Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN RUSSIAN REGIONAL PRESS AS AN OBJECT OF SCIENTIFIC REFLECTION

Shandrygolova E.S. 1
1 North-Caucasus Federal University
This article is a review of the scientific research of contemporary Russian regional press. The author identified, classified and characterized the main directions of scientific research within the framework of the topic: the study of the place of regional periodicals in the Russian media space, a reflection of its typological structure, definition factors and operating conditions of periodicals in the regions, descriptive study of information policy, language and genre specifics of press, evaluation models of their interaction with the authorities and the audience, the social essence of regional newspapers and magazines, consideration of peculiarities of development of urban and regional publications. The article shows the gaps in the scientific study of modern regional press, designated discussion questions and presented the position of leading scientists. The author suggests a comprehensive approach to the study of scientific reflection on contemporary Russian regional press.
local press.
regional press
press

Современная региональная пресса в России является постоянным объектом научного интереса. Тому свидетельство - проведение целого ряда международных, всероссийских, региональных конференций по данной тематике. Среди них - «Региональная журналистика в условиях социально-экономических трансформаций в XIX-XXI веках» (Ставрополь, 2009 г.), «Региональная журналистика: теория и практика» (Иваново, 2011 г.), «Региональная журналистика: от истории к современности» (Тамбов, 2012 г.), «Регионы в российском медиапространстве» (МГУ, 2013 г.), «Стратегия развития региональных СМИ: проблемы и перспективы» (Курск, 2014 г.), «Информационно-коммуникационные процессы и особенности функционирования СМИ в региональном медиапространстве» (Иркутск, 2014 г.), «Сибирское медиапространство - 2020» (Красноярск, 2015 г.) и др.

Региональная периодическая печать входит в поле внимания авторов современных диссертационных работ: на сайте электронной библиотеки диссертаций выявлено 43 такие работы за 2005-2015 годы.Прессе в регионах посвящены монографические исследования «Современная местная газета» (2011 г.), «Газеты средних и малых городов России» (2015 г.). Выпускаются продолжающиеся научные сборники и альманахи: «Региональная журналистика России» (Воронеж), «I-формат. Журналистика провинции» (Ставрополь) и др. Научным сообществом обсуждается идея создания энциклопедии региональной печати.

Исследователи единодушны в понимании возросшей роли местной периодики в системе российской прессы. По определению Я.Н. Засурского, «происходит регионализация средств массовой информации» [19, с. 48]. «Местные газеты, выходящие рядом с домом читателей, стали более востребованы аудиторией, оказавшись ближе к центру каждодневных интересов читателей» [2, с. 146], - констатирует Е.Л. Вартанова. Региональная печать, по мнению О.И. Лепилкиной, как и общероссийская, остается одним из ведущих коммуникаторов в системе средств массовой информации [13].

Продолжается дискуссия о дефинициях терминов «региональная печать», «местная печать». Часть исследователей воспринимает эти понятия как равнозначные (О.И. Лепилкина, В.В. Тулупов и др.), однако есть и сторонники их разграничения. Так, М.В. Шкондин, О.А. Воронова, Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина, Ю.С. Пуля и др. относят к местной (локальной) прессе только районные и городские издания.

Одним из самых распространенных направлений журналистской науки о современной региональной печати является рефлексия над ее типологическими особенностями.

О.В. Воронова основным параметром типологизации региональной прессы считает ареал распространения, что приводит к следующей ее кластеризации:

- областная и краевая, в которой в постсоветское время появились новые типы изданий - рекламно-информационные, деловые, программы телевидения, газеты частных объявлений, развлекательные и т.д., а бывшие молодежные и партийные превратились в универсальные общественно-политические;

- городская - как правило, это общественно-политические издания, маркируемые как «газеты местных новостей», при этом газеты крупных городов содержанием и оформлением похожи на областные и краевые, а пресса небольших городов по типу близка к районной и представляет собой подтип «горрайонки», одновременно обеспечивающей информацией городских и районных читателей;

- районная пресса - имеет весьма «патриархальное» содержание, умеренный стиль, порой отличается невысоким качеством исполнения, но благодаря близости к местным проблемам и невысокой цене пользуется популярностью;

- низовая - пресса трудовых коллективов, «многотиражки»;

- издания с межрегиональным распространением, целью которых является объединение вокруг одного центра двух и более экономически близких регионов, -универсальные, деловые, рекламно-информационные, молодежные [20].

Другой подход представлен в коллективном труде «Типология периодической печати», где в разделе, посвященном типам местных изданий, авторы на основе такого типологического параметра, как самопозиционирование, выделяют газету-форум, газету-хозяйку, «дела житейские», «стареющую активистку» («старушку-селянку»), газету поколения next, «говорящую голову» («газету власти») и др. [21].

На современном этапе неравномерно представлены исследования разных типологических отрядов региональной печати. Наибольшее внимание уделяется универсальным общественно-политическим, деловым и детско-юношеским изданиям. Встречаются также научные статьи, посвященные гендерной, экологической, культурно-просветительской, конфессиональной, этнической, официальной, рекламно-информационной прессе регионов.

Повышенное внимание уделяется условиям и факторам функционирования региональной печати. Так, В.Л. Касютин, проведя исследование«Проблемы развития региональных рынков печатных СМИ», выделил следующие угрозы в их существовании: неэффективная система подготовки и переподготовки кадров, возрастной редакторский состав, социальная пассивность редакций, увеличение скрытой рекламы и заказных материалов на фоне снижения доли местной информации, замещение общественно значимой тематики таблоидной, а также «отсутствие участия государства в развитии СМИ при одновременном усилении влияния региональных и муниципальных властей на производство контента и кадровую политику местных изданий» [8].

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям в отраслевом докладе «Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития» отмечает в качестве системных проблем городских и районных газет зависимость от единственного или доминирующего источника финансирования - органа власти как учредителя, слабость традиционной дистрибуции, сдержанное отношение редакций к мультимедийному пути развития [18]. В докладе предложена концепция развития региональных и муниципальных печатных СМИ, согласно которой редакции должны стремиться к следующему:

«1. Постоянному улучшению финансовой, кадровой, содержательной и визуальной модели газет, созданию современных, привлекательных рабочих мест;

2. Внедрению управления редакцией на основе системы сбалансированных показателей для каждого сотрудника и четкой привязки системы его материального стимулирования к результатам труда;

3. Изменению принципа работы редакций газет с моноплатформной на мультиплатформную, когда газета становится центром формирования контента, ориентированного на стремительно меняющиеся каналы, формы и способы донесения информации...» [18, с. 46]. 

Представляет интерес исследование конвергентных процессов в региональной прессе.По мнению ученых, большинство изданий пытается использовать возможности Сети, дополняя печатный формат новыми инструментами, хотявозможности диалога аудитории и СМИ с помощью интернет-технологий блокирует преобладание официальной информации и псевдоактуальных событий в новостном потоке [1].Е.В. Олешко отмечает нарастание тенденции прагматизма: для того чтобы читатель заплатил за онлайн-подписку, редакция должна предложить ему либо продукт принципиально нового медийного содержания или формы подачи контента, либо он должен быть адресован какой-то очень узкой аудитории, которую необходимо точно вычислить с помощью маркетинговых технологий [18].

По мнению ученых, проблемной зоной в работе редакций современных изданий являются смутные представления о демографических, социальных, психологических характеристиках своих читателей [3]. В то же время теоретики масс-медиа подчеркивают близость к населению как основную отличительную черту региональной прессы, а это, в свою очередь, закономерно приводит к активизации научного интереса к читательским письмам и другим формам взаимодействия редакций с аудиторией.В одном из последних диссертационных исследований в рамках анализируемой проблематики рассматриваются «сетевые» формы организации диалога между редакциями и их аудиторией. Среди них автор называет опрос, форум, возможность комментирования, отображение количества просмотров публикаций и комментариев к ним, присутствие местной газеты в социальных сетях, наличие специальных приложений для мобильных устройств, благодарственный платеж [7].

Обращаясь к изучению условий и факторов функционирования региональной печати, ученые разбирают вопросы и модели ее взаимодействия с властью. Большинство исследователей констатирует, что сегодня пресса в регионах является инструментом государственного политического менеджмента. Н.Н. Пузанова на примере Удмуртской Республики рассматривает приемы эффективной коммуникации региональной прессы и органов власти ради пользы обществу[17]. В то же время исследователи отмечают опасность сильного влияния чиновников на местную прессу, которое ограничивает свободу журналистов.

Отдельный пласт научных трудов посвящен изучению влияния региональных СМИ на общественное мнение. Так, например, К.В. Дементьева выделяет следующие методы воздействия на общественное мнение региональными журналистами:

1)                 перевес однозначных мнений, в результате чего «аудитория получает однобокую и часто искаженную информацию, на основании которой становится невозможным выявить причину происходящих событий и сделать достоверные выводы» [5, c. 300];

2)                 опора на плюрализм мнений - «в целях обоснования достоверности оценки явления» [Там же];

3)                 формирование стереотипов;

4)                 повторение информации - «в тех случаях, когда нужно заострить внимание на определенной проблеме или сформировать устоявшееся мнение по какому-либо вопросу» [5, c. 302].

Наиболее активно обсуждается положение районных и городских изданий. Этому посвящено масштабное социологическое исследование сотрудников факультета МГУ «Газеты средних и малых городов России» [4]. На основе опроса сотрудников 66 редакций со всей страны Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, А.А. Ширяева, М.В. Шкондин определили специфику, роль и задачи местных газет, охарактеризовали тематику и жанровую политику, особенности аудитории и взаимодействия с ней. Помимо этого, в работе сформулированы тенденции и перспективы развития городских газет. Главным выводом исследователей является необходимость разработки специальной государственной программы по развитию прессы малых и средних городов России.

В другом ключе провели исследование специалисты Независимого института коммуникативистики, опросив жителей нескольких небольших городов. На основе полученных материалов авторы разработали программу «10 шагов к успеху», в которой прописаны шаги по совершенствованию городской прессы [6].

Л.Н. Кислая называет местные издания одним из основных инструментов влияния местной власти на жителей и выделяет три поля информационного взаимодействия этого типа прессы - с аудиторией, властью и конкурентами [10]. М.В. Ливанова видит районную прессу главным конкурентом «массовых "пожелтевших" региональных еженедельников и официальных газет региональной администрации», которые «ждут исчезновения "районок" как типа, чтобы занять их место на новых для себя периферийных рынках» [14].

С большой долей интенсивности изучается информационная политика современной региональной прессы в целом и ее отдельных представителей в частности. Исследователи единодушны в понимании засилья в местных изданиях материалов «сверху» о работе региональных и муниципальных чиновников и ориентированности редакций на их мнение в освещении экономических и социальных проблем. Отмечается главный «типаж» номеров - «безликий, навязчивый образ субъектов региональной власти» [11, с. 57], представители которой выступают из публикации в публикацию главными героями. При этом, считают ученые, «в российских региональных и местных СМИ нет культа активного, занятого в разных производственных сферах и принадлежащего к самым многочисленным группам населения гражданина» [11, с. 58].

Неравномерно представлены, на наш взгляд, исследования разных проблемно-тематических направлений изданий - вопросов культуры, политики, патриотизма, науки, нравственности, экологии. Прослеживается явный интерес ученых к освещению проблем семьи, молодежи, межнациональных и межэтнических отношений, правовой, судебной и гендерной тематики на страницах региональных газет и журналов.

Ряд ученых рассматривает региональную прессу в контексте ее социальной сущности. В.В. Тулупов считает социальную функцию ключевой для местныхизданий, которые должны «сообщать местные новости, публиковать необходимую официальную  и справочную информацию, своевременно оповещать о предстоящих событиях и мероприятиях, информировать о деятельности различных местных служб, играть свою роль в местном самоуправлении...» [22, с. 114]. П.В. Баутина выделяет творческие способы и модели конструирования социальных проблем региональной прессой [1]. Т.И. Фролова приходит к выводу, что региональные издания, как и общероссийские, неквалифицированно освещают социальные проблемы, прибегая к манипулятивности, информационному монологу, морализаторству и т.д. [23, с.16-25].

Творческая составляющая - еще одно направление исследований региональной прессы. Наибольший интерес у ученых вызывает жанровая палитра, используемая местными журналистами. Большинство авторов констатируют преобладание «компактных» информационных жанров, редкое появление аналитики. Л.Е. Кройчик говорит о  системном кризисе региональной публицистики [12, с. 185]. Исследователи отмечают как тенденцию «стремление соединить в одной публикации элементы разных жанров» [9, с. 66].

Таким образом, современная региональная пресса России входит в предметное поле журналистской науки, которая фиксирует тенденции ее развития в условиях глобальной трансформации массмедиа.

Рецензенты:

Ежова Е.Н., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой средств массовой информации факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Лепилкина О.И., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой истории и теории журналистики факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.