Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE IMPLEMENTATION OF CASE-TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER

Smolyaninova O.G. 1 Khramova L.N. 2 Kolokolnikova Z.U. 2 Mitrosenko S.V. 2 Lobanova O.B. 2
1 Federalnoe State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "Siberian Federal University" (SFU)
2 Lesosibirsky Pedagogical Institute - Branch of the Siberian Federal University
А retrospective and methodological approaches of using the case method (in the foreign practice of the method of case-study) in education are presented in this article. The activity base of case method that actualize its use in the professional education of teachers today are described. Systematization of categorical apparatus of the case method and the interrelationship of teaching situations, pedagogical tasks, analysis, reflection, and educational context. We introduce the model of organization of educational process with the use of technology case and characterized the stages of the implementation of this model; an outline of the types of case studies (practice, teaching, research); examples of case assignments and suggest solutions to them. The article was prepared within the framework of the Project No. 05.043.12.0031 from 18.06.2014 on the development of training programs for future teachers on applied baccalaureate.
analysis
case-study
educational objective
educational situation
situation
teacher
professional education
В Проекте концепции модернизации педагогического образования (2014) большое внимание уделено роли кейс-технологий  в подготовке педагога: «Необходимо отметить значимость разработки и внедрения в педагогическое образование перспективных и доказавших свою эффективность в различных сферах профессиональной подготовки специалистов кейс-технологий» [2]. Проблеме использования кейс-технологий посвящены исследования М. Буравого, О.Н. Калачиковой, И. Козиной, Е.И. Михайловой, Г.Н. Прозументовой, О.Г. Смоляниновой, Ю.П. Сурмина и др. Реализация кейс-метода отвечает набирающей силу тенденции к практикоориентированности профессионального образования, к развитию у обучающихся компетенций, принятия эффективных и обоснованных решений профессиональных проблем. В многочисленных исследованиях отражены различные аспекты кейс-технологии: использование кейсов  для управления персоналом (Е.В. Егорова, И.М. Жураховская, А.А. Чекан и др.); использование кейсов в профессиональном образовании (Н.А. Айцева, И.В. Воронина, А.С. Душкин, В.А. Делигер, Д.А. Елисеев, А.М. Каунов, Е.В. Маликова, Т.Б. Межова, Н.В. Ходякова и др.); кейсы как способ формирования универсальных учебных действий (М.А. Панфилова, В.М. Панфилов и др.); кейсы как инструмент контроля сформированности компетенций студентов (Е.Н. Красикова, В.И. Николаева, А.Ю. Собко и др.).

История появления и распространения метода кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Кейс-метод (в зарубежных образовательных  системах известен как  метод обучения case-study) в современном его виде был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе. Первый учебник ситуационных упражнений был опубликован Коуплендом в 1921 г. при активном участии декана Гарвардской бизнес-школы Воласа Донама (Wallace B. Donham). Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы ХХ века, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях вузов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др. Новая волна интереса к методике case-study началась в девяностые годы. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов, умеющих анализировать и принимать решения. История метода case-study в России в определённой степени связана  с поддержкой международных образовательных фондов и программ. Так, например, обучение большого числа специалистов кейс-технологии было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России (среднее образование)». Проект был реализован при поддержке фонда Дж. Сороса.

Метод case-study - может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни [4]. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (прогнозирование последствий, нахождение эффективных способов), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Решение  студентами кейс-ситуаций предполагает формирование и развитие   научного мышления, исследовательских компетенций (анализ,  декомпозиция, синтез, мыслительный эксперимент, целеполагание, гипотетирование).  

Построение категориального аппарата метода позволяет существенно повысить эффективность его использования, а также открывает возможности для технологизации метода в учебном процессе. Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация», «задача» и «анализ», а также производное от них - «анализ ситуации». Сами по себе эти понятия очень неоднозначно понимаются разными специалистами. Термин «ситуация» содержит в себе несколько смысловых контекстов и может пониматься как некое состояние, которое содержит в себе определённые противоречия и характеризуется высокой степенью нестабильности. Ситуация, как правило, имеет потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ситуации. Ситуация открыта для вхождения и влияния людей, а действия людей связаны с реализацией их целей и интересов в этой ситуации. Педагогическая ситуация - совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых педагогом и возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и преобразованная  педагогом как  профессиональная педагогическая задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных подзадач педагогического процесса. Само возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое. Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Под педагогической задачей, таким образом, следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Под решением задачи можно понимать «воздействие на предмет задачи, обусловливающее ее переход из исходного состояния в требуемое». Решенная задача «перестает быть задачей» [1].       При решении педагогической задачи, по мнению Л.Ф. Спирина, необходимо учитывать: педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъекта (педагог и воспитанник); решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, со стороны педагога; учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи воспитанниками [5]. Специфика педагогической задачи состоит и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником. Нельзя не учитывать и средства решения педагогических задач, так как они могут быть внутренними, свойственными субъектам, решающим их, и внешними, не характерными для субъектов, но используемыми ими.

Ещё одна базовая категория метода - понятие «анализ» может рассматриваться как мысленное расчленение объекта на части и как научное исследование. Существует множество видов анализа: системный, корреляционный, факторный, статистический и другие виды анализа; в целом можно сказать, что все эти разновидности анализа могут использоваться в методе case-study, что в значительной степени расширяет его возможности. Кейс-метод предполагает подключение нескольких видов аналитической деятельности, возможных при осмыслении ситуации. А это требует высокого уровня методологической культуры преподавателя. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела, этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Как правило, кейс включает в себя: ситуацию - случай, проблема, история из реальной жизни; контекст ситуации  -  хронологический, исторический. Кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе представления нового материала и в процессе контроля. Характеристика условий, особенности действия или участников ситуации; комментарий ситуации, представленный автором; вопросы или задания для работы с кейсом; приложения  (артефакты) [3].

Как было отмечено ранее, кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе представления нового материала и в процессе контроля. В рамках реализации Проекта модернизации педагогического образования РФ  на всех пилотных площадках  вузов - исполнителей проекта в  2015 г. запланирована  масштабная апробация  системы оценки профессиональных компетенций студентов, обучающихся на образовательных программах УГСН «Образование и педагогические науки» с использованием профессиональных кейсов и тестов в режиме онлайн. В данном эксперименте участвуют также студенты психолого-педагогического  и педагогического направлений Сибирского федерального университета. Несомненно, данный способ оценки профессиональных компетенций способствует   формированию и активному усвоению знаний и  выработке аналитических умений. Не менее важным, по нашему мнению, является систематическое использования кейс-метода в процессе обучения будущих педагогов для формирования  практических навыков использования академических теорий, методов и принципов на практике; развития творческих способностей, логического мышления и способности принятия  альтернативных решений. Кейс-технологии развивают коммуникативные и социальные навыки, способствуют  развитию рефлексии и самоанализа.

Опишем модель занятия организации учебного процесса с использованием кейс-метода. Этапы организации занятия:

1. Этап погружения в совместную деятельность. Основная задача этого этапа - формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения.

2. Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа - организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах или индивидуально. Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

3. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа - проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Действия преподавателя могут быть следующими: преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения кейса и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги [4].

Разберем для примера кейс, который состоит из следующих шагов.

А. Описание педагогической ситуации (проблема, задача):  ко  Дню пожилого человека староста класса Валя предложила  одноклассникам организовать концерт в Доме ветеранов. Одноклассники заинтересовались предложенным проектом. Но «закадычные друзья» Коля и Саша отозвались отрицательно о проекте и заявили: «Очень надо перед старухами выступать. Лучше футбол погоняем». Многие мальчики были «за», но некоторые боялись  Колю и Сашу. Большинство детей приняло   предложение Вали, они распределили между микрогруппами  обязанности  и стали готовиться к концерту. Кто-то подбирал музыку, кто-то разучивал стихи, кто-то  занимался  оформлением. Постепенно и мальчики включились в процесс подготовки праздника, только Коля и Саша  и еще двое их «преданных друзей» оставались в стороне. Классный руководитель наблюдал за развитием события в коллективе детей и давал необходимые советы.

Б. Дополнительная информация: 4 класс начальной школы. Учительница, которая работала с детьми с 1 по 3 класс, ушла на пенсию. Ее сменил молодой педагог без опыта работы.

В. Приложения: характеристика класса.

Г.  Примерные задания по данному кейсу: а) определите этап развития классного коллектива и выделите 3 (любые) признака коллектива, находящегося на данном этапе развития; б) предложите три  направления  работы педагога по формированию классного коллектива, находящегося на данном этапе развития; в) предложите благоприятный и неблагоприятный варианты развития событий по отношению к Коле и Саше; г) определите  правила деятельности классного руководителя в коллективе, находящемся на данном этапе развития (не менее двух).

Д.  Какие примерные  варианты могут быть предложены студентами при решении данного кейса:

Ответ на задание 1. Классный коллектив находится на 2-м этапе развития.  Коллективу на втором этапе развития присущи следующие признаки:  сформировался актив;  класс поделился на микрогруппы;  большинство воспитанников подчиняется активу;  члены коллектива осознают свои задачи; актив начинает проявлять инициативу в определении задач и организации коллективной деятельности.

Ответ на задание 2. Согласно второму этапа развития классного коллектива педагог организует свою деятельность в следующих направлениях: продолжает изучать индивидуальные особенности членов классного коллектива; обучает членов актива осуществлять руководящие функции; способствует формированию органов самоуправления;  совместно  с органами самоуправления определяет цель и задачи деятельности коллектива.

Ответ на задание 3.  Благоприятный исход: классный руководитель  предлагает Коле и Саше поручения, соответствующие их индивидуальным особенностям и интересам (к футболу). Дети принимают предложение и начинают участвовать в социальном проекте.

Неблагоприятный исход: классный руководитель  и актив не проявляют  инициативы по вовлечению Коли и Саши и их компании в общий проект. Дети устраняются из жизни классного коллектива и переходят в категорию «трудных».

Ответ на задание 4, включая описание последовательности профессиональных действий: 1. Отказ от прямых требований. 2. Поручения активу. 3. Метод параллельного действия. 4. Создание оптимальных условий для развития межличностных отношений в коллективе класса. 5. Объединение микрогрупп в единый коллектив посредством социально значимых детских инициатив.

Приведенные к данному кейсу задания могут носить вариативный характер,  рассматриваться с позиции различных учебных дисциплин (педагогики, психологии и др.), что будет отражаться на предложенных студентами ответах и итоговой оценке решения кейса. Как отмечают студенты, при решении кейсовых заданий они сталкиваются с определенными проблемами:  выделение проблемы в предложенном кейсе;  теоретическое обоснование решения с учетом его междисциплинарного характера;   поиск и нахождение оптимальных решений;  выбор  и оформление ответа в микрогруппе. Решая кейсовые  задания, студенты работают в микрогруппах, анализируют предложенную ситуацию, опираясь на теоретические знания и опыт, полученный в процессе педагогической практики, предлагают пути решения кейса, формируя при этом профессиональные компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Среди кейсов можно выделить различные типы в зависимости от организации представленного в них материала и дидактических целей использования:  кейсы, обучающие анализу и оценке; кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений;  кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом [4].

 На наш взгляд, основной особенностью кейс-метода являются развитие творческих и коммуникативных навыков будущих педагогов, обучение их анализу внутренних и внешних условий, оценке альтернатив и формирование готовности принятия решений.

Таким образом, технология case-study в профессиональном образовании педагога выступает как инновационная и актуальная технология, позволяющая реализовать практикоориентированный характер подготовки учителя.

Рецензенты:

Немировский В.Г., д.соц.н., профессор, ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск;

Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «КГПУ им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.