Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MANIFESTATION OF DEVIANT FORMS OF BEHAVIOUR AMONG RURAL TEENAGERS: STATE AND TENDENCIES

Dorfman I.A. 1
1 Ufa State Aviation Technical University
In the presented article the problem of manifestation of deviant forms of behavior among rural teenagers is considered. The most widespread forms of deviant behavior of teenagers in the village are: abuse of alcohol, tobacco smoking, drug addiction, prostitution, suicides, etc. Themfeatureisthat,thattheyoftenare interconnectedbetweenthemselves,canbe combinedand to flowfrom oneforms in another.Growth of number and forms of deviant behavior among teenagers conducts not only to adverse effects for society, but also for teenagers, threatening their physical and mental health. It is shown that death rate in the teenage environment is defined by various factors: family economic and social situation, socially vulnerability of teenagers, the young man and his family, an inefficiency of system of medical and social security of children on the entire period of their development, etc. Having considered forma and tendencies of manifestation deviant behaviorin the teenage environment the author draws a conclusion that such the behavior is resultadverse ocial of development and also result of destruction social and devaluation of ethical standards; crisis of institute of a family, orientation of teenagers to consumer values, poor quality of "free" services of education and health care.
drug addiction
family alcoholism
social norms
socialization
rural teenagers
deviant behavior of teenagers
crime

В последние десятилетия в российском обществе наблюдается значительный рост девиантных форм поведения в подростковой среде, в том числе среди сельских подростков. ㅤИменно в подростковом возрасте происходит становление будущей личности, развиваются ее взаимоотношения с окружающим миром, приобретаются новые социальны статусы и роли, происходит физиологическое изменение, интеллектуальное и нравственное развитие. К сожалению, сегодня в своих поступках и поведении многие подростки не видят границ между нормой и отклонением, к тому же наблюдается трансформация ценностных ориентаций подростков, направленных в сторону асоциальной, а порой и противоправной деятельности. Наличие вредных привычек, сопряженных с риском для жизни и здоровья, стало неотъемлемой характерной чертой подростковой среды.

Наиболее распространнеными формами девиантного поведения подростков на селе являются: злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания, проституция, самоубийства и др. Ихㅤ особенностьюㅤ являетсяㅤ то,ㅤ чтоㅤ ониㅤ зачастуюㅤ взаимосвязаныㅤ междуㅤ собой,ㅤ могутㅤ сочетатьсяㅤ иㅤ перетекатьㅤ изㅤ однойㅤ формыㅤ вㅤ другую.ㅤ Рост числа и форм девиантного поведения среди подростков ведет к неблагоприятным последствиям не только для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью.ㅤ

По данным Роспотребнадзора, ежедневно в России потребляют алкоголь (включая пиво) 33% юношей и 20% девушек. Злоупотребление алкоголем в юности увеличивает в 5-6 раз риск развития алкоголизма и смерти, особенно насильственной, в будущем. По данным МВД России, более 80% преступлений несовершеннолетние и молодые люди совершают в состоянии алкогольного опьянения [1].

Согласно исследованиям, проведенным Институтом социологии РАН среди работающих подростков, среди молодых людей 14-19 лет 77% юношей и 51% девушек выпивают раз в месяц и чаще, при этом среди них соответственно 45,5% и 30,6% имеют опыт неоднократного сильного опьянения. Причина этого - высокоалкоголизированное взрослое окружение, в которое попадают работающие молодые люди моложе 20 лет, занятые, как правило, неквалифицированным трудом. Уклониться от употребления спиртного с товарищами по работе им сложно, поскольку в России, как известно, широко распространена практика употребления спиртного на рабочем месте во время рабочего дня. Это позволяет говорить об усиливающейся дифференциации потребления спиртного подростками, выросшими в разной социальной среде.ㅤ

В зарубежных странах эти показатели намного ниже. Так, в соответствии с проведенным опросом среди подростков Германии 51% юношей и 49% девушек не выпивают или выпивают один раз в месяц. Из числа опрошенных и пробовавших курить 41,3% мальчиков и 34,7% девочек закуривали для того, чтобы «не показаться маменькиным сынком», «не отстать от друзей», «познакомиться» и «понравиться другим ребятам». При этом девочки в большей степени, чем мальчики, склонны к тому, чтобы курить «при неприятностях» (8,1% и 1,7% соответственно). С «неприятностями» у них чаще бывает связано и начало курения. В Германииㅤ толькоㅤ 12%ㅤ  мальчиков и 11,6% девочек курили за компанию или по дружбе [3].

Согласно Докладу Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, посвященному насилию и преступности среди подростков и молодежи, Россия заняла в 2010 г. первое место в Европе по уровню смертности от насильственных причин в этой возрастной группе. Среди россиян в возрасте 10-29 лет смертность составляет 15,85 человек на 100 тысяч человек. Это самый высокий показатель среди 53 обследованных стран. Согласно данным социологов наибольшее число насильственных смертей среди молодежи приходится на малообеспеченные слои населения. Четверо из пяти погибших - молодые мужчины. Большинство смертей связано с ножевыми ранениями (40%).

По уровню подростковых самоубийств Россия также занимает первое место в мире. Согласно обзору «Смертность подростков в Российской Федерации», подготовленному при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в развитых западных странах уровень депрессии подростков не превышает 5%, в России же он составляет около 20%. Мысль о самоубийстве появляется у 45% российских девушек и 27% юношей. По мнению экспертов, более 90% смертей от внешних причин в детско-молодежной среде можно было бы предотвратить [1].

По данным же Федеральной службы государственной статистики главные причины детской смертности в России - ДТП (дорожно-транспортные происшествия) и суициды. Российские дети чаще погибают в дорожно-транспортных происшествиях в 3 года, 7 и 16 лет. А возраст детских самоубийств приходится на 11 и 15 лет.

Уровень смертности в подростковой среде определяется различными факторами: социально-экономическим положением семьи, социальной незащищенностью подростков, молодого человека и его семьи, неэффективностью системы медицинского и социального обеспечения детей на всем периоде их развития и др.

Рассмотрев ㅤформыㅤ девиантногоㅤ поведенияㅤ, можноㅤ сказать,ㅤ чтоㅤ такоеㅤ поведениеㅤ являетсяㅤ результатомㅤ сложившегося социально-экономического положения подростков и их родителей, а также неблагоприятногоㅤ социальногоㅤ развития.ㅤ Эти выводы подтверждаются результатами ряда исследований молодежной проблематики в Республике Башкортостан [2]. Отрицательноеㅤ влияние,ㅤ испытываемоеㅤ подросткомㅤ соㅤ стороны,ㅤ можноㅤ разделитьㅤ наㅤ прямыеㅤ иㅤ косвенныеㅤ десоциализирующиеㅤ влияния.

Прямыеㅤ десоциализирующиеㅤ влиянияㅤ средыㅤ оказываютсяㅤ соㅤ стороныㅤ ближайшегоㅤ окружения,ㅤ котороеㅤ прямоㅤ демонстрируетㅤ образцыㅤ асоциальногоㅤ поведения,ㅤ антиобщественныхㅤ ориентацийㅤ иㅤ убеждений,ㅤ когдаㅤ действуютㅤ антиобщественныеㅤ нормыㅤ иㅤ ценности,ㅤ групповыеㅤ предписания,ㅤ поведенческиеㅤ регуляторы,ㅤ направленныеㅤ на ㅤформированиеㅤ личностиㅤ асоциальногоㅤ типа.ㅤ Вㅤ данныхㅤ случаяхㅤ этоㅤ называетсяㅤ ситуациямиㅤ десоциализации.ㅤ Вㅤ ролиㅤ такихㅤ институтовㅤ могутㅤ выступатьㅤ криминогенныеㅤ неформальныеㅤ подростковыеㅤ группы,ㅤ группыㅤ преступников,ㅤ спекулянтов,ㅤ лицㅤ безㅤ определенныхㅤ занятийㅤ иㅤ т.д.ㅤ Этуㅤ жеㅤ рольㅤ могутㅤ игратьㅤ иㅤ частьㅤ семейㅤ аморальногоㅤ типа,ㅤ гдеㅤ наследственность,ㅤ аморальныйㅤ образㅤ жизни,ㅤ скандалыㅤ иㅤ дебошиㅤ родителейㅤ сталиㅤ нормойㅤ повседневныхㅤ отношений.

Школьнаяㅤ среда,ㅤ гдеㅤ проходитㅤ значительнаяㅤ частьㅤ времениㅤ несовершеннолетних,ㅤ такжеㅤ содержитㅤ непосредственныеㅤ образцыㅤ отклоняющегосяㅤ поведения.

Темㅤ неㅤ менееㅤ уㅤ определеннойㅤ частиㅤ подростков,ㅤ воспитывающихсяㅤ воㅤ вполнеㅤ благоприятнойㅤ средеㅤ,  также возможнаㅤ социальнаяㅤ дезадаптацияㅤ сㅤ асоциальнымㅤ поведенческимㅤ проявлением.ㅤ Вㅤ данномㅤ случаеㅤ имеютㅤ местоㅤ эффектыㅤ косвеннойㅤ десоциализации,ㅤ проявляющиесяㅤ вㅤ отчужденииㅤ индивидаㅤ отㅤ своихㅤ инстинктовㅤ социализации,ㅤ вㅤ егоㅤ невосприимчивостиㅤ кㅤ нормамㅤ иㅤ ценностямㅤ ближайшегоㅤ окружения.

Косвенныеㅤ десоциализирующиеㅤ влиянияㅤ могутㅤ бытьㅤ обусловленыㅤ разнообразнымиㅤ факторамиㅤ социально-психологическогоㅤ иㅤ психолого-педагогическогоㅤ характера.ㅤ Так,ㅤ социально-психологическиеㅤ факторы,ㅤ приводящиеㅤ кㅤ косвеннойㅤ десоциализации,ㅤ заключаютсяㅤ вㅤ отсутствииㅤ необходимыхㅤ условийㅤ дляㅤ реализацииㅤ «запуска»ㅤ ведущихㅤ механизмовㅤ иㅤ способовㅤ социализации,ㅤ поㅤсредствомㅤ которыхㅤ происходитㅤ усвоениеㅤ социальногоㅤ опыта [4].

Изㅤ факторовㅤ социализации,ㅤ рассматриваемыхㅤ поㅤ отдельности,ㅤ самымㅤ важнымㅤ иㅤ влиятельнымㅤ былаㅤ иㅤ остаетсяㅤ родительскаяㅤ семьяㅤ какㅤ первичнаяㅤ ячейкаㅤ общества,ㅤ влияниеㅤ которойㅤ ребенокㅤ испытываетㅤ раньшеㅤ всего,ㅤ когдаㅤ онㅤ наиболееㅤ восприимчив.ㅤ Семейныеㅤ условия,ㅤ включаяㅤ социальноеㅤ положение,ㅤ родㅤ занятий,ㅤ материальныйㅤ уровеньㅤ иㅤ уровеньㅤ образованияㅤ родителей,ㅤ вㅤ значительнойㅤ мереㅤ предопределяютㅤ жизненныйㅤ путьㅤ ребенка.ㅤ Кромеㅤ сознательного,ㅤ целенаправленногоㅤ воспитания,ㅤ котороеㅤ даютㅤ емуㅤ родители,ㅤ наㅤ ребенкаㅤ воздействуетㅤ и всяㅤ внутрисемейнаяㅤ атмосфера,ㅤ причемㅤ эффектㅤ этогоㅤ воздействияㅤ накапливаетсяㅤ сㅤ возрастом,ㅤ преломляясьㅤ вㅤ структуреㅤ личности.ㅤ

В ㅤсельских районах Республикиㅤ Башкортостан,ㅤ какㅤ иㅤ во всей Россииㅤ, модернизационныеㅤ процессыㅤ дополняютсяㅤ неоднозначнымиㅤ социально-экономическимиㅤ иㅤ демографическимиㅤ условиями.ㅤ Поㅤ мнениюㅤ экспертов,ㅤ средиㅤ наиболееㅤ острыхㅤ проблемㅤ семейㅤ вㅤ Башкортостанеㅤ -ㅤ воспитаниеㅤ детейㅤ вㅤ неполныхㅤ семьях,ㅤ одинокоеㅤ материнствоㅤ (каждыйㅤ 2-йㅤ эксперт);ㅤ социальноеㅤ сиротство,ㅤ безнадзорностьㅤ иㅤ беспризорностьㅤ детейㅤ (каждыйㅤ 3-йㅤ эксперт),ㅤ недостаточноеㅤ участиеㅤ отцовㅤ вㅤ воспитанииㅤ детейㅤ (каждыйㅤ 4-йㅤ эксперт);ㅤ подростковаяㅤ и ㅤдетскаяㅤ преступностьㅤ (каждыйㅤ 6-йㅤ эксперт).ㅤ Этиㅤ проблемыㅤ напрямуюㅤ связаныㅤ сㅤ воспитаниемㅤ иㅤ ограничиваютㅤ развитиеㅤ человека [5].

Средиㅤ основныхㅤ причин,ㅤ поㅤ которымㅤ детиㅤ воспитываютсяㅤ вㅤ неполныхㅤ семьях,ㅤ чащеㅤ одинокимиㅤ матерями, являютсяㅤ пьянствоㅤ иㅤ алкоголизм,ㅤ низкаяㅤ культураㅤ взаимоотношений,ㅤ неумениеㅤ иㅤ нежеланиеㅤ строитьㅤ отношения,ㅤ уступатьㅤ другㅤ другу.ㅤ Всеㅤ этоㅤ болезненноㅤ сказываетсяㅤ наㅤ детях.ㅤ Значительнаяㅤ часть ㅤㅤ приобретает статусㅤ «безнадзорного»ㅤ иㅤ «беспризорного»ㅤ ребенка.ㅤ Основнымиㅤ причинамиㅤ распространенияㅤ беспризорностиㅤ иㅤ безнадзорностиㅤ детейㅤ вㅤ Башкортостане,ㅤ поㅤ мнениюㅤ экспертов,ㅤ являютсяㅤ пьянствоㅤ иㅤ алкоголизмㅤ вㅤ семьеㅤ (85%);ㅤ трудныеㅤ условияㅤ жизниㅤ семейㅤ (51%);ㅤ недостаточныйㅤ уровеньㅤ педагогическойㅤ иㅤ психологическойㅤ грамотностиㅤ родителейㅤ (29,4%),ㅤ аㅤ такжеㅤ отсутствиеㅤ наказанийㅤ заㅤ невыполнениеㅤ родительскихㅤ обязанностей,ㅤ нехваткаㅤ уㅤ родителейㅤ времениㅤ наㅤ детей,ㅤ низкийㅤ уровеньㅤ доступностиㅤ кружков,ㅤ секцийㅤ дляㅤ ребятㅤ изㅤ малообеспеченныхㅤ семей.

Вㅤ итогеㅤ воспитательныйㅤ процесс,ㅤ родительство,ㅤ супружествоㅤ вㅤ большинствеㅤ семейㅤ протекаютㅤ сㅤ болезненнымиㅤ осложнениями,ㅤ проявлениямиㅤ отклоненияㅤ отㅤ нормㅤ,ㅤ чтоㅤ подтверждаетсяㅤ статистикойㅤ правонарушенийㅤ иㅤ семейногоㅤ неблагополучия.ㅤ Вㅤ 2011ㅤ г.ㅤ выявленыㅤ иㅤ поставленыㅤ наㅤ учетㅤ 1699ㅤ родителей,ㅤ злостноㅤ уклоняющихсяㅤ отㅤ воспитанияㅤ несовершеннолетнихㅤ детей [6].ㅤ       Вㅤ 2011ㅤ г. болееㅤ чемㅤ кㅤ 13ㅤ тысячамㅤ родителямㅤ иㅤ инымㅤ законнымㅤ представителямㅤ принятыㅤ мерыㅤ административногоㅤ воздействия,ㅤ вㅤ томㅤ числеㅤ заㅤ неисполнениеㅤ обязанностейㅤ поㅤ содержаниюㅤ иㅤ воспитаниюㅤ несовершеннолетнихㅤ -ㅤ 11ㅤ 927,ㅤ заㅤ появлениеㅤ вㅤ состоянииㅤ опьяненияㅤ несовершеннолетнихㅤ вㅤ возрастеㅤ доㅤ 16ㅤ лет,ㅤ аㅤ равноㅤ распитиеㅤ имиㅤ алкогольнойㅤ иㅤ спиртосодержащейㅤ продукции,ㅤ потреблениеㅤ наркотическихㅤ средствㅤ илиㅤ психотропныхㅤ веществㅤ вㅤ обшественныхㅤ местахㅤ -ㅤ 1ㅤ 038,ㅤ заㅤ вовлечениеㅤ несовершеннолетнихㅤ вㅤ употреблениеㅤ спиртныхㅤ напитковㅤ илиㅤ одурманивающихㅤ веществㅤ -ㅤ 39,ㅤ заㅤ допущениеㅤ нахожденияㅤ несовершеннолетних,ㅤ неㅤ достигшихㅤ возрастаㅤ 17ㅤ лет,ㅤ вㅤ местах,ㅤ установленныхㅤ Закономㅤ Республикиㅤ Башкортостанㅤ отㅤ 31ㅤ декабряㅤ 1999ㅤ г.ㅤ «Обㅤ основныхㅤ гарантияхㅤ правㅤ ребенкаㅤ вㅤ Республикеㅤ Башкортостан»ㅤ -ㅤ 772 [6].

Современнаяㅤ семьяㅤ функционируетㅤ вㅤ агрессивнойㅤ информационнойㅤ среде,ㅤ способнойㅤ нивелироватьㅤ условияㅤ родителейㅤ поㅤ воспитаниюㅤ вㅤ ребенкеㅤ наилучшихㅤ человеческихㅤ качеств.ㅤ СМИ,ㅤ интернет-сайтыㅤ пестрятㅤ новостямиㅤ оㅤ любовныхㅤ историяхㅤ иㅤ семейныхㅤ скандалахㅤ известныхㅤ людейㅤ -ㅤ политиковㅤ илиㅤ звездㅤ шоу-бизнеса,ㅤ эпотажныхㅤ выходках,ㅤ которыеㅤ вызываютㅤ нездоровоеㅤ любопытствоㅤ уㅤ детейㅤ иㅤ подростков.ㅤ Выставляютсяㅤ напоказㅤ гомосексуальныеㅤ отношенияㅤ иㅤ однополыеㅤ браки,ㅤ легализованныеㅤ вㅤ рядеㅤ европейскихㅤ странㅤ иㅤ некоторыхㅤ американскихㅤ штатах.ㅤ Проституцияㅤ представляетсяㅤ какㅤ профессияㅤ илиㅤ родㅤ занятий,ㅤ приносящийㅤ быстрыйㅤ доход.ㅤ Любуюㅤ информациюㅤ ребенок,ㅤ подростокㅤ можетㅤ получитьㅤ сам,ㅤ неㅤ обращаясьㅤ кㅤ родителямㅤ илиㅤ взрослым:ㅤ изㅤ Интернетаㅤ можноㅤ узнатьㅤ неㅤ толькоㅤ оㅤ том,ㅤ откудаㅤ берутсяㅤ дети,ㅤ ноㅤ иㅤ оㅤ том,ㅤ какㅤ эффективно...ㅤ уйтиㅤ изㅤ жизни.ㅤ Молодеетㅤ возрастㅤ первойㅤ пробыㅤ алкоголя,ㅤ табака,ㅤ наркотиков,ㅤ сексуальногоㅤ опыта.ㅤ Всеㅤ этоㅤ подтверждаютㅤ иㅤ результатыㅤ социологическихㅤ исследований.ㅤ Поㅤ мнениюㅤ опрошенных,ㅤ вㅤ первойㅤ пятеркеㅤ причинㅤ детскойㅤ иㅤ подростковойㅤ преступностиㅤ вㅤ регионеㅤ -ㅤ негативноеㅤ влияниеㅤ родителейㅤ наㅤ детейㅤ (пьянства,ㅤ жестокость,ㅤ насилие);ㅤ влияниеㅤ Интернета,ㅤ телевидения,ㅤ гдеㅤ широкоㅤ освещаютсяㅤ убийства,ㅤ преступность;ㅤ низкиеㅤ доходыㅤ иㅤ безработицаㅤ родителей;ㅤ отсутствиеㅤ педагогическихㅤ иㅤ психологическихㅤ знанийㅤ иㅤ уменийㅤ уㅤ родителейㅤ иㅤ культㅤ силыㅤ иㅤ романтизацияㅤ преступнойㅤ средыㅤ вㅤ обществе [5].

Насилиеㅤ вㅤ семьеㅤ вㅤ большейㅤ степениㅤ осознаетсяㅤ какㅤ социальнаяㅤ проблемаㅤ представителямиㅤ общественности,ㅤ гражданскогоㅤ общества,ㅤ научнойㅤ интеллигенцииㅤ (21%),ㅤ чемㅤ экспертами,ㅤ работающимиㅤ вㅤ законодательныхㅤ иㅤ исполнительныхㅤ органахㅤ властиㅤ (14%)ㅤ,  иㅤ теми,ㅤ ктоㅤ вㅤ своейㅤ деятельностиㅤ занимаетсяㅤ проблемамиㅤ семьиㅤ (специалистамиㅤ социальныхㅤ иㅤ социально-психологическихㅤ центров,ㅤ руководителямиㅤ образовательныхㅤ иㅤ медицинскихㅤ учрежденийㅤ иㅤ др.)ㅤ (12%). Вㅤ тоㅤ жеㅤ времяㅤ насилиеㅤ родителейㅤ поㅤ отношениюㅤ кㅤ своимㅤ детямㅤ (нарядуㅤ сㅤ пьянствомㅤ иㅤ алкоголизмом)ㅤ рассматриваетсяㅤ экспертамиㅤ какㅤ главнаяㅤ причинаㅤ распространенияㅤ детскойㅤ иㅤ подростковойㅤ преступности.ㅤ Наㅤ этоㅤ указалиㅤ 90%ㅤ представителейㅤ законодательнойㅤ иㅤ исполнительнойㅤ власти,ㅤ 86,2%ㅤ экспертовㅤ изㅤ социально-психологических,ㅤ образовательныхㅤ иㅤ медицинскихㅤ учрежденийㅤ иㅤ 59,5%ㅤ представителейㅤ гражданскогоㅤ общества,ㅤ общественности,ㅤ науки.ㅤ Главнойㅤ причинойㅤ насилияㅤ вㅤ отношенииㅤ детейㅤ экспертыㅤ указалиㅤ алкоголизмㅤ отцовㅤ (80,5%)ㅤ иㅤ матерейㅤ (71%).ㅤ Значительнаяㅤ частьㅤ респондентовㅤ признает,ㅤ чтоㅤ насилиеㅤ -ㅤ этоㅤ таㅤ социально-психологическаяㅤ проблема,ㅤ котораяㅤ переходитㅤ изㅤ поколенияㅤ вㅤ поколение:ㅤ лица,ㅤ пережившиеㅤ насилиеㅤ вㅤ детстве,ㅤ начинаютㅤ воㅤ взрослойㅤ жизниㅤ воспроизводитьㅤ вㅤ своихㅤ семьяхㅤ именноㅤ этотㅤ типㅤ поведения.ㅤ Даннаяㅤ причинаㅤ стоитㅤ наㅤ второмㅤ местеㅤ средиㅤ ответов,ㅤ раскрывающихㅤ причиныㅤ насилияㅤ кㅤ детям.ㅤ Кромеㅤ того,ㅤ болееㅤ половиныㅤ респондентовㅤ указалиㅤ наㅤ то,ㅤ чтоㅤ нашеㅤ населениеㅤ вㅤ основнойㅤ своейㅤ массеㅤ неㅤ владеетㅤ навыкамиㅤ разрешенияㅤ конфликтов,ㅤ неㅤ имеетㅤ психологическойㅤ грамотностиㅤ иㅤ культуры.ㅤ Этаㅤ причинаㅤ стоитㅤ наㅤ четвертомㅤ местеㅤ средиㅤ ответовㅤ оㅤ причинахㅤ насилияㅤ поㅤ отношениюㅤ кㅤ детямㅤ (52,8%).

Таким образом, катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания сельских подростков, расширяют зону риска формирования в их среде опасного образа жизни разрушение социальных и девальвация нравственных норм; кризис института семьи; ориентация на потребительские ценности; низкое качество «бесплатных» услуг образования и здравоохранения.

Формирование девиантного образа жизни деструктивной направленности, увеличение смертности, инвалидности, развитие различных патологий здоровья у детей, рост преступности в подростковой среде актуализируют потребность в поиске путей формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к вопросам социализации, а также совершенствования на различных уровнях системы профилактики девиантных форм поведения сельских подростков и молодежи.

Рецензенты:

Гуров В.Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления образованием Института развития образования Республики, г. Уфа;

Галлямов Р.Р., д.соц.н., профессор, главный научный сотрудник сектора социально-политических исследований Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, г. Уфа.