Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATION OF THE INDEPENDENT TRAINING ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS IN THE REMOTE REGIME AS THE REALIZATION OF THE SOCIAL ORDER

Lebedeva I.V. 1 Shoronova O.V. 1
1 The Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a K.Minin
This article is dedicated to the study of the essence of social order to the organization of the independent training activity of the future teachers within the framework of professional preparation. The problem of the qualitative and realized use of modern information computer technologies in the different models of the independent work of students is the basis of the study. Are isolated the merits of information computer technologies in the remote size of instruction. Are represented the results of the author´s study of the requirements of social order for the remote form of the organization of the professional pedagogical formation, carried out on the base of Nizhniy-Novgorod pedagogical college. In the study the position of students with respect to the application of remote instruction in the educational process for the successful mastering of their future professional activity was determined, were designated the problems of the motivation of future teachers to the acquisition of media competence and habits of the use of computer technologies.
social order
telecommunication
information and communication technologies
independent educational activity of students
distance learning
media competence
В настоящее время информационная подготовка граждан приобретает особую социальную значимость в связи с глобальным характером использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), без которых невозможны инновационные преобразования общества. Сегодня общепризнано, что применение медиасредств, включая  телекоммуникации, в подготовке специалиста любого профиля является не только возможностью, но и требованием времени. Расширяя спектр использования компьютерных форм обучения, современная образовательная парадигма осуществляет определенный социальный заказ, направленный на формирование профессионала с развитой информационной культурой, способного к самостоятельному поиску и творчеству. Установка на развитие дистанционного обучения и создание программ, реализующих информационные технологии в образовательной практике, представлена  в важнейших стратегических государственных документах (в частности, Законе об образовании в РФ, Национальной доктрине образования, Профессиональном стандарте педагога и др.).

Известно, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации [5]. Исследователи отмечают, что важным достоинством компьютерных технологий является возможность организации индивидуализированного подхода в обучении, который позволяет каждому обучающемуся в собственном режиме осваивать учебный материал в разных форматах и содержательных аспектах. ИКТ в образовании способствуют изучению учебных дисциплин в удобное время и в удобном месте; созданию особой самостоятельно осваиваемой образовательной среды; объективному контролю знаний; обеспечению консультационной помощи обучаемым; созданию сети дистанционного обучения [6]. Дистанционное обучение (ДО), которое прочно вошло в образовательную практику разных моделей и ступеней обучения, может быть представлено следующими характеристиками:

1) взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии;

2) вариант автоматизированного обучения, в котором компьютер выполняет роль как учителя, так и модератора учебного процесса;

3) система образования, которая позволяет начать обучение с любого момента в зависимости от подготовки обучаемого;

4) модель совмещения эффективности индивидуального обучения с экономичностью массового;

5) возможность повышения качества и интенсификации обучения каждого обучающегося.

Добавим, что дистанционная модель позволяет сохранить  еще одно важное достоинство компьютерных технологий - интерактивность. Она предполагает широкое и многоаспектное виртуальное взаимодействие участников учебного процесса в формате всех присущих учебному процессу компонентов (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), которые реализуются специфичными средствами интернет-технологий [6;7]. Интеракция такого уровня дает возможность развивать разнообразные виды самостоятельной работы студентов различной степени сложности. Опора на самостоятельность в обучении предполагает переход на более высокий уровень осмысления материала студентами и актуализацию ими собственных интеллектуальных возможностей. Необходимо отметить, что, осваивая определенный учебный материал дистанционно, студент должен использовать (а зачастую сформировать) навыки обращения с электронными ресурсами, ориентироваться в моделях построения электронных курсов, работать в различных программах. Самостоятельная учебная деятельность студентов в таких условиях  представляет собой сложную систему практической работы, которая является определяющим компонентом учебного процесса и профессиональной подготовки будущего специалиста. В современном образовательном опыте наиболее перспективной формой самостоятельного освоения знаний является дистанционное обучение в формате онлайн (оффлайн) с применением средств телекоммуникации. Доказано, что ИКТ позволяют обеспечить учебный процесс:

1) учебно-методическим сопровождением;

2) многоаспектностью содержания;

3) продуктивным взаимодействием между преподавателем и обучаемым;

4) обменом управленческой информацией внутри системы обучения;

5) доступом к отечественным и зарубежным информационным системам;

6) оперативной обратной связью;

7) своевременной коррекцией действий студентов и т.д. [7].

Кроме того, социальные функции информационно-коммуникационных технологий  позволяют расширять профессиональный и интеллектуальный кругозор студентов, повышать их информационный и культурный уровень. В данном контексте уместно отразить еще одно важное требование социального заказа общества к будущему специалисту - медиакомпетентность. Эта составляющая подготовки специалиста является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [2; 8]. Основные задачи медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Как отмечают специалисты в области медиатехнологий, «медиаобразование необходимо встраивать в учебные программы и учебные планы средних школ, средних специальных учебных заведений и вузов» [1, с.8]. Особенно значимой медиаграмотность является для будущих педагогов, которые должны не только сами владеть ею, но и развивать ее в своих учениках. Требования к медиаобразованности педагогов Н.В. Змановская трактует так: «Совокупность систематизированных медиазнаний, умений, ценностного отношения к медиаобразованию в целом, а также определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования в педагогическом процессе» [3, с. 21]. Автор утверждает, что в целях подготовки будущих педагогов к медиаобразованию нужны не только показатели медиакомпетентности (медиаграмотности) личности самих студентов и преподавателей, но и показатели профессиональных знаний и умений, необходимых им для медиаобразовательной деятельности. Необходимо отметить, что медиаобразованность позволяет формировать коммуникативные навыки, культуру общения, стимулирует развитие родной и иностранной речи участников сотрудничества. Особенно ярко достоинства медиаобразования проявляются в интеграции с ИКТ, так как они могут быть реализованы при органичном соотношении аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, а также при наличии гибких навыков использования компьютерной техники в целях добывания информации из различных источников и проведения исследовательской деятельности. Данный формат анализа позволяет сделать вывод о том, что социальный заказ связан с повышением информационной культуры педагогов профильных образовательных организаций, а также с внедрением инновационных технологий дистанционного образования в процесс подготовки специалистов в области педагогической деятельности.

В целях изучения эффективности самостоятельной учебной деятельности с применением ИКТ (в дистанционном режиме) было проведено исследование среди студентов педагогического колледжа 2-х и 3-х курсов. Исследование носило 2-уровневый характер и имело целью:

1) отбор и организацию обучающихся, заинтересованных в альтернативном способе обучения (ДО);

2) разработку электронного учебно-методического обеспечения и контрольно-измерительных материалов для дистанционного построения учебных курсов.

Студентам была предложена анкета, включающая вопросы, касающиеся дистанционного обучения в процессе их подготовки к будущей профессии. Исследование показало, что большинство студентов (95%) положительно относятся к применению дистанционных технологий и осведомлены об их возможностях; наиболее привлекательными атрибутами дистанционных технологий студенты назвали: выполнение домашних заданий в удобное для них время (85%) и более глубокое изучение материала самостоятельно в посильном режиме (40%)); к часто используемым формам дистанционного общения респонденты отнесли социальные сети (78%), электронную почту (60%), сайт колледжа (62%). По мнению студентов, использование дистанционного обучения позволяет активно сотрудничать с педагогом и другими обучающимися (40%), более качественно выполнять задания (25%), прочнее усваивать материал (20%), повышает интерес к предмету (15%). В силу того, что в педагогическом колледже педагогические дисциплины являются профилирующими, в анкете содержался вопрос о желании студентов осваивать их дистанционно. Так, 88%  респондентов ответили на этот вопрос положительно, из них 68% студентов предположили, что электронный курс, включающий презентации, лекционный материал, тесты, творческие задания, повысит их интерес к предмету и позволит восполнить пробелы; 20% учащихся отметили необходимость использования дистанционного обучения при подготовке к конкурсам, олимпиадам, конференциям. В целом анкетирование позволило сделать важные выводы о наличии мотивации студентов к дистанционному построению учебного курса «Педагогика» и необходимости перестроить свою учебную деятельность, а также о требованиях к уровню подготовки преподавателя, владеющего ИКТ-технологиями.

Вместе с тем необходимо отметить, что, понимая необходимость профессионального владения технологиями дистанционного обучения, студенты слабо представляют себе организацию самостоятельной учебной деятельности с использованием ИКТ, а также возможности данных технологий в полном объеме. Было выяснено, что некоторые респонденты воспринимают дистанционное обучение не как интересную и современную форму учебного процесса, а как «безликий» вид общения без «живого» продуктивного диалога с преподавателем; многих пугает недостаточная техническая компетентность. Более того, студенты не представляют себе значимости этой формы деятельности в своей личной будущей педагогической работе. Таким образом, была выявлена дополнительная проблема освоения дистанционных форм обучения студентами колледжа, а именно  формирование позитивного восприятия этих форм как компонента социального заказа к профессиональной подготовке будущих педагогов.

На вопрос о значимости выбора индивидуальной траектории взаимодействия студента с преподавателем 92% респондентов ответили положительно. В отношении владения информационной культурой респонденты были самокритичны: большинство из них отметили уровень владения ИКТ как средний (98%), 1% - низкий, 1% - высокий. Вместе с тем студенты осознают требование социального заказа к индивидуально-личностным и профессиональным качествам педагога, способного организовать работу в режиме дистанционного обучения. Студенты выделили такие личностные и профессиональные качества педагога, как ИКТ-грамотность, общительность, креативность, знание своего предмета, умение понятно объяснять особенности работы в дистанционном режиме, заинтересованность в успешном взаимодействии со студентами, способность применять новые методы и технологии, внимательность, доброжелательность, терпение, профессиональная этика. Динамическая характеристика отношения студентов к возможностям дистанционного обучения выражена в увеличении интереса студентов к нему по мере взросления. Отмеченные тенденции социального заказа были учтены при организации самостоятельной работы обучающихся педагогического колледжа. Педагогам-практикам известно, что современные студенты испытывают определенные сложности в выполнении самостоятельных заданий, особенно повышенного уровня, требующих собственных рассуждений, межпредметной интеграции, анализа, высокой степени обобщений. Дистанционный режим освоения дисциплины содержит возможность неоднократного обращения к материалу, отработки определенных умений, получения своевременной помощи от преподавателя, установления связи с другими студентами, выполнения совместных заданий, а главное - умения проводить оперативную навигацию в обширных информационных базах и источниках. Для развития дистанционной формы освоения педагогических дисциплин была разработана система самостоятельных заданий, а именно:

1) выполнение разноуровневых домашних заданий по учебным дисциплинам с применением ИКТ;

2) подготовка письменных работ в режиме онлайн-редактирования (докладов, рефератов, эссе, сочинений, курсовых работ, выпускных квалификационных работ и др.);

3) подбор, изучение и анализ педагогической литературы по заявленной теме (проблеме) в индивидуальном и групповом режиме с использованием системы Skype;

4) просмотр художественных и документальных фильмов по темам и подготовка к тестам, дискуссиям и творческим заданиям после просмотра;

5) разработка и составление схем, таблиц, кроссвордов и иных заданий в системе Google;

6) решение педагогических ситуаций, кейсов и задач, отчетов по результатам педагогической практики с применением фото- и видеорепортажей;

7) изготовление наглядных электронных пособий для использования в своей деятельности на педагогической практике;

8) выполнение индивидуальных (групповых) творческих заданий с применением средств телекоммуникаций и т.д.

В данном контексте стоит отметить незаменимость дистанционных методов в заочной форме обучения, когда встречи студентов с преподавателями, как правило, носят консультативно-обучающий характер, поэтому дистанционный режим изучения дисциплин позволяет обучающимся вовремя познакомиться с необходимым материалом, проверить свои возможности и уровень усвоения содержания [4, с. 264-265]. Так, в условиях системы e-learning, развивающейся в колледже, создание специальных электронных курсов, учебников, блоков тестовых и иных контрольных заданий является первоочередной задачей для преподавателей. Работа с блогами педагогов, где размещаются материалы презентации, вводные лекции, опережающие задания, ссылки на литературу и иное, создает базу для последующего активного освоения ИКТ-технологий в учебных курсах. Результаты опроса  участников исследования позволяют сделать выводы о том, что у студентов педагогического колледжа целенаправленно формируется профессиональная мотивация к работе в дистанционном  режиме через освоение различных форм и методов самостоятельной работы.  При разработке методического инструментария для ее организации преподавателями были выделены основные принципы управления самостоятельной работой студентов в рамках дистанционного обучения:

1) дифференцированный подход к составлению учебных заданий для студентов;
2) своевременная информированность участников образовательного процесса об особенностях работы в рамках ДО;
3) качественно организованное взаимодействие педагога и обучающихся;
4) поощрение самостоятельности и инициативности обучающихся;
5) развитие информационной культуры и медиакомпетентности студентов;
6) организация своевременной оперативной консультативной помощи студентам со стороны преподавателей.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что требования социального заказа повышают роль преподавателя, организующего самостоятельную учебную деятельность студента при дистанционном образовании, а также способствуют приобретению студентами - будущими педагогами навыков профессионального использования ИКТ в своей практике.

Рецензенты:

Быстрицкая Е.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород;

Повшедная Ф.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород.