Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SALES PARTNERSHIP "UNIVERSITY-SCHOOL" IN PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Ldokova G.M. 1 Ismailova N.I. 1 Makarova O.A. 1 Gayfullina N.G. 1 Mukharlyamova A.Yu. 1
1 Elabuga Institute of Kazan Federal University
The article reveals the logic organization partnership "university-school" project of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "Strengthening practical orientation of training of future teachers in the undergraduate programs in the framework of the enlarged group of specialties" Education and Pedagogy "in the direction of preparation" Teacher Education "(Teacher of the main general education) by organizing networking of educational institutions, implementing programs of higher education and basic education. " An example of such cooperation is a model of practice-oriented training of future teachers through the development of the module "Psychology and Pedagogy of the students (the practice of student-centered education)." Described training events implemented under the conditions of networking with the school to enable students to master the professional competence of the teacher. Denotes the function of the university and school students in the organization of training and control of knowledge and learned skills.
the practice of student-centered education.
networking
educational events
module

Реформирование системы образования предполагает разработку нового подхода в обучении будущих учителей. Новый подход в подготовке педагогических кадров предполагает усиление практической ориентированности образования[4].

Елабужский институт Казанского федерального университета принимает участие в реализации проекта Министерства образования и науки РФ «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования».

В рамках данного проекта был разработан модуль «Психология и педагогика развития учащихся (практика личностно-ориентированного образования)».

В реализации модуля используются деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Серия учебных событий, в том числе в период рассредоточенной практики, позволит студенту пройти этапы своего личностного профессионального становления: от рефлексивного педагога до педагога-практика, реализующиеся в системе четырех «П» усвоения знаний: 1. получить; 2. понять; 3. применить; 4. преобразовать. Учебное событие -это один из способов практико-ориентированного освоения студентом профессиональных компетенций педагога. Учебное событие рассматривается нами как часть целостного образовательного процесса, которое является результатом предшествующих событий и причиной последующих и обеспечивает вхождение в образовательное пространство модуля и выход из него.

Участие в учебных событиях в условиях школьно-университетского сетевого взаимодействия позволит студенту освоить трудовые действия,определяемые Профессиональным стандартом педагога [5]. ВУЗ в сетевом взаимодействии со школой создают единое образовательное пространство (ВУЗ - учебная лаборатория, аудитория; ВУЗ - школа) с целью мониторинга и аудита потребностей школы и использования полученных результатов для реализации образовательных маршрутов учащихся, для выявления одаренных детей и т.п.

ВУЗ в школьно-университетском сетевом взаимодействии выступает носителем новых психолого-педагогических концепций и технологий развития. ВУЗ обеспечивает образовательный процесс компетентным профессорско-преподавательским составом, организует контроль качества освоения образовательной программы, предоставляет материально-техническую базу (аудитории, лаборатории, методический инструментарий и др.). Функции ВУЗа в школьно-университетском сетевом взаимодействии:

- Осуществляет первичную теоретическую и практическую психолого-педагогическую подготовку студентов.

- Предоставляет студенту интерактивные технологии работы с учащимися, новые психолого-педагогические информационные и коммуникативные технологии, технологии диагностики и т.д.

- Выполняет поддерживающую, координирующую функцию при выполнении студентом профессиональных проб.

- Осуществляет контроль образовательных результатов (компетенций) студента.

Преподаватель ВУЗа (университетский куратор) выступает в качестве новатора, готового проявлять творческую инициативу, выдвигать оригинальные идеи, стимулирующие активность студента; способствует приобретению студентом трудовых действий.

Школа предоставляет базу для прохождения педагогической практики студентами, создает условия для организации диагностики, коррекции учащихся, обеспечивает доступ к информационной среде школы, решая, таким образом, часть задач по развитию учащихся. Функции школы в школьно-университетском сетевом взаимодействии:

- Заявляет о проблемах конкретного ребенка, класса, формулируя, таким образом, запрос ВУЗу.

- Выполняет поддерживающую, координирующую функцию при выполнении студентом профессиональных проб,

- Осуществляет контроль образовательных результатов (компетенций) студента.

Педагог демонстрирует различные образцы трудовых действий: учителя, супервизора, фасилитатора, координатора. Педагог школы (школьный куратор), находясь в непосредственном контакте со студентом, управляет процессом приобретения трудовых действий студентом, обеспечивает его движение к конкретному образовательному результату, помогает студенту преодолевать организационные и психологические трудности в осуществлении профессиональной деятельности.

Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет удовлетворить потребности обоих партнеров: ВУЗа - в практико-ориентированной подготовке будущего педагога; школы - в оказании помощи учителю по реализации развивающей функции [2].

Качество психолого-педагогической подготовки студента повышается вследствие разработки новой системы оценивания образовательных результатов, предполагающей единство и преемственность требований ВУЗа и школы к квалифицированному учителю. Единое поле требований дает возможность преподавателю ВУЗа и учителю-супервизору совместно осуществлять контроль формируемых трудовых действий студента.

Студент становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности при помощи интерактивных методов обучения, используемых преподавателем; проходит через этапы рефлексии-самоанализа, диагностических процедур и конструирования модели педагогического взаимодействия с участниками образовательного процесса по развитию учащихся [3].

«Вход» в модуль осуществляется посредством первого учебного события в форме круглого стола на тему: «Учить и развивать личность. Как?». На круглый стол приглашаются специалисты из школ сетевого взаимодействия: учителя-супервизоры, педагоги-психологи, социальные педагоги и др. Итог работы круглого стола: осмысление студентами типологии детских проблем в школе, выявление дефицита в психолого-педагогических знаниях, способах действий по решению проблем различных категорий учащихся; формулирование заказа со стороны школы на  исследование (диагностику) различных групп учащихся.

Приобретение знаний об индивидуальных и возрастных особенностях учащихся, умений диагностировать эти особенности и применять методы активного социально-психологического обучения для выполнения заказа со стороны школы по составлению психолого-педагогической характеристики (портрета) личности учащихся становится потребностью студента.

Следующим шагом студента является «вхождение в базовую часть» модуля «Психология развития личности», состоящую из следующего набора дисциплин: «Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся», «Школьная психодиагностика», «Методы активного социально-психологического обучения». Освоение содержания дисциплин базовой части модуля определяет способностьстудента применять знания о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, его ресурсах и возможностях, адекватных формах работы с ним, что обеспечивает видение нерешенных проблем ребенка, новый уровень диагностического обследования и оказания в дальнейшем психолого-педагогической поддержки.

Первая дисциплина базовой части модуля «Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся» предполагает освоение слушателем знаний возрастной периодизации и кризисов развития, индивидуальных и личностных особенностей для решения задач обучения и воспитания с учетом индивидуальных потребностей учащихся.

Учебными событиями дисциплины «Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся» будут: дискуссия со школьниками на тему: «Общаться со сверстниками. Как?»; интерактивная лекция для учащихся на тему: «Общаться с родителем. Как?» [1].

Дисциплина «Школьная психодиагностика» адаптирована на подготовку учителя к роли «первичного психодиагноста». Изучая дисциплину «Школьная психодиагностика», студент (слушатель) применяет первичную экспресс-диагностику психолого-педагогического статуса учащегося (особенности его поведения, затруднения в общении со сверстниками, умственная работоспособность и темп учебной деятельности, развитие познавательной сферы). Применение стандартизированных методов психодиагностики повышает общую профессиональную компетентность будущего педагога в области диагностического минимума.

Учебными событиями дисциплины «Школьная психодиагностика» являются: наблюдение за учащимся; социометрическое исследование групп учащихся; индивидуальная диагностика личности (когнитивной сферы, эмоционально-волевой сферы, индивидуально-типологических свойств, особенностей поведения).

В ходе изучения дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения» студент совершает первые профессиональные пробы по отработке трудовых действий по образцу в рамках сетевого взаимодействия со школами, применяя  дискуссионные, игровые, тренинговые технологии в групповой работе с детьми. Успешно применяя технологии активного социально-психологического обучения, выработанные на основе деятельностного подхода, студент (слушатель) повышает познавательный интерес у учеников, стимулирует их активность, инициативность, творческое развитие.

 Учебными событиями дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения» являются: деловая игра на тему: «Профессиональная ориентация» с учащимися среднего звена; тренинговое занятие на развитие коммуникативности; апробация кейсовых техник в работе с учащимися по предмету и др.

Таким образом, на практике студент знакомится с общеобразовательными учреждениями; со всеми видами носителей профессиональной  информации; осуществляет наблюдение за действиями учителя, объединенными одной или несколькими трудовыми функциями; выполняет профессиональные задания по образцу под руководством учителя-супервизора;  осуществляет диагностику уровня развития ребенка; набирает материал для составления психолого-педагогической характеристики (портрета) личности обучающегося. Освоение базовой части модуля завершает личностное профессиональное становление студента как рефлексивного педагога.

После изучения базовой части модуля студенты принимают участие в промежуточном (ключевом) учебном событии «Методический совет». Итогом учебного события «Методический совет» является представление и анализ психолого-педагогической характеристики (портрета) личности обучающегося, выполненной студентом по заказу школы. Результаты характеристики (портрета) дают возможность педагогам учитывать личностные и возрастные особенности обучающихся при реализациипрограмм индивидуального развития ребенка (совместно с другими специалистами).

Получив практический опыт первых профессиональных проб взаимодействия с участниками образовательного процесса в школе, студент приходит к осмыслению необходимости получения специальных знаний и умений. Школы формулируют заказ по реализации индивидуальных образовательных маршрутов различного контингента учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. Эту психолого-педагогическую задачу студент может решить через освоение вариативной части  модуля - «Психолого-педагогическая поддержка учащихся».

Вариативная часть модуля охватывает области психологии и педагогики, связанные с психолого-педагогической поддержкой  ребенка и отражены в дисциплинах: «Психология и педагогика образования одаренных детей», «Психология детей с особыми образовательными потребностями», «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования», «Коррекционно-развивающая работа с учащимися», «Психологические основы здоровьесберегающих технологий в образовании». Студент самостоятельно определяет дальнейшие шаги образовательного движения по вариативной части модуля (выбирает для изучения три дисциплины из пяти предлагаемых).

Общая концепция дисциплины «Психология и педагогика образования одаренных детей» предполагает готовность педагога к решению проблем одаренных детей и реализации эффективной образовательной траектории ученика.

Примерами учебных событий дисциплины «Психология и педагогика образования одаренных детей» являются: индивидуальная диагностика учащихся на выявление одаренности; групповое развивающее занятие «Креатив-бой» (на развитие творческого мышления); тренинг социальных навыков «Учимся справляться со своими проблемами».

В рамках дисциплины «Психология детей с особыми образовательными потребностями» студент овладевает знаниями типологии нарушения развития и профессиональными  навыками по выявлению сенсорных, интеллектуальных, эмоционально-волевых, физических и поведенческих нарушений в развитии у различных категорий учащихся.

Учебными событиями дисциплины «Психология детей с особыми образовательными потребностями» являются: классный час  на тему: «Изучаем Конвенцию о правах ребенка»; развивающее занятие на тему: «Отцы и дети» (с элементами тренинга) с включением семей мигрантов и др.

Содержание дисциплины «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования» предполагаетспособность студента к профессиональной деятельности в сфере инклюзивного образования, созданию благоприятной среды для развития и образования всех категорий учащихся.

Учебные события дисциплины «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования»: выступление на родительском собрании на тему: «Дети могут учиться вместе»; развивающее занятие по сплочению детей в инклюзивном классе; просмотр и обсуждение фильма «Антон тут рядом» и др.

Освоение дисциплины «Коррекционно-развивающая работа с учащимися» дает возможность студентам применять техники коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей в эмоциональном, психофизическом, социальном и других аспектах развития детей.

Учебные события дисциплины «Коррекционно-развивающая работа с учащимися»: круглый стол «Техники коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями», пресс-конференция с психологом и др.

Содержание дисциплины «Психологические основы здоровьесберегающих технологий в образовании» предполагает способность студента к использованию адекватных здоровьесберегающих технологий, созданию комфортной образовательной среды в школе, позволяющей сохранить психическое и физическое здоровье учащихся; организовать урок с учетом работоспособности и распределения интенсивности умственной деятельности учащихся;  обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

Учебные события дисциплины «Психологические основы здоровьесберегающих технологий в образовании»: коррекционное занятие с учащимися на АКК «БОС - здоровье» или других аппаратурно-коррекционных комплексах; мониторинг здоровья учащихся.

Итоговым (ключевым) учебным событиемпо проверке уровня достижения результатов обучения и сформированности тех компетенций студента, которые обуславливают его способность к решению задач будущей профессиональной деятельности по модулю «Психология и педагогика развития учащихся (практика личностно-ориентированного образования)» является  «Психолого-медико-педагогический консилиум».

Итогом учебного события «Психолого-медико-педагогический консилиум» является разработка студентом или группой студентов совместно со специалистами школы программы индивидуального развития ребенка с учетом материалов обследования, проведенных каждым специалистом (учителем, педагогом-психологом, школьным врачом и др.), в том числе студентом в период учебной практики в рамках модуля по заказу школы. Реализация программы создаст оптимальные психолого-педагогические условия для развития, социализации и обучения ребенка/группы детей в соответствии с его/их образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В этот период освоения модуля «Психология и педагогика развития учащихся (практика личностно-ориентированного образования)» студент подходит к этапу своего личностного профессионального становления как педагога-практика.

Таким образом, модуль «Психология и педагогика развития учащихся (практика личностно-ориентированного образования)» позволит студенту овладеть компетенциями, необходимыми для успешного становления будущего педагога.

 

Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ № 05.043.12.0016 от 23.05.14

 

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга;

Шастина Е.М., д.ф.н., профессор кафедры немецкой филологии Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга.