Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODELING STAGES OF EVENT-CONCEPT (CASE STUDY OF VERBALIZED SMELL COGNITION SITUATION)

Shnyakina N.Yu. 1
1 Omsk State Pedagogical University
Using the analysis of the verbalized smell cognition situation in the article is worked out the modeling algorithm of event-concept. The following theses are important: an event-concept is a multidimensional mental structure, which reflects the main categorical components of human thought; the modeling of event-concept is the process of construction of a visual and in a certain sense the ideal model; the modeling involves four stages: the detection of complete semantic clusters based on lexical meanings of words, the conversion of the semantic data in a conceptual form, the correlation of semantic information with categories, the finding out of logical relations between categorical elements. The construction of the model should be oriented to the generalization of language data as an instrument of expression and identification forms of structuring knowledge of the situation. On the basis of the language semantics the modeling allows us to study the way of seeing the human world.
language fragment
smell cognition situation
conceptual feature
mental representation
event-concept
modeling
categorization
category
cognitive linguistics

Моделирование ментальных репрезентаций событий, процессов, ситуаций представляет собой одно из актуальных направлений когнитивной лингвистики. В настоящей статье предпринимается попытка изучения механизмов формирования ментальной репрезентации события с помощью широко используемого в настоящее время метода моделирования: рассматриваются суть процесса моделирования и область его применения в современных лингвистических исследованиях, описывается специфика событийного концепта как формата знания, обозначается связь событийного концепта с другими форматами (сценами, фреймами). Затем на примере вербализованной ситуации познания запаха последовательно описываются этапы моделирования событийного концепта, ведущие к созданию когнитивной модели как концептуального содержания, объективируемого в определенной коммуникативной ситуации с помощью разноплановых языковых средств. Данная статья примыкает к работам теоретического характера и вносит вклад в дальнейшую разработку метода моделирования ментальных репрезентаций.

Применение метода моделирования в лингвистике

В современных естественных и гуманитарных науках моделирование понимается как метод познания действительности, конечным результатом которого является построение упрощенной модели с целью более глубокого понимания объекта исследования, в особенности недоступного непосредственному наблюдению, упорядочивания его свойств в определенную структуру, установления тождеств и различий между однородными и разнородными элементами и т.д. Модель, таким образом, является универсальным инструментом научного познания, способствующим созданию идеализированной проекции изучаемого объекта и позволяющим прогнозировать его развитие и перспективы изучения. Характерной чертой модели считается ее наглядный характер, проявляющийся в наличии некой обобщенной схемы, включающей в себя максимум компонентов, образующих ее структурное наполнение. Однако конкретная реализация модели не обязательно охватывает все ее элементы, а лишь некоторые, заданные необходимыми и допустимыми условиями ее реализации. В процессе моделирования исследователь имеет дело с заменителем исследуемого объекта – оригинала; с помощью данного метода можно изучать сложнейшие объекты, рассуждать об абстрактном, как если бы речь шла о чем-то конкретном и доступном непосредственному наблюдению.

В лингвистике существует традиция применения описываемого метода, подробно освещенная в научных обзорах [11; 12]; построению образа концептосферы народа посвящены исследования [1; 9]. Моделирование и изучение когнитивных моделей, связанное с попыткой объяснения механизмов мышления и формирования и функционирования концептуальной системы, представлено в работах [2; 8; 10]. В данных исследованиях под моделью понимается структурная организация знаний, выступающих в форме различных ментальных репрезентаций: категорий, фреймов, скриптов, сценариев, образов, картин, гештальтов, концептов и т.д. Структура модели в свою очередь детерминирует способ связи между элементами внутри нее. Построение модели ментальных репрезентаций предполагает конструирование системы лексических значений на концептуальном уровне.

Специфика событийного концепта как формата знания

В настоящей статье модель рассматривается как некая идеально сконструированная сущность, формируемая на базе доступных наблюдению данных, представляющих собой форму ее вербализации: в качестве такой сущности выступает ментальная репрезентация, отраженная в языковой форме. О видах ментальных репрезентаций написаны работы как в психологии [4], так и в лингвистике [7, с. 8–16; 6; 3]. Разнообразие ментальных репрезентаций обусловлено различной структурной организацией познаваемых объектов: материальностью / идеальностью, конкретностью / абстрактностью, одномерностью / многомерностью и т.д.

Ментальное представление события (ситуации, процесса) представляет собой событийный концепт, обладающий определенной спецификой, которая должна учитываться при его моделировании.

Во-первых, это сложное ментальное образование, которое характеризуется наличием заданного количества элементов и связей между ними, другими словами, это структурированная единица знания, в которой, помимо участников и обстоятельств протекания события, существуют разнообразные связи между его элементами (не только субъектно-предикатные, но и причинно-следственные, пространственно-временные и т.д.).

Во-вторых, важной чертой событийного концепта является его временной аспект. В когнитивной психологии различаются схемы сцен (фреймы) и схемы событий (сценарии, скрипты); схемы событий отличаются от схем сцен решающим значением временного измерения [4, с. 45, 60]. Строго говоря, выделение события (ситуации, процесса) как отдельной сущности из пространственно-временного континуума обусловлено человеческой способностью к противопоставлению фона и фигуры, связанной с фиксацией изменений координат события: перцептивно воспринимаемых и анализируемых человеком свойств, пространственных границ, ролей участников, степени глубины познания объекта и т.д. В этом смысле концепты ситуаций также являются разновидностью событийного концепта, отличающегося от других ментальных репрезентаций динамическим характером.

Этапы моделирования событийного концепта

С лингвистических позиций событийный концепт может быть изучен путем построения его модели: процесс моделирования основывается на анализе языкового фрагмента, в котором содержится информация о событии (ситуации, процессе). Ситуация познания запаха, вербализованная в языковых структурах, может быть использована в качестве материала для описания этапов рассматриваемого метода. Как правило, каждый последующий этап является логическим продолжением предыдущего, а последовательность действий при этом предполагает как получение результатов, так и их интерпретацию, завершающуюся построением модели изучаемого ментального явления.

Моделирование событийного концепта включает в себя четыре основных этапа.

Первый этап заключается в расчленении языкового фрагмента на более мелкие части, содержащие целостные смысловые сгустки в виде лексических значений слов, усвоенных человеком. Рассмотрим следующее предложение: Wir lieben ihren Duft und ihr Aroma und schätzen sie als Zutat in unserem Weihnachtsgebäck — die Vanille. Релевантными лексическими компонентами в этом случае являются полнозначные слова wir, lieben, Duft, Aroma, schätzen, Zutat, Weihnachtsgebäck, Vanille. Каждое слово обладает лексическим значением или несколькими значениями, актуальное из которых выбирается путем анализа общего контекста.

На втором этапе исследователь преобразует лексические значения слов, зафиксированные в семантической памяти человека, во внутреннюю понятийную (концептуальную) форму, выделяя значимые когнитивные признаки, формирующие концепт события; эти признаки могут отражаться в сознании в виде образов, схем, пропозиций фреймов и т.д. В итоге концепт события предстает в виде разнородной матрицы, редуцированно содержащей основные смысловые узлы, которые могут иметь вербальную или образную форму, форму эмоционального переживания, основанного на предыдущем опыте, и т.д. Следует отметить, что ментальная репрезентация представляет собой гораздо более богатую разнообразием концептуальную структуру, нежели форма ее вербализации.

Третий этап предполагает соотнесение семантической информации со сформированными в сознании категориями, осуществляемое путем использования приема когнитивной интерпретации, часто применяющегося в рамках семантико-когнитивного подхода и являющегося важным этапом в переходе от значения слова к содержанию концепта.

Структура предложения является конкретным материальным выражением мыслительной деятельности человека, единством языкового и категориального членения мира. Интерпретация в данном случае заключается в выявлении категориальных сгустков смысла и адекватном истолковании зафиксированных в языке элементов ситуации познания. Так, например, в анализируемом фрагменте существуют следующие элементы: субъект познания (wir), объект (Vanille), признак объекта (Duft, Aroma), его функция (Zutat im Weihnachtsgebäck), оценка (Duft, lieben, schätzen). Формирование данных категориальных сгустков является результатом генерализации выявленных на предыдущем этапе когнитивных признаков, глубинной структурой, лежащей в сознании говорящего, тем, «что он влагает в языковую форму и что, таким образом, может быть из нее изъято» [5, с. 31]. Применительно к ситуации познания, зафиксированной в языке, некоторые узлы становятся очевидными из лексических значений, а некоторые вычисляются из общего контекста: есть случаи эксплицитной и имплицитной фиксации категориального смысла, что определяется на следующем этапе.

Четвертый этап заключается в установлении логических отношений между выявленными категориальными элементами: причинно-следственных, субъектно-предикативных, пространственно-временных связей, взаимозависимостей или равноправия элементов, непосредственности или опосредованности этого взаимодействия. Этому пониманию способствуют не только сами значимые элементы высказывания (элементы их значения), но и дейктические слова, содержащиеся в языковом фрагменте и создающие перспективу всего высказывания. Выявление этих отношений и графическое изображение элементов событийного концепта и связей между ними является завершающим этапом создания модели.

В качестве примера можно привести следующую структурированную модель ситуации познания запаха [13, c. 53]:

Компоненты ситуации познания запаха, объективирующиеся в языковых структурах

Заключение

Метод моделирования, применяемый в когнитивной лингвистике, является перспективным приемом, позволяющим изучать и графически представлять ментальные репрезентации как элементы концептуальной структуры. Событийный концепт является одним из форматов знания, в котором запечатлены представления человека о событиях, процессах, ситуациях, где он является активным участником либо сторонним наблюдателем. В процессе построения модели событийного концепта внимание исследователя сосредоточено на проблеме формального выражения категориальных смыслов, что предполагает качественный переход от лексического значения к концептуальному содержанию.

Изучение вербализованной ситуации познания запаха позволяет говорить о специфике событийного концепта, которая заключается в его организации, наличии динамики и эксплицированного в структуре языкового фрагмента отношения говорящего к описываемой ситуации. Учитывая редуцированное выражение смыслов в анализируемых языковых фрагментах, обусловленное в некотором смысле необъятностью концептуального содержания, следует отметить открытость конструируемой модели, заключающуюся в возможности добавления новых элементов, дополнительных системно-структурных связей и иного, что создает дальнейшие перспективы изучения ментальных репрезентаций в целом.

Рецензенты:

Галич Г.Г., д.фил.н., профессор, заведующая кафедрой «Немецкая филология» Омского Государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск;

Федяева Н.Д., д.фил.н., доцент, заведующая кафедрой русского языка и лингводидактики ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск