Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE EVOLUTION OF MATERIAL CONDITIONS OF NOTARIAT IN STAVROPOL REGION IN 1970-S

Dolgov A.V. 1
1 FSAEI HPE «North Caucasian Federal University»
This article focuses on everyday stories of Stavropol notary in first half of the 1970s. Revealed problems of material and technical condition of notary offices of the Stavropol Territory. During this period, significant changes can be traced in this direction for notaries. On the development of Soviet notaries in the whole country and in particular in fields affected by creation of the Ministry of Justice of the USSR and departments of Justice in regions, including, in Stavropol region and adoption in 1973 of Law of the USSR "On Public Notary." During this period, the management of the local notaries was carried out more regularly and in detail. The activities of local executive committees of the Soviets People´s Deputies and Department of Justice region committee contributed to advancement of notaries Stavropol region. The analysis showed that in 26 district and city executive committees by the mid-1970s measures have been taken to create normal conditions for the work of nories.
notary
notary office
the Ministry of Justice of the USSR
Department of Justice
the daily
material and technical sup-port
life
law enforcement
governance
Важным аспектом совершенствования функционирования нотариата было создание нормальных условий работы государственных нотариальных контор. Как свидетельствуют источники, местные органы власти Ставропольского края в начале 1970-х гг. с большой ответственностью отнеслись к этой проблеме. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1970 г. «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов»[1; 4,1199] не только одобрялся проект возрождения Министерства юстиции Советского Союза, но и оговаривались некоторые пути улучшения материально-технического положения работников суда, прокуратуры и других юридических учреждений, включая нотариат. Это стало определенным сигналом для местных властей. Уже 30 сентября 1970 г. Ставропольский краевой исполком депутатов трудящихся принял решение «О мерах по улучшению условий работы и материально-технического обеспечения судов, органов прокуратуры и нотариальных контор края» [2; 16, 1543, 218]. Это решение было рассчитано на выполнение до 1975 г. включительно. Поэтому контроль над исполнением решения осуществлялся ежегодно[2; 16, 1543, 129].

Следует заметить, что проверка через год, в октябре 1971 г. показала пассивность местных исполкомов к этому вопросу. По старинке решение крайисполкома обсудили только два районных и два городских исполкома. [2; 16, 1543, 43]. После принятия административных мер и активизации позиции отдела юстиции крайисполкома в материально-техническом положении нотариата постепенно наметились сдвиги. Вместе с тем, анализ источников показал, что улучшение состояния судов и прокуратуры шло гораздо более высокими темпами, чем нотариальных контор.

Во второй половине 1972 г. судя по информациям из городов и районов, хотя изменения слабо затронули положение нотариальных контор, но местные органы власти вынуждены были обратить внимание на материально-техническое обеспечение своих контор. Так, в Ставрополе помещение нотариальной конторы не превышало 70 кв. м, что было очень мало для краевого центра. Расширение площади Ставропольской конторы было возможно только после постройки нового здания краевого суда, которое строилось очень медленно. В 1972 г. из 124 тыс. руб. трестом «Ставропольгорстрой» было освоено только 3 тыс. рублей [2; 16, 1543, 79-80]. Городской исполком Прикумска (ныне Буденновск) докладывал, что при всех остальных проблемах, для работы нотариальной конторы созданы «надлежащие» условия. Служба размещена в хорошей просторной комнате нового административного здания [2; 16, 1543, 82]. Исполком Александровского райсовета информировал крайисполком, что у нотариальной конторы помещение составляет 12 квадратных метров, а в селе Благодарном нотариат размещался в комнате районного финансового отдела размером 16,5 кв. метров [2; 16, 1543, 85,89].

Георгиевский райсовет прямо ответил, что из-за отсутствия материальных и строительных возможностей никакого улучшения материальных условий правоохранительных органов и нотариата не проводил, ограничиваясь обещаниями на будущее. Отношение к работе нотариальной конторы четко иллюстрировалось тем фактом, что нотариальной конторе была выделена старая мебель - 3 стола, книжный шкаф и шторы на окна и двери. Видимо, до этого в нотариате практически не было никакой мебели. Только в начале 1973 г. нотариат Георгиевска, наконец, получил две комнаты площадью 37,5 кв. метров. Двухкомнатное помещение было в 1973 г. выделено и нотариату города-курорта Железноводска [2; 16, 1543, 66,69].

Печальная картина обнаружилась в Грачевском и Изобильненском районах, где о нотариальной конторе даже не упоминалось. Ведь даже прокуратуре в городе Изобильном было предоставлено помещение бывшей аптеки. Только по настоятельному требованию краевой власти через два месяца после отправки перовой информации в октябре 1972 г. Изобильненский райисполком в конце декабря доложил, что нотариальная контора была переведена в более благоустроенное помещение. В Ессентуках и в Кисловодске в нотариальных конторах был произведен долгожданный ремонт, а в Кисловодске еще и приобретена новая мебель [2; 16, 1543, 65, 82-84, 71, 73]. Сообщение об улучшении материального положения конкретным работникам нотариата поступило из Ипатовского района. Для нотариальной конторы здесь было выделено небольшое, но отдельное помещение в здании районной поликлиники, а нотариусу Ипатовского района была выделена коммунальная квартира [2; 16, 1543,96]. Обещал в 1973 г. выдать квартиру местному нотариусу и Красногвардейский районный исполком [2; 16, 1543,100]. В 1972 г. старшему нотариусу Ессентуков Т.Г. Мнацаканян также была предоставлена квартира [2; 16, 1543,172]. Судя по отчетам, большим достижением в 1972 г. было обеспечение в зданиях правоохранительных районов органов центрального отопления и телефонов [2; 16, 1543,76].

Пользуясь ситуацией, ряд районных исполкомов, где не было нотариальной службы, ходатайствовали об открытии в их районах нотариальной конторы, как это было, например, в Туркменском и Труновском районах[2; 16, 1543,114-116]. Благодаря переменам, связанным с восстановлением отделов юстиции начался процесс увеличения нотариальных контор. Так, в Арзгире была восстановлена должность нотариуса [2; 16, 1543, 106]. Не работала нотариальная контора в Шпаковском районе, рядом со Ставрополем, но по другой причине. Маленькая заработная плата и низкий социальный статус нотариальных сотрудников приводил к нехватке кадров. В Шпаковском районе просто не могли найти замену нотариусу, которая ушла в декретный отпуск [2; 16, 1543, 117].

В информации о положении суда, прокуратуры и нотариата указывались также проблемы, которые тормозили реализацию решения крайисполкома. Так, Арзгирский райисполком просил 1000 руб. для приобретения мебели и инвентаря в помещения народного суда, где находился и нотариус, а также писал о необходимости капитального ремонта автомобиля «Волга», который обслуживал суд [2; 16, 1543,106].

В 1975 г. прослеживается существенное изменение в материально-техническом оснащении нотариальных контор по сравнению с 1972 годом. За три года у значительного числа районных нотариатов были благоустроены помещения, конторы обеспечены мебелью и копировальной техникой, работники имели жилье в виде коммунальных квартир или собственных домов [2; 16, 1543, 218-273]. В справке группы по контролю организационного отдела крайисполкома уже в 1973 г. отмечалось, что 5 нотариальных контор были капитально отремонтированы, а 16 расположены в хороших помещениях [2; 16, 1543, 126]. В ряде городов и районов нотариальные конторы помещались в здании народного суда. Так было в Кисловодске, где нотариат занимал две комнаты площадью 38 кв.м с обновленной в 1970 г. мебелью и пишущей машинкой. В здание суда была переведена нотариальная контора Шпаковского района, а в Пятигорске нотариусы находились на первом этаже жилого дома [2; 16, 1543, 144,161,162].

Благодаря административным мерам в 1973-1975 гг. в Ставрополе, Черкесске, Усть-Джегуте КЧАО, которая тогда входила в Ставропольский край, были построены дома правосудия, в которых нашлось и благоустроенное место для нотариусов. В Георгиевске под помещение суда и нотариата было отведено капитально отремонтированное двухэтажное здание. В Ессентуках был отведен земельный участок, и готовилась проектно-сметная документация на строительство городского суда, где также должна была разместиться нотариальная контора. В стадии строительства находился Дом правосудия в селе Донском Труновского района [2; 16, 1543, 255-257].

Однако положение нотариальных контор оставалось и позже не вполне благополучным. Действовал остаточный принцип. Если 26 районных и городских исполкомов уже к 1974 г. приняли определенные меры для нормальных (не хороших!) условий работы нотариусов, Ставропольский, Минераловодский горисполкомы и Апанасенковский райисполком не создали нормальных условий для работы нотариальных контор [2; 16, 1543,127]. В Минеральных Водах нотариат размещался в неблагоустроенном помещении, у него не было пишущей машинки, мебель вся развалилась. То же самое наблюдалось в начале 1973 г. и в нотариальной конторе города Лермонтова. Под давлением краевых властей горсовет в конце года перевел нотариальную контору в помещение с паровым отоплением, обеспечил мебелью, но пишущей машинки не было. Не было пишущей машинки и в нотариате Благодарненского района, в конторе города Железноводска [2; 16, 1543,143,148,149,152]. В частности, об этом свидетельствуют справки об обобщении отдельных нотариальных действий нотариальной конторы Левокумского района и городской конторы Невинномысска в 1971-1973 гг., которые были написаны от руки. Очевидно, что приобретение пишущих машинок было лимитировано не только из-за нехватки средств, но и из-за дефицита самих машинок. В результате снижалось качество обслуживания клиентов нотариата. В 1976 г. такие явления исчезли - документы всех нотариальных контор края были машинописными. Минераловодская нотариальная контора и в конце 1975 г. оставалась в аварийном здании, где не было комнаты для посетителей. В Ипатово в помещении, где располагались суд, юридическая консультация и нотариальная контора, не работало отопление. В Арзгире крыша здания, где размещались суд и нотариальная контора, требовался капитальный ремонт крыши. В районном центре Благодарном нотариальная контора была размещена в комнатке площадью 6,7 кв. метров [2; 16, 1543, 221,222,230,268]. В то же время в Георгиевске площадь нотариальной конторы составляла 37,5 кв. м, где было отведено помещение для архива, старшего нотариуса и приемная для посетителей [2; 16, 1543,200].

Контент-анализ информационных справок за 1971-1975 гг. по выполнению этого решения крайисполкома показал, что 50 % данных о нотариате определялся фразой «нотариальная контора находится в удовлетворительных или необходимых условиях» без расшифровки этих условий. Подробное описание положения нотариальных контор касалось либо существенного улучшения, или фактов вопиющего неблагополучия. В информации как достижение отмечалось, что в нотариальных конторах, расположенных в здании райисполкома (Зеленокумск, Левокумское), есть паровое отопление и производится уборка техслужащими исполкома [2; 16, 1543,248-249]. Отсюда следует, что даже уборка нотариальных контор оставалась в те годы проблемой.

В целом же положение юридических учреждений в 1976 г. существенно улучшилось, что сказалось и на материально-технических условиях работы нотариата Ставрополья. В результате в мае 1976 г. этот вопрос был снят с контроля Ставропольского краевого исполкома [2; 16, 1543, 1-12].

Таким образом, можно говорить о существенных изменениях в работе и положении нотариата Ставрополья, несмотря на сохранение прежних принципов его функционирования во всей стране. Следует отметить большое внимание местных органов власти материально-техническому положению суда, прокуратуры и нотариальных контор.

Рецензенты:

Крючков И.В., д.и.н., профессор, декан факультета истории, философии и искусств, заведующий кафедрой археологии и всеобщей истории ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь;

Колесникова М.Е., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории России, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.