Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EXPERIMENTAL STUDY OF DISPLAY OF EMPATHY TO COEVALS AMONG MODERN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

Kisova V.V. 1 Belyakova E.A. 1
1 Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
The article presents an experimental study of features of modern emotional relationship of senior preschool children with mental development delay (MDD) to coevals in comparison with corresponding attitude of children with this type of infraction, identified in the studies, that were carried out 10-15 years ago. The authors give a comprehensive analysis of scientific literature concerning the problem of the studies, the main characteristics of empathic relationship ofsix-year old children with MDD to their coevals, obtained in the studies of past years, are observed. The authors created a pilot program of studying empathy to coevals,that gives an opportunity of comparative analysis of the results of this study with the results of scientific research, that was carried out in the earlier chronological period. The obtained experimental data allow to detect the modern tendencies of development of empathy to coevalsamong senior preschool children with MDD. The hypothesis about a lower level of formation of empathic relationship among the studied groups of children, in comparison with the characteristics of previous studies is confirmed. The results of this study permit to identify the most effective ways of development and correction of the emotional sphere of senior preschool children with MDD, both in group and in individual forms of upbringing and educational work.
preschoolers with mental development delay (MDD)
coevals
emotional sphere
empathy
В современной психологической науке представлено достаточно большое количество исследований, посвященных так называемому просоциальному поведению в детском возрасте. Среди трудов зарубежных ученых следует отметить работы E. Staub, R.R. Sears, J. Kagan. В отечественной психологии - исследования В.В. Абраменковой, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна. Значительное количество научных психолого-педагогических работ направлено на изучение эмоционального плана субъект-субъектного взаимодействия в раннем онтогенезе, в частности на рассмотрение специфики межличностных отношений в детской группе. Это вопросы альтруистического поведения по отношению к сверстникам, развития способности к кооперативному взаимодействию с ними, а также проявления позитивного эмоционального отношения к другим детям. Последнее из обозначенных направлений принято обозначать термином «эмпатия». Данное понятие до настоящего времени остается в психологической науке дискуссионным, что выражается в разном определении его сущности. Так, некоторые исследователи понимают эмпатию как эмоциональный процесс переживания аффективного состояния другого человека, другие рассматривают ее как когнитивный процесс, направленный на внутренний мир других людей. Однако большинство ученых (В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтор, Е.П. Ильин, Т.Д. Карягина и др.) сходятся во мнении о том, что эмпатия представляет собой сложный многоуровневый феномен, который включает в себя эмоциональные, когнитивные и поведенческие умения, навыки и способности человека.

Исследование эмпатии в детском возрасте представлено в отечественной психологии работами Г.М. Бреслав, А.В. Запорожца, Т.П. Гавриловой, Н.В. Глоба, А.Д. Кошелевой, Е.О. Смирновой и др. Как показывают исследования Н.И. Лысенко [6], первичные эмпатические реакции наблюдаются у младенцев в конце периода новорожденности. В ходе развития двигательной активности и развития речи проявления сочувствия у детей на втором и третьем году жизни становятся более разнообразными и независимыми от взрослого. С момента выделения ребенком себя из ситуации общения начинается формирование личностных форм эмпатии, когда эмпатические переживания в достаточной степени дифференцированы, выборочны, осмысленны.

В трудах А.В. Запорожца [6], Т.П. Гавриловой [4] и других исследователей показано, что дошкольник уже способен в определенной степени понять переживания других людей, связать их с конкретными обстоятельствами. Однако становление способности встать на позицию другого человека еще значительно ограничено рамками собственного опыта детей, их кругом общения.

Особое значение проблема эмпатического отношения к окружающим людям приобретает относительно детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР), в структуре нарушения которых эмоциональная волевая незрелость является одним из первичных факторов. В работах В.А. Степановой, Т.З. Стерниной, Т.Н. Павлий и других исследователей выявлены следующие специфические особенности эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР: низкая степень осознанности эмоциональных переживаний, трудности освоения эмоционального опыта, ограниченность речевых средств выражения эмоций, высокая лабильность переживаний, большое количество протестных и агрессивных поведенческих реакций и т.д.

Ценные сведения об эмоциональном отношении дошкольников с ЗПР к близким взрослым и сверстникам представлены в работах Е.Н. Васильевой [3]. Автор подчеркивает, что для этих детей характерна несформированность эмоционального предвосхищения своего поведения, эмпатийных переживаний как наиболее сложных социальных чувств. Дошкольники с ЗПР имеют весьма ограниченный диапазон усвоенных нравственных норм, и значительно затрудняются в объективном анализе жизненных ситуаций с учетом всех обстоятельств и личного отношения. Экспериментальное исследование Е.Н. Васильевой эмпатийного отношения старших дошкольников с ЗПР к сверстникам позволило сделать следующие выводы. Лишь немногим более четверти из экспериментальной выборки шестилетних детей с ЗПР демонстрируют устойчивое положительное эмоциональное отношение к своим сверстникам, причем в большей степени в ситуации явно выраженного неблагополучия последних. Дети с ЗПР не умеют проявлять радость за своего товарища, чаще бывают равнодушны к переживаемым другими детьми ситуациям. Дети с ЗПР в большинстве своем отрицательно настроены на сверстников (вообще не вступают в контакт либо контакты имеют отрицательный характер), у них не сложилась целостная система «знаемых» и «реально действующих» мотивов, направленность на сверстника в плане проявления к нему сочувствия.

В исследовании В.В. Кисовой [9], посвященном сотрудничеству дошкольников с ЗПР со взрослыми и сверстниками, были выявлены следующие особенности эмоционального отношения детей данной категории к сверстникам. Дошкольники фактически не ориентируются на своих сверстников как партнеров по деятельности, не учитывают их эмоционального состояния в процессе совместной работы. Достаточно часто наблюдаются проявления эмоциональной несдержанности негативного характера по отношению к сверстникам, демонстрирующим не удовлетворяющие партнера действия.

Другой важной для нашего исследования работой является диссертационное исследование С.Н. Сорокоумовой [8], посвященное изучению эмпатии у старших дошкольников с ЗПР к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений. Автором было выявлено, что большинство дошкольников с ЗПР в реальных ситуациях взаимодействия со сверстниками склонны к проявлению эмоциональной автономности либо к непониманию ситуации взаимодействия, имеют трудности к распознаванию эмоциональных состояний своих товарищей и адекватнее воспринимают состояния положительной модальности. У детей с ЗПР отсутствует поведенческая программа сочувствия, они недостаточно дифференцируют причины возникновения тех или иных эмоций у сверстников.

Современные психолого-педагогические исследования дошкольников с нормативным развитием показывают значительное усугубление проблемы становления эмоциональной сферы детей этого возраста (Л.А. Белозерова [1], А.Ю. Буянова [2], Г.С. Садовская [7] и др.). Это выражается в снижении адекватности эмоционального отклика на ситуацию, происходящую со сверстником, нарастании негативного эмоционального отношения в межличностных отношениях, низком уровне социализации и интеллектуализации эмоций и т.д.

Цель исследования

Нами было проведено экспериментальное исследование с целью выявить актуальные тенденции проявления эмпатии к сверстникам у современных дошкольников с ЗПР. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что у современных старших дошкольников с ЗПР будут выявлены более низкие показатели эмпатии к сверстникам по сравнению с показателями эмпатии у дошкольников с ЗПР, полученных в исследованиях 10-15-летней давности (Е.Н. Васильева, С.Н. Сорокоумова).

Материал и методы исследования

В экспериментальную группу детей с ЗПР вошли 36 дошкольников, имеющих в анамнезе по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, задержку психического развития. Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида № 442 г. Нижнего Новгорода.

Для проведения экспериментального исследования были подобраны следующие методики.

Методика 1. «Изучение способности детей дошкольного возраста к распознаванию эмоциональных состояний» (авторы Л.Ф. Фатихова, А.А. Харисова). Цель: исследование способности к эмпатии как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние сверстника.

Методика 2. «Незаконченные истории» (автор Л.М. Холмогорова). Цель: исследование особенностей восприятия дошкольниками проблемных ситуаций, направленных на проявление эмпатических отношений к сверстникам.

Методика 3. «Мозаика» (автор Л.М. Холмогорова). Цель: исследование психологических оснований поведения дошкольника, направленного на сверстника, оценка уровня эмпатического развития дошкольника.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе анализа результатов экспериментального исследования по методике, направленной на распознавание эмоциональных состояний, было выявлено, что дошкольники с ЗПР затрудняются в обозначении эмоций, вследствие недостаточной сформированности у них активного словаря. Дети с ЗПР правильно распознают лишь те эмоции, которые обладают яркой экспрессией, дифференцируют противоположные или резко отличающиеся эмоциональные состояния, однако затрудняются в назывании эмоций, близких по своим эмоциональным проявлениям или без элементов яркой экспрессии. В общем и целом, в сравнении с данными исследования С.Н. Сорокоумовой значительных отличий между экспериментальными группами детей с ЗПР выявлено не было.

Методики «Незаконченные истории» и «Мозаика» показали, что большая часть обследованных дошкольников с ЗПР продемонстрировала следующие особенности эмпатического отношения к сверстникам: понимание происходящих событий, отсутствие переживания адекватных реальным обстоятельствам чувств, незаинтересованность во взаимодействии и содействии со сверстниками. Следует отметить, что эмоции, демонстрируемые дошкольниками с ЗПР в ситуациях вынужденного взаимодействия со сверстниками, носят преимущественно негативный характер, что выражается в неадекватных реакциях детей на успех или неудачу сверстника, в наличии вербальной агрессии, нежелании оказывать помощь и поддержку. Показательно, что мотивами для оказания помощи сверстнику у детей с ЗПР чаще всего являются какие-либо личные мотивы, например, желание выглядеть «хорошим» в глазах взрослого.

Заключение

Обращаясь к работам С.Н. Сорокоумовой, мы можем констатировать, что в исследовании автора как наиболее типичные проявления эмпатии к сверстнику у дошкольников с ЗПР были обозначены: понимание детьми происходящих событий, проявление эмоциональной отзывчивости, т.е. идентификация наблюдаемых чувств, отсутствие взаимодействия и содействия со сверстниками.

Таким образом, мы можем констатировать, что усугубление негативных тенденций в развитии эмпатии к сверстникам у дошкольников с ЗПР произошло в аспекте существенного снижения эмоциональной отзывчивости детей, в нарастании у них отрицательного отношения к товарищам по группе. Полученные данные ставят перед психологами и педагогами, работающими с дошкольниками с ЗПР, соответствующие коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, дают возможность более эффективно планировать индивидуальные воспитательные и образовательные маршруты для детей.

Рецензенты:

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор, профессор ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород.