Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STYLES OF CHILD REARING IN THE FAMILY

Valikina Yu.R. 1 Korotaeva A.V. 1 Cherepanova V.N. 2
1 Tyumen state oil and gas university
2 Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering
The role of the family in society is incomparable in its power with any other social institutions, as it is in the family is formed and develops the identity of the person who is mastering their social roles necessary for painless adaptation in society.Family serves as the first educational Institute in connection with which the person feels throughout his life. Socio-economic transformation in the country rather painfully affected the family as a social Institute. Sociologists have noted the growing number of anti-social families, the failure of parents fully in the educational functions of the family. In this context, particular relevance will acquire the character of family education. The article, based on the results of interviews and experts, analyzes the styles of raising children in the family, contributing to their successful socialization.
the family
the institution of the family
functions of family
socialization of the individual

В становлении личности ребенка большое значение имеет стиль семейного воспитания. Родителям в процессе воспитания детей важно знать и учитывать их возрастные особенности, иметь определенный уровень знаний по психологии и физиологии, соответствующий культурный уровень (общая культура, культура общения, культура отношений, культура поведения, правовая культура).

В научной литературе выделяют, преимущественно, три стиля: авторитарный, либеральный, демократический [1, 2, 3].

Авторитарный стиль исторически сформировался в патриархальных семьях и подразумевал безоговорочное подчинение женщины мужчине, а младших старшим. В древности патриархальные семьи были, как правило, многодетные, поэтому родительская воля и внимание рассеивались между всеми детьми. В современной малодетной семье чаще всего авторитарный стиль воспитания выливается в гиперопеку над ребенком. Получается, что родители, склонные к авторитарному стилю воспитания, стараются сформировать натуру ребенка по своему усмотрению, навязывая свои взгляды, ущемляя его в собственных интересах.

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения, не считая нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют жизнедеятельность ребенка, иногда прибегая к некорректным воспитательным методам.

При таком стиле воспитания ребенок вырастает либо конформистом (человеком, который никогда не пойдет против авторитетного мнения начальника, жены и мамы), либо – очередным домашним «авторитетом». Представитель авторитарного стиля воспитания следующего поколения будет, копируя своих родителей, «подгонять» своих детей под определенный стандарт представлений о «хорошем ребенке».

Родители с либеральным стилем воспитания в большей степени уступчивы в отношениях с ребенком. Однако, при условии, что его поведение выходит за рамки дозволенного, не принимают каких-либо строгих мер воздействия. Родители фактически уходят от воспитательного процесса, полагая, что при нахождении ребенка в атмосфере чрезмерной любви и вседозволенности, он в итоге сам, исходя из правил и норм поведения, определится в самоограничении.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми, предоставляя ребенку полную свободу и считая, что он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется, а реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует.

Формируются безответственность, инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений.

Дети, воспитывавшиеся в «либеральной» семье, становятся неуправляемыми. Они не приемлют общепринятые стандарты, поэтому им сложно адаптироваться в детском коллективе, поддерживать отношения со взрослыми.

Наиболее труднодостижимый и редкий стиль воспитания демократичный, когда родители воспитывают ребенка, руководствуясь не только своими представлениями о добре и зле, но и желаниями и потребностями самого ребёнка. Этот стиль воспитания совершенно не означает, что поведение ребенка остаётся без контроля и внимания со стороны взрослых, но этот контроль не тотальный. Постепенно ребёнку прививается умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

С целью выявления оптимальных стилей воспитания детей и их влияния на социализацию личности И.В. Пивоваровой, О.В. Устиновой в 2010 году было проведено анкетирование населения г. Тюмени (384 респондента) (рис. 1, 2) и экспертный опрос специалистов в области семейной жизнедеятельности, семейного воспитания (94 эксперта) (рис. 3, 4) [4, 5, 6, 7].

 

Рис. 1. Возраст и образование респондентов, %

Рис. 2. Семейное положение респондентов, %

Рис. 4. Сфера деятельности экспертов, %

Рис. 5. Стаж работы экспертов, %

В большинстве полных семей основные важные решения принимают отец и мать совместно, так как работают и обеспечивают основной защитный базис в большинстве своем именно они. Примечательно, что несмотря на то, что проживают совместно со страшим поколением 18 % семей респондентов, дедушек и бабушек в малой степени привлекают для решения важных семейных проблем (всего 3,1 % – совместно с отцом и метерью и 2,6 % – совместно с отцом, матерью и детьми). По-видимому, в современных рыночных отношениях происходит некоторая девальвация общечеловеческих ценностей, как уважительное отношение к старшему поколению. Молодежь не доверяет дедушкам и бабушкам, что негативно сказывается и на самом процессе социализации, в котором активной силой может стать старшее поколение со своими традициями, культурными образцами поведения, нравственными ценностями (рис. 6).

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос, кто из членов их семьи принимает важные решения, %

Рис. 7 демонстрирует распределение мнений экспертов в отношении того, кто в семье должен принимать важные решения (за кем остается последнее слово в определении путей решения семейных проблем).

Рис. 7. Распределение ответов экспертов на вопрос, кто в семье должен принимать важные решения, %

Большинство экспертов отдали предпочтение в этом вопросе коллегиальному решению семейных проблем.

Очень важен, по мнению респондентов, стиль воспитания в семье в процессе социализации детей. Рис. 8 демонстрирует выбор стилей воспитания в семьях респондентов.

Рис. 8. Стиль воспитания в семьях респондентов, %

В подавляющем большинстве (81 %) стиль воспитания детей в семьях респондентов – демократический. Фактически только 8,3 % опрошенных отметили авторитарный стиль и еще 0,8 % – смешанный. Таким образом, как считают респонденты, у них в семьях весьма благоприятный стиль воспитания детей для их социализации.

Экспертам был задан вопрос о предпочтительном стиле воспитания при реализации социализации детей в семье (рис. 9). Как и следовало ожидать, подавляющее большинство экспертов выбрало демократический стиль воспитания.

Рис. 9. Распределение мнений экспертов о предпочтительном стиле воспитания в процессе социализации детей, %

По семейному типу взаимоотношений, на взгляд респондентов, у них семьи вполне благополучные, устойчивые, крепкие (45,3 %), сравнительно благополучные, но временами с конфликтами и сложностями во взаимоотношениях (50,3 %) (рис. 10), что означает весьма благоприятную атмосферу в семьях для социализации детей.

Рис. 10. Тип семей респондентов по семейным взаимоотношениям, %

Для подтверждения данного тезиса респондентам дополнительно был задан прямой вопрос, что в большей степени характерно для общей атмосферы в их семье (рис. 11).

Рис. 11. Распределение мнений респондентов об атмосфере в их семье, %

Таким образом, предпочтительный стиль воспитания, и по мнению респондентов, и по мнению экспертов – демократический, оказывающий наиболее благоприятное влияние на процесс социализации ребенка в семье.

Результаты опроса представителей тюменских семей показали, что в их семьях в большинстве своем царит атмосфера доброжелательности, взаимопонимания, культуры во взаимоотношениях, спокойствие и уравновешенность.

Рецензенты:

Моложавенко В.Л., д.п.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.