Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRUCTURAL – FUNCTIONAL MODEL OF INDIVIDUALIZATION OF TRAINING FUTURE TEACHERS, AS A CONDITION OF THE INTRODUCTION OF NEW FEDERAL STATE STANDARDS

Yurlovskaya I.A. 1
1 North Ossetiоn State Pedagogical Institute
Professional training in any country is the most important task of the state. The dominant trend in higher professional education, the transition to a new quality should become personally oriented paradigm, which is associated with refusal under the previous traditional paradigm views about the educational process as the mobility of the individual, trajectory, according to which normative should move the student. Implementation of a new paradigm in University education provides not only the extension of the range of knowledge about the surrounding reality, assign the student new information, but also the accumulation of experience preobrazovatelei activity, emotional and creative relationship to the world and man in it, and also the system of value orientations, which determine its behavior in the variety of the surrounding world. The publication says that one of the priorities of transition of Russian economy to innovative socially oriented type is the development of human potential, and the introduction of educational standards of new generation, involves the design of individual trajectories of students. The article presents the author´s model of individualization of training future teachers, as a condition of the introduction of new Federal state standards. The model is implemented on the basis of modular and non-linear organization of educational process in University.
educational trajectory
and individual educational track»
the principles and conditions of individualized training
professional education
professional training
individual approach
individualized instruction
Педагог теперь - не просто транслятор знаний, но организатор в проектировании индивидуальной траектории развития обучающегося, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала. Он идет рядом с обучающимся, создавая условия для формирования у него умения учиться, способности и готовности модифицировать себя к наилучшему, для созревания тех универсальных умений, которые помогут ему реализовать себя как личность и стать успешным в жизни в высоком смысле этого слова [2, с.119]. А это совсем нелегко для человека, который свыкся с мыслью о том, что он носитель знания, «истина в конечной инстанции». Как добиться успеха в профессии, сохранив лучшие традиции преподавания, самобытность учителя, креативность, готовность к переменам? К.Д. Ушинский подчеркивал, что педагог учит успешно до тех пор, пока учится Сам. Этот тезис не устарел, он приобретает в наше время особый смысл.

Перед современным педагогическим образованием помимо основной цели - удовлетворения культурно-образовательных потребностей личности, обеспечения общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда - стоит задача помочь будущему педагогу в осознанном выборе своего профессионального пути [4, с.50], осуществлении самоопределения в педагогической профессии, развитии творческого потенциала и профессионально значимых качеств личности [3, с. 90].

Высвечивают путь становления человека в профессии слова академика В.П. Беспалько: «Вся жизнь человека - это поход за профессиональным мастерством» [1, с. 45]. Для этого нужна вся жизнь и постоянное движение к мастерству. Но путь у каждого свой. Казалось бы, против этой аксиомы никто не спорит. Более того, усилилась частота повторения сочетаний «образовательная траектория», «образовательный маршрут», «образовательная программа» причем с обязательным определением «индивидуальный». И с этого момента начинаются проблемы. Индивидуализация в образовании объявляется и декларируется неустанно, особенно в связи с введением новых ФГОСов и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности [8]. В каждый стандарт в раздел «Условия реализации ОП ВУЗа» включена фраза: «ВУЗ обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ». Парадокс заключается в том, что долгое время педагогическая общественность говорила о необходимости индивидуализации образовательного процесса, а в наше время, когда сложились необходимые условия, педагогическая практика оказалась не готова к этому шагу [5, с.127]. И, хотя во многих образовательных учреждениях вводится новая должность - тьютор, рассматривающаяся как панацея в решении проблемы индивидуализации образовательного процесса, для всех очевидно, что без четкого ответа на вопросы: что представляет собой индивидуальная траектория студента ВУЗа, на каких принципах она выстраивается, какие условия нужно создать в высшем учебном заведении для ее воплощения в жизнь останется неэффективным (но модным) новшеством.

Теоретический анализ проблемы индивидуализации профессиональной подготовки педагогических работников в образовательном процессе ВУЗа [7, с. 37] и результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сформулировать следующие выводы, которые мы представили ниже.

Одним из важнейших путей совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей является повышение уровня теоретической и практической подготовки к инновационной деятельности в высшей школе, которая предполагает сформированность творческого, индивидуального стиля. К инновационным технологиям в образовании можно отнести: личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение; блочно-модульное обучение тестовые формы итогового контроля знаний; метод проектов и кредитно-модульная система оценки знаний; дистанционные технологии обучения. Инновационные технологии в профессиональном образовании повышают эффективность обучения и воспитания личности и направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, получивших фундаментальные и прикладные знания [9].

Инновационными подходами в учебном процессе педагоги считают практику моделирования, проектирования, использования активных и интерактивных форм работы со студентами, различные варианты семинаров, тренинги и внесение их элементов в практические занятия. Именно эта работа позволяет сформировать у будущих педагогических работников умение видеть новейшее в теории и практике современного ВУЗа, искать нестандартные решения проблем, стоящих перед образовательной организацией, и доводить их до этапа реализации. Система такой работы требует поэтапности (в силу сложности исследовательских умений), а также смещение акцента с формирования исследовательских умений при написании курсовых и выпускных квалификационных работ на участие студентов в исследовательской деятельности при изучении всех дисциплин учебного плана, исполнении научно-исследовательских и творческих проектов.

Одним из условий организации такой работы является проблема изучения индивидуальных особенностей будущих учителей и возможностей их учета в учебно-воспитательном процессе. Естественно, управление такой системой требует внедрения индивидуальных программ личностно-профессионального развития студентов.

Индивидуализация является активным, формирующим, развивающим принципом, при котором предполагается творческое развитие личности [9].

Для того чтобы обучение проявило развивающий эффект, развиваемый субъект должен быть включён в активную деятельность, в общении.

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается каждый индивид, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

Доминирующим направлением в высшем профессиональном образовании, его переходе к новому качеству должна стать личностно ориентированная парадигма, которая связывается с отказом от принятого в рамках прежней традиционной парадигмы представления об образовательном процессе как сфере мобильности индивида, траектории, по которым нормативно должен двигаться студент. Реализация новой парадигмы в вузовском образовании обеспечивает не только расширение диапазона знаний об окружающей действительности, присвоение студентом новой информации, но и накопление опыта преобразовательской деятельности, эмоционально-творческого отношения к миру и человеку в нем, а также систему ценностных ориентаций, определяющих его поведение в многообразии окружающего мира. На практике это означает, во-первых, постановку в центр образовательного процесса студента с его потребностями, мотивами, устремлениями с учетом закономерностей развития, возрастных, индивидуальных особенностей личности; во-вторых, поиск и обновление содержания, форм, методов образовательной деятельности с обоснованным применением интенсифицирующих средств обучения в ВУЗе; в-третьих, установление субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями в их учебной и обучающей деятельности посредством включения их в процесс гуманистически ориентированного, полусубъектного диалога; в-четвертых, конструирование субъект- ориентированного содержания образовательной деятельности студента, обеспечивающего возможность эффективного освоения, преобразования окружающего мира и построение траектории жизни будущих специалистов с учетом продуктивного взаимодействия в социуме.

Чтобы вузовское образование было личностно ориентированным, в его организации должны быть заложены качества и средства предвидения оптимальных путей его функционирования и развития с учетом реалий современного социума, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и обеспечивающих накопление экстрафункциональных знаний, умений, качеств индивида, выходящих за рамки определенной профессиональной подготовки [6, с.10].

Главная цель парадигмы личностно ориентированного образования в ВУЗе - обеспечение гуманных условий для личного и профессионального роста студента, индивидуального и свободного самоопределения будущего специалиста в избранной профессиональной деятельности, полноценного раскрытия потенциальных возможностей личности

Изучение методологических и теоретических проблем развития российского и западного высшего педагогического образования, а также существующих знаний в области обучения будущих учителей и организации образовательного процесса в педагогических ВУЗах позволяет утверждать, что индивидуализация способна привести профессиональную подготовку в соответствие с новыми социальными реалиями и международными стандартами и сделать студента субъектом своего образования [10, с. 75]. Под индивидуализацией профессиональной подготовки будущих педагогических работников мы понимаем организацию такой системы взаимодействия между участниками процесса обучения, когда учитываются и используются индивидуальные возможности каждого, определяя перспективы дальнейшего творческого развития и гармоничного совершенствования личностной структуры, посредством инновационных форм и методов, в образовательном процессе современного ВУЗа.

Из вышесказанного вытекает потребность в создания нами структурно-функциональной модели индивидуализации профессиональной подготовки обучающегося педагогического ВУЗа целью, которой являются развитие личности и высокий профессионализм будущего специалиста (рисунок 1).

Разрабатывая модель, мы исходили из потребностей социального заказа, который направлен на подготовку конкурентоспособного, компетентного, инициативного, творчески активного, профессионально мобильного выпускника, имеющего набор качеств, характеристик, способностей, который природосообразно и избирательно осваивает и «приращивает» культурные и нравственные нормы (знания) и раскрывает себя, способного успешно адаптироваться к постоянно трансформирующимся условиям профессиональной деятельности, активно участвовать в развитии общества. Разработана и внедрена модель профессиональной подготовки будущих учителей, включающая совокупность постоянно развивающихся и взаимодействующих компонентов: целевого, организационно-методологического, мотивационного, содержательно-деятельностного, инструментально технологического, критериально-диагностического и оценочно-результативного. В рамках, разработанной нами модели определены методологические подходы (акмеологический, компетентностный, системный, личностно-деятельностный, вариативно-рефлексивный), интегрированные на основе принципов развития, гибкости и разнообразия, индивидуальности и личностных приоритетов, дивергентности, психологической комфортности, позитивной перспективы и самоактуализации, вариативности.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагогического работника, разработанная Юрловской И.А.

Реализация модели осуществляется на основе модульной и нелинейной организации образовательного процесса в ВУЗе. Для получения навыков работы с диверсифицированным контингентом обучающихся и успешного построения своей профессиональной траектории развития, в учебный план подготовки педагогического профиля, был внедрены модули «Инклюзивное образование», «Русский язык и культура речи», «Практикум по решению профессиональных задач», «Формирование профессионально-педагогической компетентности», «Инновационные процессы в мировом образовательном пространстве».

Разработанные теоретические и прикладные положения позволяют более адекватно отразить современные научные представления о сущности, содержании, структуре, организации и методике процесса индивидуализации обучения в высшей школе.

Обобщив все вышесказанное, мы пришли к выводу о том, что, структурно-функциональная модель индивидуализации профессиональной подготовки, качественно влияет на профессиональные исследовательские умения и навыки. Респонденты, экспериментальной группы, способны активно и независимо мыслить, творчески решают различные педагогические задачи, ищут новые варианты решений педагогических ситуаций, организовывают процесс обучения на должном уровне, отвечающем требованиям современного социума. Об этом говорит число проектов, публикаций студентов коррекционно-педагогического факультета СОГПИ. Организация конференций, круглых столов, дискуссий по обмену опытом и оценке деятельности в конкретных направлениях; подготовка программ и проектов для участия в институтских, региональных, всероссийских конкурсах.

Рецензенты:

Кокаева И.Ю., д.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», г. Владикавказ;

Киргуева Ф.Х., д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.