Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PERSONAL ALIGNED ORIENTATION OF SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Pak L.G. 1 Bogdanov A.V. 2
1 The Orenburg state pedagogical University
2 The Orenburg state university
In article the potential of the personal aligned orientation of system of higher education which optimum updating allows to resolve effectively the issues connected with the maximum development of the identity of the student and his readiness for self-updating, self-control and self-determination in modern educational conditions is reasonable. Target characteristics, the directions of the substantial organization of educational process of higher education institution in the context of allocation of the main distinctions traditional znaniyevo-prosveshchenchesky and the personal aligned orientation of system of higher education are opened. Specifics of the personal aligned orientation of system of higher education are defined: recognition trained the supreme value and its statement in the center of educational activity; assistance to process of self-affirmation, self-determination, self-realization, self-development of the personality; creation of conditions for active search by the identity of the system of a mirovideniye, the philosophy of life. Reference points of change of the organization of educational process of higher education institution within the significant bases of revision of components of the content of education, and their organizational and pedagogical composition are set.
educational process of higher education institution
possibilities of the personal aligned orientation of the highest education
the student
system of the highest professional education
znaniyevo-prosveshchenchesky orientation of education
Современные социально-экономические преобразования общества затрагивают все аспекты жизнедеятельности человека и в значительной степени определяют масштабы инновационных процессов, охвативших сферу высшего образования: диверсификация образовательных учреждений (появление сектора негосударственных высших учебных заведений); обновление количества и качества спектра образовательных услуг, обеспечивающих интеграцию российского образования в мировое социокультурное пространство; повышение уровня образования студентов (конкурентоспособных, мобильных, перспективных), его соответствие требованиям современной и будущей экономики. Важную роль при этом играет пересмотр традиционной «знаниево-просвещенческой» парадигмы в общей системе вузовского образования в контексте личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования, обусловленный объективной потребностью общества в личности, осознающей и практически реализующей свое призвание и предназначение в различных институтах и функциональных сферах обновленной социальной структуры общества.

Обозначим, что личностно-центрированная направленность системы высшего профессионального образования выступает методологическим основанием для организации обновленной парадигмы образования, открывающей возможность для оперативных изменений, обоснованных инноваций в сфере профессиональной подготовки обучающегося. Специфика личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования, ее личностно центрированная сущность детерминируют успешность профессионального, социального и личностного становления студента, обеспечивающей раскрытие задатков, способностей и возможностей студента, поддержание и формирование уникальной системы его ценностных отношений с субъектами социума, становление самопознания, развитие неповторимой индивидуальности.

Рассматривая специфику личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования, мы обращаем особое внимание на то, что оно строится на основе приоритета личностных образовательных ценностей: на признании обучающегося высшей ценностью и постановке его в центр образовательной деятельности, открывающей возможность для самоопределения, самореализации, саморазвития; содействии процессу самоутверждения личности, отвечающее закономерностям становления студента как субъекта социализации, поискам внутри своего «Я» факторов постоянного развития; внимании к внутренней жизни личности в единстве ее когнитивных, эмоционально-волевых и поведенческих сторон; создании условий для активного поиска личностью своей системы мировидения, своей философии жизни.

Рассмотрим основные различия, условно трактуемые нами традиционной знаниево-просвещенческой и личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования в рамках значимых оснований пересмотра компонентов содержания образования и их организационно-педагогической композиции на основе исследований Н.А. Алексеева [1], Е.В. Бондаревской [2], В.В. Серикова [5], И.С. Якиманской [6].

Традиционная направленность системы высшего профессионального образования, в отличие от личностно-центрированной, обнаруживает задачу вооружения студента системой научных предметных знаний, стандартизируя поведение и уровень образованности обучающегося. При этом цель - формирование всесторонне и гармонично развитой личности - не оправдывает своего предназначения, так как направлена на формирование идеала совершенного человека под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных педагогических акций. Цель не получает личностного смысла, действий, находится вне мотивов, устремлений реального человека.

Главная же цель личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования связана с обеспечением гуманных условий для личного и профессионального роста студента, индивидуального и свободного самоопределения обучаемого в избранной профессиональной деятельности, полноценного раскрытия потенциальных возможностей личности в социуме. Все содержательные, процессуальные и технологические компоненты образования направлены на разностороннее развитие студента, на формирование у него образа изменяющегося мира, что дает ему возможность осознавать свою уникальность, непохожесть, неповторимость посредством рефлексии, творчества. Личностно-центрированная направленность определяет в качестве активных субъектов образовательной политики семью, родителей, общественность, институты государственной власти, СМИ, профессиональные ассоциации, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные и общественные институты.

Следует отметить, что традиционная знаниево-просвещенческая направленность системы высшего профессионального образования основывается на стандартизации учебных программ, принудительности, основанной на жестком стиле управления, репродуктивной форме передачи информации педагогом и пассивности обучаемых. Личностно-центрированная направленность связана с освоением вариативного образовательного стандарта - бакалавра, специалиста или магистра, зависящего от потребностей личности и ее предстоящей профессии; с организацией разнообразных форм многопрофильной образовательной подготовки студента; с созданием интегрированных учебных планов и программ, включающих инвариантную и вариативную части блоков дисциплин, содержание которых обусловлено мотивами, потребностями и мерой собственной активности студента.

Отношение к личности при традиционном подходе соответствует идеологии государства: личность студента рассматривается как объект образовательной деятельности, на который направлены многочисленные воздействия социальных институтов с позиций социально-нормативных требований и максимальной общественной полезности; объект, которым можно управлять с помощью внешних влияний, технологий, общих заданных образцов, нормативов, эталонов познания. А личностно-центрированная направленность системы высшего профессионального образования содержательно определяется тем, что личность студента раскрывается как целостная саморазвивающаяся система, как субъект самостоятельного жизнетворчества, который проявляет активность во всех видах практического и духовного взаимодействия с миром на основе реализации собственной субъектной позиции как важнейшего источника индивидуального саморазвития [3].

При традиционной реализации знаниево-просвещенческой направленности системы высшего профессионального образования невозможны раскрытие внутреннего мира студента, учет индивидуальных особенностей, использование индивидуализации образования и дифференцированного подхода к обучающимся. Лекция (информационно-репродуктивная) как основная форма фронтальной организации образовательного процесса в вузе характеризуется определенными рамками занятий, механическим конспектированием, навязыванием преподавательской позиции, суждений, жесткой регламентацией учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом, формальностью и иным, что обеспечивает накопление определенной системы знаний, но оставляет за рамками процесса усвоения активность субъекта познавательной деятельности.

Личностно-центрированная направленность системы высшего профессионального образования устанавливает приоритет личностно ориентированных компонентов содержания образования по отношению к организационным методам и формам (проблемно-поисковым, структурно-нацеливающим, демонстрационно-развивающим методам и формам, лекциям-диспутам, лекциям-блицтурнирам, лекциям-диалогам и др.). В результате активизируются собственные усилия студента как субъекта учения и воспитания, происходит развитие инициативы, основных умений самостоятельной и поисковой работы.

Система высшего образования, представленная в традиционном плане, связана односторонним взаимодействием, где преподаватель является доминирующей фигурой, реализуя позицию сверху - «преподаватель над студентом». Двухсторонний характер личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования меняет позицию взаимодействия на «студент и преподаватель вместе», обеспечивающую полифонию межличностных коммуникаций как организацию разнообразных видов совместной деятельности, предусматривающую диалоговое взаимодействие, взаимообмен информацией, сотрудничество, сотворчество. Такое субъект-субъектное взаимодействие позволяет актуализировать личную значимость процесса обучения для студента, дифференцировать содержательную часть образовательного процесса, способствует формированию ответственности, самостоятельности, в результате которых происходит ориентация обучающегося на самообразование, саморазвитие и самоопределение в быстро меняющихся условиях социума [4].

При реализации традиционного знаниево-просвещенческой направленности системы высшего профессионального образования результативность работы ориентирована на количественные характеристики, оценивается в предметных знаниях, умениях (уровень сформированности знаний, умений, навыков) и по умению студентов воспроизводить усвоенные знания и способности воспользоваться ими на практике. Результативная сторона процесса обучения при личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования направлена на качественные процессуальные показатели и выражается в форме социальных знаний, мотивов, установок, личностных мировоззренческих диспозиций, ценностных ориентаций, жизненных смыслов.

Таким образом, традиционная знаниево-просвещенческая и личностно-центрированная направленность системы высшего профессионального образования имеют подобные, похожие элементы, разница проявляется в целях образования, организации, содержании, направленности образовательного процесса вуза, расстановке приоритетов. Формирование и развитие студента как активного субъекта на этапе высшего профессионального образования невозможны без перехода на междисциплинарные позиции, обеспечивающие оптимальный переход к личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования на основе выбора адекватной научной основы ее компонентов и содержания.

Актуализация личностно-центрированной направленности системы высшего профессионального образования связана с реализацией личностно ориентированной  (центрированной) парадигмы, с созданием условий для наиболее полноценного индивидуально-личностного развития студента как субъекта образования, который сам «творит учение» и «преобразовывает и формирует самого себя» посредством продуктивной самореализации, акцентуации ценности самовыражения личности в социуме, взаимопроникновения процессов обучения и воспитания в высшей школе, которые подчинены одним и тем же закономерностям и организуются с учетом успешной профессиональной подготовки личности с новым мышлением и мировоззрением в контексте диалогового взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Рецензенты:

Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;   

Иванищева Н.А., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.