Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH OF PROFESSIONAL DIFFICULTIES OF TEACHERS IN CREATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE COMPREHENCIVE SCHOOL

Vinogradova A.P. 1
1 The Herzen State Pedagogical University of Russia
The article describes some methods of studying the teachers’ difficulties (the questioning, supervision structured interview). The results of experimental studying of the teachers’ difficulties in creation of educational process are also presented. According to awareness the professional activity as the process of the professional tasks solutions, the concept "professional difficulties" is proved as insufficient formation of the teachers’ ability to solve professional problems in the conditions of the modern requirements imposed to educational process at schools. The received results testify that the greatest difficulties that are found with the teachers, who give lessons of different subjects and have different length of service at school, are caused by a problem of creation the personality focused educational process. Speaking about the realization process itself – the development of motivation of the students is the most confusing thing. The importance and expediency of the offered methods of the experimental studying professional teachers’ difficulties is that with their help it is possible to reveal the typical difficulties, to range them on difficulty degree, to see manifestation of these difficulties in practical activities in relation to the students, to training materials, environment, tutorials and to establish the reasons of difficulties.
motivation.
methods
task
difficulties
teacher

Основная направленность всех изменений школьного образования сегодня заключается в ориентации деятельности учителя на построение личностно-ориентированного обучения, что связано с введением инноваций и всегда вызывает объективные трудности в работе учителя. Знание типичных затруднений учителей в построении образовательного процесса необходимо для выявления причин возникновения затруднений, обоснования условий их преодоления, что способствует обеспечению современного качества школьного образования.

Профессиональные затруднения учителей в разное времяизучали многие исследователи: С.В. Аранова, В.Т. Ащепков Ю.К. Бабанский, С.Г. Вершловский, А.Д.Деминцев, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, Н.Н. Леонтьева, А.Г. Мороз, Н.С. Подходова, В.Г.Сусов.

В советской педагогике первое комплексное рассмотрение затруднений в педагогической деятельности принадлежит Н.В. Кузьминой (1967 год). Ею выявлены их сущность, классификация, структура в зависимости от некоторых характеристик, содержание и динамика; установлены профессиональные аспекты, вызывающие реадаптацию и дезадаптацию учителя.

Как отмечает Н. В. Кузьмина наибольшую сложность в педагогическом процессе вызывает не столько собственно передача знаний, сколько умение вызвать «встречное движение», стремление преодолеть лень, невнимательность, неуверенность в своих силах, пробудить желание понять важность этой деятельности для себя и для своего будущего, восполнить пробелы в знаниях и осознать положительные мотивы деятельности [4].

Ю.К. Бабанским (1977) было установлено, что наиболее часто учителя испытывают затруднения, связанные с развитиеминтересаучащихся к учению, потребности в знаниях. Именно эти затруднения оказались для учителей самыми сложными, трудно преодолимыми. На основе анализа причин затруднений учителей, Ю.К. Бабанским были разработаны методы совершенствования методической подготовки учителей (выполнение системы упражнений, анализ примеров использования учителями передового опыта, самоанализ успехов и неудач в своей работе), а также выявлены основные условия, которые должны быть созданы в школе для внедрения в практику идейоптимизации процесса обучения [1].

И. А. Зимняя (1999), анализируя затруднения современных учителей, рассматривает педагогическое взаимодействие ученик - учитель и выделяет следующие области взаимодействия, в которых учителя испытывают наибольшие затруднения: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная область межличностных отношений [3].

Особое внимание исследователей привлекала проблема затруднений, с которыми сталкиваются молодые учителя в начале своей профессиональной деятельности. Изучением этой проблемы занималисьА.Д. Деминцев, Ю.К. Бабанский (1986); С. Г. Вершловский (1987, 1988); А.Г. Мороз (1986); В.Т. Ащепков (1987). В этих исследованиях анализировались в основном дидактические затруднения учителей (развитие у учащихся интереса к учению, потребности в знаниях; выявление типичных причин неуспеваемости; реализация задач развивающего обучения (развитие мышления, памяти и др.); поддержание активной работоспособности учащихся в течение всего урока; осуществление индивидуального похода к учащимся в процессе обучения; осуществление межпредметных связей; использование разнообразных форм работы на уроке), а также были выделены некоторые причины их появления и определены некоторые пути преодоления (наставничество, консультации, посещение открытых уроков).

Подчеркнем, что, несмотря на наличие достаточно большого количества работ, посвященных различным затруднениям учителей, только в работах Н.В.Кузьминой содержится определение данного понятия.

Для определения педагогического контекста исследования проблемы затруднений учителя, возникающих при реализации образовательного процесса, в ходе данного исследования были проанализированы накопленные в науке знания о профессиональной деятельности учителя и особенностях современного образовательного процесса.

Исходя из понимания профессиональной деятельности, как процесса решения профессиональных задач, было обосновано рабочее понимание понятия «профессиональное затруднение» как недостаточная сформированность умения учителя решать профессиональные задачи в условиях современных требований, предъявляемых к образовательному процессу в школе.

Основная особенность в построении современного образовательного процесса заключается в том, что учитель средствами своего предмета должен уметь содействовать развитию личности ученика, определять взаимосвязи предметной и личностной целей образовательного процесса. Внимание учителя при построении современного образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и индивидуальности ученика, сосредоточено на выборе способов поддержки ученика, содействия развитию мотивации учения школьника. Особенно остро эта проблема стоит в основной школе, поскольку именно в основной школе происходит потеря интереса учащихся к учению, отчуждение ученика от школы. Так, в исследованиях установлено, что «причиной отчуждения подростков от учебного процесса является «предметная» целевая ориентация учителя при построении образовательного процесса, оторванность его от реальной жизни и, как следствие, отсутствие у школьников мотивации к учению» [7].

Для того, что бы вскрыть педагогическую сущность затруднений, на основе анализа выполненных ранее исследований нами были определеныметоды выявления затруднений учителя:

- анкетирование (самооценка затруднений, выявление типичных для современного учителя затруднений);

- наблюдения (уточнение характеристик выявленных затруднений, фиксация многообразия проявления одного и того же затруднения у разных учителей);

- анализ посещённых уроков методистами разных предметов (сопоставление собственных выводов с выводами коллег);

- проведение структурированного интервью и бесед  с учителями (уточнение сущности, характеристик затруднений, выявление причин возникновения затруднений).

На первом этапе исследования было проведено два анкетирования.

Первая анкета состояла из пяти блоков вопросов, основой для формулировки которых стали группы задач, которые определены кафедрой педагогики РГПУ им А.И.Герцена [5,С.27-29].Цель анкеты: выявить насколько учителя сами оценивают, есть ли у них затруднения и в чём они заключаются; проранжировать их по степени трудности.

Вторая анкета была проведена по методике Ю.К.Бабанского. Цель анкеты выявить типичные для современного учителя затруднения. Идея исследования состояла в том, чтобы используя тот же опросник, сопоставить спектр затруднений, которые испытывают  сегодняшние учителя с теми затруднениями, которые были выявлены как основные профессиональные затруднения учителя в исследованиях в 70-х годах прошлого века, чтобы выявить общее и различное в затрудненияхсовременных учителей и учителей 70-х годов прошлого века.

В первом анкетирование приняли участие57 учителей, затем выводы, полученные на основе анализа результатов опроса были уточнены при втором анкетировании 208 учителей разных предметов.

Анализ результатов анкетирования позволил установить, что наиболее частозатруднения учителейсвязанны с организацией процесса обучения, а именно с развитием у учащихся интереса к учению, потребности в знаниях;с выявлением типичных причин неуспеваемости;с реализацией задач развивающего обучения (развитие мышления, памяти и др.);с поддержанием активной работоспособности учащихся в течение всего урока;с осуществлением индивидуального похода к учащимся в процессе обучения;с осуществлением межпредметных связей; с использованием разнообразных форм работы на уроке.

Для того, что бы убедиться в достоверности ответов учителей и найти подтверждение, что выявленные затруднения существуют в реальной практике, а также в целях уточнения характеристик выявленных затруднений, многообразия проявления одного и того же затруднения у разных учителей был использован метод наблюдения.

Метод наблюдения заключался в следующем: при посещении урока, заполняется лист наблюдений, в котором фиксируются действия учителя по построению современного образовательного процесса, ориентированного на развитие личности ученика[2, С 149-151]. Схема наблюдения позволяла фиксировать различные приемы деятельности учителя (или их отсутствие), направленные на развитие мотивации учения школьников, организацию коммуникации школьника, включение школьника в проектирование учебных заданий, развитие рефлексивных умений и самооценки школьника. Данный метод помог зафиксировать наличие у учителя затруднений в построении образовательного процесса, увидеть многообразие проявлений затруднений по отношению к ученику, к учебному материалу, используемым средствам обучения у учителей разных предметов, обладающих разным стажем работы в школе.

Анализ результатов наблюдений уроков свидетельствует о том, что в образовательной практике преобладает рутинное построение урока, однообразные формы организации деятельности учащихся, малопрактико-ориентированных задач, не используются стимулы мотивации, давно известные в науке. Другими словами, было установлено, что наибольшие трудности у учителей разных предметов и имеющих разный стаж работы в школе, вызывает задача построения личностно-ориентированного образовательного процесса; а при реализации процесса - развитие мотивации учащихся, что проявляется в неумении учителей отбирать учебный материал, интересный школьникам; организовывать коммуникацию с учениками; использовать современные средства обучения; разнообразить методический рисунок урока и др.

Для того, что бы выяснить причины возникновения затруднений, был использован такой метод качественного исследования как структурированное интервью. Структурированное интервью проводилось как направленная беседа, цель которой заключаласьв выявлении самооценки учителями своего умения анализировать свою деятельность в контексте развития личности ученика, объяснять причины достижений и ошибок в профессиональной деятельности, проектировать пути преодоления обнаруженных затруднений и др. Структурированное интервью состояло из блоков вопросов, ответы на которые помогли узнать переживания учителя;его отношение к тем изменениям, которые сейчас происходят в образовательном процессе; его отношение ксобственным затруднениям, степень их осмысления и знание путей их преодоления.

На основе анализа структурированного интервью было установлено следующее:

- несмотря на понимание учителями необходимости изменений профессиональной деятельности в связи с ориентацией на иные результаты образования, значительное число учителей, выражая неудовлетворённость идеологией обновления школы, либо не принимает изменения, либо интерпретирует их в своей профессиональной деятельности не системно.

- многие учителя недостаточно понимают (не знают, формально воспринимают, порой и не хотят разбираться)основные тенденции развития современного образования (каким образом возможна реализация ориентации на личность ученика при необходимости достижения высокого уровня предметных результатов);

- достаточно большое количество опрошенных учителей не умеет  анализировать собственную профессиональную деятельность;

- учителя плохо знают особенности современного подростка и не используют имеющийся в дидактике и частных методиках фонд различных современных средств обучения и технологий.

Результаты проведенного исследования позволили предположить, что основные затруднения учителя в построении и реализации современного образовательного процесса в основной школе обусловлены недостаточным пониманием учителямисущности перехода отечественного образования к личностно-ориентированной модели, что проявляется в «разрыве» ожиданий и ценностных ориентаций школьников относительно процесса обучения и ориентацией учителей на достижение формализованных показателей учебных результатов, которые приняты как показатели успешности деятельности учителя.

Можно также предположить, что происходит потеря сущности самой педагогической деятельности, которая становится ремесленной,  репродуктивной, лишенной творчества, в то время какосновная особенность профессиональной деятельности учителя заключается в «...усилении влияния субъектно-авторской позиции педагога на результаты обучения, причем переход от знаниевой к личностной парадигме педагогической деятельности - не просто одно из направлений ее трансформации, а становление педагогической деятельности как таковой, своеобразное возвращение к ее сущности» [6].

Предложенные методы экспериментального изучения профессиональных затрудненийучителя позволяют не только выявить типичные затруднения учителя, но и определить способы их преодоления путем развития личной, субъектно-авторской позиции учителя как системообразующего компонента его профессионализма.

 

Рецензенты:

Тряпицына А. П., д.п.н., профессор, директор НИИ общего образования РГПУ им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург;

Радионова Н. Ф., д.п.н., профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург.