Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EFFICIENCY ASSESSMENT OF HIGHER EDUCATION INSTRUCTORS’ SELF-DEVELOPMENT THROUGH LEISURE ACTIVITIES

Vekovtseva T.A. 1 Rezanovich I.V. 1
1 South-Ural State University (National Research University)
The authors analyzed possibility of assessing higher educators’ self-development through leisure activities. They developed a system of methods allowing assess this type of self-development. The system is based on two key constructs: “attitude to self-development” and “activity that enhances self-development”. Each construct comprises several criteria. The first construct consists of the instructor’s values, the level of his/ her motivation for self-development, and maturity of reflection. The second construct includes skills and abilities in self-development, self-identification and knowledge of self-development methods, as well as personality volitional traits. The analysis of each criterion essence and specifics helped identify appropriate assessment indicators that reflect instructors’ personality traits to their full. Besides, the authors identified diagnostic methods that help assess each indicator. The developed system of assessing higher education instructors’ self-development through leisure activities allows facilitate (manage) this process.
higher education instructor
self-development
efficiency assessment
criteria and indicators

В настоящее время проблеме непрерывного саморазвития преподавателей вуза уделяется повышенное внимание как научным, так и педагогическим сообществом, что обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, растущими требованиями к объему и к качеству функциональных обязанностей преподавателей; во-вторых, высокой динамикой обновления знаний в любой научной отрасли; в-третьих, изменения ментальных моделей в каждом поколении студентов. Все это накладывает определенные обязательства на преподавателей в виде необходимости соответствия ожиданиям государства и социума.

Очевидно, что механизмом регуляции такого соответствия является саморазвитие преподавателей, которое мы понимаем как эволюционный процесс, самостоятельного достижения поставленных целей в личностном, социальном и профессиональном росте.

Безусловно, самостоятельность является основой саморазвития преподавателей, однако, нельзя упускать из внимания процессы контроля за эффективностью столь важного процесса. По нашему мнению, этот контроль должен осуществляться руководителями структурных подразделений вуза. При этом опрос деканов ряда вузов России показал, что саморазвитие преподавателей понимается  ими достаточно узко:

– количество публикаций, индекс Хирша;

– количество хозрасчетных тем;

– полученные гранты, патенты и т.п.;

– количество освоенных новых курсов за пять лет;

– отзывы студентов о лекциях и практических занятиях (не всегда).

Иными словами, саморазвитие преподавателей связывается с достижениями в профессиональной сфере и совершенно не уделяется внимание развитию личностных и социальных качеств преподавателей, профилактике «профессионального выгорания», снижению синдрома «хронической усталости». Данное обстоятельство легко подтвердить осуществленными в последнее время научными поисками в области саморазвития учителей и преподавателей, в которых рассматриваются вопросы профессионального (А.А. Деркач, М.Н. Берулава, 3.Д. Жуковская, А.К. Маркова, Н.Л. Торгунская и др.), профессионально-творческого (С.И. Разуваев [3], И.А. Шаршов [6] и др.), личностно-профессионального (Н.Н. Костогрызов [2]), творческого (Г.А. Федотова [4]) саморазвития. В данных работах рассматриваются различные способы мотивации, организации, создания условий для эффективности саморазвития преподавателей в профессиональной сфере. Однако многократно доказано психологами, что развитие личности только в том случае эффективно, если оно происходит гармонично, т.е. развиваются все стороны личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Следовательно, необходимо искать новые виды деятельности, обладающие мощными ресурсами для устранения существующего дисбаланса.

Основное содержание. Мы убеждены, что большими ресурсами для гармонизации саморазвития профессиональной, личностной и социальной сферы преподавателей обладает культурно-досуговая деятельность, которая многими воспринимается только как отдых. К сожалению, пока остается недооцененным потенциал этой деятельности для полноценного и эффективного саморазвития преподавателей, поэтому нужна масштабная пропедевтическая работа по этому вопросу, как среди преподавателей, так и среди руководства вуза. Ведь не секрет, что многие руководители воспринимают отсутствие преподавателей на протяжении всего отпуска на работе как «дурной тон». Однако есть некоторые вузы, в которых руководство стало предпринимать ряд усилий для восстановления и сохранения интеллектуальных, эмоциональных и физических сил преподавателей.

В этой связи мы считаем, что для таких руководителей нужен механизм оценки эффективности саморазвития преподавателей вуза для своевременной коррекции создаваемых условий внешнего содействия требуемому процессу.

Оценка какой-либо деятельности, явления или процесса может осуществляться только при наличии критериев и показателей. Следовательно, нам предстоит их выявить.

Эффективность саморазвития преподавателей, по нашему мнению, определяется двумя конструктами: «отношение к саморазвитию» и «сама деятельность, обеспечивающая саморазвитие», каждый из которых можно диагностировать, т.е. измерять происходящие изменения, а, следовательно, фиксировать происходящие процессы.

Отношение к саморазвитию достаточно сложное явление, так как его основу составляют имеющиеся ценностные ориентации человека, сила и направленность мотивации к данному процессу и адекватность рефлексии. Эти составляющие части можно считать критериями.

Мотивация. Определение показателей для данного критерия можно осуществить с помощью концепции Б.И. Додонова, в которой выделяются «гедоничекая» и целевая составляющие. Гедонический компонент – получение удовольствия от деятельности – отражает сам процесс мотивации; целевой компонент представлен значимостью результата для человека (внутреннее отношение), и воспринимаемой силой вознаграждения и принуждения (внешние факторы) [1]. Вместе с тем, мы полагаем, что состав компонентов недостаточен для полноценной оценки мотивации человека, так как не отражены имеющиеся у него потребности и интересы.

Обогащая концепцию Б.И. Додонова, можно предложить несколько показателей:

– степень удовольствия от деятельности;

– внутренние силы влияния на деятельность (потребности, интересы, значимость результата);

– силы внешнего влияния (восприятие принуждения и вознаграждения).

Для каждого показателя может быть предложена диагностическая методика. Так степень удовольствия от деятельности можно зафиксировать с помощью специально разработанной анкеты, в которой предлагаемые вопросы должны содержать шкалу отношения от -10 до +10. Потребности в саморазвитии можно оценивать с помощью соответствующей методики Г.Д. Бабушкина. Интересы и значимость получаемого результата для преподавателей лучше всего оценивать с помощью педагогического наблюдения. Силу внешнего влияния на поведение человека предлагаем отслеживать с помощью методик Т. Элерса «мотивации к избеганию неудач» и «мотивация к достижению успеха».

Ценностные ориентации. Данный критерий по-разному трактуется учеными (А.Г. Здравомыслов, И.С. Нарский, М. Рокич, В.Ф. Сержантов, В.А. Ядов и др.), обобщение их авторитетных мнений позволяет заключить, что ценностные ориентации есть совокупность убеждений, жизненных смыслов и идеалов, установок и целей, с помощью которых осуществляется оценка происходящих в жизни человека событий. Перечисленные выше компоненты ценностных ориентаций можно считать показателями, которые можно оценивать с помощью нескольких методик:

– убеждения можно диагностировать с помощью методики Ронни Янов-Бульман «Шкала базовых убеждений», адаптированной О. Кравцовой;

– жизненные смыслы можно оценить методикой Д.А. Леонтьева «Исследования смысложизненных ориентаций»;

– идеалы позволяет выявить «методика диагностики ценностных ориентаций», разработанная Е.В. Пахомовой;

– установки можно оценить по «Методике диагностики социально-психологических установок» О.Ф. Потемкиной;

– цели – по методике Н.Р. Молочникова – «Самооценка реализации жизненных целей личности».

Рефлексия. Этот критерий предусматривает критическое осмысление преподавателями своей жизнедеятельности через фиксацию отношений (к себе, другим людям, окружающему миру). Применительно к проблеме саморазвития, рефлексия (в большинстве случаев) связана с процессами переосмысления отношения к себе. В этой связи мы полагаем логичным рассмотрение критерия «рефлексия» через несколько показателей: самоотношение (самооценка), самоанализ и самопознание. Логика наших рассуждений следующая: каждый человек в той или иной степени адекватности оценивает свое поведение и свою деятельность, следовательно, происходит самооценка. Частные самооценки интегрируются, образуя личностные конструкты – самоуважение, уверенность в себе, самопорицание и др., иными словами – самоотношение. Далее, с помощью рефлексии, человек открывает в себе сильные и слабые стороны, оценивает реализованный и скрытый потенциалы, определяет смыслы дальнейших поступков, что можно объединить одним понятием – самопознание. Таким образом, критерий рефлексия можно оценить через три показателя, с помощью соответствующих методик:

– самоотношение – с помощью методики С.Р. Пантилеева – «Методика исследования самоотношения»;

– самоанализ, его качество, можно охарактеризовать с помощью методики Дж. Фланагана «Способность к логическому мышлению», а также С.А. Будасси – «Самооценка личности»;

– самопознание – с помощью проективных методик «Я такой, какой есть» и «Образ «Я».

Второй конструкт оценки саморазвития – сама деятельность, обеспечивающая саморазвитие. Категория «деятельность» достаточно фундаментально изучена философами и психологами (С.Л. Рубинштейн, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, Э.Г. Юдин, К.А. Абульханова-Славская). Анализ трудов выше названных авторов позволяет выделить три критерии оценки саморазвития как специфического вида деятельности: способности и умения саморазвития, знание себя и методов саморазвития, волевые качества личности.

Способности и умения саморазвития. Способности преподавателей к саморазвитию представляют собой совокупность личностных особенностей, с помощью которых осуществляется самостоятельный поиск, осмысление, интерпретация или генерирование новых знаний, умений и навыков в активных социальных связях.В предлагаемом определении достаточно четко очерчены векторы способностей, обеспечивающих эффективное саморазвитие, поэтому мы считаем возможным выделение трех оценочных показателей: креативность, как характеристика потенциала «генерирования новых знаний», коммуникативные способности, как характеристика активности установления и поддержания социальных связей и способность к самоуправлению, как характеристика самостоятельности и активности в поиске и осмыслении новых сведений, информации и знаний.

Для каждого показателя можно предложить диагностические методики:

– креативность можно оценить с помощью методики Е.Е. Туник «Диагностика личной креативности»;

– коммуникативные способности успешно можно диагностировать с помощью методики Л.М. Митиной «Оценка коммуникативных способностей педагога»;

– способность к самоуправлению мы предлагаем оценивать с помощью методики М. Пейсханова «Способность самоуправления».

Знание себя, технологий и методов саморазвития. Знания есть структурированное, осмысленное представление жизненного опыта человека. В самом названии критерия отражена содержательная сторона знаний, для её оценки можно использовать такие показатели как точность, полнота знаний и осознанность.

Опираясь на разработки А.В. Усовой, мы предлагаем точность знаний определять с помощью коэффициента точности:

Кточ=,

где т – общее количество правильных ответов;

М – количество заданных вопросов.

Полноту знаний – с помощью «коэффициента полноты» [5], который можно определить по формуле:

Кпо=,

где п – количество названных методов,

N– общее количество методов.

Осознанность знаний, точнее, осознанность получаемой информации, что собственно и отличат информацию от знаний. Для оценки осознанности мы также воспользовались «коэффициентом осознанности» А.В. Усовой, который рассчитывается по формуле:

Косоз=,

где q – количество ситуаций, где верно использованы теоретические знания,  

Q – количество ситуаций для анализа.

Диагностический       инструментарий представляет собой набор дидактических заданий, тестов и специально разработанные бланки бесед.

Волевые качества личности. Это интеграция нескольких качеств личности, отражающих степень стремления, упорства и энергичности в достижении поставленных целей. В таком случае, показателями волевых качеств можно избрать: целеустремленность, настойчивость и энерогичность.

Целеустремленность, как личностное качество, мобилизует имеющиеся ресурсы человека для достижения цели, определить её можно с помощью теста «Насколько Вы целеустремленный человек?». Настойчивость – характеризует те усилия, которые осуществляет человек для преодоления трудностей, возникающих на пути к поставленной цели. Определить степень настойчивости человека можно с помощью опросника Е.П. Ильина и Е.К. Фешенко «Оценка настойчивости». Энергичность – характеризует активность, динамичность, жизненный тонус. Оценить энергичность позволит методика Е. Самарина «Проверь свой уровень энергии» и педагогические наблюдения.

Таким образом, разработанные критерии и показатели саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности обеспечивают возможность мониторинга данного процесса и внесения педагогических корректив в случае необходимости.

Рецензенты:

Подповетная Ю.В., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой математики и информатики Финансового университета при правительстве РФ (Челябинский филиал), г. Челябинск;

Ильясов Д.Ф., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации, работников образования, г. Челябинск.