Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL INNOVATIONS IN REALIZATION OPTIMUM CONSTRUCTED PEDAGOGICAL PROCESS THE MAIN SUBJECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Yakovlev B.P. 1 Gafarova G.I. 1
1 Surgut State University
Article is devoted to problems of the innovative processes happening in the conditions of modern education. The attention of authors of article is concentrated on methodological approaches in system of educational process. To pedagogical innovations in realization of optimum constructed educational process of the main subjects of educational activity in a higher educational institution, the following can act: training in cooperation; training and education of students by the principle of pedagogical support; optimization of process of training on the basis of akmeologichesky approach; optimization of influence of size of mental loading. Application of acmeological technology in professional teacher higher education institution provides an opportunity to generate student self-confidence in their abilities, to eliminate fear of professional activities, increase efficiency, stress etc. Sound, optimal control of means and methods of training and education provides an opportunity to affect the psychology of the subject activities to develop the necessary subjective condition, individual qualities, relationships, motivation, control directionality to the self-realization of its capabilities.
mental loading
akmeologichesky principle
optimization
pedagogical innovations
education
Решение проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в контексте применения педагогических инноваций в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы в свете введения современных требований ФГОС 3 имеет научную актуальность и практическую значимость. Особое внимание уделено таким инновационным подходам к осуществлению учебно-воспитательного процесса, как обучение в сотрудничестве, принцип педагогической поддержки в обучении, оптимизация влияния величины психической нагрузки, а также реализация акмеологического принципа.

Цель исследования

Цель исследования направлена на теоретический анализ принципа оптимизации образовательного процесса в высшем учебном заведении. Как известно, выбор оптимальных вариантов деятельности преподавателя вуза детерминирован конкретными условиями применения своих профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, поскольку сам термин «оптимальный» означает наиболее соответствующий вид или выбор учебной деятельности к специфическим условиям и поставленным задачам [4, с. 479].

Материал и методы исследования

Примерами педагогических инноваций к реализации оптимально построенного педагогического процесса основных субъектов учебной деятельности в высшем учебном заведении могут выступать следующие.

Организация деятельности на основе обучения в сотрудничестве достаточно хорошо описана в научной литературе [2, 6, 8]. Ее сущность  состоит в необходимости прогнозировать и проектировать результат профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях высшего учебного заведения исходя не только и не столько из заданных стандартов обучения, требований к уровням усвоения знаний, умений и навыков (выраженных в учебных планах, программах, показателях контроля ЗУНов в высшем учебном заведении), сколько из получаемой информации о состоянии образовательной системы, условиях и возможных средствах ее функционирования. Такая информация может быть получена прежде всего: 1) в результате постоянного субьект-субьектного взаимодействия преподавателя и студентов; 2) в результате системного мониторинга учебного процесса и его качества. Системный мониторинг педагогического процесса может и сам по себе выступать отдельной инновацией в системе высшего образования, если включает стабильную долю применяемых впервые или в новом качестве методов исследования качества образования.

Создание ситуаций сотрудничества непосредственно на учебных занятиях предусматривает контакт между преподавателем и студентом через диалог, который предполагает равенство психологических позиций двух взаимодействующих сторон. Ситуация двухстороннего взаимодействия подразумевает активную роль всех задействованных в общении сторон. Диалогическое взаимодействие предполагает:

1) переориентацию пространства обучения на личностную сферу студентов;

2) создание ситуаций личностного развития с активным применением методов взаимообучения, взаимоконтроля, смены ролевых позиций;

3) применение средств и методов для формирования мотивации учения. Образовательный процесс направлен на формирование внутренней положительной мотивации, его пополнение посредством активности самой личности;

4) применение проблемных методов обучения в усвоении результатов научного познания, системы знаний, процесса получения результатов, формирование познавательной самостоятельности и развитие творческих способностей учащихся.

Обучение и воспитание студентов по принципу педагогической поддержки представляет собой способ гуманистического взаимодействия преподавателя и студента, основанный на расширении и углублении личностно ориентированной развивающей парадигмы образования. Особое место в реализации этой модели учебно-воспитательного процесса занимают внутренняя воля и творчество личности, реальный гуманизм и демократизм всего процесса обучения. Согласно утверждению Т.В. Анохиной, педагогическая поддержка представляет собой комплекс средств, обеспечивающих помощь в самостоятельном индивидуальном выборе - моральном, гражданском, профессиональном, экзистенциональном самоопределении [8]. В ходе реализации принципа педагогической поддержки осуществляется работа с «проблемами-препятствиями» (противоречивая ситуация, требующая адекватного решения). Решение проблем-препятствий осуществляется при помощи сотрудничества преподавателя и студента, опираясь на самодеятельность студентов. Продолжением идеи педагогической поддержки, таким образом, является идея межличностного взаимодействия, основанного на реализации принципа партисипативности.

Педагогическая акмеология как часть научной акмеологии была разработана Н.В. Кузьминой и ее последователями [7, 8].

Акмеологический подход к осуществлению профессиональной деятельности преподавателя высшей школы можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, преподаватель высшей школы может строить инновационную деятельность исходя из мотивации достижения успеха студентами, для чего им необходимо построить такой процесс обучения, который дал бы им возможность достичь этого «акме». Во-вторых, успешная профессиональная деятельность преподавателя высшей школы по внедрению инноваций в учебный процесс также является осуществлением акмеологического подхода в практике деятельности высшего учебного заведения в целом и отдельного преподавателя в частности. Не случайно в педагогической науке стали активно разрабатываться акмеологические технологии преподавания и воспитания студентов [13]. Инновация как проявление профессионально-педагогического мастерства в контексте акмеологии может рассматриваться как проявление педагогического творчества и мастерства.

Содержание педагогической акмеологии во многом определяется акмеологическим подходом к специфике труда в данной профессиональной области.

Предметная область педагогической акмеологии широка. Сегодня в ней на передний план вышли стороны и уровни профессионализма педагога, а также условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости личности педагога. В то же время в ее предметную область входят:

а) закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной деятельности, связанной с решением педагогических задач;

б) исследование процессов поэтапного становления учителя-акмеолога;

в) мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности;

г) траектории достижения профессионализма в области педагогики.

Содержание педагогической акмеологии определяется следующим:

1) спецификой профессионализма педагога высшей школы;

2) своеобразием сочетания объекта, условий, способов и технологий деятельности, результатов научных исследований, аккумулирующихся в труде педагога.

Педагогическая акмеология способствует достижению преподавателем вуза вершин профессионализма, проявляющегося не только в высокой результативности деятельности, но и в следующем:

а) в гуманистической ориентации на развитие личности студентов средствами отдельных учебных предметов;

б) в выборе преподавателем способов своей деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентаций, целей студентов;

в) в подготовке студентов к следующим этапам педагогического маршрута.

Инновационный характер воздействия акмеологических технологий на учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении состоит прежде всего в том, что они обеспечивают развитие мотивационной и аксиологической сферы личности студента, а значит, имеют перспективно-смысловую нагрузку. При этом главной целью применения акмеологических технологий является развитие стимулирования субьектности студента, при котором возрастает уровень его активности, ответственности, жизненных и профессиональных амбиций. Исходя из потребностно-мотивационной сферы личности студента акмеологический подход (основанный на применении своевременных инноваций в деятельности преподавателя вуза) дает возможность обеспечить реализацию потребности в самоактуализации, выраженной в самовоспитании, самообучении, самоэффективности личностного и профессионального роста будущего специалиста [1, 3, 5].

Таким образом, применение акмеологических технологий в профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения дает возможность студенту сформировать уверенность в себе, в своих силах, исключить страх перед профессиональной деятельностью, повысить работоспособность, стрессоустойчивость и т.п. Акмеологические технологии дают возможность формировать профессионала, уверенного в своих знаниях, умениях и навыках профессиональной деятельности. А инновационная деятельность преподавателя высшей школы только усиливает эффект достижения «акме» в контексте достижения целей самореализации его личности.

Оптимизация влияния  величины психической нагрузки

При организации профессиональной подготовки не следует забывать о психической нагрузке и ее влиянии на здоровье, физическое состояние студентов, имеющих специфическую профильную направленность «физкультурная деятельность».

Организация студентов, обучающихся на факультете физической культуры (в контексте статьи - студентов-физкультурников), к учебному процессу, проведенная с учетом  психических нагрузок, может служить одним из важных инновационных аспектов повышения познавательной активности, творческого мышления, а также сохранения здоровья, поддержания физических кондиций.

Полученные нами данные экспериментальных исследований позволяют рекомендовать ученым, специалистам, педагогам методику моделирования психической нагрузки и критерии выделения качественно-количественных особенностей индивидуальной толерантности студентов с учетом их индивидуально-психологических и индивидуально-типологических особенностей [13, 14].

Психическую нагрузку можно представить как произвольный процесс саморегуляции воздействующих на личность учащегося (студента, школьника) внешних и внутренних условий, определяющих индивидуальный уровень психической напряженности, способствующих мобилизации функциональных ресурсов и резервов в направлении личностно значимых целей.

Проведенные научно-экспериментальные исследования по проблеме влияния факторов психической нагрузки на формирование и развитие индивидуальной толерантности студентов показали актуальность и значимость дифференцированного анализа интегральных механизмов психической нагрузки. К таким целостным, внутренним механизмам психической регуляции учебной деятельностью относятся: эмоции, воля, интеллект, интуиция. От конкретного функционирования этих механизмов и их сочетания в большей степени зависят устойчивость (толерантность) к величине и особенностям психической нагрузки в условиях учебной деятельности, выраженность и направленность психической напряженности, адаптация к условиям вуза. В обобщенном виде это важнейшие механизмы саморегуляции, которые определяют и проявляются в каждом отдельном или интегральном состоянии, свойстве, качестве субъекта деятельности.

Оптимальное реагирование на совокупность факторов психической нагрузки зависит от его индивидуальной способности противостоять и справляться с их влиянием. Величина воздействия психической нагрузки на индивидуальную толерантность может превысить его оптимальные и даже предельные возможности и резервы. Поэтому для педагога является важным своевременно не только знать, но и контролировать специфические факторы и проявления нагрузки, возникающие в определенной ситуации и условиях учебной деятельности. Такого рода психологический контроль за особенностями влияния психической нагрузки в различных специфических условиях учебного процесса и позволяет более оперативно, избирательно и оптимально управлять учебной нагрузкой в зависимости от обучающей программы и личностных особенностей студента и более рационально регулировать режим по чередованию нагрузок и ремобилизации.

Результаты исследования и их обсуждение

Рациональное, оптимальное управление средствами и методами обучения и воспитания дает возможность воздействовать на психологию субъекта деятельности, чтобы выработать у него необходимые субъективные состояния, индивидуальные качества, отношения, мотивы, определяющие его направленность к самореализации своих возможностей. Различная по величине психическая нагрузка является обязательным атрибутом учебной деятельности студента физкультурного профиля, которая по разным причинам неодинаково влияет на его умственную и физическую деятельность. Поэтому для успешного сочетания учебы и спорта студентам-физкультурникам необходима оптимальная совместимость учебно-тренировочного процесса с учебной деятельностью в вузе.

Атмосфера современного профессионального обучения студента-физкультурника складывается из совокупности психических и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложненные требования не только к интеллектуально-творческим, физическим возможностям студента, но и к его личности в целом. Большие по величине психические нагрузки длительно (с поступления в вуз и до его окончания) и устойчиво воздействуют на организм и психику студента. Их интенсивность в течение учебного года особенно велика в сессионном периоде на фоне вынужденной гиподинамии, значительного интеллектуально-эмоционального напряжения, снижения величины физических нагрузок, неблагоприятных внешних условий. Тем самым снижаются функциональные возможности студентов-физкультурников, что влияет на  состояние психического здоровья, а также их успешность овладения профессиональными знаниями, в целом общей программой образования в вузе. В качестве решающей причины, обусловливающей эффективность и качество образовательного процесса в вузе, может выступить и незнание педагогом основных механизмов влияния психической нагрузки в том или ином периоде учебной деятельности, полное игнорирование основных принципов учебно-воспитательного процесса: обучения в сотрудничестве, принципа педагогической поддержки в обучении, а также реализации акмеологического принципа.

Психическая нагрузка вызывает психическую напряженность организма, которую можно охарактеризовать как повышение мобилизации психофизиологических функций для поддержания определенного уровня работоспособности.

В отличие от психической нагрузки психическая напряженность характеризует мобилизацию психофизиологических функций конкретного индивида в зависимости от особенностей деятельности, которую выполняет учащийся, или особенности условий, в которых осуществляется данная деятельность. Поэтому при выполнении учебной нагрузки одной и той же по величине и сложности у студентов наблюдаются значительные различия в психической напряженности в зависимости от курса, возраста, пола, актуального состояния, уровня функциональной подготовленности, силы мотивации, стрессоустойчивости или одаренности.

Критерием условного дифференцирования по величине особенностей психической нагрузки служит оптимальность ответной реакции организма на суммарное воздействие факторов внешних и внутренних условий. Установление зависимости между достигнутым при выполнении учебных задач и показателями уровня психического состояния напряженности есть путь определения критерия оптимальности последнего. Внешней причиной, обусловливающей оптимальный уровень функционального состояния и информативность комплекса показателей, являются требования, предъявляемые к студенту особенностями учебного предмета, конкретными задачами по сложности, креативности и условиями его деятельности.

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде­ления нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психическим нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние психической напряженности, когда груз учебных занятий становится предельным.

Выводы или заключение

Целесообразность и необходимость работы в этом направлении несомненны, во-первых, для более оптимального, адекватного и рационального построения, индивидуального планирования предметного содержания учебной нагрузки студентов в том или ином семестре, периоде образовательного процесса, а во-вторых, для контроля и коррекции влияния учебной, физической и психической нагрузки на поддержание оптимального физического состояния, уровня психической напряженности.

Рецензенты:

Повзун В.Д., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, Бюджетное Учреждение Высшего Образования «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», г. Сургут;

Бабушкин Г.Д., д.п.н., профессор кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск.