Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE FORMATION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS WILLINGNESS TO COMMUNICATE WITH PARENTS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Yakovleva E.V. 1
1 Cherepovets State University
We have done the analysis of specific use the interactive methods of teaching in the formation of future primary school teachers willingness to communicate with parents of primary schoolchildren. The experiment was based at the Cherepovets State University (Cherepovets) as part of the course "Basics of family education". The study included 24 third-year students direction “pedagogical education”. The experiment consisted of three stages. In the first phase (September 2014) developed criteria, described levels and selected diagnostic methods for the study of the level of development of the students´ competence in working with parents of primary schoolchildren. In the second phase (from September 2014 to May 2015) implemented a program of discipline "Basics of family education" with the inclusion of interactive methods of teaching. On the third stage (May 2015) organized to study the control section of the final level of the students´ competence in working with parents of primary schoolchildren in order to detect the dynamics of the work.
interactive methods of teaching.
professional competence
the willingness of the teacher to communicate with parents of schoolchildren

Развитие образования как открытой системы, основанной на распределении полномочий и ответственности между всеми субъектами образовательной политики и активизации роли всех участников педагогического процесса: педагогов, обучающихся, родителей, является одной из важных задач модернизации отечественного образования. В ситуации возрастания взаимной ответственности субъектов образовательного процесса актуальным становится необходимость эффективного взаимодействия учителей, детей и родителей.

Несмотря на то, что отечественная система образования накопила значительный опыт по вопросу взаимодействия школы и семьи в воспитании детей, в массовой педагогической практике продолжают существовать противоречия во взаимных ожиданиях педагогов и родителей, ограничения в сотрудничестве, взаимная неудовлетворенность от частоты, содержания и направленности общения.  Между тем, согласно требованиям государственных образовательных стандартов, в школе должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия родителей, в разработке основной образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Учителя должны уметь взаимодействовать с родителями с целью создания единого воспитательного пространства и повышения качества педагогического процесса.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (2009 г.) в области педагогической деятельности данная компетенция выделяется в разделе профессиональных компетенций и формулируется следующим образом: выпускник «готов включаться во взаимодействие с родителями, ... заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5)».  Значимость данного умения подчеркивается и в Профессиональном стандарте педагога (2013 г.).

Под взаимодействием учителя начальных классов с родителями обучающихся мы понимаем организацию их совместной деятельности, в которой достигается выработка единого взгляда на воспитание детей; общность в определении целей воспитания; определенная степень согласованности в выборе методики и техники воспитательных воздействий, установление эмоционально-положительных отношений в триаде «педагог-родители-дети». Взаимодействие - процесс, основанный на сотрудничестве педагога и родителей, в котором аккумулируются их совместные усилия по развитию личности ребенка, координируются действия по его обучению и воспитанию.

Цель исследования

Цель публикации - изучить особенности использования интерактивных методов обучения при формировании у будущих учителей начальных классов готовности к взаимодействию с родителями обучающихся в процессе их профессиональной подготовки в ВУЗе.

Эксперимент проходил на базе Череповецкого государственного университета (г. Череповец) в рамках реализации дисциплины «Основы семейной педагогики» по направлению подготовки "Педагогическое образование", профиль "Начальное образование". В исследовании принимали участие 24 студента 3 курса в возрасте от 19 до 21 года.

Экспериментальная работа состояла из трех этапов.

На первом этапе (апрель, май 2014 г.) нами были разработаны критерии и методики для изучения уровня сформированности у будущих учителей начальных классов готовности к взаимодействию с родителями обучающихся.

На втором этапе (сентябрь 2014 г. - май 2015 г.) была разработана и внедрена программа дисциплины «Основы семейной педагогики» с использованием интерактивных методов обучения.

На третьем этапе (май 2015 г.) был проведен контрольный срез по изучению сформированности у будущих учителей начальных классов готовности к взаимодействию с родителями обучающихся.

Материал и методы исследования

На первом этапе экспериментальной работы были разработаны критерии для изучения уровня готовности будущих учителей начальных классов к взаимодействию с родителями обучающихся. Готовность взаимодействовать с родителями мы рассматривали через сформированность у студентов следующих умений:

  • умение применять психолого-педагогические методы для изучения опыта семейного воспитания и индивидуальных особенностей ребенка;
  • умение выработать единый с родителями взгляд на сущность воспитания; определить цели и задачи воспитания;
  • умение выработать согласованную методику и технику воспитательных воздействий, корректировать и координировать их в различных ситуациях;
  • умение устанавливать эмоционально-положительные взаимоотношения в триаде «педагог-родители-дети»;

·           умение проанализировать и оценить результаты взаимодействия.

Нами выделены 3 уровня сформированности готовности будущего учителя начальных классов к взаимодействию с семьями обучающихся: недостаточный, базовый, повышенный.

Недостаточный уровень готовности будущего учителя к взаимодействию с родителями школьника характеризуется тем, что студент не умеет использовать методы педагогической диагностики для изучения опыта семейного воспитания и  индивидуальных особенностей ребенка; не считает взаимодействие с родителями необходимым, не умеет правильно поставить общие цели воспитания школьника; не знает, каким образом  координировать воспитательные воздействия педагога и родителей в различных ситуациях; демонстрирует низкий уровень владения техникой общения с родителями; некритично оценивает результаты взаимодействия, затрудняется анализировать их. Недостаточный уровень характеризуется отсутствием у будущего педагога готовности к осуществлению взаимодействия с родителями обучающегося.

Находясь на базовом уровне, будущий учитель начальных классов осознает цели и значимость взаимодействия с семьями обучающихся; умеет сформулировать цель воспитания, способен организовать совместную деятельность по решению проблем индивидуального развития младшего школьника; умеет устанавливать эмоционально-положительные взаимоотношения с родителями; способен проанализировать и оценить результаты взаимодействия с семьей учащихся. Базовый уровень проявляется в наличии готовности к организации и осуществлению взаимодействия с родителями.

На повышенном уровне будущий педагог демонстрирует осознание цели и значимости взаимодействия с родителями школьников; умение четко ставить общие для семьи и школы цели воспитания, способность творчески подойти к организации совместной деятельности по решению проблем развития ребенка, а также других проблем, с которыми обращаются члены семьи; умение выстроить позитивные отношения в процессе общения с родителями; способность тщательно проанализировать, критично и адекватно оценить свою профессиональную деятельность, результаты взаимодействия с родителями. Повышенный уровень характеризуется готовностью будущего педагога на основе творческого подхода осуществлять взаимодействие с семьей обучающегося.

На основе разработанных критериев и уровней мы провели диагностику готовности будущих учителей начальных классов к взаимодействию с родителями школьников.

Для анализа уровня сформированности данных умений нами был разработан экспертный лист «Оценка компетентности в вопросах взаимодействия с родителями обучающихся». Студентам было предложено оценить по 5-бальной шкале степень своего согласия с утверждениями, а также выразить свое мнение по вопросам, касающимся различных аспектов взаимодействия учителя и семьи в вопросах воспитания детей.

Анализ результатов самооценки студентов показал, что почти половина студентов, участвующих в исследовании, оценивают свои знания и умения по вопросам взаимодействия с семьей обучающегося на недостаточном уровне (46 %), 33 % считают, что они обладают знаниями в вопросах построения взаимоотношений с родителями младших школьников на базовом уровне, только 21 % будущих учителей  начальных классов считают себя хорошо подготовленными к осуществлению взаимодействия с семьей младшего школьника.

Однако многие студенты (71 %) отметили, что они не способны правильно подбирать тактику взаимодействия с родителями в тех или иных ситуациях, требующих совместных усилий  семьи и школы в воспитании детей.

Следует отметить, что большинство студентов понимают, что самое главное в построении взаимоотношений с родителями - желание общаться с семьей ученика, умение сделать родителей союзниками в воспитании детей, но при этом среди наиболее важных функций педагога работу с родителями выделили только 25 % респондентов.

67 % будущих педагогов предпочли бы взаимодействовать с благополучными семьями, и только 21 % считают, что готовы осуществлять взаимодействие с любыми семьями, 50 % студентов не представляют, как работать с неблагополучными семьями.

В качестве основных форм взаимодействия с родителями практически  все студенты назвали индивидуальную беседу (83 % респондентов) и  родительское собрание (87 %). Только 29 % перечислили другие формы работы, направленные на вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, совершенствование  педагогической культуры родителей, на поддержку детей, членов семьи, на оказание им педагогической помощи.

Многие будущие учителя (46 %) боятся выстраивать взаимоотношения с родителями, так как предполагают, что из-за их неопытности родители не будут следовать их рекомендациям.

Более половины студентов (67 %), участвующих в исследовании,  не знают, как помочь урегулировать конфликты, возникающие между родителями и детьми, между другими членами семьи и ребенком, а также опасаются того, что не смогут найти правильный выход из конфликтной ситуации между педагогом и родителями обучающихся. 

Полученные нами данные позволили сделать вывод, что у половины студентов не сформирован взгляд на взаимодействие с родителями как на сотрудничество, будущие учителя начальных классов недостаточно компетентны в вопросах проектирования и организации взаимодействия с семьями обучающихся.

С целью уточнения полученных результатов студентам было предложено решить ситуации, в содержание которых были заложены вопросы, касающиеся организации взаимодействия педагога и родителей. В решении практических задач большинство студентов испытали трудности, 33 % не справились с предложенным заданием, остальные 67 % попытались выполнить задание с опорой на знания, полученные при изучении психологии, педагогики, методики воспитания младших школьников, а также с опорой на собственный опыт общения с людьми.

В целом проведенное нами исследование показало, что в системе подготовки учителей начальных классов в ВУЗе необходимо усилить работу по формированию у них умений, связанных с организацией взаимодействия с семьей, наполнить ее ценностно-значимым содержанием, новыми способами обучения.

В основу современной вузовской подготовки будущих учителей положен компетентностный подход. Актуальность реализации компетентностного подхода подчеркивается в трудах многих ученых (В.А. Болотов [1], Л.И. Бурова [2], И.А. Зимняя [3], Е.В. Яковлева [5] и др.). Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не готовое знание, а формируются умения, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер и сама становится предметом усвоения, а, значит, актуальным становится поиск методов и приемов обучения, с помощью которых формирование компетенций будет эффективным. Одним из способов, позволяющим усилить практико-ориентированную составляющую подготовки будущих учителей начальных классов, является использование интерактивных методов обучения. Под интерактивными методами обучения понимают «способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития» [4, с.5].  Интерактивные методы способствуют интенсивному  общению преподавателя и студента на занятии, направлены на изменение, совершенствование профессиональных моделей поведения и деятельности будущих педагогов.

Программа дисциплины «Основы семейной педагогики» была разработана с целью формирования у студентов 3 курса готовности к проектированию и организации взаимодействия с родителями обучающихся и внедрена с учетом использования интерактивных методов обучения. В качестве концептуальных теоретических идей в основу изучения данного курса были положены теории сопровождения, педагогического посредничества. В ходе занятий будущие педагоги рассматривали закономерности построения эффективной системы взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения, а также способы проектирования и реализации стратегии сотрудничества во взаимодействии семьи и школы.

Для формирования у студентов компетенции в вопросах организации взаимодействия с родителями обучающихся нами использовались следующие интерактивные методы обучения:

-проблемные лекции с целью ознакомления студентов со способами организации взаимодействия с семьей на основе сотрудничества;

-дискуссии с целью формирования у будущих педагогов потребности в изменении стереотипов взаимоотношений с учениками и их родителями при организации учебно-воспитательного процесса;

-тренинговые упражнения, связанные с развитием навыков общения для налаживания благоприятных взаимоотношений с младшими школьниками и их родителями;

-включение студентов в исследовательскую деятельность по вопросам организации взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников;

-работа в группах по разработке программ работы школы с родителями («Методика и технологии проведения родительских собраний, встреч педагогов с родителями», «Проведение индивидуального консультирования родителей», «Организация тренингов для родителей по решению проблем семейного воспитания» и др.).

Результаты исследования

В конце изучения дисциплины с целью оценки результативности работы нами был проведен контрольный срез. Студентам было предложено повторно заполнить экспертный лист и решить практические задачи. По результатам самооценки получилось, что 25 % студентов стали оценивать свои знания и умения в области построения взаимодействия с семьей младшего школьника на повышенном уровне, остальные 75 % отметили, что они обладают достаточными знаниями в вопросах построения взаимоотношений с семьей школьника на основе сотрудничества (базовый уровень). На недостаточном уровне сформированность данной компетенции не оценил никто из студентов, участвующих в экспериментальной работе. При решении практических заданий студенты стали давать более глубокие, содержательные ответы. 75 % справились с предложенным заданием, выбрали адекватные формы и методы взаимодействия с родителями на основе сотрудничества. Однако 25 % студентов испытали затруднения, несмотря на то, что свой уровень в листе самооценки определили как базовый.

Выводы

Анализ полученных данных и их интерпретация позволили нам сделать вывод о результативности проделанной работы в процессе реализации программы дисциплины «Основы семейной педагогики». Очевидна положительная динамика в формировании у будущих учителей начальных классов готовности к взаимодействию с родителями обучающихся.

В ходе исследования выяснилось, что на повышение педагогической компетентности будущего педагога по вопросам организации взаимодействия с родителями учащихся на основе сотрудничества оказывают влияние следующие условия:

-создание у будущих учителей начальных классов мотивации на организацию взаимодействия с родителями обучающихся;

-выявление затруднений, возникающих у будущих педагогов во взаимодействии с родителями, и целенаправленная работа по их разрешению;

-моделирование на занятиях профессиональных ситуаций, которые позволяют лучше усваивать знания и формировать умения, связанные с организацией взаимодействия с семьей, с реализацией новых технологий организации совместной деятельности по воспитанию младших школьников;

-использование обоснованного сочетания на практических занятиях индивидуальных и групповых форм работы студентов, что позволяет каждому делиться своим опытом с другими и способствует развитию навыков организации взаимодействия с родителями школьников.

Рецензенты:

Бурова Л.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры начального образования ФГБОУ ВПО Череповецкий государственный университет, г. Череповец;

Денисова О.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой дефектологического образования ФГБОУ ВПО Череповецкий государственный университет, г. Череповец.