Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRUCTURE OF FUNCTIONAL READINESS FOR MANAGER OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SERVICES

Selivanova S.R. 1
1 Volgograd State Academy of Physical Education, Volgograd
An analysis of professional work in sports management allowed to identify a number of additional functional duties, a higher level of psychological tension and efficiency in comparison with the managers of other fields. This places different demands on its preparation, together with the object management makes it necessary to pay close attention to the structure of his physical fitness. The set of all queries practice causes to base the system of physical fitness idea of functional readiness of I.N.Solopovu and A.I.Shamardinu. Adapting these concepts to the field of training in physical training of the future professionals highly enabled to allocate a set of qualitative characteristics of the organism determining the efficiency and quality of certain actions inherent to the specificity of the professional activities of sports manager. Interaction of components of functional fitness and understanding their essence makes it possible to implement a system of training, as well as to evaluate the level of functional readiness and status of the body and its health in order to adjust the mode of the motor load.
operability
differentiation of labor sports manager
professiogram
functional readiness

Подготовленность специалиста управления к будущей деятельности есть комплексный результат не только интеллектуальной и психологической, но и физической подготовки. При разработке данной проблемы следует учитывать значительный опыт исследований в области спорта. В последнее время специалисты совершенно справедливо отмечают, что традиционный подход, направленный на совершенствование физических качеств, в значительной степени исчерпал свои возможности [4]. Именно поэтому выдвинуто представление о том, что необходимо развитие функциональных возможностей организма, следовательно, акцент смещается в сторону функциональной подготовленности [5]. Такие системные представления, на наш взгляд, должны стать основой и при решении вопросов организации процесса физического воспитания квалифицированного специалиста. Данное соображение определило цель данной работы - определение схемы функциональной подготовленности спортивных менеджеров и на ее основе создание принципиальной модели функциональной подготовленности.

Материалы исследования. Решение проблемы функциональной подготовленности в первую очередь связано с разработкой принципиальной модели, а также с определением круга соответствующих методов исследования. Еще одно важное условие - системный подход, т.е. выделение того результата, которого должен достигнуть организм, в данном случае, специалиста.

Первое обстоятельство - это выделение наиболее принципиальных особенностей трудовой деятельности в рассматриваемой области, что, собственно, и определяет направленность функциональной подготовленности.

Многочисленные функциональные обязанности и задачи специалиста физкультурно-спортивной отрасли в области экономики, маркетинга и юриспруденции, управленческой подготовки, навыка и опыта из области собственно теории и методики физической культуры и спорта, теории и методики спортивной тренировки, педагогики физической культуры и спорта, требуют не только соответствующих знаний, но и функциональной подготовленности, необходимой для решения всех этих задач [1].

Отличающей особенностью интеллектуального труда менеджера является высокая степень ответственности за принимаемые управленческие решения. Специфика в том, что умственная работа не заканчивается с окончанием рабочего дня (мысли о возможных вариантах решения, каким мог бы быть результат, или переживания по поводу разрешения конфликтных ситуаций продолжают возбуждать нервную систему, усугубляют эмоциональное напряжение), что способно привести к истощению нервной системы и переутомлению [3].

В конце рабочего дня организм человека способен ощутить все воздействия проведенной за этот временной период работы, как физической, так и умственной. В конце рабочего дня влияние физической и умственной работы (усталость, утомление) определяется как острое влияние, к концу рабочей недели - среднее влияние [2].

Но необходимо отметить, что менеджер сферы физической культуры и спорта (ФКиС) в большей степени подвержен риску, не столько связанному с финансовыми потерями или экономической неопределенностью, сколько рожденному специфическими условиями профессиональной деятельности: гибкий и динамичный трудовой график, комплексность и масштабность управляемого предприятия, периодичность спортивных событий и, следовательно, принятие решений и ответственность за организуемые и проводимые мероприятия и так далее. Например, стресс, испытываемый менеджером команды во время соревновательной деятельности, степень которого для менеджера другой специализации может стать губительной во всех смыслах. Это определяется и напряженностью соревнований, и высочайшей неопределенностью при принятии решений, и зачастую минимальным временем для таких решений. Следует подчеркнуть, что в ряде случаев возможен высокий уровень физических нагрузок.

Таким образом, специалист в сфере ФКиС должен отличаться высоким уровнем функциональной подготовленности, обеспечивающей его психоэмоциональную устойчивость и стрессоустойчивость на фоне значительного мотивационного статуса.

Упомянутые ранее свойства организма и функциональные состояния менеджера физкультурно-спортивной отрасли, мы считаем, будет рационально связать с его функциональной подготовленностью к профессиональной деятельности, так как именно функциональная подготовленность обеспечивает необходимый уровень готовности организма к выполнению специфической работы (социально-экономическое управление в сфере физической культуры и спорта). В представление о функциональной подготовленности специалиста также можно включить выделенный И.Н. Солоповым (2007) комплекс качественных характеристик работы организма (экономичность систем, устойчивость, способность реализации потенциала и другие), который будет определять эффективность и качество выполнения определенных действий, присущих специфике профессиональной деятельности спортивного менеджера.

Профессиограмма спортивного менеджера должна содержать ряд характерных элементов, обоснованных исходя из характеристик работоспособности менеджера физкультурно-спортивной отрасли, аспектов его функциональной подготовленности. В первую очередь это относится к профессионально важным качествам данного специалиста: когнитивные (интеллектуальные) качества, физические (выносливость, быстрота реакции), психофункциональные (эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость) и так далее [7; 8].

При рассмотрении некоторых структурированных моделей функциональной подготовленности вышеупомянутых ученых нам представляется логичным построение подобной модели функциональной подготовленности специалиста физической культуры и спорта (рис. 1) с принципиальными особенностями, характерными для специфики управленческой деятельности: умение эффективно (своевременно) разрабатывать и принимать управленческие решения, умение реагировать (ориентироваться) на ситуацию, сохраняя при этом необходимый уровень спокойствия (стрессоустойчивость) и т.д.

Все вышесказанное позволило выделить наиболее важные компоненты, которые определяют деятельность менеджера в системе ФКиС.

Как и в других иерархических схемах функциональной подготовленности, в предложенной схеме (рис. 1) ее компоненты взаимодействуют и взаимосодействуют. Любая деятельность, в том числе и спортивная, представляет собой взаимодействие психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемое корой головного мозга и направленное на достижение цели [5].

Порядок компонентов в иерархии функциональной подготовленности специалиста физкультурно-спортивной отрасли определен нами исходя из того, что психический компонент представляет собой компонент управления деятельностью и эмоциями (мышление и функционирование мозга), физический - компонент исполнения.

Рис. 1. Принципиальная схема функциональной подготовленности специалиста отрасли ФКиС

Соответственно, физическая подготовленность специалиста ФКиС и предполагаемые ею двигательные функции и физическая активность, выносливость с определяющими ее факторами функциональной устойчивости, механизмов энергообеспечения (работоспособность кардиореспираторной и эндокринной систем, устойчивость ЦНС к длительной напряженной деятельности и т.д.) являются базовыми свойствами, определяющими эффективность профессиональной управленческой деятельности специалиста физкультурно-спортивной сферы. Физическая подготовленность имеет прямое и относительно быстрое воздействие на познавательные способности и здоровье мозга человека, на его когнитивные функции, что в значительной степени определяет его профессиональную и творческую продуктивность. Взаимовлияние психической (психофункциональной) и физической подготовленности - основа гармоничного развития человека.

Психофункциональная подготовленность может быть охарактеризована особенностями процессов приспособления или адаптации человека к специфическим условиям выполняемой деятельности (психический компонент проявляется в уровне развития психических качеств, уровне психического состояния и психической работоспособности) [5].

Стоит отметить, что качествами психофункциональной подготовленности специалиста отрасли ФКиС являются способность сохранять внимание при различных нагрузках и в разных условиях трудовой деятельности (например, конфликтах), стрессоустойчивость, то есть способность сохранять спокойствие при изменении внешних факторов, управлять своим поведением в экстремальных условиях, а также другие психические качества, состояние и работоспособность. Развитие психических качеств специалиста физкультурно-спортивной отрасли (целеустремленность, смелость, решительность, уверенность в своих силах и способность к максимальному проявлению функциональных возможностей в условиях напряженной профессиональной деятельности) формируют личность специалиста, от них зависит конечный результат и достижение цели.

Представленная архитектура взаимосвязей между компонентами и функциями функциональной подготовленности, интегрированная из авторских разработок В.С. Фомина (1984), И.Н. Солопова и А.И. Шамардина (2003) и других, а также дополненная с учетом полученных результатов анализа, схематически может выглядеть следующим образом (рис. 2) [4].

Такая структура дает основание для разработки специфических схем физической подготовки менеджера системы ФКиС, которые будут способствовать формированию наиболее значимых и принципиальных особенностей организма.

Рис. 2. Структура функциональной подготовленности менеджера отрасли ФКиС

Заключение. Понимание сущности, взаимодействия и взаимосодействия выделенных нами компонентов системы (рис. 1) в первую очередь дает целенаправленно строить систему физических упражнений, направленных на повышение функциональной подготовленности. Кроме этого, возможно в динамике оценивать уровень функциональной подготовленности и состояния организма и его здоровья с целью адекватной корректировки режима двигательной нагрузки.

Такая схема является основой при разработке и последующем внедрении технологии процесса подготовки специалиста управления физкультурно-спортивной отрасли. Ее целью будет развитие всех качеств и приведение их к модельным характеристикам. На основе предложенной структуры можно определять средства и методы физической культуры, позволяющие повышать функциональную подготовленность в целом.

Практическое применение предлагаемых схем является основанием для объективизации самооценки менеджерами собственной работоспособности, физической активности, психического состояния и общего уровня здоровья. Это поможет составить реальную картину уровня функциональной подготовленности профессиональных менеджеров сферы ФКиС, сформировать технологию подготовки будущих менеджеров на этапе их вузовского обучения.

Рецензенты:

Анцыперов В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики гимнастики ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград;

Карпов В.Ю., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва.