Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CURRENT STATE DEVELOPMENT AND PROBLEMS OF THE CHILDREN AND YOUNG PEOPLE ADAPTIVE SPORT

Ermakova Yu.N. 1 Stepanova O.N. 2
1 FGBOU VPO Shuya branch "Ivanovo State University"
2 FGBOU VPO "Moscow pedagogical state university"
In article is considered the current state, development and problems of the children and young people adaptive sport in Russia. The analysis of standard and legal base is carried out, on the basis by which is carried out sports work with disabled children various nosological groups. The characteristic of data is submitted on the organizations of educational and sports work in the sports adaptive for children and young people schools. The statistical analysis of number of children of the disabled people who are engaged in types of the adaptive sport. The sports cultivated by sports schools for disabled children. Рroblems their orientation and possible solutions of development for children and young people adaptive sport in our country with disabled children of various nosological groups аre defined.
adaptive sport for children and young people
disabled children
sports and adaptive school for children and young people
problems of development of adaptive sport
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются одной из социально незащищенных категорий населения. Осознавая свою уязвимость, они сталкиваются со значительными трудностями в социальном пространстве общества. Неуверенность в себе и своей значимости ведет к изоляции от общества, что в свою очередь причиняет гораздо больше страданий, чем заболевание, приведшее к инвалидности.

Количество детей-инвалидов в России растет год от года; за последние семь лет их численность увеличилась почти на 8 %. По данным директора профильного департамента Министерства труда и социальной защиты РФ Григория Лекарева в 2013 г. количество детей-инвалидов в нашей стране составило около 570 тысяч [7]. Поэтому в число наиболее важных задач работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, наряду с медицинской и другими традиционными формами реабилитации, входят: социальная адаптация, преодоление психологических барьеров и социальная интеграция - налаживание контактов с окружающим миром, восстановление и укрепление социально-культурных связей с обществом. Действенным средством решения указанных задач является привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям адаптивным спортом [5].

Однако, несмотря на признанную целесообразность и важность участия детей с инвалидностью в адаптивном спортивном движении,  российские дети-инвалиды вплоть до 2007 года имели право заниматься физическими упражнениями только индивидуально по месту жительства. Это закрывало им путь к спорту и являло своеобразный запрет на открытие в спортивных школах отделений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Лишь в 2007 году (4 декабря) был принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором говорилось о создании детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, адаптивных детско-юношеских клубов физической подготовки, филиалов, отделений и структурных подразделений образовательных учреждений по адаптивному спорту, который положил начало истории детско-юношеского адаптивного спорта в нашей стране [9].

Сегодня к занятиям адаптивным спортом допускаются все дети с ограниченными возможностями здоровья, желающие заниматься и допущенные по медицинским показаниям к занятиям адаптивной физической культурой в возрасте от 4 до 18 лет [8].

Согласно «Модальному закону о Паралимпийском спорте», принятом в г. Санкт-Петербурге 25 ноября 2008 г. Постановлением 31-13 на 31 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, под детско-юношеской спортивно-адаптивной школой (ДЮСАШ) принято понимать «учреждение физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, основной деятельностью которого является организация и проведение среди лиц с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллекта и других функций учебно-тренировочного и воспитательного процесса, имеющего целью их физическую реабилитацию, социальную адаптацию, интеграцию и повышение спортивного результата» [2].

В Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года ставится задача увеличения доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 20 %. Однако эта задача на сегодняшний день далека от своего решения. Данный факт отчетливо усматривается из формы федерального статистического наблюдения № 3-АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» за 2012 год. Там указано, что количество детей-инвалидов, охваченных организованными формами занятий адаптивным спортом, составляет 64049 человек или всего 11,3 % от общего числа детей-инвалидов до 18 лет. Из этих 64049 человек занимаются адаптивным спортом в спортивных школах (ДЮСАШ и СДЮСАШ) всего лишь 2644 человека, то есть всего-навсего 0,5 % (!) российских детей с инвалидностью [10].

Современное состояние отечественного детско-юношеского адаптивного спортивного движения можно охарактеризовать следующими данными.

В России с лицами от 4 до 21 года организована работа по 53 видам адаптивного спорта; из них 32 вида культивируются детско-юношескими спортивно-адаптивными школами. Специализированные детско-юношеские спортивно-адаптивные школы олимпийского резерва осуществляют деятельность по четырем видам спорта Сурдлимпийских игр: футболу, волейболу, легкой атлетике, шахматам.

В стране налажена работа по подготовке юных спортсменов:

- к «Специальной Олимпиаде», программа которой включает в себя шесть видов спорта: плавание, легкая атлетика, футбол, бадминтон, конный спорт, спортивная гимнастика;

- к выступлению в семи Паралимпийских дисциплинах: плавании, дзюдо, мини-футболе, легкой атлетике, пауэрлифтинге, настольном теннисе, конном спорте [5].

Согласно данным статистической отчетности, физкультурно-оздоровительную и учебно-спортивную деятельность с детьми-инвалидами различных нозологических групп осуществляют детско-юношеские спортивно-адаптивные школы (ДЮСАШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва инвалидов (СДЮШОРИ), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы олимпийского резерва (ДЮСАШОР) по отдельным видам спорта, спортивные клубы и команды по видам адаптивного спорта, спортивно-оздоровительные клубы, секции при различных образовательных учреждениях [4]. В 2012 году в России насчитывалось 546 организаций, осуществляющих спортивную работу с детьми-инвалидами, из них всего 14 ДЮСАШ и одна СДЮСАШ (специализированная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа). По данным за 2013 год, в Российской Федерации зарегистрировано 17 детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и 2 специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва инвалидов, что свидетельствует о катастрофически малом темпе роста числа данных организаций [3].

Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы функционируют пока лишь в 16 регионах РФ (в Красноярском крае (г. Красноярск), Камчатском крае (г. Петропавловск-Камчатский), Республике Чувашия (г. Чебоксары), Саратовской обл. (г. Саратов), Курганской обл. (г. Шадринск), Хабаровском крае (г. Хабаровск), Свердловской обл. (г. Нижний Тагил), Мурманской обл. (г. Мурманск), Республике Алтай (г. Горно-Алтайск), Республике Мордовии (г. Саранск), Тамбовской обл. (г. Тамбов), Владимирской обл. (г. Владимир), Республике Дагестан (г. Махачкала), Омской обл. (г. Омск), Республике Марий Эл (г. Йошкар-Ола)). Активную спортивно-массовую работу проводят СДЮСШОР № 18 (г. Уфа), школа-интернат для слепых детей г. Санкт-Петербурга, «Юность Москвы» (г. Москва), СДЮСШОР г. Омска, ГОУД «Спортивно реабилитационный центр инвалидов» г. Тулы, СДЮСШОР г. Воронежа, а также ДЮСАШ «Разведчик», ДЮСАШ «Мечта» и ДЮСАШ «Центр адаптивного спорта» г. Нижний Тагил.

В ДЮСАШ и СДЮСШОРИ для детей с нарушениями зрения, слуха и поражением опорно-двигательного аппарата учебно-тренировочная работа ведется по десяти-двенадцати видам спорта, с интеллектуальными нарушениями и ментальных инвалидов с нарушениями различной степени тяжести - по восьми видам, для детей со сложными сочетанными дефектами и ДЦП - три и четыре, соответственно. К сожалению, столь малое количество отделений по видам спорта не может в полной мере обеспечить полноценную подготовку и формирование резерва сборных команд России по Паралимпийским, Сурдлимпийским играм и играм Специальной Олимпиады, а также к международным соревнованиям по видам спорта, не входящим в перечисленные категории.

Во Всероссийских соревнованиях среди детей-инвалидов активное участие принимают 20 субъектов Федерации: Республика Башкортостан, Владивосток, Волгоград, Удмуртия, Камчатский край, Москва, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Ростовская область, Самарская область, Свердловская область, Тульская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Санкт-Петербург, г. Ижевск, Красноярский край, Саратов.

Достаточно активно развивается нормативная правовая база детско-юношеского адаптивного спорта. Вступили в силу Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года, Типовое положение об организациях дополнительного образования (в том числе спортивной направленности для детей с инвалидностью), Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы, Методические рекомендации об организациях адаптивного спорта и регламентации их деятельности и др. [9].

Однако наряду с упорядочением и расширением масштабов спортивной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, все еще острой остается проблема нехватки педагогических кадров для системы детско-юношеского адаптивного спорта. В настоящее время в нашей стране ведется подготовка кадров (специалистов, бакалавров, магистров) лишь для системы адаптивной физической культуры, но не для адаптивного спорта. Подготовку кадров по адаптивной физической культуре осуществляют 56 учреждений высшего и 19 учреждений среднего профессионального образования из 43 регионов России [1]. При этом ни одно из них не готовит тренеров по адаптивным видам спорта; в их учебных планах отсутствуют дисциплины, связанные с методикой спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп, а также курсы теории и методики таких видов адаптивного спорта, как голбол, бочча, футбол, волейбол сидя, баскетбол на колясках и т.д.

В последние годы стали появляться серьезные научные разработки в области детско-юношеского адаптивного спорта. Однако они пока не в силах удовлетворить информационный голод и потребности спортивной практики. Как пишет А.С. Махов, «необходимо продолжить исследовательскую работу по следующим направлениям: подготовка кадров, разработка современных методик спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение безбарьерной среды обитания на спортивных объектах» [6].

Есть проблемы и с программно-нормативным обеспечением детско-юношеского адаптивного спорта: на сегодняшний день известна всего одна (!) утвержденная программа спортивной подготовки по пауэрлифтингу для ДЮСАШ. Учебно-тренировочный процесс с юными спортсменами-инвалидами ведется, в большинстве случаев, на интуитивном уровне (методом проб и ошибок или по аналогии с системой подготовки здоровых атлетов) по авторским официально не утвержденным программам.

Несмотря на то, что детско-юношеский спорт признан одним из приоритетных направлений отечественного спортивного движения, существует (помимо вышеперечисленных) целый ряд препятствий для его дальнейшего позитивного развития. К ним можно отнести:

- отсутствие утвержденных государственных научно обоснованных типовых программ спортивной подготовки по видам адаптивного спорта для ДЮСАШ;

- недостаточно развитую сеть спортивных школ и отделений для занятий адаптивным спортом для детей с инвалидностью;

- чрезвычайно узкий спектр культивируемых в ДЮСАШ и СДЮСШОРИ видов адаптивного спорта, который, с одной стороны, не в состоянии удовлетворить спортивные интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и, с другой стороны, отстает от современной спортивной практики и мировых тенденций ее развития;

- отсутствие разрядных норм и требований для присвоения спортивных разрядов по видам адаптивного спорта, включенных в ЕВК для детей-инвалидов;

- отсутствие нормативной правовой базы государственно-общественной системы спортивно-функциональной классификации спортсменов в адаптивном спорте, адаптированной к мировым стандартам;

- отсутствие утвержденных требований для присуждения судейских и тренерских категорий в адаптивном спорте.

Поиск путей решения вышеперечисленных проблем является предметом наших научных исследований.

Рецензенты:

Правдов М.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры ТМФКиС, ФГБОУ ВПО Шуйский филиал «ИвГУ», г. Шуя;

Махов А.С., д.п.н., доцент, доцент кафедры ТМФКиС, ФГБОУ ВПО Шуйский филиал «ИвГУ», г. Шуя.