Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HERMENEUTICA-ORIENTED QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION AT THE MODERN SCHOOL

Akvazba E.O. 1 Akvazba S.O. 2
1 Tyumen State Oil and Gas University
2 MAEC sch. № 59 Tyumen, Tyumen, Russia
Hermeneutica-oriented approach to solving the problem of improving the system of education quality management in educational organization is relevant, because the problem of pedagogical management systems in the conditions of modernization of Russian education system insufficiently studied, research practice reveals the phenomenon of a leader and not always takes into account the specifics of the educational organization. The object of the research in the article is the process of quality management education in the modern educational organization. The subject of the research is the complex of pedagogical conditions of increase of efficiency of quality management education in the modern educational organization. Research methods were: theoretical (analysis of theoretical-methodological and normative-legal literature); diagnostic (interview, questionnaire); experimental (summative, formative and control experiment); methods of mathematical processing and interpretation of data. If we analyze the theoretical, methodological and regulatory aspects of the introduction of hermeneutic-oriented approach, identify criteria for the effectiveness of the quality management system of education in the modern educational organizations, to develop a model of hermeneutic-oriented quality management, we will ensure the effective operation of the educational organization. The effectiveness of the educational organization and the quality of education depend on the system of control of its personnel on the basis of management models that take into account pedagogical conditions.
process-oriented management
the model of educational organization management
human resources
the technology of human resource management
the system of quality management
organizational structure of management of an educational institution
social control
Социокультурные изменения в общественной жизни РФ и государственной образовательной политики обуславливают актуальность проблемы качества образовательной организации, основной задачей которой становится достижение такого качественного уровня обучения и воспитания, который позволил бы поднять уровень культуры, обученности, качества жизни; сформировать разнообразный рынок образовательных услуг, разработать теории и практики управления современной образовательной организацией на основе достижений менеджмента и маркетинга. За последние десятилетия развития системы школьного образования в РФ произошли существенные перемены: созданы новые типы образовательных организаций, разработаны и внедрены новые стандарты образования, усилена практическая направленность учебных предметов, возросло внимание к этническим, культурологическим проблемам образования, качественной стороне образовательного процесса.

Современная педагогическая мысль содержит следующие направления научно-исследовательских поисков в решении вышеназванной проблемы: управление качеством образования (Ю.К. Бабанский, В.И. Байденко, А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, Н.А. Лукина, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, М.И. Худоминский, Т.И. Шамова и др.); критериальные подходы к оценке качества общего образования и эффективности деятельности школы (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, СА. Гильманов, В.И. Загвязинский, В.И. Зверева, Н.А. Менчинская, В.П. Панасюк, П.И. Третьяков и др.); проектирование качества образования (Ю.К. Бабанский, Г.Л Ильин, Э.М. Никитин, П.И Третьяков, Д.В. Татьянченко, И.Д. Чечель); мониторинг качества образования (С.Г. Вершловский, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, Д.Ш. Матрос, С.Е. Шишов).

В современной образовательной системе существуют следующие противоречия: между необходимостью повышения качества образовательной организации и недостаточной разработанностью системы мониторинга и управления качеством в образовательной организации; между традиционной системой оценки качества знаний, умений, навыков обучающихся и необходимостью ее обновления на основе новых критериев, подходов, принципов измерения качественных показателей образования, стимулирующих познавательную и социальную активность обучающихся; между необходимостью подготовки педагогических кадров по вопросам повышения контроля за качеством образовательной организации и недостаточной проработанностью методологии научно обоснованной системы такого контроля в современной системе российского образования.

Данные противоречия подчеркивают актуальность проблемы исследования - определение педагогических условий совершенствования системы управления качеством образовательной организации. Объект исследования - процесс управления качеством образования в образовательной организации. Предмет исследования - комплекс педагогических условий повышения эффективности управления качеством в образовательной организации.

Целью исследования было разработать и теоретически обосновать эффективность герменевтико-ориентированной модели управления качеством школьного образования. Ход исследования определялся следующей гипотезой: при условии анализа теоретической, методологической и нормативно-правовой литературы по проблеме исследования; выявления критериев эффективности системы управления качеством образовательной организации; разработки модели герменевтико-ориентированной модели управления качеством,  будет обеспечена эффективная деятельность образовательной организации.

Цель исследования обусловила следующие задачи: анализ теоретико-методологических и нормативно-правовых основ проблемы исследования; выявление теоретико-методологических и организационно-педагогических основ категории общеобразовательной школы; определение организационно-педагогических условий, повышающих эффективность образовательной организации; установить место и роль герменевтико-ориентированной модели управления образовательной организацией.

Теоретико-методологическими предпосылками исследования являются современные достижения менеджмента качества и менеджмента управления образовательной организацией, системный и личностно-деятельностный подходы к целям, задачам, содержанию, менеджменту образования, к анализу качества образовательного процесса и его результатов.

Наиболее значимыми методами в процессе исследования были: теоретические - анализ теоретико-методологической и нормативно-правовой литературы; диагностические - беседа, анкетирование; экспериментальные - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент; методы математической обработки и интерпретации данных.

Базой экспериментального исследования являлась средняя общеобразовательная школа города Тюмени. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа. Первый этап (2010-2011 гг.) - изучение теоретико-методологической,  научно-педагогической литературы по теме исследования, вхождение в различные аспекты проблемы, определение логической структуры исследования, его инструментария. На этом этапе выявлялись противоречия и нерешенные задачи, определялись подходы, исходные принципы и основные направления исследовательского поиска, формулировалась его общая гипотеза. Второй этап (2012-2013 гг.) - выявление теоретических предпосылок исследования, его научно-методологического обеспечения, выявление педагогических условий, повышающих эффективность качества образовательной организации. Третий этап (2013-2015 гг.) - систематизация и обобщение теоретических положений и научно-методических рекомендаций, разработка и апробирование герменевтико-ориентированной модели качества образовательной организации, анализ эффективности разработанного материала; математико-статистическая обработка эмпирических данных, полученных в ходе экспериментальной работы.

Обращаясь к проблеме качества образования в образовательной организации, мы прежде всего говорим об образовательном процессе. Понятие процесс в материалах стандартов международной системы менеджмента качества (ИСО) [5] определяется как совокупность взаимосвязанных ресурсов (кадровых, технических, технологических, временных и др.) и деятельности, которая преобразует продукт (индивида) на входе и на выходе. Роль поставщика в системе образования играет образовательная организация, предоставляющая образовательные услуги, потребители - родители или законные представители обучающихся. В образовательной организации осуществляется несколько процессов, например, воспитание, образование, социализация и др. Образовательный процесс является основным процессом в системе образования, поэтому вопрос о критериях оценки результативности данного процесса является основополагающим и в системе менеджмента качества выходит на первый план.

Происходящие в условиях модернизации системы образования изменения обуславливают демократический характер управления качеством образования, который раскрывается в принципах партисипативности, субсидиарности, рефлексивности и дуальности [4].

Содержание герменевтико-ориентированного управления представляет аналитико-синтетическую деятельность по глубоко личностному творческому осмыслению (постижению) значимости преобразований в образовательном процессе с целью повышения его качества; интерпретацию образовательной реальности, рефлексирующее проектирование предстоящего процесса с учетом объективных и субъективных факторов и условий, обретение личностных смыслов и на этой основе деятельность по внедрению модели управления качеством образования [3]. Герменевтико-ориентированный подход к процессу управления качеством образования предполагает поливариантность подходов, уход от логической однозначности, жесткой детерминированности. Это способствует осмыслению и пониманию значимости внешних и внутренних преобразований, рефлексивному осмыслению эмоционально-духовного витагенного опыта, так как, оперируя понятиями «объяснение» и «понимание», выделяется в понимании некий субъективно-психологический оттенок, связанный с восприятием мыслей, чувств и духовного мира других людей и самих себя.

Содержание герменевтико-ориентированного управления процессом развития личности в рамках образовательной организации представляет аналитико-синтетическую деятельность по глубоко личностному творческому осмыслению (постижению) значимости преобразований в образовательном процессе с целью повышения его качества; интерпретацию образовательной реальности, рефлексирующее проектирование предстоящего процесса с учетом объективных и субъективных факторов и условий, обретение личностных смыслов и на этой основе деятельность по саморазвитию, самосовершенствованию, самостановлению [2].

Под качеством образования  нами понимается, с одной стороны, соответствие сформированных компетенций обучающихся государственным стандартам, а с другой -  успешное функционирование самой образовательной организации, включающее деятельность всех субъектов образовательного процесса (обучающиеся,  педагоги, администрация, родители, социальные партнеры и др.), направленную на обеспечение качества образовательных услуг; соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных показателей деятельности образовательной организации; уровень реаклизации учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает; конкурентоспособность образовательной организации на рынке образовательных услуг.

Под управлением качеством образования в образовательной организации нами понимается комплекс средств, условий, способов организации деятельности; мотивация всех участников образовательного процесса на качественный конечный результат; контроль как процесса выявления отклонений от целей; мониторинг (системы отслеживания изменений в развитии); регулирование и анализ результатов образовательной деятельности [2]. Данное определение позволяет выделить ряд условий, необходимых для эффективной реализации процесса управления: наличие цели управления качеством образования и средств для ее достижения; наличие информации о состоянии, цели, средствах, условиях функционирования элементов образовательной системы; возможность рефлексии и мониторинга качества образовательного процесса и его результатов на каждом этапе управления.

Исследование качества образования в конкретной образовательной организации г. Тюмени показало, что основными потребителями образовательной услуги являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагоги, средние специальные и высшие учебные заведения, социум. В качестве основных методов изучения удовлетворенности потребителей были выбраны следующие методы: анкетирование, собеседование, рабочая документация (отзывы, благодарственные письма, грамоты органов управления, вузов, общественных организаций), независимые рейтинги и обследования.

Так, в исследуемой нами образовательной организации ежегодно проводится анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся первых классов, на основании которого администрация образовательного учреждения оценивает влияние школы на социум (микрорайон Войновка города Тюмени), определяет причины, по которым родители выбирают для своих детей данное образовательное учреждение для организации процесса получения образования. По результатам анкетирования выявлены основные направления образовательного процесса школы (выбирался единичный критерий), к которым проявляют интерес родители будущих первоклассников, в частности в 2014-15 учебном году: желание получить хорошие знания, умения, навыки (30 %), профессионализм педагогов (25 %), организация безопасного пребывания ребенка в образовательном учреждении (15 %), комфортная среда (15 %), территориальная близость к месту проживания (10 %), семейная традиция (5 %).

Анкетирование по выявлению уровня удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг показало, что удовлетворенность в текущем учебном году: воспитательной системой школы (88,2 %), отношением педагогов к детям (88,1 %), удовлетворенность работой с родителями (87 %), удовлетворенность сотрудничеством школы с вузами, среднеспециальными заведениями, центром развития детей (внеурочная занятость), культурными и спортивными организациями (92,8 %), удовлетворенность взаимоотношениями в классном коллективе и между классами (91,3 %), удовлетворенность организацией работы с детьми с ОВЗ, одаренными детьми, детьми, требующими особого внимания (88,3 % ).

Анализ результатов функционирования образовательной организации позволяет сделать вывод о том, что школа стабильно развивается и находит свое отражение в динамике таких показателей, как: удовлетворение социального заказа к общеобразовательной школе (рост рейтинга школы, по мнению родительской общественности, стабильные результаты Г(и)А, призовые места и дипломы на олимпиадах и научно-практических конференциях); позитивные изменения в конструктивной активности педагогического коллектива; рост профессионального мастерства (подтверждение и/или повышение квалификационных категорий педагогами, увеличение).

Анализ структурных компонентов модели герменевтико-ориентированного управления качеством образования показал, что герменевтический акт (постижение, приращение и превращение в собственно-смысл) можно рассматривать как процесс постижения смысла преобразований образовательного процесса всеми его субъектами в процессе активного коммуникативного действования (направленной рефлексии), инициированного средствами объясняющего понимания в деятельностной (со-деятельность и со-управление) парадигме. Результатом преобразований выступает: создание собственного типа управления (интерпретации); моделирование отношения к изменениям в образовательном процессе с последующей коррекцией собственного отношения к происходящему. Личностное приобщение к процессам изменений в образовательной парадигме школы не сводится к осведомленности или знанию, а носит смысловой, экзистенциональный характер. Знание применяется, полученное в процессе командного со-управления субъектами образовательного процесса в практике интерпретации (педагогический полилог), а понимание реализуется в качестве приобретенного опыта в личной деятельности (компетентностный рост, формирование адекватной самооценки, социальной и гражданской активности).

В процессе реализации модели герменевтико-ориентированного управления качеством образования нами были выделены следующие этапы: аналитический (анализ педагогической ситуации образовательного учреждения); постановочный (выделение проблемы); прогностический (прогноз развития образовательного учреждения; моделирующий (создание комплексной прогностической модели, направленной на управление); практический (реализация программы по внедрению модели управления качеством образования); оценочный (мониторинг результатов деятельности ОУ, отслеживание пути продвижения); корректировочный: внесение поправок в деятельность ОУ по внедрению модели управления качеством образования.

Эффективность деятельности образовательной организации и качество образования зависят от системы управления ее персоналом на основе модели управления, учитывающей педагогические условия. Основными критериями эффективного управления педагогическим персоналом являются: качество школьного менеджмента, эффективность работы педагогического персонала, качество образовательного процесса [1].

Рецензенты:

Толмачева С.В., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Тюменского государственного нефтегазового университета», г. Тюмень;

Фомичева И.Г., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный институт культуры», г. Тюмень.