Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN SPORT AND PLAY ACTIVITIES

Galimskaya O.G. 1
1 Belgorod National Research University
The article discloses the problems of formation of the social experience and the socialization of the senior preschool children in sport and play activities, namely fixed helplessness in relationships with peers, impoverishment, limitation of tactile communication, reducing the arbitrariness of a growing person. The author cites data from our own research confirms the existence of problems of socialization. The substantiation of pedagogical conditions of formation of the social experience in sports and play activities. Recommends new methods, contributing to the formation of social experience of preschool children in sport and play activities. Discusses the pedagogical possibilities of change of the social situation of child development - communicative minutes, allowing to form skills verbal and nonverbal interactions of preschool children among themselves during the sports games, the problem situation (the situation of cooperation, comparison, analysis, synthesis, ´s residence, moral choice, etc.), the inclusion of greeting rituals, reflection.
preschooler
social experience
sports activities
play space
multi-age interaction
roles
problem situations
verbal and non-verbal means
В настоящее время педагогическая наука и практика все чаще обращаются к осмыслению изменений в системе дошкольного образования в условиях его стандартизации. Постановка целей развития в стандарте усиливает ориентацию системы дошкольного образования на индивидуализацию. Индивидуализация заявлена одним из основных принципов современного дошкольного образования. Однако, на наш взгляд, не менее актуальна проблема взаимоотношений ребенка с социальным окружением. В этом плане стандарт направлен на поддержку образовательной деятельности дошкольной образовательной организации как программы позитивной социализации.

В современных исследованиях все чаще фиксируется беспомощность в отношениях со сверстниками, обеднение, ограничение тактильного общения, снижение произвольности растущего человека. Все это говорит о недооценке такого важного фактора, как детское пространство, которое включает в себя как состояние среды, так и саму среду, а также оказываются недооценены взаимоотношения мира Детства с миром Взрослых, влияющие на развитие дошкольника. До сих пор не разработана общая система работы для определения основных смыслов таких процессов, происходящих с дошкольником, как физическое и психическое созревание, социализация, знакомство с социальными нормами и ценностями, ролями и поведением, в сочетании с активной работой самосознания, самоутверждения и самореализации ребенка в процессе своего развития. Все вышеизложенное говорит о необходимости поиска новых средств, форм обогащения социального опыта растущего человека и совершенствования этого процесса в период дошкольного детства, что обусловливает актуальность проблемы исследования.

Цель исследования

Дать научное обоснование педагогических условий формирования социального опыта дошкольников в спортивно-игровой деятельности.

Материал и методы исследования

Методы теоретического анализа, сравнения, аналогии. С целью изучения представленных компонентов социального опыта использовались: методика выбора «Сюжетные картинки» (модифицированная по Р.М. Калининой), диагностическая ситуация «Перчатки», метод вербальных выборов (по Репиной Т.А.) [5], беседы: «Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения», «Изучение взятия ребенком на себя роли» «Изучение социальных эмоций (по Г.А. Урунтаевой) [6].

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что механизмом формирования социального опыта является деятельность, которая служит условием и формой его воссоздания. Исходя из этого, под формированием социального опыта дошкольников в спортивно-игровой деятельности мы будем понимать целенаправленное воздействие на личность растущего человека и социальные отношения с помощью педагогических средств: игр, игровых ритуалов, проблемных ситуаций, коммуникативных бесед.

Как показали наши исследования, существует ряд проблем в формировании социального опыта старших дошкольников. С помощью выше перечисленных диагностических методик изучались интересы и представления в области спортивно-игровой деятельности, уровень проявления самостоятельности и социально-нормативного поведения, умение взаимодействовать со сверстниками. На основании анализа результатов диагностики мы можем определить следующие проблемы:

- во-первых, недостаточный уровень самостоятельности; так, только у 23% детей сформирована способность самостоятельно, без вмешательства взрослого, доводить до конца дело, игру;

- во-вторых, наличие 47% непринятых  детей в группе, что затрудняет организацию командного взаимодействия в спортивно-игровой деятельности;

- в-третьих, вызывает тревогу ограниченность представлений детей о возможностях использования спортивно-игровой деятельности в собственном опыте, только 26% детей старшего дошкольного возраста самостоятельно, без вмешательства взрослого, оказывают помощь своим товарищам;

- несмотря на то что 28% дошкольников понимают назначение игровой роли, проявляют высокий уровень социально-нормативного поведения лишь 10% исследуемых детей.

Становится очевидным, что уже в условиях дошкольной образовательной организации следует изменить социальную ситуацию развития. Формирование социального опыта личности происходит при создании необходимых условий, которые должны обеспечивать взаимодействие с другими людьми. Развитие ребенка происходит в процессе расширения границ социального пространства, когда ребенок знакомится с новыми социальными позициями.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить ряд педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования социального опыта у старших дошкольников. Остановимся на их обосновании. 

Организация взаимодействия является актуальным условием формирования социального опыта. Структурирование игрового пространства социальной среды развития с позиции: педагог - дети, родители - дети, дети - дети, дети - старшие дети, дети - младшие дети, при организации поэтапного игрового взаимодействия (в парах, в тройках, в командах) на материале спортивных игр. По утверждению Д.И. Фельдштейна, в ходе деятельности происходит усвоение «норм человеческих взаимоотношений», «то есть деятельности, оптимально реализующей "опыт" социального развития, зачатки становления этого опыта, формирование "Я" растущего человека. На уровне его принадлежности к Социуму (как его частицы), когда он индивидуализируется как социально значимый субъект». По мнению Д.И. Фельдштейна, «накопление социального опыта, освоение социальности выступает как основной смысл и содержание индивидуального развития» [7].

Ролевые функции, позволяющие эффективно взаимодействовать детям и взрослым, помогают рационально сочетать индивидуальные и групповые стратегии развития личности ребенка. К сожалению, в современной практике дошкольного воспитания не всегда реализуются способы, ролевые функции, обеспечивающие эффективное освоение достигнутого человечеством опыта. В этом плане, на наш взгляд, недостаточно реализованы в воспитании дошкольника возможности спортивно-игровой деятельности, а ведь она объединяет два самых предпочитаемых вида деятельности ребенка - двигательную и игровую. Уместно вспомнить слова выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева, который определял игру как пространство «внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок» [4].

Поэтому мы в своем исследовании обратились к спортивно-игровой деятельности, элементы которой ребенок начинает осваивать именно в период дошкольного детства. Мы полагаем, что спортивно-игровая деятельность может стать пространством социализации в период дошкольного детства при возрастании умения ее использовать в целостном педагогическом процессе при решении различных социальных задач.

Для формирования социального опыта у старших дошкольников мы использовали авторскую парциальную программу «Играйте на здоровье» (авторов Л.Н. Волошиной, Т.В. Куриловой) [3]. Овладение дошкольниками способами спортивно-игрового взаимодействия по программе можно представить в виде горизонтального и вертикального взаимодействия, где преобладает соподчиненность и последовательность. Взаимодействие дошкольников в паре - тройке - четверке - команде возможно как в рамках освоения одной игры, так и в период годичного игрового цикла с приоритетным освоением одного вида взаимодействия в сезон. К речевым средствам общения в спортивно-игровой деятельности можно отнести:

- средства активизации внимания: проговаривание комбинации действий, произношение имени партнера;

- оповещение партнеров о своих или других партнеров действиях, например «я», «ты», «вместе» и т.д.;

- извещение партнеров о своем или другого партнера местонахождении, например «здесь», «за мной», «выйди» и т.д.;

- оповещение партнеров о желаемых действиях, например «страхуй», «выше», «возьми»;

- оценивание своих и партнера действий, например «молодец» и т.д.;

- стремление активизировать деятельность партнеров.

Широко в спортивно-игровой деятельности использовались и неречевые средства. К которым относят:

-  жесты, например головой, руками, пальцами;

- сигналы при помощи мимики, например использование глаз, бровей;

- применение звуковых сигналов;

- использование моторных средств, например перемещение игрока по площадке является сигналом команде [8].

Для развития у дошкольников умений проявлять социально-нравственные качества педагогу на занятиях и в режимных моментах следует применять новые методы: проблемные ситуации (ситуации сотрудничества, сравнения, анализа, синтеза, игрового проживания, морального выбора и др.), включение ритуалов приветствия, коммуникативные беседы («Умейте нападать, умейте защищать», «Правила воспитания в себе доброты», «Я себе хочу помочь! Уходи, обида прочь!») [3], рефлексию, где педагог совместно с дошкольниками анализирует результаты игрового взаимодействия, причины неудачи и объясняет, что нужно сделать, чтобы в следующий раз выиграть, так как необходимой составляющей игровой деятельности является благоприятный микроклимат, атмосфера доброжелательности.

На успех совместной игровой деятельности оказывает влияние применение специальных сигналов, которые помогают согласовывать действия партнеров. Поэтому в нашей работе нашли отражение речевые средства, которые помогают показать чувства, стремления, идеи партнеров. Обратим внимание на тот факт, что в спортивной деятельности они часто обретают оболочку в виде специальных терминов, смысл которых понятен только играющим.

Сотрудничество в игре помогает самореализоваться ребенку, а взаимодействие, построенное на нравственных нормах поведения и ценностях, с учетом индивидуальных качеств личности всех участников, помогает ощутить радость совместных побед, способствует сплочению детского коллектива и формированию социального опыта. Взаимодействие с окружающей средой рассматривается как степень открытости детского объединения или образовательного учреждения для воздействий извне. Оценка внутренней среды детского объединения включает межличностные отношения участников образовательного процесса (педагог-ребенок, ребенок-ребенок), предметно-эстетической среды детско-взрослого взаимодействия.

Большой воспитательный ресурс заключен в разновозрастном объединении детей дошкольного возраста. Разновозрастная группа является социально-психологической средой, в которой детское развитие происходит в сосуществовании взаимодействия, чем объясняется особенность образовательного процесса, где ребенок одновременно включен в следующие взаимодействия: «ребенок - взрослый», «ребенок - сверстник», «ребенок - младший ребенок», «ребенок - старший ребенок». А в процессе спортивно-игровой деятельности, как в развивающей среде, происходит взаимообучение, где каждый участник - субъект деятельности, приносит «личный вклад» в другого. Этому способствует принятие на себя воображаемой социальной роли в процессе игры (руководства, подчинения, взаимопомощи), когда дошкольник может освоить разные модели поведения. Организация сотрудничества в совместной деятельности, игр с правилами позволяет детям понимать общую цель, договариваться о распределении ролей в процессе ее достижения [2]. Поэтому организация пространства взаимодействия является актуальным условием становления социального опыта дошкольников.

Выдающийся педагог Ш.А. Амонашвили утверждал, что если мы намерены воспитать личность в ребенке, «то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду» [1]. Именно от организации взаимодействия, от того, насколько целесообразно организовано педагогическое сопровождение спортивно-игровой деятельности со стороны взрослых, зависит успех социализации и формирование социального опыта.

Выводы

Таким образом, для успешной социализации дошкольников в спортивно-игровой деятельности необходимо создание целенаправленной игровой среды развития - организации игрового пространства, обеспечивающего поэтапное игровое взаимодействие (в парах, в тройках, в командах) на материале спортивных игр. В структуру физкультурных занятий необходимо включать коммуникативные минуты, позволяющие формировать умения речевого и неречевого взаимодействия дошкольников между собой во время проведения спортивных игр, проблемные ситуации, применение которых развивает у дошкольников умения проявлять социально-нравственные качества и способствует формированию социального опыта детей старшего дошкольного возраста.

Социальной средой развития является организация разновозрастного взаимодействия (педагог - дети, родители - дети, дети - дети, дети - старшие дети, дети - младшие дети). Участники разновозрастного взаимодействия, объединяющего в себе детей разных возрастов, в процессе игрового взаимодействия и общения друг с другом осваивают ролевую позицию, овладевают на практике социальными нормами поведения, которые помогают регулировать межвозрастные отношения дошкольников.

Статья выполнена в рамках научного проекта РГНФ № 15-06-10569 «Социализация-индивидуализация детей дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности».

Рецензенты:

Волошина Л.Н., д.п.н., профессор кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), г. Белгород;

Кондаков В.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания факультета физической культуры Педагогического института Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), г. Белгород.