Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPIRITUAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF FUTURE TEACHERS AND SERVICE SPECIALISTS OF EMERCOM OF RUSSIA IN THE SYSTEM OF UNIVERSITY TRAINING

Dzhishkariani T.D. 1 Sirenko V.M. 2
1 PFGBOU VPO "Ivanovo State University" Shumsky branch
2 VPO "Ivanovsky Institute of the State Fire Service Ministry for Emergency Situations of Russia"
The analysis of the effectiveness of pedagogical conditions of patriotic education as future teachers, as professionals Ministry of Emergency Situations of Russia in system of high school preparation. To focus on the priority of the educational component of the state policy in the field of Education. The theoretical foundations of spiritual, moral and patriotic education in the context of the traditional Russian pedagogy, also identified some specific aspects of patriotic education of students, future teachers and students - the rescuers. Particular attention is given to experience in the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service Fire Service of EMERCOM of Russia and Shuya branch VPO "Ivanovo State University" for the implementation of the conditions put forward by the spiritual and patriotic education; and the conclusions of the study are presented and prospects for further study.
"patriotism as professionally significant qualities of the person skilled MES and teacher"
"ideal"
"spiritual and patriotic education"
"patriot"
"morality"
"spirituality"
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание будущих специалистов в современных условиях является одним из ключевых факторов модернизации всей системы образования. В государственной политике в области образования становятся приоритетными формирование таких ценностей, как духовности, гражданской ответственности, патриотизма, исторически сложившейся ментальности - национальной культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и реализации профессионального долга.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) на первом месте стоит «приоритет общечеловеческих ценностей», а среди его целей названо «формирование духовно-нравственной личности». Следует отметить, что впервые в истории отечественной системы образования в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) включен воспитательный компонент. Это позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у будущих специалистов гуманистических ценностей, патриотизма, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

К сожалению, в настоящее время система образования не в полной мере реализовывает возложенную на нее миссию - духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. В связи с этим существует противоречие, возникшие между появлением широких воспитательных возможностей со стороны государственной политики в области образования и неполной их реализацией.

Исходя из этого, целью данного исследования является использование воспитательных возможностей образовательной политики страны для содействия процессу формирования духовно-нравственной личности будущего специалиста различных направлений образования. Для полного восприятия изучаемой проблемы и путей ее разрешения, считаем целесообразным раскрыть теоретические аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания и показать его роль в учебно-воспитательном процессе в контексте традиционной русской педагогики на примере студентов, будущих педагогов и курсантов-спасателей. Также изучить некоторые специфические стороны патриотического воспитания с учетом специфики их будущей профессии.  Исследование в этом направлении, проведение сравнительного анализа и обмен опытом, думаем, обогатит воспитательную компетентность профессорско-преподавательского состава, включенным в воспитательную работу ВУЗа.

Теоретические основы духовно-нравственного и патриотического воспитания в контексте традиционной русской педагогики. Российское педагогическое сознание имеет глубокие, многовековые исторические корни. Общая методология исследования проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания базируется на аксиологических принципах, отражающих национальные общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющих одну из существенных основ его стратегии в сфере образования; на важнейших положениях антропологии и культурологи, о приоритете метафизического начала над телесным, о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры; на личностно-деятельностном подходе, основанном на аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности. Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имеют исследования по гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский); труды по педагогической аксиологии ( В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров); работы, касающиеся проблемы включения ценностей в содержание образования (И.Я. Лернер, В. Окунь). Большой вклад в осмысление проблемы формирования духовности, нравственности и патриотизма внесли работы христианских педагогов и ученых (В.В. Зеньковский,  арх. Иоанн. Маслов, Б.В. Ничипоров, Н. Пестов); творения святых отцов и учителей церкви (Иоанн Златоуст Феофан Затворник, Тихон Задонский и др.). Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Д.С. Лихачев, И. В. Метлик, Т.И. Петракова, Л.В. Сурова, О. Янушкявичене и др.). [1]

Представим педагогическую взаимосвязь понятий «духовность», «нравственность», «патриотизм» как важнейших характеристик личности. «Духовность», «духовный» в толковом словаре В. Даля трактуется как: «Все относящееся к Богу, церкви, вере, также как все относимое к душе человека». Духовность - это обращенность человека к высшим ценностям - к идеалу; сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу. «Наиболее ценным качеством души, отличающим ее от окружающего мира, является ее духовность» - пишет относительно природы человеческой души схиархимандрит Иоанн Маслов [1].

«Нравственность» (или мораль) - представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Она регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. [5]

Нравственные законы регламентируют поведение человека, ставят человека перед лицом общества, в котором он живет. В сочетании духовность и нравственность составляют основу личности, где духовность - ценностная характеристика сознания, вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), что является основой нравственности. То есть, когда говорим о формировании личности человека, имеем в виду процесс его духовно-нравственного развития и воспитания. При этом следует отметить, что главное в человеке духовность. Духовность делает человека человеком. Она определяет нравственность как отдельного индивида, так и всего общества. От падения или возрастания духовности зависит уровень и глубина нравственности. Именно духовность доминирует в формировании человеческой личности.

Целью духовно-нравственного воспитания является духовное обновление человека, постепенное раскрытие и выявление творческих ресурсов личности. Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию человеком духовно-нравственных ценностей. [1].

Традиционный идеал воспитанности, опираясь на русскую классическую педагогику, предполагает воспитание следующих качеств души личности, которые определяют его поступки: благодарность, целомудрие, личная ответственность, патриотизм - любовь к Родине, стремление и навыки оказания помощи, послушание, сострадание, умение просить прощение и прощать, благожелательность ко всем людям и другие.

Понятие «патриотизм» - это нравственная категория и неотделимо от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который необходимо разрабатывать, исходя из новых условий и нужд современного общества.

В Федеральной целевой программе по патриотическому воспитанию граждан РФ, патриотизм понимается как: «Одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей и культурой, достижениями и проблемами».

Патриот, как известно, прежде всего, есть носитель искренней любви к своему народу, своей Отчизне, «...ревнитель о благе его, отчизнолюб» (словарь В. Даля).

В виду того, что для педагогов и спасателей главной профессиональной миссией является общественное служение, то все выше перечисленные нравственные качества личности вполне представляются профессионально значимыми. Педагоги и спасатели, соответственно, спасая душу и физическое здоровье людей, часто жертвуют собственной жизнью. Недаром людей этих профессий в народе называли «верными сыновьями и служителями Отечества». Проявление жертвенной любви и педагогов и спасателей во имя счастливой жизни другого человека в данном контексте есть проявление патриотизма.

Именно, воспитание чувства патриотизма является необходимым условием для формирования целостной нравственной личности человека. Поэтому главная задача ВУЗа создать эффективные условия для формирования духовно-нравственных качеств, главным образом, чувства патриотизма как профессионально значимого качества.

При этом, следует подчеркнуть, что воспитание, прежде всего, духовно-нравственное в любых его вариациях не может существовать без идеалов и понимание его педагогической сущности и значимости является основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, представлено определение национального идеала воспитанности, что задает смысл ценностных ориентиров в воспитательном процессе. «Современный национальный воспитательный идеал согласно Концепции - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Это сложная педагогическая проблема, так как выбор правильных ценностных ориентиров в процессе формирования личности специалиста требует от педагогов большой ответственности. Ориентируя студентов (курсантов) на духовно-нравственные, патриотические ценности, они, прежде всего, должны быть их носителями.

Важным является также осмысление педагогической значимости идеала в духовно-патриотическом воспитании. Идеал предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека. Идеал - это и цель воспитания, и средство воспитания, и критерий воспитанности личности, и основной мотив самовоспитания и необходимый регулятор поведения, деятельности, источник всех видов активности - познавательной, трудовой, эмоциональной и т.п. Поэтому одна из главных воспитательных задач педагогов - формирование личностно-значимых идеалов, которые вызывают активное желание действовать, проявляя устойчивость волевых усилий.

К сожалению, большинство студентов Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы ГПС МЧС России и Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» не могут назвать имена тех, кем они могли бы гордиться. Причем 57% респондентов заявили, что в России нет людей, которыми можно гордиться, или не смогли вспомнить таковых. 100% патриотизм толкуют правильно, что это любовь к Родине, а из них 90% плохо представляют, в чем эта любовь может быть проявлена. Были опрошены всего 75 студентов 1 и 2 курсов. Это говорит о наличии проблемы среди будущих специалистов в сфере компетентного понимания патриотизма и возможно ее разрешение средствами воспитательного пространства ВУЗа.

Перед образовательными учреждениями системы МЧС и педвузов всегда стояла задача патриотического воспитания - воспитания всесторонне и гармонически развитой личности. Необходимой предпосылкой успеха в преодолении данной проблемы в учебно-воспитательной работе являются высокие нравственные качества офицера и профессорско-преподавательского состава. Чтобы умело воспитывать подчинённых, надо не только хорошо знать свое дело, но иметь еще «чистую душу». Под чистой душой подразумевается патриотизм, честность, правдивость, скромность, доброжелательность, трудолюбие, достойное поведение в быту и другие нравственные качества человека.

Военно-педагогический процесс - это целенаправленная деятельность всего педагогического состава образовательного учреждения. Основные цели, содержание, задачи, формы и методы воспитательной работы определены в концепции воспитания личного состава ГПС МЧС РФ, в организационно-методических указаниях воспитательной работы в ГПС МЧС на текущий год  и в плане подготовки ГПС МЧС на учебный год. [4]. Главным образом истоки патриотического воспитания на примерах боевой и трудовой славы включены в воспитательной системе обучения курсантов ВУЗов системы МЧС.

Патриотическое воспитание солдат и офицеров предполагается основывать на идеях защиты Отечества и интересов государства, идеях воинского долга и чести, верности знамени. Традиционно солдаты и офицеры при развернутом знамени дают торжественное обещание «во всем так поступать, как честному, верному, послушному, храброму солдату надлежит». Эти традиции унаследовали и части системы МЧС, образовательные учреждения системы МЧС. [4]. Эти традиции духовно следует укреплять через учебно-воспитательный процесс.

Что касается особенностей патриотического воспитания будущих педагогов, то это необходимое условие формирования их как личности и подготовки их к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию своих будущих учеников, что является частью их профессиональной компетентности.

Резюмируя вышесказанное можно заключить, что организация духовно-патриотического воспитания будущих специалистов в ВУЗе будет успешным, если будут созданы педагогические условия для:

  • повышения квалификации офицерского и профессорско-преподавательского состава ВУЗа по проблемам патриотического воспитания будущих специалистов.
  • организации комплекса воспитательных мероприятий в контексте патриотического воспитания специалистов в аудиторное и внеаудиторное время.
  • проектной деятельности студентов в рамках будущей профессии с целью формирования у них патриотических нравственных идеалов и ориентиров.

Об опыте реализации педагогических условий. Во-первых, для повышения воспитательной компетентности профессорско-преподавательского состава на базе Шуйского филиала ИвГУ были организованы курсы повышения квалификации по программе «Православная педагогика в ВУЗе» 72 ч. (май, 2015 год), является одним из механизмов грамотного включения элементов традиционных ценностей в учебно-воспитательный процесс. Во-вторых, были разработаны система воспитательных мероприятий в рамках авторской программы дисциплины выбора «Духовно-нравственное воспитание школьников» (с 2012-2013 учебного года реализуется в Шуйском филиале ИвГУ) - автор Джишкариани Т.Д. Программа ориентирована для бакалавров направления Педагогическое образование. В-третьих, в рамках программы студенты - будущие педагоги имеют широкие возможности разрабатывать всевозможные творческие проекты социально-педагогического характера. Например, разработанные студентами Шуйского филиала ИвГУ социально-педагогические проекты  «Профессиональные возможности будущих педагогов в утверждении семейных ценностей в России: равные-равным», «Педагогическая культура венценосной семьи» (по мотивам дневниковых записей семьи царственных мучеников - Николая II), социальные рекламы были отмечены дипломами и грамотами на конкурсах научных студенческих проектов. Активно принимают участие в организации и проведении культурно-просветительских мероприятий в ВУЗе и общеобразовательных организациях.

В конце учебного года был проведен повторный опрос среди студентов, освоивших авторскую программу и принимающих участие в творческих проектах. Сравнительный анализ результатов показал положительную динамику исследования. Все это подтверждает эффективность перечисленных педагогических условий формирования патриотизма и духовно-нравственной личности будущего специалиста.

Наше исследование продолжается и в дальнейшем авторами планируется провести аналогичную проектную деятельность со студентами - курсантами в ФГБОУ ВПО «Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России» с учетом специфики профессии.  Об анализе результатов  дальнейшего исследования будут представлены в следующих статьях авторов.

Таким образом, в условиях поиска новых альтернативных путей развития российского социума, процесс образования должен реагировать на происходящие изменения в обществе, создавая почву для будущего и исследование в данном направлении, проведение сравнительного анализа и обмен опытом, думаем, будет способствовать обогащению воспитательных возможностей профессорско-преподавательского состава, включенным воспитательную работу ВУЗа.

Рецензенты:

Муравьева Г.Е., д.п.н., профессор, профессор, заведующий кафедрой педагогики специального образования ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал, г. Шуя;

Шмелева Е.А., д.п.н, доцент, заместитель директора по научной работе ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал, г. Шуя.