Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SUPERVISION AS A MEANS TO STRENGTHEN THE PRACTICAL TRAINING OF FUTURE DEFECTOLOGIST

Lavrenteva M.A. 1 Grishina O.S. 1
1 Mordovian State Pedagogical Institute
The article is devoted to the problem of implementation of supervision practice in Special (defectological) education. The results of the testing of innovative practice models in the implementation of the Federal education project of modernization of pedagogical education on the basis of the organization of network interaction of educational institutions that implement programs of higher education and basic General education.Installed complexity of execution of the totality of the functions of supervision of teaching staff of educational institutions: the willingness to mentoring and counseling, the difficulty of the correction andekspertirovaniya. It presents evidence of the value of supervision as a means of strengthening the practical training of future defectologists. The specificity of its technological embodiment, enables a new quality of educational outcomes, where the main achievement will be the ability to design and implement a Bachelor of their professional activities in accordance with professional standards.
networking
special (defectological) education
the practice-oriented approach
supervision
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» - вуз с многолетней историей и богатыми научно-образовательными традициями, предопределяющими его ориентацию на реализацию инновационной деятельности как важнейшего средства повышения качества и конкурентоспособности образования. Вуз активно участвует в апробации инновационных образовательных проектов в контексте модернизации педагогического образования, в том числе и в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций, практическая реализация которого осуществляется на четырех уровнях: международном (вуз является членом Евразийской ассоциации педагогических вузов); общероссийском (вуз входит в сетевое объединение «Педагогические кадры России»); межрегиональном (вуз является исполнителем проектов в рамках модернизации педагогического образования, а также партнером ряда педагогических вузов России); региональном (в рамках проекта по развитию профессионально-педагогического кластера Республики Мордовия на базе центра педагогического образования) [3].Сетевое взаимодействие образовательных организаций является оптимальным вариантом переустройства образовательного пространства для интенсификации процесса распространения передового опыта и создания универсальных инновационных продуктов. С целью решения задачи приведения содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда Министерство образования и науки Российской Федерации инициировало разработку проектов, предусматривающих усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата и магистратуры в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций [6]. В 2014-2015 учебном году вуз в качестве соисполнителя принял участие в проекте «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей "Образование и педагогика" по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования», где  исполнителем Государственного контракта № 05.043.11.0029 - вузом-разработчиком являлся ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». Преподаватели факультета психологии и дефектологии вуза осуществляли апробацию в образовательном процессе ряда учебных дисциплин экспериментальных модулей по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» - «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки», «Теоретические и экспериментальные основы образовательно-коррекционного процесса», «Изучение, образование и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» и рассредоточенной учебной практики, что позволило приобрести неоценимый опыт многопланового сотрудничества между субъектами образования [4]. В процессе экспериментальной апробации активизирована научно-методическая деятельность профессорско-преподавательского состава, найдены новые пути и установлены условия оптимизации работы вуза по обеспечению современного уровня практикоориентированной подготовки бакалавров - будущих дефектологов.

Модернизация педагогического образования неосуществима без повышения управляемости процесса профессионализации педагога, т.е. эффективного менеджмента процесса формирования профессиональной позиции, интеграции личностных и профессионально важных качеств в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированного выполнения профессиональной деятельности. В качестве ключевых условий успешности обозначенного процесса называются: своевременное включение личности в профессиональную деятельность с возможностью специализации в одной из ее областей; определенность требований к уровню квалификации педагогов-кураторов процесса развития профессиональных трудовых действий обучающихся; наличие социального заказа повышения результативности педагогической деятельности; личная потребность специалиста в профессиональном совершенствовании, которая определяет цели, мотивы, удовлетворенность трудом и формирует профессиональную позицию; наличие условий, оптимизирующих развитие профессиональной культуры. Одним из рациональных средств профессионализации  образовательного процесса по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» признано внедрение технологии супервизорства.

Содержание понятия «супервизия» варьирует в зависимости от профессиональной специализации, но в целом под супервизией понимается поддержка, которую в профессиональном контексте получают индивид, группа или организация с целью улучшения качества профессиональной деятельности. В зарубежных системах профессиональной подготовки специалистов сфер здравоохранения, образования, психологической и социальной работы супервизии отводится значительная роль. В ее основе лежит идея активного применения успешного практического опыта, потому функции супервизора выполняет специалист, имеющий высокую квалификацию и авторитет в профессиональной сфере. Супервизия в российской интерпретации - это наставничество. В отечественном образовании наставничеству всегда придавалось особое значение, прежде всего в рамках профессионально-производственного обучения на уровне общего образования (И.И. Бецкой, Н.Ф. Бунаков, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.). Наставничество характеризовалось как социальный институт, реализующий взаимообмен жизненным опытом, поддержку, обучение или руководство в целях личного, духовного, профессионального или жизненного роста. Необходимость возрождения института наставничества на современном этапе детерминирована требованиями повышения качества образования. Но в отечественной системе образования до настоящего времени супервизия не получила широкого распространения, за исключением сферы профессиональной подготовки психологов [7]. В специальном (дефектологическом) образовании такая технология практически отсутствует. Между тем именно через супервизию возможно создание психологических и социально-педагогических условий для успешного профессионально-личностного развития бакалавра.

Профессионально-прикладная подготовка бакалавров в рамках обозначенного проекта осуществлялась в процессе реализации экспериментальной модели учебной практики, соответствующей контексту модульного обучения, «встроенной» в учебный модуль - комплексную практико-теоретическую единицу, направленную на формирование определенного набора трудовых действий профессионала [1]. В отличие от традиционной модели, предполагающей первоначальное овладение теоретическими знаниями и их последующее использование на практике, экспериментальная модель реализовывалась в иной логике - контекст «погружения» бакалавров в профессиональную среду во время распределенной практики предопределял параллельное освоение теории и профессиональных действий. В условиях преобразованной образовательно-профессиональной среды осуществлялось достижение таких образовательных результатов, как формирование у бакалавров целостной картины содержательной области «Специальная педагогика и психология» и воспитание у них критической позиции по отношению к предназначенным для освоения знаниям и способам деятельности. Базами практики являлись образовательные организации Республики Мордовия, реализующие программы общего образования и адаптированные программы общего образования и имеющие соответствующее ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое, инструментальное и т.п.). В них работают высококвалифицированные педагогические кадры - учителя, дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, обладающие продуктивным опытом инновационной деятельности в области инклюзивного образования. Компетентность педагогов подтверждается: наличием позитивного отношения к развитию инклюзивных образовательных процессов; знанием требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования, а также требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; владением профессиональными компетенциями (предусмотренными ФГОС ВПО по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»); наличием опыта сопровождения студентов на педагогической практике; готовностью и способностью к взаимодействию с куратором практики вуза; готовностью к непрерывному профессиональному развитию. Это педагогические кадры, которые способны быть идеальными примерами осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Личностные и профессиональные качества педагогических кадров образовательных организаций позволяли им стать супервизорами педагогической практики будущих дефектологов. Однако, как показали первоначальные результаты экспериментальной апробации, они не готовы к реализации всех аспектов супервизии. Определенные сложности имелись в деятельности по организации «проблемных» ситуаций для будущих дефектологов, обеспечивающих стимуляцию процесса самостоятельного овладения практикантами трудовыми функциями. Недостаточно сформированной оказалась готовность к осуществлению личностно-ориентированного профессионального взаимодействия с практикантами при обсуждении и оценке результатов их учебно-профессиональной деятельности. Проведенное «пилотное» анкетирование педагогов, направленное на самооценку возможности и способности действовать в качестве супервизоров-наставников, супервизоров-консультантов, супервизоров-корректоров и супервизоров-экспертов, показало, что педагогические работники достаточно высоко оценивают свою готовность к наставничеству и консультированию, менее - к реализации функций коррекции и экспертирования. Поэтому в рамках апробации экспериментальных модулей возникла потребность в особой подготовке супервизора педагогической практики в рамках специального (дефектологического) образования.

Г.В. Залевский указывает, что сегодня существует достаточно большое число разнообразных концепций и моделей супервизии: классификация супервизорских моделей и, следовательно, определение функций, механизмов и ресурсов зависит обычно от предпочтений ее авторов [2]. В рамках экспериментальной апробации использовались постулаты супервизии, наиболее актуальные и адаптированные для сопровождения учебной практики бакалавров специального (дефектологического) образования.

Задача супервизора образовательной организации в рамках сетевого взаимодействия - это не только и не столько демонстрация лучших образцов профессиональной деятельности, сколько обеспечение поддержки бакалавров в планировании и реализации образовательной траектории процесса учебной практики. Исходным положением для определения обозначенной задачи стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития личности. Ориентационное поле развития - целостное системное объединение различных ориентиров, т.е. тех социальных установок и индивидуально-психологических качеств, которые помогают осознать личности значение ситуации выбора и самоопределиться в каждой конкретной ситуации. Но в условиях профессиональной подготовки для осуществления права личности самостоятельного выбора из совокупности альтернатив развития необходимо создать «обеспечивающие» условия: обучить анализу проблемной ситуации, выработке плана решения и его реализации. При этом учитывается, что носителем «проблемы развития» личности в каждом конкретном случае выступает и сам субъект развития, и его микросоциальное окружение. Успешность решения данной задачи обусловливалась степенью гармонизации интересов участников процесса, открытостью и субъектностью их позиций, обеспеченностью межличностной неформальной коммуникации. Так как фактической целью усиления практической направленности образования является не только формирование системы профессиональных знаний, но и развитие профессиональной мотивации и творческой активности, неформальные межличностные отношения бакалавров с супервизором должны были стать основой для передачи его мировоззренческой позиции, реализованной на практике. В таком общении субъективное понимание студентами нравственных категорий интегрируется в общечеловеческие нормы морали и ценности. Обозначенный тип коммуникации имеет и иные достоинства: оперативность, избирательность и адресность, наличие обратной связи [5].

В рамках экспериментальной апробации супервизору в процессе сопровождения практиканта делегировалась определенная совокупность функций. Реализация образовательной функции предполагала формирование профессиональной компетентности бакалавра, где основное внимание уделялось развитию компетенции соотнесения имеющихся знаний с целями, условиями и способами практической деятельности. Осуществление фасилитационной функции было ориентировано на поддержку студента первого курса в ситуации эмоциональной напряженности, на создание психологически комфортной атмосферы; на развитие профессиональной мотивации; на повышение уверенности практиканта в собственных силах. Супервизор «направлял» бакалавров в процессах: развития способностей рефлексировать свое профессиональное поведение и возникающие эмоциональные реакции; совершенствования механизмов самопознания (самосознания, самонаблюдения, самоанализа, самоконтроля, самооценки); решения проблем самовосприятия (собственные личностные особенности, способы поведения и реагирования, их влияние на профессиональную деятельность, отношение к себе в профессиональной деятельности). Нормативная функция в ролевой позиции супервизора - это функция контроля над соблюдением морально-этических требований, над соответствием реализации практической деятельности бакалаврами с учетом стандартов образовательной организации и правил профессиональной деятельности. Исполнение супервизором консультативной функции заключалось в совместном обсуждении и поиске путей разрешения различных проблем, возникающих во время прохождения бакалавром учебной практики.

При определении содержания деятельности супервизора с конкретным студентом и группой он был ориентирован на часто встречающуюся проблематику, затрудняющую процесс профессионально-личностного развития бакалавров: низкую мотивацию практической деятельности; трудности установления взаимоотношений с администрацией образовательной организации; сложности взаимодействия с детьми; сложности поиска путей разрешения конфликтных ситуаций; низкий уровень рефлексии практической деятельности; трудности анализа и обобщения полученных результатов в процессе практики. Особый акцент ставился на необходимости предложения бакалаврам альтернатив в разрешении возникающих проблем, а не предоставления готовых решений.

В процессе экспериментальной апробации использовались такие методы индивидуальной супервизии, как: проясняющее наблюдение (выяснение сущности и причин проблем бакалавра в практической деятельности), экземплярно-событийный метод (соприкосновение супервизора с индивидуальным затруднением конкретного практиканта) и фокус-анализ (всестороннее изучение личности визируемого). Были применены следующие методы групповой супервизии: супервизия, концентрированная на супервизоре, где он «играл» детерминирующую роль в организации и управлении групповым взаимодействием; супервизия, концентрированная на участниках группы: повышение степени самостоятельности бакалавров в поиске решения программных задач учебной практики; интервизия - коллегиальная супервизия, предполагающая выполнение роли супервизора участниками группы.

Таким образом, учебная практика будущих дефектологов не была организована только как основа для воспроизводства действий в поле профессиональной деятельности. Она была реализована как разрешение бакалаврами педагогических проблем - поиск практикантами при поддержке супервизора общего способа профессионального действия, на основе которого возможно создание множества уникальных и специфичных для разных условий профессиональных действий. Результаты апробации доказывают, что полноценная организация супервизии способствует успешной профессионализации образования будущих дефектологов. Супервизия - современная высокоэффективная технология, позволяющая обеспечить новое качество образовательных результатов в процессе реализации такой модели практикоориентированного обучения бакалавра специального (дефектологического) образования, в которой основным достижением станет способность студента построить свою профессиональную деятельность в соответствии с нормами профессионального стандарта.

Рецензенты:

Исаев Е.И., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии, педагогики и логопедии НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия», г. Москва;

Мешков Н.И., д.псх.н., профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», г. Саранск.