Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN TRENDS IN EDUCATIONAL MIGRATION IN THE FAR EAST

Borzunov S.A. 1 Maltseva V.A. 1
1 Far Eastern State Transport University
This article discusses the features of the manifestation of educational migration of the Far East of Russia. The authors make the main focus on the reasons for the sharp increase in the outflow of the working population in the region, in particular: prospective students, students, graduate students and vocational school graduates under the age of 30 years, in order to obtain further vocational education in the Central part of Russia and abroad. The authors determined some reasons of Far Eastern´s educational migration: lowering the status of the educational institutions of secondary and higher vocational education of Far East, price increase for educational services, quantity reduction of budget places, and others. Also, the authors concentrates on the negative effects of educational migration on the demographic and economic development of the Far East region. Besides they trying to account measures of state support, focused to slow the outflow of population and attracting young people from other regions of Russia and from abroad.
«brain drain»
migration processes
migration flows
migration policy
migration
educational migration
Состояние образовательной миграции в современной России в целом и на Дальнем Востоке в частности на сегодняшний день таково, что с каждым годом государство, в том числе и дальневосточный регион, теряет выпускников школ, студентов, аспирантов и высококвалифицированных специалистов вследствие миграционного оттока. Данная проблема имеет комплексный характер и рассматривается в науке с разных точек зрения: юридической, экономической, социологической, философской. Особо острый характер образовательная миграция приобретает в отдельных регионах России, в том числе и на Дальнем Востоке. Дальневосточный регион в настоящее время наиболее подвержен оттоку трудоспособного населения, и в сложившихся условиях первостепенной задачей является выявление причин «утечки умов» с данной территории. Различные аспекты и точки зрения на проблемы миграции освещались в работах российских ученых. Основополагающие научные разработки в области миграции и миграционных процессов, включая образовательную миграцию, представлены трудами таких авторов, как Бояркин Г.Н., Глазкова Л.А., Димаев А.Р., Позоян О.Г., Рыбаковский Л.Л., Сафонова М.А., Тимошенко О.В. и другие.

Основная часть

В Послании Федеральному Собранию в 2013 году Президент РФ назвал развитие Сибири и Дальнего Востока национальным приоритетом на весь XXI век [8]. На сегодняшний день Дальний Восток России представляет собой один из наиболее стратегически важных регионов, требующих для своего развития не только большого притока финансовых вливаний, но и привлечение значительного числа молодых специалистов, которые будут своими силами способствовать его становлению и укреплению.

Одной из составляющих процесса формирования региона выступает образовательная миграция, представляющая собой переезд индивида или группы индивидов к месту учебы [7] в пределах государства и за границу, и занимает третью позицию по распространенности после трудовой миграции и миграции по семейным и личным обстоятельствам [10].

На наш взгляд, в условиях увеличения потребности высококвалифицированных специалистов в различных сферах профессиональной деятельности человека для развития Дальневосточного региона и роста национальной экономики России в целом на первый план выступает потребность в получении качественного профессионального образования, что обуславливает повышение уровня образовательной миграции.

Порядок формирования и регулирования миграционных потоков обеспечивается проводимой государством политикой, направленной, в частности, на повышение престижа российского образования, его конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг.

Президентом РФ В.В. Путиным была утверждена разработанная Федеральной миграционной службой РФ «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [3], в соответствии с которой на первое место встает задача государства по привлечению иностранных студентов для получения российского образования, обеспечением которой послужат всевозможные преференции: упрощенный порядок получения студентами вида на жительство в РФ, предоставление жилья, обеспечение рабочих мест после окончания учебного заведения, финансовая поддержка ВУЗам, обучающим иностранцев и другие. Нельзя не отметить в качестве одного из положительных моментов данной концепции попытку государства осуществить развитие на основе государственно-частного партнерства дешевых сегментов рынка арендного жилья и создание инфраструктуры для проживания учебных мигрантов [3]. При этом значительно меньшее внимание уделяется сохранению отечественного студенческого контингента и формированию мотивации не покидать отдаленные регионы Российской Федерации. Тем самым проведение миграционной политики в рамках данной концепции может способствовать ухудшению демографической и экономической ситуации отдаленных регионов России.

15 апреля 2014 года Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» [2], задачами которой, среди прочего, поставлены: улучшение качества жизни в данном регионе и повышение мобильности населения, что должно также плодотворно сказаться на привлекательности Дальнего Востока для молодежи - для получения ими образования в местных профессиональных учебных заведениях, а также дальнейшего проживания на данной территории.

На сегодняшний день российский Дальний Восток занимает лидирующую позицию по оттоку молодежи - трудоспособного населения в возрасте до 30 лет (как абитуриентов, так и квалифицированных специалистов), о чем свидетельствует проведенная в 2010 году Федеральной службой государственной статистики Всероссийская перепись населения [1], а также ежегодные отчеты Федеральной миграционной службы [10]. Кроме того, учебные заведения профессионального образования Дальневосточного региона заведомо находятся в невыгодном геостратегическом положении по отношению к ВУЗам и СУЗам Центральной и Западной частей России.

Одним из приоритетных критериев в выборе учебного заведения среди выпускников школ является «высокий уровень получаемого профессионального образования» [6, c. 430]. Так, согласно проведенному опросу, на вопрос о том, как жители городов оценивают образование в своем городе и считают ли они, что в городе их проживания можно получить достойное образование, положительно ответили лишь 46 % опрошенных, 16 % утверждали, что в их городе невозможно получить достойное образование [5].

Одной из главных причин оттока абитуриентов и студентов с российского Дальнего Востока, несомненно, выступает географическое положение региона. Активное развитие Хабаровского и Приморского краев в ХХ веке и привлечение молодого населения со всех концов СССР было обусловлено, в первую очередь, правильной государственной идеологической политикой, объединяющей молодежь верой в светлое будущее, построенное собственными руками. Современные же выпускники школ имеют другие приоритеты, которые, по их мнению, реализовать в своем регионе крайне сложно: высокий уровень профессионального образования, гарантирующий удачное трудоустройство после окончания ВУЗа или СУЗа, достойный заработок, успешная карьера и т.д.

На выбор места обучения негативно сказываются и результаты проводимого Минобрнауки мониторинга ВУЗов России на предмет их эффективности, по результатам которого половина ВУЗов Дальнего Востока была признана неэффективной [4].

Ежегодно фондом «Вольное дело» также составляется рейтинг лучших ВУЗов России. На 2015 год из ста представленных в данном рейтинге ВУЗов Дальневосточный регион представлен лишь одним - Дальневосточным федеральным университетом (г. Владивосток). Это также является одной из причин, почему выпускники не верят в возможность получения качественного профессионального образования в ВУЗах Дальнего Востока [9].

Еще одним критерием при выборе учебного заведения выступает стоимость обучения. Согласно статистике, на сегодняшний день доход 18 % жителей Дальневосточного региона находится за нижним пределом прожиточного минимума, при среднероссийском 15 %, а цены на образование с каждым годом растут. К примеру, если стоимость года обучения в 2014-2015 учебном году по специальности юриспруденция в г. Хабаровске в среднем составляла 82 000 рублей, то в 2015-2016 учебном году она составляет уже 90 000 рублей. Причем, чем крупнее и известнее ВУЗ, тем стоимость, соответственно, выше. Так в Дальневосточном Федеральном университете стоимость обучения по данному направлению составляет 164 000 рублей в год. Высокий уровень цен на образовательные услуги вынуждает абитуриентов либо получать образование заочно, либо поступать в ВУЗы других регионов, предлагающие более дешевые цены на образовательные услуги.

Одним из альтернативных решений этого вопроса становится возможное поступление в ВУЗ на бюджетную основу. Бюджетных мест в дальневосточных ВУЗах по отдельным, чаще гуманитарным, специальностям выделяется не достаточно, чтобы обеспечить бесплатным образованием всех желающих. Вследствие этого возрастает конкурс на бюджетные места среди абитуриентов-дальневосточников. В ВУЗах, которые находятся в центральной части России, бюджетных мест на порядок больше - и это тоже одна из причин для поступления в ВУЗы других регионов России. Так, к примеру, в 2015 году бюджетных мест по направлению «юриспруденция» Новосибирскому государственному универси тету выделено 15, Дальневосточному федеральному университету - 70, а Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова - 288.

На наш взгляд, вышеперечисленные доводы указывают на необходимость более детального изучения сущности, причин, условий образовательной миграции, в частности на Дальнем Востоке, разработки эффективных механизмов регулирования образовательных миграционных потоков и процессов.

Рецензенты:

Туркулец С.Е., д.ф.н., доцент, профессор кафедры «Уголовно-правовые дисциплины» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск;

Спасский Е.Н., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой «Философия, социология и право» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск.