Реформирование системы образования предполагает разработку нового подхода в обучении будущих учителей. Новый подход в подготовке педагогических кадров предполагает усиление практической ориентированности образования[4].
Елабужский институт Казанского федерального университета принимает участие в реализации проекта Министерства образования и науки РФ «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования».
В рамках данного проекта был разработан модуль «Психология и педагогика развития учащихся (практика личностно-ориентированного образования)».
В реализации модуля используются деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Серия учебных событий, в том числе в период рассредоточенной практики, позволит студенту пройти этапы своего личностного профессионального становления: от рефлексивного педагога до педагога-практика, реализующиеся в системе четырех «П» усвоения знаний: 1. получить; 2. понять; 3. применить; 4. преобразовать. Учебное событие -это один из способов практико-ориентированного освоения студентом профессиональных компетенций педагога. Учебное событие рассматривается нами как часть целостного образовательного процесса, которое является результатом предшествующих событий и причиной последующих и обеспечивает вхождение в образовательное пространство модуля и выход из него.
Участие в учебных событиях в условиях школьно-университетского сетевого взаимодействия позволит студенту освоить трудовые действия,определяемые Профессиональным стандартом педагога [5]. ВУЗ в сетевом взаимодействии со школой создают единое образовательное пространство (ВУЗ - учебная лаборатория, аудитория; ВУЗ - школа) с целью мониторинга и аудита потребностей школы и использования полученных результатов для реализации образовательных маршрутов учащихся, для выявления одаренных детей и т.п.
ВУЗ в школьно-университетском сетевом взаимодействии выступает носителем новых психолого-педагогических концепций и технологий развития. ВУЗ обеспечивает образовательный процесс компетентным профессорско-преподавательским составом, организует контроль качества освоения образовательной программы, предоставляет материально-техническую базу (аудитории, лаборатории, методический инструментарий и др.). Функции ВУЗа в школьно-университетском сетевом взаимодействии:
- Осуществляет первичную теоретическую и практическую психолого-педагогическую подготовку студентов.
- Предоставляет студенту интерактивные технологии работы с учащимися, новые психолого-педагогические информационные и коммуникативные технологии, технологии диагностики и т.д.
- Выполняет поддерживающую, координирующую функцию при выполнении студентом профессиональных проб.
- Осуществляет контроль образовательных результатов (компетенций) студента.
Преподаватель ВУЗа (университетский куратор) выступает в качестве новатора, готового проявлять творческую инициативу, выдвигать оригинальные идеи, стимулирующие активность студента; способствует приобретению студентом трудовых действий.
Школа предоставляет базу для прохождения педагогической практики студентами, создает условия для организации диагностики, коррекции учащихся, обеспечивает доступ к информационной среде школы, решая, таким образом, часть задач по развитию учащихся. Функции школы в школьно-университетском сетевом взаимодействии:
- Заявляет о проблемах конкретного ребенка, класса, формулируя, таким образом, запрос ВУЗу.
- Выполняет поддерживающую, координирующую функцию при выполнении студентом профессиональных проб,
- Осуществляет контроль образовательных результатов (компетенций) студента.
Педагог демонстрирует различные образцы трудовых действий: учителя, супервизора, фасилитатора, координатора. Педагог школы (школьный куратор), находясь в непосредственном контакте со студентом, управляет процессом приобретения трудовых действий студентом, обеспечивает его движение к конкретному образовательному результату, помогает студенту преодолевать организационные и психологические трудности в осуществлении профессиональной деятельности.
Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет удовлетворить потребности обоих партнеров: ВУЗа - в практико-ориентированной подготовке будущего педагога; школы - в оказании помощи учителю по реализации развивающей функции [2].
Качество психолого-педагогической подготовки студента повышается вследствие разработки новой системы оценивания образовательных результатов, предполагающей единство и преемственность требований ВУЗа и школы к квалифицированному учителю. Единое поле требований дает возможность преподавателю ВУЗа и учителю-супервизору совместно осуществлять контроль формируемых трудовых действий студента.
Студент становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности при помощи интерактивных методов обучения, используемых преподавателем; проходит через этапы рефлексии-самоанализа, диагностических процедур и конструирования модели педагогического взаимодействия с участниками образовательного процесса по развитию учащихся [3].
«Вход» в модуль осуществляется посредством первого учебного события в форме круглого стола на тему: «Учить и развивать личность. Как?». На круглый стол приглашаются специалисты из школ сетевого взаимодействия: учителя-супервизоры, педагоги-психологи, социальные педагоги и др. Итог работы круглого стола: осмысление студентами типологии детских проблем в школе, выявление дефицита в психолого-педагогических знаниях, способах действий по решению проблем различных категорий учащихся; формулирование заказа со стороны школы на исследование (диагностику) различных групп учащихся.
Приобретение знаний об индивидуальных и возрастных особенностях учащихся, умений диагностировать эти особенности и применять методы активного социально-психологического обучения для выполнения заказа со стороны школы по составлению психолого-педагогической характеристики (портрета) личности учащихся становится потребностью студента.
Следующим шагом студента является «вхождение в базовую часть» модуля «Психология развития личности», состоящую из следующего набора дисциплин: «Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся», «Школьная психодиагностика», «Методы активного социально-психологического обучения». Освоение содержания дисциплин базовой части модуля определяет способностьстудента применять знания о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, его ресурсах и возможностях, адекватных формах работы с ним, что обеспечивает видение нерешенных проблем ребенка, новый уровень диагностического обследования и оказания в дальнейшем психолого-педагогической поддержки.
Первая дисциплина базовой части модуля «Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся» предполагает освоение слушателем знаний возрастной периодизации и кризисов развития, индивидуальных и личностных особенностей для решения задач обучения и воспитания с учетом индивидуальных потребностей учащихся.
Учебными событиями дисциплины «Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся» будут: дискуссия со школьниками на тему: «Общаться со сверстниками. Как?»; интерактивная лекция для учащихся на тему: «Общаться с родителем. Как?» [1].
Дисциплина «Школьная психодиагностика» адаптирована на подготовку учителя к роли «первичного психодиагноста». Изучая дисциплину «Школьная психодиагностика», студент (слушатель) применяет первичную экспресс-диагностику психолого-педагогического статуса учащегося (особенности его поведения, затруднения в общении со сверстниками, умственная работоспособность и темп учебной деятельности, развитие познавательной сферы). Применение стандартизированных методов психодиагностики повышает общую профессиональную компетентность будущего педагога в области диагностического минимума.
Учебными событиями дисциплины «Школьная психодиагностика» являются: наблюдение за учащимся; социометрическое исследование групп учащихся; индивидуальная диагностика личности (когнитивной сферы, эмоционально-волевой сферы, индивидуально-типологических свойств, особенностей поведения).
В ходе изучения дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения» студент совершает первые профессиональные пробы по отработке трудовых действий по образцу в рамках сетевого взаимодействия со школами, применяя дискуссионные, игровые, тренинговые технологии в групповой работе с детьми. Успешно применяя технологии активного социально-психологического обучения, выработанные на основе деятельностного подхода, студент (слушатель) повышает познавательный интерес у учеников, стимулирует их активность, инициативность, творческое развитие.
Учебными событиями дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения» являются: деловая игра на тему: «Профессиональная ориентация» с учащимися среднего звена; тренинговое занятие на развитие коммуникативности; апробация кейсовых техник в работе с учащимися по предмету и др.
Таким образом, на практике студент знакомится с общеобразовательными учреждениями; со всеми видами носителей профессиональной информации; осуществляет наблюдение за действиями учителя, объединенными одной или несколькими трудовыми функциями; выполняет профессиональные задания по образцу под руководством учителя-супервизора; осуществляет диагностику уровня развития ребенка; набирает материал для составления психолого-педагогической характеристики (портрета) личности обучающегося. Освоение базовой части модуля завершает личностное профессиональное становление студента как рефлексивного педагога.
После изучения базовой части модуля студенты принимают участие в промежуточном (ключевом) учебном событии «Методический совет». Итогом учебного события «Методический совет» является представление и анализ психолого-педагогической характеристики (портрета) личности обучающегося, выполненной студентом по заказу школы. Результаты характеристики (портрета) дают возможность педагогам учитывать личностные и возрастные особенности обучающихся при реализациипрограмм индивидуального развития ребенка (совместно с другими специалистами).
Получив практический опыт первых профессиональных проб взаимодействия с участниками образовательного процесса в школе, студент приходит к осмыслению необходимости получения специальных знаний и умений. Школы формулируют заказ по реализации индивидуальных образовательных маршрутов различного контингента учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. Эту психолого-педагогическую задачу студент может решить через освоение вариативной части модуля - «Психолого-педагогическая поддержка учащихся».
Вариативная часть модуля охватывает области психологии и педагогики, связанные с психолого-педагогической поддержкой ребенка и отражены в дисциплинах: «Психология и педагогика образования одаренных детей», «Психология детей с особыми образовательными потребностями», «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования», «Коррекционно-развивающая работа с учащимися», «Психологические основы здоровьесберегающих технологий в образовании». Студент самостоятельно определяет дальнейшие шаги образовательного движения по вариативной части модуля (выбирает для изучения три дисциплины из пяти предлагаемых).
Общая концепция дисциплины «Психология и педагогика образования одаренных детей» предполагает готовность педагога к решению проблем одаренных детей и реализации эффективной образовательной траектории ученика.
Примерами учебных событий дисциплины «Психология и педагогика образования одаренных детей» являются: индивидуальная диагностика учащихся на выявление одаренности; групповое развивающее занятие «Креатив-бой» (на развитие творческого мышления); тренинг социальных навыков «Учимся справляться со своими проблемами».
В рамках дисциплины «Психология детей с особыми образовательными потребностями» студент овладевает знаниями типологии нарушения развития и профессиональными навыками по выявлению сенсорных, интеллектуальных, эмоционально-волевых, физических и поведенческих нарушений в развитии у различных категорий учащихся.
Учебными событиями дисциплины «Психология детей с особыми образовательными потребностями» являются: классный час на тему: «Изучаем Конвенцию о правах ребенка»; развивающее занятие на тему: «Отцы и дети» (с элементами тренинга) с включением семей мигрантов и др.
Содержание дисциплины «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования» предполагаетспособность студента к профессиональной деятельности в сфере инклюзивного образования, созданию благоприятной среды для развития и образования всех категорий учащихся.
Учебные события дисциплины «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования»: выступление на родительском собрании на тему: «Дети могут учиться вместе»; развивающее занятие по сплочению детей в инклюзивном классе; просмотр и обсуждение фильма «Антон тут рядом» и др.
Освоение дисциплины «Коррекционно-развивающая работа с учащимися» дает возможность студентам применять техники коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей в эмоциональном, психофизическом, социальном и других аспектах развития детей.
Учебные события дисциплины «Коррекционно-развивающая работа с учащимися»: круглый стол «Техники коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями», пресс-конференция с психологом и др.
Содержание дисциплины «Психологические основы здоровьесберегающих технологий в образовании» предполагает способность студента к использованию адекватных здоровьесберегающих технологий, созданию комфортной образовательной среды в школе, позволяющей сохранить психическое и физическое здоровье учащихся; организовать урок с учетом работоспособности и распределения интенсивности умственной деятельности учащихся; обеспечить положительный эмоциональный фон урока.
Учебные события дисциплины «Психологические основы здоровьесберегающих технологий в образовании»: коррекционное занятие с учащимися на АКК «БОС - здоровье» или других аппаратурно-коррекционных комплексах; мониторинг здоровья учащихся.
Итоговым (ключевым) учебным событиемпо проверке уровня достижения результатов обучения и сформированности тех компетенций студента, которые обуславливают его способность к решению задач будущей профессиональной деятельности по модулю «Психология и педагогика развития учащихся (практика личностно-ориентированного образования)» является «Психолого-медико-педагогический консилиум».
Итогом учебного события «Психолого-медико-педагогический консилиум» является разработка студентом или группой студентов совместно со специалистами школы программы индивидуального развития ребенка с учетом материалов обследования, проведенных каждым специалистом (учителем, педагогом-психологом, школьным врачом и др.), в том числе студентом в период учебной практики в рамках модуля по заказу школы. Реализация программы создаст оптимальные психолого-педагогические условия для развития, социализации и обучения ребенка/группы детей в соответствии с его/их образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В этот период освоения модуля «Психология и педагогика развития учащихся (практика личностно-ориентированного образования)» студент подходит к этапу своего личностного профессионального становления как педагога-практика.
Таким образом, модуль «Психология и педагогика развития учащихся (практика личностно-ориентированного образования)» позволит студенту овладеть компетенциями, необходимыми для успешного становления будущего педагога.
Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ № 05.043.12.0016 от 23.05.14
Рецензенты:
Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга;
Шастина Е.М., д.ф.н., профессор кафедры немецкой филологии Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга.