнений и приемов (20мин),закрепления и совершенствования освоенных приемов (20 мин),учебной практики (10 мин),силовой тренировки (10 мин); 3)заключительная часть (8 мин). Приведенная структура занятия позволила эффективно решать все задачи подготовки тренера общеобразовательной школы по дзюдо: обучение упражнениям и технико-тактическим действиям, формирование дидактических умений, физическая тренировка. Соответствующий алгоритм занятия в указанной последовательности его частей и разделов способствовал рациональной структуре физической нагрузки, отвечающей гигиеническим и педагогическим требованиям, формируя трехвершинную пульсовую кривую с повышением интенсивности в подготовительной части, в разделах «закрепление» и «силовая тренировка» и снижение интенсивности в разделах «обучение новому», «учебная практика» и в заключительной части[5].
Структура комбинированного занятия включала теоретическую часть (конспектирование информации, сопровождающейся демонстрацией схем, рисунков, фильмов), длящуюся 30 мин, и практическую часть (60 мин),включающую вводно-подготовительную часть (22 мин), учебную практику (10 мин), закрепление освоенных приемов (20 мин) и заключительную часть (8 мин).Подобный алгоритм практической части занятия позволял формировать двухвершинную пульсовую кривую с повышением интенсивности в подготовительной части и в разделе «закрепление» и ее снижением в разделе «учебная практика» и в заключительной части.
Структура контрольного занятиявключала разделы: опрос по теории дзюдо, тестирование ОФП и СФП, демонстрацию приемов (ката), контрольные и соревновательные схватки. Каждое конкретное контрольное занятие строилось с варьирующей структурой из указанных компонентов в зависимости от стоящих задач, этапа обучения и решения преподавателя. Целесообразно на каждом контрольном занятии использовать все его структурные части: опрос, тестирование, демонстрацию приемов и схватки, варьируя их продолжительность, с акцентом на два или один компонент. Общая идея такого комплексного контрольного занятия - напомнить и уточнить весь пройденный учебный материал, задействовать все элементы умственной и двигательной памяти, уточнить представления и эталоны правильных двигательных действий, способствуя тем самым совершенствованию дидактических умений, но акцентируя контроль и, соответственно, совершенствование знаний по какому-либо одному из компонентов.
Структура самостоятельного занятия включала теоретическую подготовку (изучение учебных пособий, конспектов), демонстрацию приемов и общую физическую подготовку. Возможны различные варианты сочетаний этих компонентов в занятии. Наиболее рационально в дни занятий по расписанию ограничиться самостоятельным занятиемпо теоретической подготовкес выполнением приемов, а в другие дни - выполнением приемов и физической тренировкой, преимущественно по ОФП.
Учебно-тренировочные, комбинированные и контрольные занятия проводились по расписанию, входя в регламентированный объем учебного времени - 390 ч. Занятия по педагогической практике и самостоятельные занятия были не регламентированы. Ориентировочный объем занятий вне расписания - 886 ч (за 3 года), из них на педагогическую практику - 160 ч и на самостоятельные занятия - 726 ч.
Распределение времени на отдельные темы занятий основывалось на собственном педагогическом опыте и наблюдениях о возможности всеми занимающимися освоить данную тему за соответствующий период учебного времени (табл.1). Распределялось оно следующим образом: на основы теории дзюдо - 3,5% учебного времени, на ОФП и СФП с формированием соответствующих дидактических умений - 26% учебного времени, на технико-тактическую подготовку с соответствующими дидактическими умениями - 68% времени и на организацию внеклассной работы по дзюдо в школе - 1,5% времени. Относительно небольшой объем времени на последний раздел объясняется тем, что студенты педагогического вуза были подготовлены по основам внеклассной работы в школе на занятиях по основной специальности[3].
Таблица 1
Распределение учебного времени по темам, формам занятий и годам обучения
Темы занятий |
Количество часов |
||||||||||||
по расписанию |
дополнительные |
||||||||||||
по формам занятий |
по годам |
Итого |
по формам занятий |
по годам |
Итого |
||||||||
У-Т |
Ком |
Контр |
1-й |
2-й |
3-й |
П-п |
Сам |
1-й |
2-й |
3-й |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. История дзюдо, терминология, ритуалы, костюм дзюдоиста, инвентарь |
- |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
6 |
6 |
2 |
- |
8 |
2. Гигиенические требования к занятиям дзюдо, предупреждение травматизма |
- |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
4 |
- |
- |
4 |
3. Особенности занятий дзюдо с женщинами |
- |
2 |
1 |
3 |
- |
- |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
- |
5 |
4. Оздоровительное и воспитательное значение дзюдо |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
2 |
5. Правила судейства |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
7 |
10 |
7 |
5 |
5 |
17 |
6. Общая и специальная физическая под-готовка дзюдоистов с методикой обучения |
90 |
8 |
2 |
40 |
40 |
20 |
100 |
40 |
350 |
130 |
130 |
130 |
390 |
7. Контроль за нагрузками и физической подготовленностью |
- |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
5 |
2 |
3 |
2 |
2 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
12 |
13 |
14 |
8. Основные элементы дзюдо с методикой обучения |
30 |
20 |
10 |
30 |
20 |
10 |
60 |
53 |
300 |
153 |
100 |
100 |
353 |
9. Техника борьбы в стойке с методикой обучения |
100 |
50 |
10 |
40 |
50 |
70 |
160 |
33 |
50 |
25 |
58 |
30 |
83 |
10. Ведение схватки с методикой обучения |
36 |
7 |
4 |
6 |
14 |
27 |
47 |
13 |
1 |
3 |
5 |
6 |
14 |
11. Внеклассные формы физического воспитания в школе, организация, планирование |
- |
4 |
- |
2 |
2 |
- |
4 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
12. Работа со школь-никами и родителя-ми, пропаганда занятий дзюдо |
- |
2 |
- |
1 |
1 |
- |
2 |
- |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
ИТОГО |
258 |
100 |
32 |
130 |
130 |
130 |
390 |
158 |
728 |
336 |
274 |
276 |
886 |
Условные обозначения: у-т - учебно-тренировочные занятия; комб - комбинированные; конт - контрольные; п-п - педагогическая практика; сам - самостоятельные.
Уменьшение времени на теоретическую подготовку по сравнению с предлагаемым нами параметром (3,5%) затрудняло освоение знаний, необходимых будущему тренеру, а увеличение этого объема было нецелесообразно в связи с лимитом общего учебного времени. Относительно большой объем времени, отводимый на технико-тактическую подготовку, по сравнению с физической, объясняется, с одной стороны, сложностью овладения приемами дзюдо, а с другой - тем, что при технико-тактических упражнениях происходит сопряженное развитие физических качеств,пробелы в физической подготовке могут компенсироваться самостоятельными занятиями, тогда как последние не могут в той же мере использоваться для технико-тактической подготовки.Из общего числа - 195 занятий за 3 года (390 акад. часов), 258 ч (66%) было отведено на учебно-тренировочные, 100 ч (26%) - на комбинированные и 32 ч (8%) - на контрольные занятия.
Исследовалось рациональное распределение использования игрового метода на занятиях. Этот метод, с одной стороны, повышает эффективность подготовки самих будущих тренеров, а с другой - важен для формирования дидактических умений в использовании подвижных игр при занятиях дзюдо со школьниками[2]. Установлено, что на игровой метод целесообразно отводить примерно 30% времени в подготовительной части занятия, 15% - в разделе «обучение новому» и 30% времени в разделе «закрепление» (табл.2).
Таблица 2
Сравнительные показатели успеваемости и моторной плотности при трех вариантах распределения времени на игровой метод
Части занятий |
Эффективность занятий |
||||||
успеваемость |
моторная плотность |
||||||
Варианты распределения времени на игровой метод |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
Подготовительная |
- |
- |
- |
88 % |
96 % |
94 % |
|
Основная |
освоение нового |
4,2 |
4,1 |
3,1 |
61 % |
59 % |
52 % |
закрепление пройденного |
3,4 |
4,3 |
4,0 |
73 % |
86 % |
85 % |
Условные обозначения: 1 - 15% на игровой метод; 2 - 30% на игровой метод; 3 - 50% на игровой метод.
Установлено, что в процессе обучения технико-тактическим и дидактическим умениям более эффективно использование принципа сопряженной подготовки, когда уже на раннем этапе освоения приема обучающийся подключается к роли обучающего, объясняя, показывая и выявляя ошибки у своего коллеги. Это способствует более четкому формированию представлений о технике выполнения приема. В нервно-мышечной системе создается эталон двигательного действия, что позволяет быстрее осваивать прием и формировать дидактические умения[6]. Была отмечена положительная динамика показателей в тестах СФП в течение последнего года обучения(табл. 3).
Таблица 3
Динамика показателей специальной физической подготовленности студенток
группы школьных тренеров по дзюдо
Контрольные упражнения |
Этапы обследования(M±m) |
t |
P |
|||
После 1-го года |
После 2-го года |
Итоговый |
Разница |
|||
1. Кувырки вперед 10 м, с |
5,85±0,07 |
5,27±0,06 |
4,75±0,06 |
1,10 |
12,20 |
<0,001 |
2. Кувырки назад 10 м, с |
7,71±0,08 |
7,48±0,07 |
6,72±0,04 |
0,99 |
12,30 |
<0,001 |
3. Передвижения вперед в упоре лежа сзади 10 м, с |
8,21±0,39 |
7,84±0,27 |
7,11±0,24 |
1,10 |
2,44 |
<0,05 |
4. Передвижения назад в упоре лежа сзади 10 м, с |
7,71±0,23 |
6,94±0,19 |
5,84±0,17 |
1,87 |
6,23 |
<0,001 |
5. Бег на коленях 10 м, с |
5,91±0,17 |
5,10±0,15 |
4,39±0,15 |
1,52 |
7,60 |
<0,001 |
Примечание: достоверность показана между исходными и итоговыми показателями.
Выявлен высокий (выше 4 баллов) уровень качества выполнения специально-подготовительных упражнений (табл. 4).
Таблица 4
Освоение специально-подготовительных упражнений
студентками группы школьных тренеров по дзюдо (n=26)
Контрольные упражнения |
Этапы обследования (M±m) |
Разница |
t |
P |
|
После 2-го года (баллы) |
Итоговый (баллы) |
||||
1. Кувырки (вперед, назад) |
4,27±0,04 |
4,85±0,03 |
0,58 |
11,6 |
<0,001 |
2. Забегания на мосту |
3,27±0,09 |
4,36±0,06 |
1,09 |
10,0 |
<0,001 |
3. Переворот боком («колесо») |
3,37±0,11 |
4,53±0,07 |
1,16 |
8,92 |
<0,001 |
4. Вставание на гимнастический мост наклоном назад |
3,12±0,14 |
3,87±0,12 |
0,75 |
4,16 |
<0,001 |
Выявлен хороший уровень освоения приемов дзюдо (табл. 5).
Таблица 5
Освоение приемов дзюдо студентками группы школьных тренеров по дзюдо (n=26)
Приемы дзюдо |
Этапы обследования (M±m) |
Разница |
t |
P |
|
После 2-го года (баллы) |
Итоговый (баллы) |
||||
1. Бросок через бедро |
3,75±0,07 |
4,77±0,04 |
1,02 |
12,75 |
<0,001 |
2. Защита от броска через бедро |
3,24±0,14 |
3,50±0,09 |
1,11 |
6,52 |
<0,001 |
3. Бросок через спину |
3,27±0,19 |
3,84±0,17 |
0,57 |
2,19 |
<0,05 |
4. Защита от броска через спину |
3,82±0,24 |
4,19±0,16 |
0,37 |
1,29 |
>0,05 |
Установлен высокий уровень развития дидактических умений (выше 4 баллов) по всем группам (табл.6).
Таблица 6
Овладение дидактическими умениями студентками группы школьных тренеров дзюдо (n=26)
Приемы дзюдо |
Этапы обследования (M±m) |
Разница |
t |
P |
|
После 2-го года (баллы) |
Итоговый (баллы) |
||||
1. Дидактические умения по общим вопросам теории дзюдо |
3,24±0,17 |
4,52±0,08 |
1,28 |
7,1 |
<0,001 |
2. Дидактические умения по ОФП и СФП |
3,64±0,07 |
4,82±0,06 |
1,18 |
13,1 |
<0,001 |
3. Дидактические умения по технико-тактической подготовке |
3,31±0,21 |
4,08±0,26 |
0,77 |
2,09 |
<0,05 |
4. Дидактические умения по правилам судейства |
3,27±0,34 |
4,78±0,19 |
1,51 |
3,97 |
<0,001 |
Отмечалась определенная закономерность динамики показателей подготовленности занимающихся[1]. Так, если в показателях физического развития и ОФП наибольшие сдвиги происходили в первый год обучения, а затем темп их снижался, то сдвиг показателей СФП и технической подготовки был более высокий в последний год обучения.
В целом результаты исследования динамики показателей физического развития, ОФП, СФП, технической и дидактической подготовленности по разработанной методике указывают на положительное влияние занятий в группе тренеров по дзюдо, на физическое состояние занимающихся и на их хорошую подготовленность к внеклассной работе в спортивной секции общеобразовательной школы.
Выводы
1. В технологии подготовки тренера для внеклассных занятий по дзюдо выявлены пять форм целесообразных учебных занятий: 1) учебно-тренировочные (подготовительная - 22 мин; основная - 60 мин: «обучение новому» - 20 мин, «закрепление освоенного» - 20 мин, учебная практика - 10 мин, «силовая тренировка» - 10 мин; заключительная часть - 8 мин);
2) комбинированные (теоретическая часть - 30 мин; практическая часть - 60 мин: подготовительная - 22 мин, учебная практика - 10 мин, «закрепление освоенного» - 20 мин и заключительная часть - 8 мин); 3) контрольные (опрос, тестирование, демонстрация приемов (ката) и схватки (якусокурэнсю и рандори)); 4) занятия на педагогической практике в спортивной секции дзюдо в школе;5)самостоятельные занятия (теоретическая подготовка, ката, ОФП).Разработанный алгоритм занятия позволял формировать трехвершинную (учебно-тренировочное занятие) и двухвершинную (комбинированное занятие) пульсовые кривые, отвечающие гигиеническим требованиям.
2. Определено рациональное распределение учебного времени: на основы теории дзюдо - 3,5%, на ОФП и СФП - 26%, на технико-тактическую подготовку - 68% и на организацию внеклассной спортивной работы в школе - 1,5% со следующим распределением времени - 66% - на учебно-тренировочные занятия, 26% - на комбинированные и 8% - на контрольные; на использование игрового метода в подготовительной части занятия - 30% времени, в разделе «обучение новому» - 15%, в разделе «закрепление освоенного» - 30% учебного времени. По годам обучения распределение учебного времени имело следующие основные характеристики: теория дзюдо - 90% времени в первый год обучения, физическая подготовка - 80% за первый и второй годы обучения, технико-тактическая подготовка - 75% за второй и третий годы обучения.
3. Установлено, что алгоритм формирования технических и дидактических умений эффективнее при сопряженном обучении, когда уже на ранних стадиях обучения техническим действиям подключается формирование дидактических умений, что можно объяснить активизацией образования представлений и техники выполнения упражнений.
4. Выявлен хороший уровень освоения специально-подготовительных упражнений и технических приемов: кувырки вперед, назад - 4,85 балла; забегание на мосту - 4,36; переворот боком - 4,53; вставание на гимнастический мост наклоном назад - 3,87; бросок через бедро - 4,77; бросок через спину - 3,84. Уровень выполнения технических и соревновательных действий был у всех занимающихся не ниже первого дана, что соответствует модельным требованиям. Отмечался хороший уровень дидактических умений: по общим основам теории дзюдо - 4,52; по ОФП и СФП - 4,82; по технико-тактической подготовке - 4,08; по умениям судить соревнования - 4,78, соответствующий модельным требованиям.
Рецензенты:Якунчев М.А.,д.п.н., профессор кафедры биологии, географии и методик обученияФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»,г.Саранск;
Извеков В.В.,д.п.н., профессор, зав. кафедрой физического воспитания Саранского кооперативного института Российского университета кооперации, г. Саранск.