Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONSTRUCTION DETAIL – SPATIAL ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A CONDITION FOR ECONOMIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Beloborodova N.S. 1 Kuznetsova I.V. 1
1 FGBOU VPO «Bashkir Branch Birskiy State University»
The article is devoted to the actual problem of economic education of children of preschool age. Designing object-spatial environment of preschool educational institution defined by the authors as driving conditions contribute to this process. The paper presents the ways of realization of the educational potential of the medium. The authors argue that the formation of economic culture of preschool children can be successful if the work will be carried out purposefully and consistently in the collaborative activities of all stakeholders in the educational process. The process of active learning about the complex world can not be based only on the purely verbal methods, as understanding of the world through the words of a child is a difficulty that is based on the fact that many of the concepts and phenomena that he is trying to understand and comprehend complex, contradictory and goes against Emerging from his personal experience. For the formation of a child´s right, undistorted view of the world is needed subject-spatial developing environment, which is one of the necessary conditions for the full development of the child.
economic culture
detail- spatial environment
differentiation medium
the integration of the environment
the generation of environment protection decompensation
Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются познавательные процессы. Поэтому познавательное развитие в этот период занимает важнейшее место. Познавательное развитие ребенка представляет собой сложный процесс, имеющий свои направления, закономерности и особенности. Мир современного дошкольника - это отдельные конкретные предметы и объекты, знакомясь с которыми, он познает окружающую действительность. Процесс активного познания окружающего сложного мира не может строиться только на исключительно вербальных способах, так как постижение мира посредством слова представляет сложность для ребенка, что основано на том, что многие понятия и явления, которые он пытается осмыслить и постичь, сложны, противоречивы и идут вразрез с его формирующимся личным опытом. Для формирования у ребенка правильного, неискаженного представления о мире необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая является одним из необходимых условий полноценного развития ребенка.

В основе опытно-экспериментальной части нашего исследования лежала идея о том, что активизация поиска новых форм организации деятельности дошкольных учреждений должна включать в себя важную задачу обновления среды и пространства жизнедеятельности детей, их родителей и воспитателей, которая должна характеризоваться особыми параметрами, основным из которых выступает формирование экономической культуры дошкольников. В данном направлении лежит одна из стратегий модернизации дошкольного образования, и связана она прежде всего с созданием новых моделей образовательной дошкольной образовательной организации с предметно-пространственной развивающей средой, способствующей всестороннему развитию ребенка.

Мы придерживаемся мнения о том, что образовательная среда в теории воспитательных систем понимается как компонент, оказывающий влияние на функционирование и развитие системы в целом. Целенаправленно обновляя и совершенствуя среду, можно выйти к целенаправленному улучшению параметров образовательной системы, соответственно меняя образ жизни детского сообщества. В таком понимании в содержание образовательной среды мы включаем совокупность отношений между участниками образовательного процесса, дидактических и предметно-материальных условий, необходимых для адекватного его протекания.

Среда может обогащать и облагораживать, обнаруживать какие-то качества, оповещать, определять развитие и озадачивать, осуществлять образовательные программы. Эти возможности среды и лежат в основе концепции средового подхода в воспитании. Средовой подход в воспитании - это одно из необходимых, на наш взгляд, условий, позволяющих наиболее грамотно выстроить взаимодействия окружающей среды и образовательного учреждения. Мы воспринимаем среду как средство воспитания в широком смысле этого слова, подразумевая такой управленческий уровень, который допускает ее преобразование и изменение в желаемом направлении. Для нашего исследования важно, что среда в таком понимании - лишь промежуточное, среднее звено между субъектом и объектом влияния, через которое только и возможно воздействие в форме опосредования. Однако важно понимать, что не все составляющие среды могут играть роль педагогических средств, на что необходимо обратить первостепенное внимание при исследовании проблем среды.

Как показали исследования, в том числе и наши, методологически значимо определение способов реализации воспитательного потенциала среды. Анализ имеющихся в теории различных позиций по данному вопросу позволил выделить четыре: дифференциация среды, интеграция среды, генерирование среды, декомпенсация среды, которые в значительной степени определили направления опытно-экспериментальной работы, так как легли в основу использования развивающей организованной предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения в системе подготовки кадров из числа студентов факультетов дошкольного образования педвузов.

Первый способ - дифференциация среды. Это мыслительная и предметно-практическая операция, обеспечивающая различение и разделение среды на ее составляющие с целью диагностики, прогнозирования, проектированиям формирования личности (в нашем случае - специалиста дошкольного образования) определенного типа.

Стремление к пониманию природы ребенка через дифференциацию среды его жизни является одной из основополагающих форм деятельности дошкольных работников. Подразделение среды на внешнюю и внутреннюю чрезвычайно важно, поскольку их удельный вес в разные исторические периоды различен. В нестабильные кризисные периоды внешняя среда, как правило, задает парадигму развития внутренней среде учреждения. Если полно и целерационально осуществить процесс дифференциации среды на социально-культурные и духовные ниши с господствующими в них так называемыми стихиями, то мы можем получить картину состояния и уровня развития современных детей.

Второй способ реализации средового подхода в конструировании образовательного пространства - это интеграция среды. В самом общем виде интеграцию можно представить как процедуру включения в педагогический процесс в известном виде ранее не задействованных, но существовавших до этого или самостоятельно, или в составе других систем составляющих среды. Со стороны студентов интеграция среды может выглядеть как освоение ими в единой логике образовательного процесса существующих, может быть, известных, но недоступных или не воспринимаемых ранее положительно и не замечаемых компонентов среды. Интеграция основывается на весьма важных принципах: она не должна быть деструктивной, дезинтегрирующей целое, она должна только обогащать возможности образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.

Известно, что полной интеграции также не может быть. Во-первых, соединяются какие-то ее части; во-вторых, не всегда возможна пространственно-временная интеграция, чаще встречается смысловая и тематическая интеграция. В ряде научных исследований интеграцию рассматривают как объединение, слияние в один комплекс функционально различных социальных институтов или воспитательных сил среды. Примером такого рода интеграции в дошкольной сфере выступают объединения типа «детский сад - школа», «детский сад - городской спортивный комплекс», «детский сад - театр», «детский сад - школа - колледж». В последние годы начали развиваться и такие комплексы, связанные с оптимизацией системы подготовки кадров для системы дошкольного образования, как «детский сад - школа - колледж - педагогическое высшее учебное заведение», которые в экспериментальном режиме также рассматриваются нами.

Третий способ реализации средового подхода в образовательном процессе - генерирование среды. Среда спонтанно самодетерминируется и видоизменяется, кроме того, она всегда существует и всегда оказывает реальное влияние, даже если является свободной и незаполненной. Под генерированием среды понимается создание чего-то ранее не существующего, на базе имеющегося и потенциально возможного и допускаемого его прежними условиями. Это преобразование, обновление, кардинальное изменение основ, сущностных параметров в ходе развертывания предметно-практической и хозяйственной, художественно-эстетической и прочей деятельности обитателями среды и субъектами управления. Заслуживает внимания опыт создания в среде образовательного учреждения спортивных сооружений, бассейна, зимнего сада, комнаты психологической разгрузки, музея и т.д. Если развивать дальше данную идею, то можно предположить, что каждое отдельно взятое образовательное учреждение, создавая что-то, творит, генерирует среду; среда генерируется и каждым человеком ежедневно, вследствие того, что каждый новый день ставит новые задачи, требующие своего решения.

Последний, четвертый способ использования возможностей среды в педагогических целях - декомпенсация среды. Нами установлено, что необходимость в декомпенсации возникает тогда, когда что-либо в среде «обретает характер неумеренной избыточности», когда какие-либо ее компоненты и количественно, и качественно выходят за пределы допустимой нормы, а их присутствие в среде отрицательно сказывается на результатах управленческой деятельности в образовательном учреждении.

Приемов декомпенсации множество, однако, при ее осуществлении важно не нарушать имеющие, уже установленные и складывающиеся связи и отношения.

Рассматривая взаимодействие человека и среды в рамках подхода, необходимо обозначить и значение предметно-пространственной развивающей среды образовательного учреждения. Ее построение должно осуществляться с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками педагогического процесса. Рассмотренные способы реализации средового подхода в конструировании образовательного пространства требуют соответствующей подготовки педагогов к восприятию реально существующей среды, подготовки, обеспечивающей ее целостное представление и определяющей основные способы использования ее возможностей.

Таким образом, среда - это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, зона его ближайшего развития и действия. Развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Ее правильная организация и умелое включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающими миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду.

Пространственная среда, способствующая формированию экономической культуры дошкольников, экспериментально сконструированная нами в соответствии с задачами исследования, была организована таким образом, чтобы обеспечить разнообразные виды дошкольников и включала их в процесс активного познания экономической составляющей социальной жизни.

Развивающая предметно-пространственная среда строится с целью предоставления детям максимальных возможностей для активной целенаправленной деятельности. В том числе она должна способствовать формированию познавательной активности ребенка. В разнообразных видах деятельности ребенок удовлетворяет свои насущные жизненные потребности, у него формируются экономические знания и экономическая культура.

В развивающей предметно-пространственной среде ребенок ищет свой предмет, который бы отвечал данной потребности, удовлетворял бы его. К примеру, познавательная потребность удовлетворяется лишь там, где ее предмет (материальный или духовный - идеальный) неисчерпаем.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда стимулирует развитие деятельности дошкольника, формирует его познавательную активность, так как в ней заложена «информация», в данном случае экономического содержания, которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает его к поиску.

Сконструированную в экспериментальных условиях развивающую пространственную среду мы разделили на предметно и деятельностно-ориентированные мини-центры, которые были предназначены для обеспечения разнообразной деятельности дошкольников.

Таким образом, перенесение реально существующей подготовленной среды дошкольного учреждения, обеспечивающей возможность ребенку заниматься любимой деятельностью в своем ритме, в любое время со свободно выбранными сверстниками, во внешнюю среду выступает важным условием экономического воспитания дошкольников.

Данная образовательная ситуация позволяет воспринимать ребенка как личность, способную к самостоятельному нравственному развитию, и способствует формированию качеств, характеризующих наличие экономического мировоззрения.

Рецензенты:

Тагариев Р.З., д.п.н., профессор Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск;

Аитов В.Ф., д.п.н., профессор Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск.