Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF CREATIVE POTENTIAL OF THE FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF IDENTITY

Burenina V.I. 1
1 Federal budget-funded institution Bauman Moscow State Technical University (BMSTU)
This article presents some conceptual issues of development of creative potential of future teachers. The author analyzed that the willingness of the individual to work with the contingent depends on the development of creative teaching capacities in higher education, which consists of several components, such as motivational and valuable, cognitive and operational. The author came to the conclusion that the process of development of creativity of an individual is to conduct because there is a relationship between creativity and personality development. Indicate that one of the sensitive periods for the formation of the creative potential of a person is, the time interval between 18 and 25 years when a person receives professional education. Presents a model of the structural components of creative potential of future teachers. Analyzed multilevel training of teachers in the professional development of the personality and the stages of creative actualization.
higher education.
actualization
component
formation
creative pedagogical potential

Уровень развития современной психолого-педагогической науки, социальные предпосылки и современная образовательная парадигма стимулируют появление творческих новаторских идей. Творческой подход - непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности педагога, в связи с чем возникает необходимость подготовки учителей в системе университетского и последипломного образования к творческой педагогической деятельности, доминантой которого является умение работать в условиях выбора педагогической позиции, технологии, учебников, содержания и форм обучения.

Креативность - необходимая составляющая профессионального становления и одно из условий самореализации педагога любого профиля, поэтому подготовка творческого учителя - одна из самых важных потребностей образования, актуальными также являются вопросы развития творческого потенциала юной личности, исторического изменения методов и приемов обучения, вопросы поиска инновационных структурных типов урока и моделирования других форм проведения занятий.

Основываясь на исследованиях психологов Дж. Гилфорда, Е.А. Маслоу, Л.С. Николаевой, Т.Н. Чумаковой, Л.И. Анцыферовой, Д.Б. Богоявленской и др. [2; 4; 8], можно рассматривать креативность как динамическую интегративную совокупность качеств личности, которые определяют ее готовность к творчеству в любых сферах человеческой деятельности. Другими словами - это творческие способности человека, которые могут выражаться в мышлении, чувствах и действиях, способности порождать оригинальные идеи. Креативность - необходимое условие самореализации личности.

В связи с этим именно креативная педагогика в наибольшей степени отвечает природе творчества. Ее заданиями являются развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития. Креативная педагогика основана на проблемных, когнитивно-эвристических, креативных технологиях учебы [9].

1.      Формирование творческих способностей будущего педагога

По нашему мнению, к творческому педагогическому потенциалу необходимо подходить с позиции формирования, поскольку в возрасте 17-18 лет молодые люди могут иметь «зачатки» творческого потенциала (креативности), профессионально-педагогической целеустремленности, потребности профессиональной самоактуализации, поэтому одна из задач высшей школы - способствовать студентам в самоорганизации этих зачатков в структурную, организованную форму. В этом возрасте качества личности, которые входят в структуру творческого педагогического потенциала, малоустойчивы, пластичны, следовательно, они легче поддаются внешнему влиянию, их значительно легче изменить, чем в стадии зрелости. Внешние влияния и действия, которым поддается личность с целью формирования творческого педагогического потенциала на начальном этапе, сохраняются глубже, чем влияния, испытуемые позже, - в стадии зрелости.

В онтогенезе личности выделяются сенситивные периоды для развития креативности. По В. Дружинину, это: имплицитный период (3-5 лет), когда происходит развитие «первичной креативности» как общей творческой способности, неспециализированной в отношении определенной сферы человеческой деятельности; подростковый период (11-15 лет) и юношеский период (15-20 лет), когда развиваются специализированные способности к творчеству, связанные с определенной профессиональной деятельностью личности [5; 6].

Важная роль при подготовке будущего педагога, безусловно, принадлежит активным методам обучения - наиболее эффективным способом организации такого взаимодействия является творческая учеба, что и должно быть новым типом как учебного взаимодействия, так и педагогического общения. Попробуем определить педагогические условия, реализация которых может положительно повлиять на исследуемый нами феномен - формирование творческого педагогического потенциала будущего учителя в условиях университетского образования. Следует отметить, что результатом этой подготовки является личностное приобретение каждым студентом соответствующей готовности к работе с детьми: мотивационно-ценностного (ориентации, отношения и личностные цели), когнитивного (знание, представление), операционного (умение и навыки).

2.      Структурные компоненты творческого потенциала будущего педагога

Мотивационно-ценностный компонент содержит все разнообразие целей и заданий педагогической деятельности: от основной задачи (формирование всесторонне и гармонично развитой личности) к конкретным заданиям формирования отдельных качеств или их элементов. Данный компонент реализуется при условии соответствующего взаимодействия преподавателя и студента. То есть для формирования у студентов мотивационно-ценностного компонента необходимо наполнить эмоционально-ценностную сферу учебного процесса способами учебной деятельности, формами общения, которые давали бы возможность сформировать у студентов мотивацию к профессиональной деятельности, интерес к ней, положительное личное отношение к педагогической работе и стремление к накоплению соответствующего педагогического опыта.

Следующим компонентом готовности будущих учителей к творческой профессиональной деятельности является когнитивный компонент, который отображает сущность того, что реализуется в процессе достижения как общей цели учебы, так и каждого задания в частности, и способствует углубленному развитию профессиональных интересов и навыков студентов. Следовательно, для формирования у студентов творческого когнитивного компонента необходимо отобрать и отструктуризировать учебный материал таким образом, чтобы он содержал необходимую информацию, которая бы дала возможность студентам на основе качественно усвоенных знаний и сформированных представлений развить у себя способности будущего творческого учителя.

Следующий компонент готовности - деятельно-операционный. Его структурными элементами являются соответствующие умения и навыки. Это умение применить в своей профессиональной деятельности стандартные и нестандартные методы, последовательно и эффективно вводить все элементы технологии, в частности проектно-конструктивные, коммуникативные и дидактико-организационные.

Деятельно-операционный компонент у будущих педагогов предусматривает соответствующую организацию учебного процесса, в котором студент должен занимать центральное место с точки зрения его активной деятельности, поскольку организация учебы отображает взаимодействие тех, кто учится, и педагогов, их сотрудничество, организацию и управление процессом учебы, ориентированные на запланированный результат (достижение цели и задач обучения).

Взяв за основу данную структуру деятельности, были определены основные составляющие формирования творческого потенциала будущего педагога, а именно: мотивационно-целевой, субъектный, объектный, технологический и результативный.

Каждый из этих компонентов должен быть сформирован на трех уровнях: мотивационном, когнитивном и операционном. Следует отметить, что формирование результативного компонента возможно только при условии сформированности всех предыдущих компонентов на трех уровнях (таблица 1).

Таблица 1

Структурные компоненты творческого потенциала будущего педагога

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

І. Мотивационно-целевой компонент

Мотивационный уровень

Когнитивный уровень

Операционный уровень

Осознание и принятие цели и задания педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

ІІ. Субъектный компонент

Мотивационный уровень

Когнитивный уровень

Операционный уровень

Комплекс личностных качеств, который обеспечивает реализацию педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

ІІІ. Объектный компонент

Мотивационный уровень

Когнитивный уровень

Операционный уровень

Овладение знаниями про объект педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

IV. Технологический компонент

Мотивационный уровень

Когнитивный уровень

Операционный уровень

Овладение методиками и способами педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

V. Результативный компонент

Мотивационный уровень

Когнитивный уровень

Операционный уровень

Самооценка педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

На данной модели предполагается, что цель деятельности - это идеальный образ, воплощенный в продукте, который является результатом превращения объекта деятельности. Важно, чтобы она была личностно значима. Соответственно, цель деятельности должна из экстравертированной стать внутренне привлекательной и личностно осознанной, понятной и необходимой для студента, который умеет трансформировать извне заданную цель в собственную цель и задание деятельности, которая выполняется.

Субъектный компонент предусматривает осознание студентом себя как субъекта деятельности, диагностику собственных возможностей в ее осуществлении, познание качеств собственной личности, которые обеспечивают выполнение деятельности, активное включение, создание индивидуальной траектории познания, которое придает ему неповторимость и своеобразие.

Будущий педагог, у которого есть потребность и желание, активно включается в деятельность. Студент, который не уверен в себе - комплексует, избегает, действует по образцу. Субъектный компонент предусматривает опору на основные потребности человека: в познании, в общении, творчестве, учебе, в работе, признании и защищенности, в удовольствии, в осознании своей деятельности, в расширении мировоззрения [8]. И чем больше потребностей в процессе обучения сможет реализовать студент-педагог, включаясь в деятельность, тем больше он самореализуется.

Объектный компонент предусматривает определение объекта деятельности, положительное отношение к нему, заинтересованность в этом объекте и потребность работать с ним, знание его специфики, умение использовать в своей жизнедеятельности.

Технологический компонент связан с обладанием средствами и способами деятельности. Каждый студент должен избирать для себя те средства обучения, которые наиболее удобны, доступны, привлекательны, рациональны. Он изучает их особенности и, учитывая собственные возможности и потребности, применяет, производя собственную технологию.

Результативный компонент предусматривает проявление индивидом уровня овладения компетенциями, позволяет сознательно оценивать результаты своей деятельности и уровень собственного развития. Следовательно, результатом сформированности творческой компетенции является стойкая потребность заниматься профессиональной деятельностью, интерес к ней и желание постоянно самосовершенствоваться, глубокие осмысленные знания специфики этой деятельности, а также искусное ее выполнение.

Таким образом, при создании оптимальных условий для включения в разные виды деятельности будущий специалист становится творчески сформированным благодаря овладению соответствующими категориями на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях.

Поэтому ориентированность учебного-воспитательного процесса на формирование творческого потенциала у будущих педагогов нуждается, как уже отмечалось, в соответствующем изменении организации процесса обучения.

Заключение

Подготовка будущего педагога в системе университетского образования должна базироваться на таких компонентах творческого потенциала, как мотивационно-целевой, субъектный, объектный, технологический, результативный, которые способствуют развитию личности в творческо-креативном направлении, что в свою очередь определяет потенциал будущего педагога в условиях высшего образования.

Рецензенты:

Галиновский А.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Технологии ракетно-космического машиностроения» МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва;

Цибизова Т.Ю., д.п.н., доцент, начальник Управления образовательных технологий, доцент кафедры «Системы автоматического управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана», г. Москва.