Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANTHROPOCENTRIC MODEL OF PEDAGOGICS: THE PROBLEM OF FORMATION OF GLOBAL CONSCIOUSNESS OF THE PERSONALITY

Valeeva L.D. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Sterlitamak branch of Bashkir State University
This article discusses the basic stages of formation of pedagogical beliefs from ancient times to the present time in terms of accentuation of attention on the formation of human personality, the treatment processes of education and training to the inner world of man. The author considers such ideas in formation of views on the process of education and training as the humanization and humanization, outlines the key features of the pedagogics of pragmatism, its negative sides are revealed. An analysis of the situation has defined the emergence of such concept as «noospheric outlook»; the feature of this outlook is that the reason takes the advanced positions at the solution of global problems of the present. Such outlook of the personality is capable to build harmonious relations of religion and philosophy, humanitarian and natural-science cycles, in matters concerning the formation, education and training of a harmonious personality.
global consciousness of the personality
noosphere outlook
humanization
humanitarization
anthropocentric model of pedagogics
pedagogics of pragmatism
Формирование глобального сознания личности в сложившихся условиях общемирового развития есть одна из главных проблем современного этапа развития педагогического знания. Цель и задачи исследования заключаются в выявлении закономерностей в историческом развитии современного педагогического подхода к формированию глобального сознания и «ноосферного мировоззрения» путем анализа имеющейся по данному вопросу литературы.

Весь исторический путь развития человечества тесно связан с вопросами воспитания и обучения потомства, привития ему необходимых умений, навыков, трансляции знаний на конкретном этапе его социокультурного развития. Следует отметить, что, несмотря на то, что как отдельно взятая наука педагогика оформилась сравнительно недавно, основы обучения и воспитания возникли еще в глубокой древности. При анализе каждого социокультурного пласта удается вычленить основные требования, тенденции развития, которые были свойственны им. Человечество прошло долгий путь в развитии идей воспитания и обучения: наиболее значимыми для достижения современного этапа развития педагогики можно назвать идеи древнего мира (философы Древней Греции и Древнего Рима) и идеи ученых Эпохи Возрождения [7, с. 246]. Эпоха Средневековья отличается от вышоеобозначенных этапов тем, что в ней отрицались все потребности развивающегося ребенка, основой всех концепций обучения и воспитания были средневековый аскетизм, отрицающий ценность земной жизни, и необходимость подготовки человека к более ценной загробной жизни. Однако все теологические теории средневековья постепенно были вытеснены идеями эпохи Возрождения, произошла переориентация от насаждения средневековой схоластики к идеям гуманизма, предполагающего воспитание активного и сильного человека, не сжатого требованиями абсолютного аскетизма, навеянными религией. Человек вышел на первый план, широта и полнота внутреннего мира в становлении новой личности, вынесенные на передовые позиции философской и педагогической мысли, сделали важными такие черты, как индивидуальность, самостоятельность и независимость от религиозных идей, интерес к античной культуре, которая стала прототипом переориентации развития человека от теологических идей средневековья до идей эпохи Возрождения. Именно такое решение проблем воспитания и обучения позволило совершить колоссальный скачок в научно-техническом и социальном развитии общества [2, с. 123].

Ориентацию на развитие человеческой личности, воспитание уникальности и незаменимости в современной педагогической науке принято называть гуманизмом.

Возникновение идей гуманизма в российской философской науке возникли и оформились позже, в XV-XVI веках, именно тогда сформировалась русская гуманистическая традиция, в которой хорошо идентифицируются три отдельных течения - религиозный, народный и светский гуманизм [8, с.54].

Анализ научных трудов, касающихся идей гуманизации общественного образования того времени, свидетельствует о том, что данный термин трактовался по-разному, однако в его трактовках имеются и общие черты:

  1. Приоритетное значение в процессе образования и воспитания имеют нравственные качества личности - доброта, человечность, чувство справедливости и уважение;
  2. Проблема развития личности ребенка есть главнейшая задача в процессе воспитания, высшая ценность и цель;
  3. Деятельность по достижению общечеловеческих идеалов;
  4. Возникновение понятия «индивидуальный подход», перестроение отношений учитель - ученик в ключе межличностного взаимодействия «на равных» [2, с. 201].

Наряду с появлением понятия гуманизации в философской и педагогической мысли возникло понятие гуманитаризации. Более пристальное изучение данного понятия раскрывает два основных и, зачастую, противоречивых его толкования:

  1. Гуманитаризация образования - ориентирование на область наук, изучающих социальную сферу деятельности человека (философия, обществознание, история, правовые, филологические науки, экономика и тому подобное);
  2. Гуманитаризация образования - проблема современной педагогики, основной целью которой ученые называют особое построение учебного процесса для гармоничного развития и обучения личности [5, с. 143].

На современном этапе развития идеи гуманизации и гуманитаризации принято называть антропоцентрической моделью педагогической мысли. Наука наших дней призвана решить широкий спектр проблем, многие из которых связаны с глобальными проблемами современности, такими как экологические, энергетические, демографические кризисы, проблемы ядерной угрозы и терроризма, проблемы голода и локальных войн. На все эти вызовы требуется своевременный квалифицированный научный ответ. Немаловажная роль в этом отводится педагогической науке как основной опоре в разработке принципов обучения и образования людей следующих поколений, способных разрешать имеющиеся проблемы в мирном, положительном, конструктивном ключе.

Анализ сложившейся ситуации выявил возникновение такого понятия, как «планетарное мировоззрение» или «ноосферное мировоззрение». Оно во многом опирается на идеи, обозначенные в трудах В.И. Вернадского, в которых он выдвигает разум на передовые позиции при решении глобальных проблем современности. Именно такое мировоззрение личности, считает автор, способно выстроить гармоничные отношения наук гуманитарного и естественнонаучного циклов, религии и философии в вопросах, касающихся формирования, воспитания и обучения гармоничной личности. «Действительно, - пишет специалист по холономной этике Сабекия Р.Б., - ... расширение границ индивидуального (эгоцентричного) сознания до масштабов универсума (или космического Разума), то есть формирование экоцентричного, экологического сознания, не является телеологически запрограммированным итогом эволюции человека и общества. Должное, необходимое, - не значит неизбежное» [11, с. 193]. Необходимость формирования нового, ноосферного, типа мировоззрения требует консолидации усилий всей педагогической общественности, потому что именно педагогическое образование должно стать фактором социального прогресса, духовного оздоровления и гуманизации общества.

В 1899 году русский педагог и философ В.В. Розанов в своем труде «Сумерки просвещения» обозначил три проблемы образования, которые препятствуют достижению основной цели - развитию целостной, гармоничной личности:

  1. Игнорирование принципа индивидуальности, который призывает обращаться к столь богатому внутреннему миру ребенка;
  2. Игнорирование принципа целостности полученных знаний (дробление их по предметам, темам вместо формирования единых представлений об окружающем мире);
  3. Игнорирование принципа единства типа, который предполагает обращение к личности ребенка из одной исторически сложившейся культурной традиции и единой системы ценностей [10, с. 190].

Подобные ошибки, отмечает автор, приводят к воспитанию человека прагматичного, более озабоченного статусом в социуме, материальным доходом и карьерным ростом.

Именно с такой проблемой столкнулась педагогическая наука в середине XX века - возникновением педагогики прагматизма, нацеленной на воспитание эгоистичного потребителя, игнорирование роста проблем мирового масштаба, связанных с кризисами в сфере защиты окружающей среды, экономического и демографического кризисов, ядерной угрозы, проблем терроризма и локальных войн. Как отмечает Аскарова Г.Б., «... все более ориентируясь на материальный успех, внешние достижения, человек отходит от осознания духовных основ жизни и, тем самым, теряет основания своего собственно человеческого бытия» [1, с. 155]. Данная модель, доказав свою несостоятельность, претерпела ряд преобразований и предстала в новом понимании.

Окончание XX века ознаменовано следующими постулатами, которые отображают отношение исследователей педагогической науки к изменениям в социальном и культурном развитии общества:

  1. Изменение типа культуры;
  2. Социально-экономическое устройство жизни общества перестроено по постиндустриальному типу;
  3. Повсеместная компьютеризация с последующим ее применением в целях коммуникации для развития педагогической науки;
  4. Постепенное исчезновение тоталитарных режимов как основных политических систем государственного устройства многих стран [12, с. 103].

Обозначенные социокультурные процессы в глобальном масштабе стали результатом значимых преобразований в педагогической науке. Предмет образования, равно как и ценностная база образовательной деятельности, потребовали нового взгляда, переосмысления. Педагогические деятельность и взаимодействие нуждалось в конструировании новых форм и методов работы. На смену педагогике прагматизма пришли гуманистические идеалы и ценности; духовное развитие человека приобрело доминирующие, ключевые позиции. Развитие человека как личности стало основной ценностью, гарантом дальнейшего роста и прогресса всего человечества; преемственность образовательного процесса, переориентация целей образования на воплощение идеи духовного прогресса личности стало непременной чертой современной педагогической науки.

Антропоцентризм современной педагогической науки можно проследить в следующих свойствах образовательного процесса:

  1. Школа постепенно утрачивает свое функциональное превосходство, формировавшееся за длительное время существования парадигмы рациоцентрической педагогики.
  2. Львиная доля образовательной информации почерпывается из Интернета и телевидения, то есть школа не есть базовый источник знаний, а лишь своеобразный «маяк», указывающий направление, в котором следует двигаться обучающемуся. Статистические исследования доказывают эти данные, указывая на то, что более 50 % информации современный человек получает именно из этих источников. Следует отметить, что производство, трансляция, хранение и использование информации в современной образовательной системе невероятно сильно зависит от широкой интеграции компьютерных технологий в повседневную жизнь [4, с. 6]. Размытие и разрушение имеющихся стереотипов общения в рамках международного взаимодействия немалую роль в освоении новых культурных реалий отводит туризму, свободному общению.

Роль учителя в современной образовательной системе трансформируется, одновременно теряя некоторые имевшиеся функции и приобретая новые, которые в силу перемен, происходящих в обществе, актуализировались. Теперь учитель не есть основной ретранслятор теоретических знаний, результаты образования не есть только ответственность учителя, но и родителей, самого учащегося. Проблема выбора школы, учителей  родителями и самим учащимся смещает акценты при оценке результатов образования. Широкое распространение постепенно получают дистанционное обучение, подбор индивидуальных форм и методов обучения, экстернат. Курсы учебных дисциплин распределяются по блокам, модулям; из учащихся формируются малые группы по уровню освоения предмета. У данной формы организации учебного процесса есть ряд преимуществ - нет необходимости формировать одновозрастные группы, преподавать предметы в традиционной, иногда малоэффективной форме, составлять единое расписание [5, с. 99].

Все вышеперечисленные аспекты говорят о том, что главной формой современного производства в сфере услуг и информации является деятельность в малых творческих группах, межличностное взаимодействие есть главная характерная черта. Подобное свойство в образовательной системе актуализировалось и в условиях современной школы, для которой стали важными следующие задачи:

  1. Взять на себя функцию организатора детского сообщества, где каждый ребенок будет иметь возможности для гармоничной социализации.
  2. Воспитание коммуникативных навыков и способностей ребенка.
  3. Воспитание гражданских качеств.
  4. Воспитание потребности в личностном росте, обучение навыкам рефлексии и самовоспитания.

В рамках целостного образовательного процесса главным компонентом становится воспитание. При этом роль обучения и социализации также важна и считается гарантом в осуществлении культуроформирующей функции образования [9, с. 211].

Образовательная среда начинает активнее оперировать и опираться на такие категории, как свобода и выбор. Для современной образовательной науки свобода есть право человека на обладание своей индивидуальностью. Современное образование носит своей задачей изменить сформировавшееся за многие века в сознании человека ощущение «винтика», реорганизовать его общение, деятельность; научить определяться в мире социальных взаимодействий и культуры.

Подводя итог к вышеобозначенным проблемам,  можно заключить следующее:

  1. Для процессов воспитания и обучения необходима строгая логическая взаимосвязь, с отсутствием разрозненности в учебной информации и невзаимосвязанных моделей воспитания;
  2. Внутренний мир ребенка в процессе воспитания и обучения есть основополагающая черта для развития творческого потенциала ребенка;
  3. Процесс воспитания и обучения обязательно должен соответствовать современным тенденциям планетарного масштаба; все попытки возврата и внедрения прагматических моделей, которые главной в процессе воспитания делают культуру потребителя, а не хранителя и ретранслятора всемирных материальных и духовных ценностей.

Рецензенты:

Сабекия Р.Б., д.ф.н., доцент, профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского госуниверситета, Россия, Башкортостан, г. Стерлитамак;

Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор, доцент кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета», г. Стерлитамак.