Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ACADEMIC MOBILITY AS MEANS FOR AXIOSPHERE WIDENING IN FUTURE DOCTORS

Zabolotnaya S.G. 1
1 Orenburg state medical university
Pedagogical peculiarities of academic mobility of medical students and its realization in changing world under the creation of TheEuropean Higher Education Areaare considered in this article. Academic mobility is interpreted as pedagogically managed process of existence and free movement of personal intellectual potential. Special attention is paid to axiological mechanism of academic mobility implementation of a future specialist in medicine: search – evaluation – choice – projection. The role of academic mobility in widening and specification of axiosphere of a future doctor under integration into The European Higher Education Area disclosing new possibilities for both higher medical education and personality of a future doctor is discussed. Development dynamics of axiological attitude of a future doctor to perception and professional activity on life and health maintenance via assembly of knowledge, skills and value system in dialogue of cultures is noted.
the European Higher Education Area
axiosphere
medical student
future doctor
academic mobility

Особенности развития современного общества, характеризующегося активными процессами глобализации и интеграции, затрагивают и систему высшего профессионального образования. Происходящее в настоящее время формирование единого Европейского образовательного пространства подразумевает свободное передвижение студентов в соответствии с программами Европейского сообщества. Именно академическая мобильность является одним из важнейших направлений  и способов реализации процесса интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство.

Основная цель академической мобильностистудентов медицинского вуза - обеспечить будущего врача возможностью получить качественное образование по выбранному направлению профессиональной подготовки в признанных научных и образовательных центрах, предоставить будущему врачу доступ в европейские ведущие научные центры, расширить познания студента во всех областях европейской культуры, развить новый тип мышления гражданина мира.

В нормативных документах Болонского Соглашения отмечается, что академическая мобильность усиливает профессиональную и культурную интернализацию европейского высшего образования[5]. В Пражском Коммюнике (2001) отмечается, что академическая мобильность студентов позволяет воспользоваться богатствами европейского пространства высшего образования, включая демократические ценности [6].

Смысл происходящего заключается в том, чтобы предоставить возможность студенту медицинского вуза свободное,  беспрепятственное и творческое самоопределение  как относительно целей собственной деятельности, так и общечеловеческих и профессиональных ценностей. Современное общество нуждается в специалистах медицинского профиля, готовых к осуществлению врачебной деятельности в перманентно изменяющихся условиях (социальных, профессиональных, экономических). Такиеспециалисты смогут обеспечить стабильное развитие общества, содействуя созданию нового мира, взаимопониманию между людьми, совершенствованию гуманистических ценностей. Вовлечение в единое геополитическое пространство открывает новые возможности не только для медицинского образования, но и для личности будущего специалиста в области медицины, поскольку в рамках реализации академической мобильности студент сталкивается с необходимостью решения социальных, образовательных, исследовательских и профессиональных задач. Это способствует формированию у будущего врача качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности по сохранению здоровья и жизни людей: умение находить, оценивать, выбирать и конструировать пути взаимодействия с окружающим миром; способность к самоактуализации и кросс-культурной коммуникации; адаптивность и адекватная реакция на изменения внешней среды; рефлексивные умения в поликультурном аспекте. В результате происходит динамика развития ценностного отношения будущих врачей к познанию и профессии посредством интегративной совокупности знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций в диалоге культур.Академическая мобильность по своей сути и содержанию обращается к внутренним сферам и ресурсам студента медицинского вуза, способствуя принятию им субъектной позиции (т.е. способностивыступать стратегом своей деятельности), с одной стороны, и осознанию своей роли и значимости в европейском образовательном, научном, культурном и профессиональном пространстве, с другой.

Таким образом, мы рассматриваем академическую мобильность как педагогически управляемый процесс существования и свободного движения интеллектуального потенциала  личности в профессионально-ориентированном образовательном и научном пространстве с развитием личностных и профессиональных качеств будущего врача через приобщение его к мировой образовательной, научной и профессиональной культуре, что позволяет студенту быстрее адаптироваться к изменяющемуся миру. Это дает нам возможность трактовать академическую мобильность студентов медицинского вуза как целенаправленный и творческий процесс, осуществляемый субъектами на основе определенной цели, замысла будущего, с точки зрения самоценности и самостоятельности  личности. Личностный смысл деятельностной активности  студента заключается  не в усвоении готовой системы знаний, а в формировании на их основе целостной структуры будущей профессиональной деятельности, обеспечивая при этом всестороннее развитие личности будущего врача. Разрабатываемая система мер по  академической мобильности студентов-медиков приобретает завершенный характер: от цели деятельности, ее мотивов, действий, операций, способов регуляции и корректировки до контроля и анализа ее конечного результата.  Весь процесс профессионально-ориентированного обучения проходит через личность студента, его мотивы, цели, ценностные ориентации, интересы, перспективы, жизненные планы и проекты [1]. Необходимо отметить, что программа академической мобильности дает возможность студентам выбирать собственный образовательный маршрут. Собственная образовательная траектория, выбранная студентом, направлена на достижение целей личностного развития, учитывая формы, средства и пути направления деятельности по их достижению.

Следовательно, в академической мобильности находит свое отражение ценностное отношение человека к окружающему миру, людям, к будущей профессиональной деятельности, себе как будущему профессионалу в области медицины. Это позволяет нам выделить в структуре академической мобильности совокупность следующих ценностных аспектов: -расширение теоретических и практических возможностей профессиональной подготовки будущих специалистов в области медицины; -готовность к восприятию инноватики в области медицины; - обогащение профессиональных знаний, совершенствование умений и навыков, соответствующих мировым стандартам; - динамика ценностного отношения будущих врачей к познанию и профессиональной деятельности; - интериоризация культурных ценностей общества;- свободный выбортраектории образовательного маршрута (собственный образовательный маршрут, выбранный студентом, направлен  на достижение им целей личностного развития); - актуализация личностного компонента студента медицинского вуза;- системно-ценностное развитие личности будущего врача;- принятие будущим врачом субъектной позиции;- увеличение возможностей профессионально ориентированного (иноязычного) общения; - вхождение личности будущего врача в иноязычное образовательное и научное пространство в рамках диалога культур.

Учитывая все вышесказанное, к основным компонентам академической мобильности мы можем отнести:

- интерес - как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности будущего врача на осознание целей своей деятельности, что способствует ознакомлению с новыми фактами и более полному отражению иноязычной действительности;

 -  активность - как источник и движущую силу личностных потенциалов при реализации деятельностного отношения студента к иноязычному миру;

 - самостоятельность - как личностное качество, выражающееся в умении ставить цели деятельности и добиваться их собственными силами;

- адаптивность - как способность личности студента медицинского вуза приспосабливаться к изменяющимся условиям иноязычной среды;

- готовность к деятельности - как концентрацию сил личности, направленных  в определенный момент на осуществление деятельности;

- коммуникативность - как личностно-значимое качество, с одной стороны, и способность к взаимодействию с другими людьми для формирования межличностных отношений, с другой;

- креативность- как способность личности студента медицинского вуза к конструированию новых идей для достижения цели деятельности;

- рефлексию - как способность будущего врача к самоанализу собственной деятельности.

Ценностной матрицей реализации академической мобильности выступает согласованность действия механизмов: поиск - оценка - выбор - проекция, обеспечивающих восхождение личности к образовательным, научным и профессиональным ценностям [3]. Данный механизм работает следующим образом:

- поиск - процесс обретения личностью профессионально-значимой  информации, обеспечивающей переход от предметного знания к фундаментальному медико-биологическому и клиническому знанию профилактики, диагностики и лечения заболеваний;

- оценка - субъективное переживание актуальности профессионально-ориентированной информации; определение ее значимости для реализации деятельности;

- выбор - соотнесение студентом внешнего и внутреннего плана своей жизнедеятельности, саморегуляция;

- проекция - процесс и результат переноса собственных свойств и состояний на внешние объекты при использовании полученной профессионально-ориентированной информации.Являясь связующим звеном между теорией и практикой, данный механизм реализует ценностное отношение субъекта к объекту и другим субъектам, позволяя личности ориентироваться в мире ценностей, отбирая наиболее для нее значимые, она проектирует свое будущее в соответствии с присвоенными ценностями[2].

Специфика академической мобильности в рамках образовательного,  научного и профессионального пространства подразумевает активное владение иностранным языком специальности, наличие умений иноязычного общения в качестве обязательного условия развития личности будущего специалиста в области медицины. Стоит отметить, что рост академической мобильности в сфере высшего медицинского образования  обеспечивает  высокую мотивацию к изучению иностранного языка, давая в руки студенту важный инструмент личностного и профессионального развития. Международные стажировки будущих врачей позволяют сделать процесс изучения английского языка непрерывным, развернутым во времени и пространстве [4]. Знание иностранного языка дает возможность будущему врачу адекватного общения с коллегамии помогает идти в ногу со временем, поскольку профессия врача требует от студентов постоянного самообразования.

С целью формирования у студентов медицинского вуза готовности к академической мобильности, преподавателями кафедры иностранных языков Оренбургского государственного медицинского университета созданы все педагогические условия для ее достижения. Дисциплина «Иностранный язык» обладает огромным потенциалом  не только для формирования иноязычной компетенции, но общекультурных и профессиональных компетенций будущего врача. На занятиях по английскому языку студентам предоставляется возможность развить навыки профессионального общения на иностранном языке, используя элементы технологии развития критического мышления, проблемного обучения, инновационные технологии, в том числе и "simulatedpatient" (стандартизированный больной). Сочетание симуляционных и гуманитарных технологий построено на принципах этапности и преемственности в работе по овладению иностранным языком специальности. Каждый последующий этап основан на предыдущем, с постепенным усложнением деятельности как студента, так и преподавателя. Работа по формированию готовности к академической мобильности предполагает также активную внеаудиторную деятельность будущих врачей. Студенты участвуют в учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, конкурсах переводов профессионально-ориентированных текстов, написанию эссе на английском языке, внутри- и межвузовских олимпиадах по иностранному языку, моно- и билингвальныхлингвострановедческих конференциях.

Таким образом, подготовка к реализации программы по академической мобильности, начинаясь в образовательном пространстве медицинского вуза, постепенно выходит за его пределы.  Важно, что в процессе академической мобильности происходит системно-ценностное развитие личности будущего врача  посредством познания в диалоге культур элементов иноязычной действительности.Академическая мобильность студентов обладает важным значением для развития личности гражданина мира, посредством формирования уважения к многообразию культур, способности понимать представителей другой культуры. Участие в программе по академической мобильности позволяет будущему врачу быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие в социуме. При этом академическая мобильность исходит из внутренней потребности студента к саморазвитию и самосовершенствованию, а также стремления к расширению интегративной совокупности профессиональных знаний, умений, навыков, ценностных отношений и рефлексии, раздвигая границы индивидуального опыта личности будущего врача.

Следовательно, академическая мобильность студентов медицинского вуза в рамках единого образовательного пространства выступает интегративной ценностной особенностью высшего медицинского образования, направленной на совершенствование личностно-профессионального развития будущего врача и выработку собственного стиля деятельности.

Подготовка будущего врача по своему содержанию обращается, прежде всего, к внутренним ресурсам личности студента медицинского вуза. Принятие целей деятельности означает осознание результативности своего труда; рефлексию деятельности и самоанализ становления профессионально-значимых качеств; присвоение профессиональных и культурных ценностей. Ориентация будущего врача в мире ценностей, осуществляя регулирующую функцию, вызывает различные по силе и эмоциональной окраске переживания, побуждая к разнообразным действиям и поведенческой активности, обусловленной профессиональным долгом и моралью, принципом «не навреди». Очевидно, что личностные ценности представляют собой элементы сложной системы - аксиосферы будущего врача. Эти элементы связаны между собой определенными взаимоотношениями, которые и объединяют их в целостную систему.

Рассматриваяаксиосферу как ценностно-ориентированную систему, на становление которой оказывают влияние экстрагенные  представления (т.е. ценности, диктуемые внешней необходимостью)  и интрогенные (ценности, определяемые внутренней потребностью студента-медика), мы полагаем, что выбор личностных ценностей связан не только с индивидуальными потребностями и интересами студента-медика, но и внешними факторами.

Данная позиция позволяет сделать вывод о том, что аксиосфера будущего врача - это интегральная система ценностных связей и отношений к профессиональному мира врача (здоровому образу жизнедеятельности людей), себе как представителю профессии и обществу, включающая такие ценности, как: профессиональные знания, профессиональные практические умения и навыки, жизнь, здоровье, человек, сострадание, милосердие.Однако стоит отметить, что не  все ценности социума становятся личностными из-за их избирательности и субъективности, поскольку они являются результатом осмысления, переживания и оценки личностью явлений окружающей (в данном случае иноязычной) действительности.  При реализации программы по академической мобильности в иноязычном пространстве происходит присвоение ценностей мировой образовательной, научной и профессиональной культуры с преобразованием личности будущего врача под влиянием развития и становления иерархии ценностей и в результате - построение проекта своего профессионального будущего.

Академическая мобильность будущего врача обогащает  аксисферу студентов медицинского вуза в том, что онаспособствует становлению ценностных представлений о врачебной деятельности,   врачебном сообществе и обществе в целом. Расширение аксиосферы в процессе академической мобильности происходит путем овладения профессионально-ориентированными знаниями о целях и способах деятельности по сохранению жизни и здоровья пациентов; совершенствования профессионально значимых качеств, профессиональных мотивов  и намерений; практических умений и навыков по оказанию профилактической, диагностической и лечебной помощи;  рефлексии. Студент, попадая в иноязычное образовательное пространство, пересматривает ранее присвоенные ценности под воздействием и влиянием средыполикультурного социума, уточняя, расширяя и обогащая аксиосферу личности будущего врача. Уточнение и расширение аксиосферы будущего врача в условиях академической мобильности отражает динамику развития его представлений о сути врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи.

Таким образом, расширение аксиосферы будущего врача происходит в ходе академической мобильности путем интериоризации нравственных, эстетических, профессиональных и социальных ценностей, причем этот процесс не всегда равномерный и поступательный. Расширениеаксиосферы личности будущего врача  в процессе академической мобильности в образовательном пространстве медицинского вуза предполагает актуализацию личностного отношения студента к будущей  профессиональной деятельности, принятию студентами субъектной позиции, формированию  профессионально-значимых качеств и профессионального сознания. Включение студентов  в социально и общественно значимые практики  в  значительной степени расширяет  возможности усвоения общечеловеческих ценностей.  Иноязычное образовательное пространство высшей медицинской школы способствует получению и усвоению будущими врачами жизненного опыта, необходимого при определении стратегии собственной   жизнедеятельности; формированию гражданской и профессиональной культуры как ценности. В ее контексте происходит становление гуманистических идеалов, а также эффективное сочетание общественной и профессиональной деятельности при ценностном отношении  к ней, поскольку в процессе овладения деятельностью студент становится ее творцом, а не  пассивным исполнителем.

Рецензенты:

Бухарина Т.Л., д.п.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института клеточного и внутриклеточного симбиоза Уральского отделения Российской академии наук, г. Оренбург.

Ольховая Т.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.