Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SUBJECTIVE RELATION OF YOUTH TO MODERN SOCIAL-AND-ECOLOGICAL PROBLEMS

Grineva E.A. 1 Davletshina L.Kh. 2
1 Ulyanovsk State Pedagogical University
2 Municipal budget educational institution of secondary school № 8 named N.V. Ponomareva
In the conducted research an attempt of studying of the subjective relation of youth to modern social-and-ecological problems is made. Problems of environmental pollution and a way of their decision are in detail considered. The students of 1, 2, 4 and 5 courses who are trained in «Social work» of faculty of economy and management of the Ulyanovsk state pedagogical university of name I.N took part in researchUlyanova. In work accurately definite purposes and tasks, object and object of research. The methodical tools are presented: author´s questionnaire «View of environmental problems»; the qualitative and quantitative analysis of the received results is carried out.Theaktualnostformirovaniya in mass consciousness of students of idea about need of today´s solution of social-and-ecological problems at the regional level that will provide their successful decision and at the global level is proved.
youth.
values
environment
solutions
environment
pollution
relation to environment
ecological education
Environmental problem
Социально-экологические проблемы на глобальном, региональном и локальном уровнях в настоящее время продолжают оставаться более чем актуальными. Они неоднозначны, но в то же время их социальные аспекты оказываются в поле зрения социальных и экономических интересов различных слоев и групп общества. Данные проблемы приобретают особое важное значение в условиях современной экологическойситуации, внёсшей существенные коррективы в отношения человека и природы и побудившей переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Это предопределило развитие социально-экологических исследований, важным аспектом которых является изучение экологической культуры молодого поколения россиян.

С нашей точки зрения, экологическая культура есть интегративное качество личности, включающее экологические знания и представления о духовно-нравственных ценностях; потребность заботиться о природе, понимание её многосторонней ценности; экологическое поведение, ориентированное на духовно-нравственные ценности, что обеспечивает гармоничное взаимодействие с природой в системе «человек – общество – природа» [3, с. 7]. Варианты решения проблемы экологического кризиса, прежде всего, лежат в плоскости повышения уровня экологической культуры молодежи, который на настоящий момент крайне низок.

Что касается понятия «отношение», являющегося ключевым в рамках данного исследования, то не требует доказательств тот факт, что оно является стержневой категорией в социально-психологической науке в целом. Психолого-педагогические подходы к эмоционально-ценностному отношению к природе основаны на теории отношений (A.A.Бодалев, В.Н. Мясищев) как единстве объективного и субъективного. Раскрытию понятия «отношения к природе»посвятили исследования С.Д. Дерябо, B.C. Мухина, В.А. Левин. В области теории и практики экологического образования накоплен немалый опыт формирования эмоционально-ценностного отношения к природе. Отношения учащихся к природе, связанные с экологической культурой, ответственностью человека перед природой рассмотрены в работах С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева, А.Н.Захлебного, И.Т. Суравегиной. Мотивы отношений к природе обосновали И.Д. Зверев, A.B. Миронов и др.[5, с. 4].

В определенном смысле вопросы, касающиеся экологических проблем применительно к субъективному видению личности современного мира или окружающей действительности оказываются «связующим» звеном его базовых составляющих: «мира людей», «мира вещей» и «мира природы». При этом субъективное отношение к экологическим проблемам современной учащейся молодежи имеет психологически-самоценный характер и не является тождественным субъективному отношению развивающийся личности к природным объектам [4, с. 84].

Отношение является важной составляющей экологической культуры личности и его изучение поможет определить основные пути, методы и средства для повышения уровня экологической культуры молодёжи [2].

Как показывает теоретический анализ литературы и реальный практический опыт, существует противоречие между необходимостью проведения теоретических и практических исследований в области формирования экологической культуры и недостаточной изученностью субъективного отношения молодёжи к социально-экологическим проблемам современного общества.

Указанное противоречие обусловило формулировку проблемы исследования:каково отношение молодежи к социально-экологическим проблемам?

Сформулированная проблема определила общую цель исследования:изучение субъективного отношения молодежи к современным социально-экологическим проблемам.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Отбор фотоматериала для выявления экологическихпроблем.

2. Разработка анкеты.

3. Организация анкетирования.

4. Качественный и количественный анализ ответов респондентов по выделенным экологическим проблемам.

Объект исследования:молодежь как социальная группа населения.

Предмет исследования:отношение молодежи к современным социально-экологическим проблемам.

В исследовании приняли участие студенты 1, 2, 4 и 5 курсов, обучающиеся по специальности «Социальная работа» факультета экономики и управления Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова. Всего опрошено 70 человек.

Методический инструментарий:авторская анкета «Взгляд на экологические проблемы», фотоматериал по экологической проблематике.

Цель и задачи исследования обусловили его логику и основные этапы.

1. На первом этапе происходил отбор материала, подобранного для дальнейшего исследования. Фотоматериалбыл сгруппирован потемам:

- загрязнение окружающей среды,

- проблема несанкционированных свалок,

- охрана животных,

- проблема браконьерства.

2. На втором этапе составлена анкета для опроса студентов. Анкета включала в себя десять вопросовзакрытой и открытой формы. Вопросы были направлены на анализ предложенного фотоматериала (определить экологическую проблему, дать ей название, предложить пути решения на глобальном, региональном и локальном уровнях); на выявление отношения к экологическим проблемам на различных уровнях и личного участия в решении экологических проблем.

3. Третий этап включал в себя опрос студентов.

Анализ ответов на вопросы предложенной анкеты выявил способность студентов чётко определять экологические проблемы, изображённых на фото. Кроме того, они предлагали краткое и ёмкое названия.

4. Четвертый этап являлся заключительным, проводился качественный и количественный анализ полученных результатов. Наглядноеотражение представлено нарисунках 1-3, иллюстрирующих наиболее важные экологические проблемы и пути их решения.

Отвечая на вопрос, как решить проблемы связанные с загрязнением окружающей среды, студентами были внесены конкретные предложения, которые наглядно представлены на рис.1.

 

Рис. 1. Пути решения проблем загрязнения окружающей среды

 

Проанализировав ответы респондентов видно, что для преодоления проблем загрязнения окружающей среды нужны целенаправленные продуманные действия всего человечества. По мнению самих респондентов,одним из ведущих факторов успешного решения социально-экологических проблемы является повышение экологического сознания молодёжи (17% опрошенных).Значительная часть опрошенных одним из действенных путей решения проблем загрязнения окружающей среды является контроль за предприятиями в части утилизации отходов (14 %), активизация волонтёрского движения (13 %), социальная реклама (8%).

Студентами предложены меры по устранению несанкционированных свалок (рис. 2).

Рис. 2. Устранение несанкционированных свалок

Наиболее эффективными мерами по устранению несанкционированных свалок опрошенные считают установку контейнеров для сбора мусора (стекло, бумага и т.п.) – 26 % опрошенных, переработку отходов – 21 %.

Одной из тем анкеты была борьба с браконьерством (рис. 3).

Рис. 3. Меры борьбы с браконьерством

В качестве мер борьбы с браконьерством большинство студентов (42% опрашиваемых) указывают ужесточение ответственности за несанкционированную ловлю рыбы, четверть опрашиваемых считают, что приемлемой мерой является развитие волонтерского движения в данной области и наличие экологического сознания молодёжи.

На вопрос «В каких реальных мероприятиях вы бы хотели поучаствовать?»большая часть опрошенных (53 %) указали мероприятия по озеленению различных территорий (парков, скверов, придомовых участках и т.д.), 27 % отметили мероприятия, связанные с очисткой водоёмов и их берегов, 20 % -мероприятия по очистке от мусора.

На вопрос «Какое конкретное мероприятие для охраны окружающей среды вам приходилось выполнять?» 25% опрашиваемых ответили, что это были различные акции по очистке территории от мусора, 21 % –мероприятия по озеленению, 21 % опрашиваемых участвовали в экологических конкурсах. 20 % студентов ведут активную волонтёрскую деятельность, 6% от числа опрашиваемых задействованы в агитационной деятельности по экологической тематике.

Таким образом, по итогам исследования, направленного на осознание социально-экологических проблем и поиску путей их решения, были сделаны следующие выводы. В целом студенты понимают, что существуют социально-экологические проблемы, чётко их обозначают и выделяют, а также предлагают конкретные меры для их устранения. Они осознают социально-экологические проблемы, как на глобальном, так и на региональном уровнях; проявляют готовность включаться в конкретные мероприятия, носящие общественный пропагандистский характер.

Как положительный факт можно отметить, что студенты понимают необходимость и важность формирования экологического сознания личности. Однако остроту всех социально-экологических проблем осознают недостаточно, отмечая, что «в истории развития человечества часто вставали серьезные проблемы, но когда приходило время, их успешно решали». Скорее всего, это связано с наличием социальных проблем, которые являются злободневными (получение образования, обеспечение жильём, поиск достойной работы и т.п.).

В перспективе требуется дальнейшая работа по формированию в массовом сознании студентов идеи о необходимости сегодняшнего решения социально-экологических проблем на региональном уровне. Только «приблизив» эти проблемы, можно обеспечить их успешное решение на глобальном уровне.

 

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект «На пути к новой России: духовно-нравственный потенциал социально-экологического образования молодёжи» (№ 14-16-73006а).

Рецензенты:

Железнякова О.М., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова», г. Ульяновск;

Назаренко Л.Д., д.п.н., профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека и животных ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова», г.Ульяновск.