Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE RESEARCH OF PROPENSITIES FOR DEVIANT BEHAVIOR IN TEENAGERS LEFT WITHOUT PARENTAL CARE LIVING IN THE ORPHANAGE (GENDER ASPECT)

Chigaeva V.Yu. 1 Grabchuk K.M. 2 Buldygina L.M. 1
1 Kemerovo State University
2 The institute of economy and management in medicine and the social sphere
The analysis of the relationship of gender characteristics of teenagers without parental care with their tendency to the development of deviant behavior. Taking into account the impact on the relationship between these two things, factors such as personality characteristics of teenagers without parental care, living in orphanages, features of socialization and problems of education, in the study we took into account the following characteristics: polotipizirovannost installation on the social desirability of a tendency to overcome norms and rules, susceptibility to addictive behavior, tendency to aggression and conflict, volitional control of emotional reactions, tendency to delinquent behavior. The research confirmed that the propensity for deviant behavior in teenagers test category is largely determined by gender characteristics. From gender-sensitive teenager depends on his conflict, aggressiveness, ability to breach of rules and regulations, will power and self-control. In this regard, the activities of experts should be aimed at correcting the above qualities, taking into account identified gender-sensitive, which in turn requires the development of new approaches to work with these teenagers.
gender characteristics
propensity for deviant behavior
teenagers
left without parental care

Девиантное поведение подростков издавна являлось одной из серьезных и трудно разрешаемых проблем. Исследования последних лет показали, что подростковая девиация в подавляющем числе случаев связана с отклонениями в развитии личности, чаще всего обусловленными не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов. Одним из таких факторов возникновения отклонений у подростков являются сформированные в результате биологических и социальных воздействий индивидуально-психологические различия, дифференцированные по полу, учет которых необходим в профилактической и реабилитационной работе с девиантными, десоциализированными подростками.

В создавшихся условиях проблема коррекции девиантного поведения подростков приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением множества эмпирических и теоретических изысканий. Исследования по данной проблеме восходят к фундаментальным трудам ряда зарубежных ученых (Р. Бэрон, А. Бассе, П. Брейн, Л. Берковиц, К. Бютнер, Д. Доллард, К. Лорэнц, Д. Ричардсон, Р. Селман, Э. Эриксон и др.). Однако наиболее продуктивные из них выполнены в рамках социологического подхода (А. Бандура, К. Шоу, В. Броннер, Г. Маккей,  К. Хили и др.). Эти исследования содержат анализ роли неблагополучной социальной среды как причинного фактора девиантного поведения у личностей разного пола, с учетом того, что для подобной среды характерны социальная дезорганизация, бедность, экономическая зависимость, отсутствие устойчивых стандартов поведения [3].

В настоящее время 95% детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в детских домах, входят в «группу риска» и имеют различные отклонения в поведении. Численность несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательных колониях, превышает 13 тыс. человек, из которых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывается порядка 2 тыс. человек. Данная статистика имеет тенденцию к росту. Рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловливает необходимость более эффективной коррекционной работы социального работника и социального педагога детских домов. Выявление на ранней стадии подросткового возраста склонности к девиантному поведению у детей разного пола, на наш взгляд, будет способствовать более эффективному упреждению возможных девиаций, что в свою очередь обуславливает направление нашего исследования.

Цель исследования

Итак, учитывая особенности рассматриваемой категории подростков, особое внимание следует уделить исследованию личностных особенностей, проблем воспитания и особенностей социализации подростков, а также их влияния на формирование склонностей к девиантному поведению у подростков разного пола. Это позволит более четко определить причины девиаций и разработать более эффективные способы решения проблем.

Материал и методы исследования

Подростки в детском доме, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются общими чертами: это бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов; низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присущи: эмоциональная грубость, озлобленность против сверстников, окружающих взрослых. У таких подростков наблюдаются высокая самооценка, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Многие свойства и качества познавательной сферы и особенности личности сохраняются на протяжении всего возрастного развития подростков, обнаруживая себя в той или иной форме: особенности внутренней позиции, эмоциональная упрощенность и обедненное содержание образа «Я», импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления, несформированность избирательности в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру.

Отличительной чертой подростков, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие не отдельных видов деформаций, а их комплекса, следствием чего является качественно иное состояние личности подростков, которое носит характер тотальной дезадаптации. Речь идет о нарушении процесса развития личности по большинству параметров (психических, педагогических, социальных и т.д.), что, несомненно, отражается на их поведении.

Подросткам присущи различные типы нарушения поведения, особенно тем детям, кто остался без попечения родителей. Склонность к девиантному поведению у этих подростков обусловлена личностными особенностями. В частности, у подавляющего большинства воспитанников детского дома подросткового возраста отрицательные самооценки превалируют над положительными, причем с возрастом эта тенденция усиливается - самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение. Однако у некоторых подростков этого не происходит, поэтому они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта:

1) они считают, что не имеют личностно-ценных качеств или не могут совершить личностно-ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия;

2) они считают, что значимые для них другие люди не относятся к ним положительно или относятся отрицательно;

3) они не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.

Потребность в самоуважении у воспитанников детского дома особенно сильна, но в случаях, когда она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, они обращаются к девиантным формам поведения [7, 47].

Второй особенностью является то, что, считая себя уникальной личностью, подросток в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп в детских домах является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность, которая в данном случае рассматривается психологами как желание слиться с группой, ничем не выделяться, продиктованное потребностью в безопасности. Она же, по их мнению, выступает как механизм психологической защиты (социальная мимикрия) [7, 52].

По мнению Е. И. Манаповой, основные причины отклоняющегося поведения детей в том, что у них не реализуется «потребность в любви и признании, что приводит к деформации детской личности». В силу неправильно формирующегося опыта общения дети зачастую занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию, а нереализованность потребностей в родительской любви и признании ведет к формированию у них отклоняющихся форм поведения, эмоциональному напряжению и фрустрации [5].

Следует также принять во внимание и проблемы воспитания таких детей, которые  обусловлены тем, что:

1) воспитанники детских домов - это преимущественно дети из неблагополучных семей, т.е. «алкогольных» и «криминальных», где родители лишены родительских прав;

2) воспитанники детских домов особенно остро переживают нарушение психологического контакта с самыми близкими людьми, что приводит к росту их озлобленности, доходящей до отчаяния, или жестокости, пренебрежению к нормам поведения и обязанностям, равнодушию к общезначимым явлениям;

3) значительная часть нарушений поведения или дисциплины совершается воспитанниками детских домов в состоянии сниженного уровня психической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии;

4) среди факторов отклоняющегося поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых еще не найдены действенные средства. Это факторы психолого-педагогического характера, которые порождают и обуславливают такое поведение [6, 96].

Следовательно, в подростковом возрасте для детей семья является референтной группой, оказывающей влияние на формирование нравственных ценностей, установок, мировоззрения, культуры поведения и общения. У ребят, проживающих в детском доме, такая референтная группа отсутствует, и на первое место выходят сверстники, в большинстве своем дети из неблагополучных семей, с искаженным восприятием моральных ценностей. Подростки в замкнутом пространстве детского дома передают друг другу свой отрицательный социальный опыт, а для приобретения положительного нет условий.

С целью упреждения развития девиантного поведения и решения проблем девиации у подростков обоего пола нами было проведено исследование на базе детского дома № 102 г. Кемерово по выявлению склонностей к девиантному поведению у мальчиков и девочек, проживающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их гендерной специфики. В состав экспериментальной группы вошли 52 подростка, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 13-16 лет. Из них 26 мальчиков, 26 девочек. Нами были выбраны следующие методики исследования:  методика Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности; методика на определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП); методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев) [2; 1].

Результаты исследования и их обсуждение

Тип гендерной идентичности нами был выявлен посредством методики  Сандры Бэм.  Результаты свидетельствуют, что среди общего числа исследуемых 44% полотипизированны, т.е. их самоопределение и поведение совпадают с тем, которое считается в обще­стве гендерно соответствующим. В группе девочек высокий уровень ан­дрогинии выявлен у 42%, высокий показатель маскулинности и низкий фемининности - у 4%. Мальчики с маскулинным типом идентичности со­ставили 31%, высокие и средние показатели андрогинии выявлены у 42% респондентов. Для мальчиков не характерен феминный тип гендерной идентичности. Наличие высоких показателей мускулинности у отдельных девочек при отсутствии такого явления у мальчиков продиктовано условиями жесткой конкуренции в детских домах, где дети вынуждены бороться за «место под солнцем». При коррекции поведения необходимо особое внимание уделить этому аспекту. 

Методика на определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) позволила определить готовность подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Результаты исследования по шкале «Установка на социальную желательность» показали: 46% мальчиков и девочек при заполнении опросника давали социально-желательные ответы в умеренной тенденции. 4% девочек и 27% мальчиков не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. 50% девочек и 27% мальчиков строго соблюдают даже малозначительные социальные нормы, умышленно стремятся показать себя в лучшем свете.

По шкале «Склонность к преодолению норм и правил» 27% девочек и 54% мальчиков готовы преодолевать какие-либо нормы и правила, склонны к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения, склонны противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, способны «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Большинство девочек (73%) и 38% мальчиков следуют стереотипам и общепринятым нормам поведения. Чрезвычайно выражены нонконформистские тенденции лишь у 8% мальчиков.

Результаты у 50% девочек и 62% мальчиков по шкале «Склонность к аддиктивному поведению» свидетельствуют о том, что  испытуемые предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, решают личные проблемы иллюзорно-компенсаторным способом. Кроме того, респонденты ориентированы на чувственную сторону жизни, главные ценности и нормы носят гедонистический характер. У остальных испытуемых не выражены перечисленные качества, что является показателем хорошего социального контроля поведенческих реакций.

В процессе анализа ответов опрошенных подростков мы также пришли к выводу, что мальчики более склонны к агрессии и насилию, нежели девочки (77% и 35% соответственно). У 15% мальчиков наблюдается агрессивная направленность во взаимоотношениях с другими людьми. Они намерены решать проблемы посредством насилия, использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки. В свою очередь не выражены агрессивные тенденции, неприемственность насилия как средства решения проблем у 65% девочек и 4% мальчиков.

По результатам шкалы «Волевой контроль эмоциональных реакций» у 19% девочек и 38% мальчиков выражена слабость волевого контроля эмоциональной сферы: мальчики более слабовольны. Подростки не способны контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, склонны реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении. У 38% девочек результаты свидетельствуют о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций. По шкале «Склонность к делинквентному поведению» у 38% девочек и 73% мальчиков наблюдаются деликвентные тенденции, а также низкий уровень социального контроля.

Дополнительно нами был использован опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев). По полученным данным после подсчета результатов исследования было выявлено, что по шкале «Наступательность» низкий уровень свойственен 65% мальчиков, средний уровень - 61% девочек. У большинства девочек (54%) низкий уровень неуступчивости, у большинства мальчиков (54%) средний уровень. 46% девочек обладают средней положительной агрессией, и 81% мальчиков - высоким уровнем. Средний уровень таких качеств, как мстительность, нетерпимость к мнению других, вспыльчивость и подозрительность, свойственен большинству респондентов. Средний уровень негативной агрессии наблюдается у 50% девочек и высокий уровень - у 77% мальчиков. Высокий уровень обидчивости наблюдается у обеих испытуемых групп. По шкалам «Бескомпромиссность» и «Общий показатель конфликтности» у 42% девочек наблюдается низкий уровень. У большинства мальчиков уровень бескомпромиссности высокий, а показатель конфликтности средний.

Проведенный анализ и полученные результаты свидетельствуют о следующем: девочки более предрасположены к установке на социальную желательность, дружелюбие, они более склонны к послушанию, неконфликтности, им присущ высокий самоконтроль. Мальчикам же более свойственны преодоление норм и правил, нежелание и неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, слабоволие, склонность к агрессии и насилию. Они более подвержены аддиктивному, деликвентному, а также самоповреждающему и саморазрушающему поведению, нежели группа девочек. У девочек менее выражены деликвентные тенденции. Различия проявляются и в формах агрессии. Мальчики склонны к физической агрессии (позитивной и негативной), а девочки -  к вербальной, косвенной агрессии.

Выводы

Таким образом, исследование показало, что склонность к девиантному поведению подростков во многом определяется их гендерными особенностями. От гендерных особенностей подростка зависят его конфликтность, агрессивность, способность к самоповреждению, нарушению норм и правил, сила воли и самоконтроль. В связи с полученными результатами исследования возникает необходимость принципиально новых подходов в воспитании этой категории подростков. Деятельность специалистов должна быть направлена на своевременное определение склонностей к девиантному поведению и коррекцию вышеперечисленных качеств с учетом выявленных гендерных особенностей. В связи с наличием агрессии в той или иной форме у обеих испытуемых групп очень важно у подростков, находящихся в детских домах, формировать чувство толерантности [4], призывая к идеалам справедливости и гуманизма, привить которые подвластно посредством механизмов воспитания, социализации и социальной безопасности культуры [8]. Коррекционная программа может состоять из бесед, проблемно-ориентированных тренингов и упражнений по саморегуляции с акцентом на ситуативный и гендерный аспекты. Особое внимание стоит уделить внеурочной воспитательной работе, в ходе которой подросткам предоставляется возможность свободы выбора действия, создаются условия для тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений, правил культуры поведения, обретения положительного опыта общения.

Рецензенты:

Харитонова Е.В., д.псх.н., доцент, декан факультета психологии и социальной работы АНОО ВПО «Института экономики и управления в медицине и социальной сфере», г. Краснодар;

Золотухин В.М., д.фил.н., профессор кафедры истории, философии и социальных наук Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово.