Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VALUES AND THEIR ROLE IN MAKING DECISION

Kuznetsova Yu.N. 1
1 Kazan (Volga Region) Federal University
The problems connected with the values are among the major ones for the science dealing with man and society. First of all, they are major ones, because the values act as an integrative basis, both for separately taken personality, and for any social group. The personality`s preferences of values play the important role in evaluating the events around, during making the decision and performing activities. This problem is actual nowadays and there are many questions that haven´t been investigated yet. In this work we rely on the understanding of the values essence and their structure offered by B. S. Alishev within his systemic-functional approach. In his opinion, it is necessary to distinguish fundamental values which are reflected in human mind and consciousness as the functional links between the subjective and the objective worlds that have the concrete modality caused due to their contents. In his concept it is also noted that fundamental values (such as good, freedom, justice, love, family, wellbeing, power, etc.) have different priority for certain people and are differently treated by them in the substantial plan, but anyway they are so deeply implanted in their mentality that very often cease to be realized by them.
decision making
values orientations
values
Очевидно, что люди, обладают разными типичными для них особенностями восприятия ситуаций взаимодействия, их интерпретации, которые, несомненно, зависят от личностных характеристик человека. А внутренний мир человека представляет противодействие полярных сил, от итога борьбы между которыми зависят личностные характеристики, а именно его ценностная ориентация.

Психику человека в целом характеризует наличие сознания и самосознания, что делает невозможным его жизнь вне организованных социальных групп со своей культурой и законами. Поэтому вопрос о факторах, влияющих на формирование ценностей субъекта, нельзя решить, если при этом оставаться в пределах самого субъекта. Только рассматривая развитие личности как причинно-обусловленный процесс взаимодействия психики индивида с его социальным окружением, можно понять причинную обусловленность формирования тех или иных ценностей [5].

На формирование ценностей оказывает влияние тот факт, насколько данная личность социально зрелая. Социальная зрелость и ее составляющая - ответственность - формируются лишь в адекватной деятельности и свободе в принятии решений относительно самого себя [2].

Еще один из важных моментов существования человека как личности связан с сохранением личностного равновесия, которое задается извне социальной группой, коренное изменение которой сможет привести к запуску преобразовательных процессов внутри личности.

Сформировавшиеся ценности требуют постоянного подтверждения в результатах жизнедеятельности. Если данное равновесие нарушается, то это приводит к переоценке ценностей и выработке новых индивидуальных форм поведения, учитывающих изменившиеся условия.

Эта проблема до настоящего времени является актуальной, осталось еще много неисследованных областей.

Таким образом, именно ценностные детерминанты как один из многочисленных факторов могут влиять на содержание принимаемых личностью решений [3].

Личность, ориентируясь на собственную систему ценностных ориентаций, закрепляется в выборе своих поступков и действий согласно предлагаемой социальной ситуации. Человек делает то, каков он есть. Однако в процессе жизнедеятельности изменяются социальные ситуации взаимодействия личности с окружением, меняется само окружение личности, что может привести к трансформации ценностных ориентации внутри личности.

Выбор ценности сопряжен с долей неопределенности, которую может нести социальная ситуация взаимодействия, и возможностью совершения ошибки. Являясь результатом деятельности, ценности задают вектор, определяющий как цели, так и средства достижения этих целей. А сама деятельность обеспечивает осознание человеком окружающего мира и самого себя [4].

В связи со всем вышесказанным на содержание принимаемого решения влияют личные мотивы человека и социальные условия, в которых данная личность разворачивается. Общественные ценности и социальные нормы определяют цели и способы их достижения.

В однотипных ситуациях межличностного взаимодействия люди могут принимать совершенно различные решения. Это можно объяснить тем, что и сами ситуации люди воспринимают совершенно отлично друг от друга. Каждая ситуация воспринимается личностью через его собственные переживания, через предыдущий опыт. Для определения особенностей содержания принятых решений в ситуациях межличностного взаимодействия мною была разработана методика проективного типа.

Стимульный материал представлен изображениями ситуаций межличностного взаимодействия, где от испытуемого требуется идентифицировать себя с каким-либо персонажем, представленным на картинке, и принять определенное решение. Было разработано порядка 20 набросков с изображениями различных вариантов взаимодействия людей.

Выбор методики проективного типа - наиболее подходящий вариант в нашем исследовании, так как позволяет решить несколько проблем: смоделировать ситуацию межличностного взаимодействия; предположить в ситуации некую степень неопределенности, что предполагает различное восприятие и соответственно разные варианты принятия решений; проективная методика позволит сократить время для сбора и переработки информации. При использовании данной методики были важны оценка и понимание различных социальных ситуаций межличностного взаимодействия в ситуациях неопределенности. На основе полученных данных осуществлялся анализ взаимосвязей между ценностями, личностными свойствами и содержанием принятых решений.

На выборке в количестве 50 человек был произведен анализ ответов, были отбракованы те ситуации, в которых эффект неопределенности оказался минимальным, а значит, сама ситуация подталкивала респондента совершить не свое, а социально одобряемое решение. В итоге респондентам было предложено 5 ситуаций, требующих от них принятия решения.

Представим описание отобранных ситуаций.

  1. Человек сидит у постели больного. По телефону ему напоминают о назначенной встрече.
  2. Человек находится на улице. Идет дождь, рядом открытая дверь магазина. Мимо идет девушка с зонтом.
  3. Человек стоит около закрытой двери магазина. До открытия осталось 10 минут.
  4. Группа студентов смотрит на висящие часы.
  5. Человек несет вверх по лестнице телевизор.

Проанализировав и обобщив ответы на все представленные ситуации, получили различные варианты решения ситуаций, которые свели в таблицу (см. табл. 1) [6].

Таблица 1

Специфика содержания принятых решений в зависимости от ситуации

Краткое описание ситуации

Summary of the situation

Варианты решения

solutions to

1

2

3

1.

«Болезнь - Встреча»

«Illness - Meeting»

 

Останусь у больного человека

Stay in a sickness person

(178)

Пойду на встречу

I'll go to the meeting

(101)

 

-

2.

«Дождь - Магазин - Девушка»

«Rain - Shop - Girl»

Пережду дождь в магазине

I will wait out the rain in the store

(167)

Попрошу девушку помочь

I will ask for help Woman

(81)

Пойду под дождем

I will go for the rain (41)

3.

«Магазин - Перерыв»

«Shop - Break»

Подожду открытия

I will wait for the opening

(198)

Пойду в другой магазин

I will go to another store (88)

 

-

4.

«Студенты - Преподаватель»

«Students - Teacher»

Буду ждать

I'll wait

(129)

Не буду ждать

will not wait

(78)

Узнаю причину

I will find out the cause (78)

5.

«Телевизор»

TV

Помогу

I will help

(101)

Пройду мимо

I will pass over (91)

Сам донесу

I'll carry himself (86)

Далее для каждой группы студентов были определены индексы приоритетности по различным ценностям. Это дало возможность выяснить, каковы ценностные различия между студентами, склонными к разным вариантам решений в тех или иных ситуациях [1].

Анализ ценностных приоритетов студентов, принимающих различные решения, показал наличие в каждом конкретном случае определенной специфики. Так, например, варианты решений не взаимосвязаны между собой. Студенты, придерживающиеся какого-то решения в одной ситуации, не выбирают одинаковое решение в других ситуациях. Большие различия обнаруживаются не между студентами, принимающими противоположные решения в континууме «да» - «нет», а между студентами, принимающими какое-то промежуточное решение, и всеми остальными.

Полученные данные говорят о том, что наличие у личности тех или иных ценностных приоритетов оказывает несомненное влияние на содержание принимаемых решений в самых разных ситуациях. А знание закономерностей и особенностей ценностной детерминации различных оценочных процессов, которые в итоге приводят к какому-либо решению, которое в свою очередь ведет к действию, позволяет прогнозировать поведение личности в неопределенных ситуациях, оценку ею различных возможных событий.

Мера смысловой неопределенности социальных ситуаций, как и мера субъективной значимости для каждой личности и мера объективной вариативности возможных решений, также влияет на содержание принимаемого решения. Чем более ситуации сами по себе допускают большую вариативность решений, тем роль ценностных приоритетов заметно возрастает.

Рецензенты:

Ибрагимов Г.И., д.п.н., профессор кафедры инженерной педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань;

Ибрагимова Е.М., д.п.н., профессор, кафедра теории и методики обучения праву, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.