Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CORE FACTORS AND CONDITIONS OF YOUTH PATRIOTIC EDUCATION DEVELOPMENT BY MEANS OF TOURISM AND RECREATIONAL ACTIVITIES

Kurmaev T.E. 1
1 State Committee on Tourism of the Republic of Tatarstan
Article deals with basic problems, which are to be solved in the sphere of patriotic education. The author gives literature review of Russian and foreign researchers on development of patriotic education by means of tourism and recreational activities as a method to influence educational skills, values, activeness and studying skills. Main problems of patriotic education are raised in the article. Structure of patriotic education is described as well as factors and conditions to form it. Practical relevance of the given article involves a project of document which will help faculties of higher schools and colleges to develop public spirit and love of country among young people.
social and cultural values
patriotic upbringing
tourism and recreation activity
patriotism
National homeland

Сфера туристско-рекреационной деятельности в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого сообщества в ее целостности, дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям. Восприятие жизнедеятельности людей как культурно-исторического процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, верой, деятельностью, творца своей собственной и общественной жизни.

Особенностью процесса формирования патриотической платформы в мировоззрении молодежи средствами туристско-рекреационной деятельности является, во-первых, использование объектов культурного и природного наследия в качестве своего рода наглядного пособия; во-вторых, отсутствие принуждения, партнёрство туриста и субъекта туристской деятельности. Для воспитания патриота, обладающего важными духовно-нравственными качествами, необходимо решить следующие задачи:

  1. Воспитание социальной активности личности;
  2. Воспитание уважения к среде обитания;
  3. Способность не только использовать, но и защищать культурную и природную среду.

Поэтому в содержании патриотического воспитания средствами туризма можно выделить такие компоненты, как активно-деятельностный, мотивационно-эмоциональный, личностно-ценностный, педагогически-организационный. Все эти компоненты представляют собой единство и совокупность задач, решение которых способствует воздействию на сознание, чувства и поведение личности. Молодёжный туризм, осуществляя важнейшую функцию - удовлетворение потребности личности в общении с природой, а также объектами культуры и культурного наследия, выполняет также воспитательную, дидактическую и рекреационную функции. Туристско-рекреационная деятельность обладает широкими возможностями в реализации формирования патриотизма молодёжи своими средствами: познавательными (приобщение к родной природе и культуре); ценностными, деятельностными; поисково-исследовательскими. Туристско-рекреационная деятельность, воздействуя на познавательную сферу, развивает интеллектуальные и волевые качества личности, способствует эмоциональному восприятию окружающей культурной и природной среды, а также приобретению социального опыта в сохранении этой среды. Все эти компоненты проявляются одновременно через наблюдение, восприятие и осознание, которые позволяют в концентрированном виде усваивать большой объем информации о природе и формировать знания о ней. Внешнее воздействие природной среды, а также познавательное соприкосновение с объектами культурного наследия (архитектурой, живописью и др.) преобразуется в опыте в виде ценностных ориентаций, патриотических взглядов, позиции и действия. Проблемы патриотического воспитания раскрываются в современных научных трудах, так, И.И. Алпацкий разрабатывает роль и значение культуроохранных технологий в патриотическом воспитании; Е.Н. Корчагин изучает проблему историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности. Социокультурные аспекты российского патриотизма изучает В.Н. Шейко; формирование патриотизма у современных школьников изучает Е.В. Лисецкая; театральное творчество как средство патриотического воспитания исследует И.И. Шиганова; воспитанию патриотических качеств личности в учреждениях культурно-досугового типа посвящено исследование Ю.М. Шароватова; формированию ценностно-патриотических ориентации у обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях уделено внимание Ю.П. Кокарева; модификации ценностного содержания патриотизма в сознании российской молодёжи посвящено исследование Т. В. Пискуновой; патриотическое воспитание подростков в клубных учреждениях дальневосточного региона исследует О.Н. Теныпова. Вопросы патриотического воспитания исследуют А.В. Прокопенко, С.И. Майсевич и др.

Мы считаем, что туристско-рекреационная деятельность, ориентированный на воспитание патриотизма, как форма дополнительного образования, направлен на формирование гражданских ценностей патриотизма: природа, родные просторы, история и культура края.

Базовыми компонентами патриотического воспитания средствами туризма с использованием объектов культурного и природного наследия являются:

- воспитание духовной личности;

- потребность в познании, в красоте природы и потребность в общении с ней;

- потребность в преобразующей деятельности;

- восприятие окружающего мира;

- благотворное влияние природной и культурной среды;

- приобщение молодежи к здоровому образу жизни, совокупность физического и духовно-нравственного воспитания.

И исходя из вышесказанного, можно констатировать, что сегодня культурно-досуговая среда туристско-рекреационной деятельности выполняет следующие функции:

1. Развлекательные - предоставление условий рекреативной деятельности (групповые, индивидуальные);

2. Физкультурно-оздоровительные - организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом;

3. Образовательные - организация образовательного туризма с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности;

4. Стимулирование творческой активности - проведение театрализованных представлений, шоу, литературно-художественных программ;

5. Досуговое общение - проведение мероприятий для семейного отдыха для взрослых разных возрастов;

6. Информационные - оказание методической, организационной помощи в проведении туристско-рекреационных мероприятий.

Процесс формирования патриотизма молодежи в условиях туристско-рекреационной деятельности будет происходить наиболее эффективно при соблюдении ряда организационно-педагогических принципов:

- осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включенности в туристическую деятельность;

- учет интегративного подхода, включающего аксиологический, гуманистический, социокультурный, личностно-деятельностный, синергетический и др.;

- построение процесса формирования социально-культурной компетенции на принципах этнокультурной толерантности, уважения к своеобразию и уникальности каждой культуры;

- обеспечение единства обучения и воспитания, учебной и внеаудиторной работы;

- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодых людей;

- построение педагогического процесса на основе разработанной программы по формированию патриотизма молодежи в условиях туристско-рекреационной деятельности.

К основным организационным условиям, формирующим патриотизм молодежи в условиях туристско-рекреационной деятельности, можно выделить следующие:

- целенаправленность (целевая установка деятельности на определен­ный период, основанная на учете прошлого опыта, анализе потенциала объекта управления);

- объективность (разработка плана основывается на знании объективных условий деятельности объекта управления: экономических, материальных, социальных, географических и др.);

- перспективность (цели деятельности принимаются как понятные и эмоционально окрашенные; как стратегия, хоть и намеченная на длительный срок, но реально осознаваемая);

- оптимальность (выбор наиболее подходящих для определенных условий форм, содержания, технологий работы);

- комплексность (при планировании предполагается использование разнообразных форм, средств, видов, методов, направлений деятельности в их взаимосвязи и единстве);

- согласованность, скоординированность (координация и соотнесение плана работы отдельных подразделений и структур объекта управления друг с другом);

- конкретность (четкость сроков, формулировок, с указанием исполнителей);

- коллегиальность (формы коллективного планирования, оценка экспертов, учет мнения лиц и структур, заинтересованных в результате) [1].

Само управление процессом формирования патриотизма молодежи связано с выявлением влияния на этот процесс следующих компонентов: факторов, условий, а также методов, форм и средств формирования.

К этим условиям относят:

1) осмысление воспитуемыми необходимости развития патриотизма и героизма;

2) наличие ценностной установки на овладение профессиональными знаниями и умениями;

3) включение в различные виды деятельности и выполнение различных ролей;

4) коррекция патриотических потребностей и их возвышение [2, с.30].

Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Такое общение при систематической туристской деятельности осуществляется непрерывно [5].

Необходимость специализированных программ по организации туризма обуславливается досугом молодежи и заинтересованностью в реализации своих возможностей во всестороннем развитии личности в процессе формирования патриотической жизненной позиции. В период туристско-рекреационной деятельности занимающиеся совершают активные походы, поездки, экскурсии, проводятся развивающие игры, соревнования, слёты, работа различных объединений по интересам, и в том, насколько профессионально грамотно будет разработана программа, зависит реализация поставленных задач.

В лице патриотически воспитанных граждан общество приобретает ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться прежде всего его готовностью взять на себя ответственность за наше будущее.

Основными поводами для организации программного обеспечения процесса формирования патриотизма молодежи являются:

- совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития;

- патриотическое воспитание;

- приобретение необходимых военно-прикладных навыков посредством освоения основ туризма;

- приобретению практических навыков безопасности жизнедеятельности;

- досуг [4].

Патриотическое становление личности интенсивно происходит в ситуации самостоятельного, активного выбора определённой линии поведения, в ситуации реальной ответственности.

Патриотическое воспитание имеет сложную динамичную структуру и включает в себя следующие компоненты:

- мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство долга);

- операционный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа и синтеза, сравнения, обобщения и др.);

- волевой (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей);

- оценочный (самооценка своей подготовленности и соответствия процесса патриотического поведения).

Состояние, предшествующее патриотическому поведению, создается на основе имеющихся личностных качеств молодого человека, в процессе патриотического воспитания необходимо учитывать следующие формы напряженности, которые могут возникнуть у человека:

- перцептивная (возникающая в случае больших затруднений и ошибок при восприятии необходимой информации);

- интеллектуальная (при невозможности найти способ решения задачи или выход из критической ситуации);

- эмоциональная (связанная с возникновением эмоций, дезорганизующих деятельность);

- волевая (при неспособности старшеклассника проявить сознательные усилия и овладеть собой);

- мотивационная (связанная с борьбой мотивов, например, продолжать активно выполнять долг или же уклониться от опасности и риска);

- воспитание патриотизма неотделимо от познания вечных ценностей дома, семьи, воспитания уважения к родителям, старшим по возрасту. Большую роль в этом имеет осознание учеником собственной неповторимости, индивидуальности.

Все это мы учитывали в разработке нашей программы.

Данная программа формирования патриотизма современной молодежи разработана с учетом возрастных особенностей молодежи и конкретной направленности туристско-рекреационной сферы на формирование патриотизма.

Содержание разработанной нами программы направлено в первую очередь на:

- создание условий для развития патриотизма современной молодежи;

- развитие мотивации личности к усвоению гражданско-патриотических позиций;

- обеспечение формирования патриотических основ личности молодежи;

- выработку навыков патриотического поведения молодежи;

- формирования патриотического мировоззрения;

- создание условий для социальной, культурной и гражданско-патриотической самореализации личности современной молодёжи.

Программа опирается на следующие ведущие положения педагогической и социально-культурной науки:

1. Формирование патриотизма молодежи происходит в социально-значимом пространстве туристско-рекреационной деятельности, создающей условия для успешной самореализации личности по основным базовым компонентам: социально-культурным, духовно-мировоззренческим, гражданско-патриотическим.

2. Должен учитываться возрастной подход в формировании патриотизма личности молодежи с опорой на ведущие положения педагогики, психологии, социально-культурного становления современной молодежи в социуме.

3. В процессе формирования патриотизма реализуется усвоение системы базовых социально-культурных ценностей и традиций, формируется активная социальная и личностно-гражданская позиция молодых людей, происходит включение в социум посредством включения молодежи в туристско-рекреационную деятельность.

Под программой формирования патриотизма молодежи средствами туристско-рекреационной деятельности мы понимаем адаптированную структурно-функциональную систему, которая базируется на взаимообусловленных направлениях, обеспечивающих включение участников в специально организованную туристско-рекреационную деятельностную практику, направленную на формирование патриотических позиций и выработку активной гражданской позиции молодежи в условиях современной социокультурной ситуации (авторское определение).

И подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что современное общество нуждается в пристальном изучении проблемы формирования патриотизма современной молодежи, так как современная ситуация, складывающаяся в обществе, является тому подтверждением.

Рецензенты:

Калимуллина О.А., д.п.н., профессор, проректор по творческой и воспитательной работе ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств», г. Казань;

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессионального обучения, педагогики и социологии ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.