Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODER APPROACHES TO THE FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A PRE-SCHOOL TEACHER

Vinokurova N.V. 1 Mazurenko O.V. 1
1 «Mordovian state pedagogical institute named after N.E.Yevsevyev»
The given article considers the problem of improving professional competence of a would-be teacher of a pre-school educational organization. Modern approaches revealing essential principles of the notion “pre-school teacher’s professional competence” have been analyzed. The innovative conceptions relying on the ideas of students’ transprofessional, interprofessional and multiprofessional training are examined. The necessity of partial use of transprofessional educational ideas in the process of training future pre-school pedagogues has been revealed and grounded. Professional competence is thought as an integrative quality of a teacher’s personality demonstrated in various types of quasiprofessional activity. As a research task an attempt was made to suggest and ground a complex of pedagogical conditions contributing to the effective formation of the given personal education in future teachers.
quasiprofessional activity.
pre-school teacher
the process of training
professional training
professional competence

Изменения в образовательной политике, связанные с пересмотром содержания теории и практики образования, обусловлены происходящими в последние годы переменами в нашей стране. Рынок труда предъявляет определенные требования к подготовке бакалавров, которые не могут не учитываться профессионально-педагогическим сообществом. Осмысленное отношение к теории обучения должно обеспечиваться у студентов познавательной мотивацией, практическая деятельность предполагает наличие сформированной профессиональной мотивации. Дисбаланс между степенью сформированности данных мотиваций у студентов зачастую приводит к столкновению требований практики и возможностей узкопрофессионального образования, полученного в вузе. Освоение содержания учебных дисциплин - процесс более привычный и понятный для студентов, по сравнению с практикой, где результатом деятельности выступает некий продукт, а сам бакалавр должен предстать целостной личностью, способной при необходимости действовать за пределами избранной профессиональной области. Разрешение данного противоречия требует современных подходов к пониманию сущности профессиональной компетентности.

Тенденция к расширению границ профессиональной принадлежности заставляет отойти от привычного понимания профессионализма как обладания и применения особых знаний и навыков, относящихся к довольно узкому предмету профессионального внимания. Современный педагог дошкольного образования социально более вовлечен в процесс развития детей, в связи с чем должен быть способным сопровождать любую образовательную практику ребенка или группы детей. Профессиональная компетентность как интегральная характеристика специалиста включает в себя личные возможности педагога, позволяющие самостоятельно и эффективно решать комплексные педагогически задачи. Существующие концепции инновационных подходов к организации образовательного процесса в высшей школе (идеи транспрофессиональной, межпрофессиональной и мультипрофессиональной подготовки, представленные за рубежом в работах Дж. Пауэла [5], Р. М. Хардена [6]) диктуют необходимость осуществления транспрофессионального обучения, имеющего целью подготовку педагога, способного тесно взаимодействовать с представителями разных профессий, работать в команде [3]. Отход от изолированного обучения обозначает, что овладение знаниями, навыками и опытом должно происходить с учетом информационного поля смежных профессий. Для педагога дошкольного образования такими профессиями будут логопед, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинская сестра и др.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального дошкольного образования педагогу современной высшей школы необходимо мобилизовать познавательную, коммуникативную и личностную активность студентов с учетом потенциала, заложенного в различных подходах к пониманию профессиональной компетентности педагога.

Таким образом, цель исследования - описание научно обоснованных педагогических условий для развития профессиональной компетентности будущего педагога дошкольной образовательной организации, готовности его осуществлять квазипрофессиональную деятельность на границе профессиональных областей, в условиях профессиональной мобильности.

Анализ понятия «профессиональная компетентность педагога» требует детальной характеристики положенных в его основу идей. Понимание исследователями сущности профессиональной компетентности педагога происходит с позиции различных подходов: аксиологического, деятельностного, системного, технологического, компетентностного и др. Следование ключевым идеям данных подходов можно обозначить как необходимые педагогические условия для развития профессиональной компетентности будущего педагога дошкольной образовательной организации.

Идеи аксиологического подхода (А. Г. Асмолов, М. С. Каган, И. А. Колесникова, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова и др.). С этой точки зрения ключевой инновацией подготовки педагога дошкольного образования следует считать ориентацию на формирование и развитие творческой личности, понимание ценности избранной профессии. Процесс обучения данных специалистов должен быть нацелен не только на приобретение необходимых базовых знаний. Акцент необходимо сделать на развитие ценностей педагогической деятельности: общественная значимость труда педагога,  престиж профессиональной деятельности, постоянная работа с детьми, их любовь и привязанность, возможности общения с интересными людьми, родителями, коллегами, возможность развития творческих способностей, приобщение к духовной культуре, занятия любимым делом, постоянное пополнение своих знаний, творческий и разнообразный характер труда педагога, возможность самоутверждения, профессиональный рост и др.) [4].  В этой связи необходимо уделять должное внимание прикладной, практической стороне подготовки с преобладанием таких форм, как организация студентами  для дошкольников и совместно с ними фестивалей, спортивных праздников, тематических и календарных праздников, творческих конкурсов, театральных представлений. В частности, это возможно при изучении таких дисциплин вариативной части учебного плана подготовки бакалавров дошкольного профиля, как «Фитнес-программы для детей дошкольного возраста», «Театрализованная деятельность дошкольников», «Технология организации и проведения творческих работ детей дошкольного возраста» и др. [2]

Идеи деятельностного подхода (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.). Согласно данному подходу, конечной целью обучения является формирование способа действий, а знания становятся средством обучения действиям. Эффективно организовать процесс познавательной деятельности и мотивировать обучающихся к инициативному освоению учебного материала поможет использование активных методов и форм обучения. Примером может послужить активная учебная лекция-фасилитация на тему «Воспитание двигательной активности дошкольников» (дисциплина вариативной части «Воспитание активности и самостоятельности у детей». Целью работы фасилитационной группы на данном занятии стало решение методической проблемы, связанной с выбором средств воспитания двигательной активности детей. В ходе учебного процесса преподавателем была создана среда активного общения, что способствовало вовлеченности и заинтересованности участников группы, раскрытию потенциала каждого студента.

Идеи системного подхода (А. Н. Аверьянов, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.). Следование данному подходу позволяет готовить профессионально компетентностного педагога дошкольного образования при помощи методов системного анализа и моделирования, положенных в основу любой педагогической технологии. Так, при изучении дисциплины вариативной части «Современные технологии игрового обучения дошкольников» студентам предоставлялась возможность опробовать с детьми предлагаемые на лекционном занятии образовательные технологии. Подобные формы работы раскрывают перед студентами особенности профессиональной деятельности современного педагога как в содержательном, так и процессуальном аспектах.

Идеи технологического подхода к обучению (В. П. Беспалько, В. И. Данильчук, И. А. Колесников и др.). Данный подход дает возможность целостного проектирования педагогического процесса, отслеживания получаемых результатов, а также его воспроизводимости посредством операционных форм организации деятельности.  В частности, курс вариативной части «Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста» решает следующие задачи: познакомить студентов с основными направлениями исследований в области диагностики речевого развития детей; обеспечить овладение студентами современными технологиями диагностирования разных аспектов речевой деятельности дошкольников;  подготовить студентов к анализу речи детей, интерпретации их высказываний, определению типичных трудностей в овладении дошкольниками родным языком; развивать у студентов опыт учёта индивидуальных особенностей речевого развития дошкольников в ходе организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; сформировать у студентов навыки диагностирования, прогнозирования и проектирования процесса речевого развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Идеи компетентностного подхода (Ю. К. Бабанский, В. А. Болотов, Ю. В. Варданян, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, А. В. Хуторской и др.). В соответствии с идеями данного подхода приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающегося, в отличие от традиционной модели обучения, где «...вместо целостного социокультурного опыта учащиеся осваивают лишь часть его, в первую очередь знаниевый компонент» [1]. Получается, чтобы научить будущего педагога дошкольного образования общаться с детьми или, к примеру, взаимодействовать со специалистами смежных профессий педагогу высшей школы необходимо организовать для студентов процесс общения или взаимодействия в режиме реального времени. Созданные на базе педагогического вуза условия для организации непрерывной практической деятельности студентов обеспечат развитие не только профессионально важных знаний и умений, но и личностных свойств, когда каждый студент в процессе своего профессионального становления будет иметь возможность осуществлять квазипрофессиональную деятельность на границе профессиональных областей [2].

Таким образом, современные подходы к определению сущности профессиональной компетентности дошкольного образования доминантную роль в деле формирования ключевых компетенций отводят единству теоретической и практической составляющей педагогической деятельности, подчеркивается многоуровневый характер самой педагогической деятельности. Соответствие деятельности педагога высшей школы требованиям ключевых идей данных подходов понимается как соблюдение необходимых педагогических условий для развития профессиональной компетентности будущего педагога дошкольной образовательной организации.

 

Работа проводилась при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект №1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования»

Рецензенты:

Карпушина Л.П., д.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск;

Кахнович С.В., д.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск.