Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT’S FEATURES OF I-CONCEPT IN ADOLESCENTS WITH VISUAL IMPAIRMENT

Drandrov G.L. 1 Syukiev D.N. 2
1 Yakovlev Chuvash State Pedagogical University
2 Kalmyk State University
On the basis of analysis and generalization of scientific and methodical literature the development’s features of I-concept in adolescents with visual impairment are revealed. It is shown that the cognitive component of I-concept in the majority of adolescents with visual impairment differ inadequate (under- or over-level) self-esteem and low self-esteem. The emotional component is characterized by extremely high or low trait anxiety, low self-acceptance to the concentration of negative experiences for yourself. The behavioral component is characterized by a decrease of life interest, a vague idea about the future, self-doubt, frustration and increased rigidity, spontaneous compensatory reactions and psychological protection. Impaired vision stands for individual teens powerful stimulus to personal self-development, to the manifestation of activity in difficult life situations.
the meaning of life orientation
self-confidence
self-acceptance
self-esteem
self-esteem
I-concept
impaired vision
adolescents
Отечественные психологи [2, 7, 10 и др.] утверждают, что психическое развитие ребёнка с ограниченными возможностями проходит в соответствии с общими закономерностями, наблюдаемыми в норме, но менее интенсивно. Личностное развитие незрячего подростка также происходит по тем же объективным законам, что и развитие незрячего. По мнению     Л. С. Выготского [2], слепота не образует специальный психологический тип. 

Общие закономерности в развитии личности как зрячих, так и незрячих подростков объясняются тем, что утраченный орган (зрение) с успехом компенсируют сохранные анализаторы (слух, обоняние, осязание). Любой дефект приводит к автоматическому включению компенсаторных функций организма, которые способны восстанавливать или замещать утраченные функции. В частности, при потере зрения образуются новые межанализаторные связи, приводящие к явлениям синтезии, восполняющие дефект зрительных впечатлений о предметах и явлениях за счет привлечения чувственных данных других модальностей.

Наряду с общими тенденциями развития личности имеют место и специфические различия. Наличие у ребенка сенсорного дефекта в виде нарушенного зрения изменяет нормальное воздействие биологических и социальных факторов. Нарушается биологическое созревание структур мозга в условиях сенсорной депривации, что в свою очередь задерживает формирование таких важнейших психических функций, как мышление и речь.

Л. С. Выготский [2, 28]  подчеркивал, что «... процесс развития дефективного ребенка двояким образом социально-обусловлен: социальная реализация дефекта (чувство мало ценности) есть одна сторона социальной обусловленности развития; социальная направленность компенсации на приспособление к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный человеческий тип, составляет ее вторую сторону».

В научно-методической литературе представлены экспериментальные данные, говорящие о том, что биологические и социальные факторы оказывают существенное влияние на развитие личности подростков с нарушенным зрением, в том числе и на формирование отдельных сторон отношения к своему «Я» на рациональном, эмоциональном и поведенческом уровне. Наряду с этим особенности развития позитивной Я-концепции в целом у подростков с нарушенным зрением не были предметом самостоятельного научного исследования.

Цель исследования - анализ и обобщение представленных в научно-методической литературе знаний об особенностях развития у подростков с нарушенным зрением когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов позитивной Я-концепции.

Результаты исследования. Позитивная Я-концепция определяется нами как совокупность относительно устойчивых установок человека по отношению к самому себе, которая создает ощущение своей постоянной определенности, самотождественности, является  уникальным результатом психического развития в процессе социального взаимодействия и оказывает существенное положительное влияние на интерпретацию жизненного опыта, на жизненные цели, на соответствующую систему ожиданий и прогнозов относительно своего будущего [4].

Содержание позитивной Я-концепции составляют когнитивный, эмоциональный и поведенческий  компоненты, различающиеся по решаемым частным задачам в функционировании позитивной Я-концепции в целом. Функционирование когнитивного компонента приводит к формированию у человека системы знаний и представлений о самом себе, эмоционального - к формированию положительного эмоционального отношения к себе в целом с одновременным признанием у себя определенных недостатков, поведенческого - к формированию стремления к самоутверждению, самосовершенствованию и самореализации. Критериями развития когнитивного компонента являются самооценка и самоуважение, эмоционального - аутосимпатия, поведенческого - смысложизненные ориентации и уверенность в себе [3].

Когнитивный компонент. Самооценка представляет собой восприятие личностью многочисленных «образов» самого себя в различных видах деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и интегрирует эти образы в целостное образование. Это позволяет рассматривать самооценку как важнейший механизм, поддерживающий положительный образ «Я».

Многие авторы рассматривают связь между экстремально повышенным чувством неполноценности, проявляющимся в заниженной самооценке, и дефектом как однозначно необходимую связь между причиной и следствием. В частности, Е. В. Крюкова [5] выявила, что у слабовидящих подростков  наблюдается негативная оценка своей внешности, здоровья и умения общаться.

О. Л. Романова [12], изучая психологические особенности подростков с ограниченными возможностями, выявила переоценку ими собственных сил, возможностей, знаний и своего положения в обществе, т.е. неадекватно завышенный уровень притязаний.

В исследовании, проведенном И.И. Мамайчук [10], наблюдалось прямо противоположное явление - недооценка своих возможностей. Переоценка и недооценка своих собственных сил, способностей, положения в обществе встречаются у аномальных людей чаще, чем у нормальных. В полной мере это относится и к подросткам с нарушенным зрением. В частности, Е.В. Крюкова [5] выявила, что у слабовидящих подростков наблюдается заниженная самооценка внешности и умения общаться.

О. И. Липкова [6], И. Е. Ростомашвили [13] выявили, что к незрячим зачастую предъявляют заниженные требования, приводящие к формированию у них неадекватной завышенной самооценки.

И. Е. Ростомашвили [13]  обращает внимание  на то, что самосознание подростков со зрительной депривацией преимущественно направлено на свой внутренний мир. Это приводит к более глубокому осознанию ими самих себя, но ограничивает возможность развития и осознания собственного социально-ролевого Я.

И. Н. Никулина [11] считает, что в условиях зрительной депривации становление самооценки обусловлено особенностями познавательной деятельности, социальной перцепции и регуляции поведения. Зрительная депривация оказывает неблагоприятное влияние как на уровень общей самооценки и степень ее реалистичности, так и на уровень развития когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в отдельности. Наиболее отчетливо негативная роль этого фактора проявляется в младшем школьном и подростковом возрасте, тогда как в юности его влияние постепенно ослабевает.

Таким образом, большинство авторов отмечают заниженный уровень самооценки у подростков со зрительной депривацией. Это объясняется рядом причин, таких как: заниженные требования со стороны окружающих, преимущественная направленность сознания на внутренний мир, особенностями познавательной деятельности, социальной перцепции и регуляции поведения. С другой стороны, положительная самооценка является основой самоуважения, позитивного самосознания каждого, включая человека с ограниченными возможностями. Положительная самооценка и самоуважение могут, однако, служить активному жизненному приспособлению лишь в том случае, когда они опираются на определенные социальные ценности.

Эмоциональный компонент. Подростки с нарушенным зрением характеризуются специфическими эмоциональными переживаниями, связанными с отношениями к своей личности.

По данным Т. П. Малковой [9], для слепых и слабовидящих детей характерны высокая личностная тревожность, низкий уровень эмоционального комфорта.

И. Е. Ростомашвили [13], О. И. Липкова [6] установили, что незрячим подросткам присущи: повышенная чувствительность; сужение эмоциональной сферы, проявляющаяся в сфокусированности переживаний на самих себе; высокий уровень тревожности; низкий уровень самопринятия.

И. Н. Никулина [11] считает, что противоречивое отношение слабовидящего подростка к себе, доходящее до непринятия себя, идентификация и социальное сравнение с нормально видящими окружающими, целенаправленное игнорирование либо преувеличение неудач и проблем, связанных с наличием дефекта зрения, недостаточный или противоречивый характер информированности о социальной среде являются предпосылкой в формировании и закреплении крайне высокого или крайне низкого уровней тревожности.

А. Н. Шимгаева [14] полагает, что в формировании чрезмерного спокойствия ведущую роль играет защитный механизм отрицания, благодаря которому они проявляют нечувствительность к своему реально неблагополучному положению, отрицают влияние зрительного дефекта на различные стороны жизни и самооценку.

Для инвалидов по зрению характерны такие особенности «Я»-концепции, как неприятие себя и других, внешний локус контроля, определенная интеллектуальная и волевая ригидность.

Таким образом, эмоциональная сфера подростков с нарушенным зрением характеризуется повышенной чувствительностью, чрезмерно высокой или низкой личностной тревожностью, низким уровнем самопринятия, сужением эмоциональной сферы с концентрацией негативных переживаний на себе, обусловленными заниженной оценкой своей внешности, здоровья  и умения общаться. Низкая тревожность обусловлена действием психологического  защитного механизма отрицания.

Поведенческий компонент. Зрительная депривация оказывает существенное воздействие на формирование смысложизненных ориентаций.

Рассматривая личность как активный субъект своей жизнедеятельности, берущий ответственность в трудной жизненной ситуации на себя, А. А. Яковлева [15] установила, что у подростков с депривацией зрения в большей мере сформирована готовность к активному, деятельному стилю преодоления трудных жизненных ситуаций, с полным принятием ответственности за происходящие события на себя. Вместе с тем выявлено, что для них характерны ценностно-смысловые внутриличностные конфликты между сферой желаний и сферой возможностей, иррациональные установки, экстернальный локус контроля, низкий уровень осмысленности жизни. По ее данным, нормально видящие подростки проявили меньшую склонность к принятию внутренней ответственности.

О. И. Липкова [6] в ходе анализов рассказов подростков с нарушенным зрением выяснила, что в их рассказах чаще, чем в рассказах их зрячих сверстников, прослеживается тема отчаяния и неясное представление о своем будущем, снижение интереса к жизни. У них также прослеживается повышенная фрустрированность, стремление к компромиссу при разрешении различных конфликтных ситуаций, принятие ответственности за происходящие события на себя

И. Е. Ростомашвили [13] на основании результатов своих исследований приходит к заключению о том, что у подростков с депривацией зрения по сравнению с нормально видящими подростками наблюдается более сформированная определенная готовность к трудным жизненным ситуациям. Это выражается в принятии ответственности за происходящие события на себя, которая оказывает непосредственное влияние на стиль поведения в этих ситуациях, а также определяющую успешность выхода из них. Нормально видящим подросткам свойственна менее выраженная внутренняя ответственность, делегируемая ими значимым другим людям, редкое проявление стратегии поведения, как принятие ответственности за происходящие с ними события на себя.

У подростков с депривацией зрения наблюдается стремление к компенсации слепоты и к участию в общественной жизни наравне со зрячими.  Х. Борхес [1] утверждал, что «слепота - это образ жизни, не такой уж плачевный», если использовать слепоту как стимул для преобразования личности.

Е. В. Крюкова [5] и Т. П. Малкова [9] выявили, что у слабовидящих подростков  чаще наблюдаются неуверенность в себе, высокая личностная ригидность, низкий уровень самопринятия и степени удовлетворенности потребностей в безопасности и в признании. 

Таким образом, одни авторы отмечают, что у подростков с нарушенным зрением наблюдаются снижение интереса к жизни, смутное представление о своем будущем, неуверенность в себе, повышенная фрустрированность и ригидность. Другие авторы полагают, что зрительная депривация выступает для некоторых из них  фактором, побуждающим к принятию ответственности на себя в трудных жизненных ситуациях и активному стилю поведения в них. Это делает их более уверенными, стрессоустойчивыми и нацеленными на преобразование себя в сравнении с нормально видящими сверстниками.

Заключение. Анализ и обобщение результатов экспериментальных исследований, представленных в научно-методической литературе, показал, что когнитивный компонент Я-концепции у большинства подростков с нарушенным зрением отличается неадекватной (заниженный или завышенный уровень) самооценкой и низким уровнем самоуважения. Эмоциональный компонент характеризуют чрезмерно высокая или низкая личностная тревожность, низкий уровень самопринятия с концентрацией негативных переживаний на себе. Поведенческий компонент характеризуют снижение интереса к жизни, смутное представление о своем будущем, неуверенность в себе, повышенная фрустрированность и ригидность, спонтанные компенсаторные реакции и психологические защиты. Нарушенное зрение выступает для отдельных подростков мощным стимулом к личностному саморазвитию, к проявлению активности в трудных жизненных ситуациях.

Рецензенты:

Пьянзин А.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теоретических основ  физического воспитания  ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Харитонов М.Г., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.