Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIAGNOSTICS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF PEDAGOGY IN THE FIELD OF GENDER EDUCATION OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Salnikova Yu.N. 1
1 "Ural state University of railway engineering – Perm Institute of rail transport (branch USURT in Perm (Russia)"
A study on formation of professional competence in the field of gender education of children of senior preschool age students enrolled in the areas of preparation 050100 teacher education (qualification (degree) bachelor and 050400 Psychological and pedagogical education (qualification (degree) bachelor). The author, using theoretical research methods (historical, phenomenological, and comparative analysis), actualizes the support of a number of new positions on the problem of formation of professional competence of bachelors of pedagogy in the field of gender education of children of senior preschool age. Shows the role of gender approach in the study of disciplines of a professional cycle, are the main components of professional competence of bachelors of pedagogy in the field of gender education – psychological and socio-cultural competence. Identifies the components of their competence, as well as criteria, indicators and levels of formation. The diagnostic tools of research of process of formation of this competence in the educational process of the University, and the summative results and experimental stages of the study.
psychological-pedagogical competence.
sociocultural competence
bachelor of pedagogy
gender culture
gender education
gender approach
competence approach

Модернизация отечественного образования привела к смене основных целевых установок подготовки педагогических кадров. Освоение основной образовательной программы бакалавриата предполагает подготовку специалиста, обладающего профессиональной компетентностью в определенной сфере трудовой деятельности.

Опубликованный в 2012 году доклад экспертной комиссии по теме «Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе» обозначил ряд негативных тенденций в сфере дошкольного образования, а именно: недостаточный охват детей дошкольным образованием, низкий уровень поддержки раннего развития детей, снижение качества подготовки педагогического корпуса для сферы дошкольных учреждений [3, с. 6]. Одной из возможных причин появления ряда вышеобозначенных проблем эксперты видят в невыполнении образованием функции социального лифта, в несоответствии программ высшего профессионального образования требованиям дошкольных образовательных организаций.

В контексте  решения общих задач социального развития детей дошкольного возраста в современной образовательной политике особое значение приобретают проблемы интеграции дошкольников в социокультурное пространство, в частности все очевиднее становится вопрос, связанный с их приобщением к основам гендерной культуры общества.

По данным исследования Л.В. Коломийченко, выполненного в результате анализа экспертных заключений о деятельности ДОУ, в современном образовательном процессе дошкольного учреждения  игнорируются возрастные основания гендерной идентификации личности, не учитываются половые различия детей, не формируются целенаправленно феминные и маскулинные качества личности [2, с. 347]. При этом стоит отметить, что на протяжении последних десятилетий в психологии и педагогике исследованы особенности гендерной социализации дошкольников, разработаны образовательные программы гендерного воспитания для детей дошкольного возраста и диагностический инструментарий измерения уровня гендерной воспитанности [4, с. 116]. Решение данной проблемы было бы возможным при грамотном сопровождении процесса полоролевой социализации детей, которую способен осуществить педагог, профессионально компетентный в вопросах гендерного обучения, развития и воспитания.

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая апробация технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Материал и методы исследования

Методологической основой нашего исследования стали фундаментальные работы А.В. Хуторского, Н.В. Кузьминой, В.В. Серикова, И.А. Зимней, В.Д. Шадрикова, теоретический анализ которых позволил сформулировать в нашем исследовании определение профессиональной компетентности. Мы рассматриваем данную категорию как первичную, являющуюся своеобразной нормой педагогической деятельности. Профессиональная компетентность представляет собой интериоризированную совокупность системы знаний, умений и развитых на этой основе профессиональных качеств и мотивов личности педагога. Профессиональная компетентность связана с деятельностью и той ситуацией,  в которой она проявляется. Теоретико-методологический анализ психолого-педагогических исследований позволил нам рассматривать профессиональную компетенцию как структурный элемент профессиональной компетентности. Профессиональная компетенция определяется как «способность педагога выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами» [1, с. 234].

Профессиональную компетентность бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в нашем исследовании мы рассматриваем как «интегративное личностное образование, характеризующееся наличием знаний о гендерной культуре общества, об особенностях полоролевой социализации детей дошкольного возраста, о специфике организации гендерного воспитания в семье и дошкольном учреждении, умений успешно применять данные знания в практической деятельности и формируемого на этой основе профессионального опыта по решению задач гендерного воспитания детей дошкольного возраста, наличием интереса, потребности и социально значимых мотивов взаимодействия с детьми и их законными представителями в процессе приобщения к основам гендерной культуры» [6, с. 190]. Данная компетентность представлена в нашем исследовании двумя подсистемами: психолого-педагогической и социокультурной компетентностью. В соответствии с основными составляющими профессиональной компетентности каждая из данных компетентностей содержит информационную, мотивационную, технологическую и рефлексивную компетенцию.

Исследование проводилось в период с 2012 по 2015 г.  Экспериментальной базой нашего исследования стал факультет педагогики и психологии детства Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. В ходе эксперимента были собраны контрольная и экспериментальная группы. Возрастной состав испытуемых контрольной и экспериментальной группы: студенты в возрасте от 18 до 22 лет, обучающиеся на 3, 4 курсах очного отделения по направлению подготовки  бакалавриата 050100 «Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование»)» и  050400 «Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»). По половому составу участники эксперимента - гетерогенны. Общее количество участников - 90 человек, 46 человек в контрольной и 44 человек в экспериментальной.

Констатирующий этап  (2012-2013 гг.) опытно-экспериментальной работы был направлен на изучение наличествующего уровня профессиональной компетентности студентов в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. На основе анализа психолого-педагогической литературы были сформулированы критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности по различным компетенциям, входящим в ее состав.

Для изучения уровня профессиональной компетентности в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста среди студентов-бакалавров мы использовали два блока диагностических методик. Первый блок диагностических методик был направлен на выявление уровня психолого-педагогической компетентности в области гендерного воспитания как составной части профессиональной компетентности. Для измерения разных компетенций психолого-педагогической компетентности были подобраны соответствующие методики:

- информационная компетенция - модифицированный тест оценки знаний «Формирование и развитие гендерной компетентности личности», разработанный И.С. Клециной;

- мотивационная компетенция - методика «Удовлетворенность избранной профессией» (методика А.А. Реана в модификация методик В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой);

 - операциональная компетенция - метод экспертных оценок;

 - рефлексивная компетенция - «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (автор Фетискин Н.П).

Для диагностики социокультурной компетентности нами были использованы четыре диагностические методики по каждой составляющей ее компетенции:

- информационная компетенция - диагностическая анкета «Гендерная культура» (автор С.Д. Матюшкова);

- мотивационная компетенция - методика С. Бэм «Маскулинность-феминность»;

- операциональная компетенция - метод экспертных оценок; процедура проведения данного диагностического метода, шкалы и формула подсчета количества баллов аналогичны процедуре метода экспертных оценок психолого-педагогической компетентности, с учетом изменившихся показателей оценивания;

- рефлексивная компетенция -  тест «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд в модификации Т.В. Румянцевой).

Данный диагностический инструментарий использовался на констатирующем и контрольном этапе эксперимента с целью изучения наличествующего и достигнутого уровня профессиональной компетентности в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста как в контрольной, так и в экспериментальной группе студентов.

Результаты исследования: качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что доля студентов, обладающих критическим, базовым и оптимальным уровнем профессиональной компетентности в области гендерного воспитания, в выборке экспериментальной группы не больше, чем в выборке контрольной группы. Все компетенции психолого-педагогической и социокультурной компетентности будущих бакалавров педагогики находятся приблизительно на базовом и критическом уровне сформированности. Статистическую достоверность результатов эксперимента мы проверили с помощью методов первичной описательной статистики путем сравнения средних значений величин, полученных по каждой компетенции в ходе диагностических процедур.

Для того чтобы проверить гипотезу о равенстве или различии генеральных совокупностей контрольной и экспериментальной группы, мы воспользовались t-критерием Стьюдента для несвязных выборок. Сравнение двух выборок до начала эксперимента по t-критерию Стьюдента показало незначимость различий между двумя выборками, после проведения опытно-экспериментальной работы проведение математического анализа данных диагностик методом t-критерия Стьюдента показало значимость различий по целому ряду показателей (табл. 1).

 Таблица 1

Результаты диагностики контрольной и экспериментальной группы до и после проведения эксперимента

Измеряемые комп-ции.

Контрольная группа

Среднее значение

Достоверность различий

Измеряемые комп-ции.

Экспериментальная группа

 

Среднее значение

Достоверность различий

до

после

T эмп.

T крит.

p≤0,05

T крит.

p≤0,01

до

после

T эмп.

T крит.

p≤0,05

T крит.

p≤0,01

И1

7,71

7,76

1,6

2,014

2,690

И1

7,9

13,2

77

2,014

2,690

М1

2,23

2,26

1,5

2,014

2,690

М1

2,3

3,4

26,3

2,014

2,690

О1

6,14

6,26

1,7

2,014

2,690

О1

7,3

12,9

69,8

2,014

2,690

Р1

46,1

46,3

1,1

2,014

2,690

Р1

45,5

78

14,4

2,014

2,690

И2

6,6

6,7

1,8

2,014

2,690

И2

7,02

16,5

29,9

2,014

2,690

М2

0,47

0,47

0

2,014

2,690

М2

0,49

0,52

2,9

2,014

2,690

О2

6,43

6,46

0,5

2,014

2,690

О2

6,56

12,14

62,1

2,014

2,690

Р2

1,7

1,8

1,6

2,014

2,690

Р2

1,8

3,3

21,6

2,014

2,690

Условные обозначения: И1 - информационная компетенция психолого-пед.  компетентности; М1 - мотивационная компетенция психолого-пед. компетентности; О1  - операционально-деятельностная компетенция психолого-пед. компетентности; Р1 -рефлексивная компетенция социокультурной компетентности; И2 - информационная компетенция социокультурной компетентности; М2  - мотивационная компетенция социокультурной компетентности; О2  - операционально-деятельностная компетенция социокультурной компетентности; Р2 - рефлексивная компетенция социокультурной компетентности.

Так, группа, которая проходила в ходе эксперимента обучение по программе формирования профессиональной компетентности, имеет более высокие средние значения по всем компетенциям.

Изучение взаимосвязи составляющих профессиональной компетентности до и после проведения эксперимента мы произвели с помощью метода математической статистики - коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Данный метод используется для оценки силы связи, степени тесноты и направленности связи признаков между величинами в соответствующих им рангах [5, с. 67]. Обоснованием использования данного метода в нашем исследовании является гипотеза, согласно которой мы не можем предположить заранее характер распределения данного признака в генеральной совокупности экспериментальной группы студентов. Согласно полученным данным между всеми переменными наблюдается корреляционная связь, наиболее сильно взаимосвязаны информационная компетенция психолого-педагогической компетентности с мотивационной компетенцией психолого-педагогической и социокультурной компетентности, что позволяет предположить, что педагогические знания взаимосвязаны с мотивами профессиональной деятельности и социокультурным мотивом. Мотивационная компетенция психолого-педагогической компетентности связана с мотивационной компетенцией социокультурной компетентности, что подтверждает взаимосвязь между профессиональными мотивами и психологическим полом. В  свою очередь, мотивационная компетенция социокультурной компетенции имеет более тесную связь с операциональной компетенцией психолого-педагогической компетентности. Это позволяет предположить, что психологический пол испытуемого может оказать влияние на способы освоения педагогической деятельности.

Анализ результатов диагностики рефлексивной компетенции свидетельствует о наличии тесной взаимосвязи с информационной компетенцией и мотивационной компетенцией социокультурной компетентности. Это позволяет сделать вывод о том, что знания о гендерной культуре и мотив поведения человека сообразно одному из типов гендерной культуры может оказать влияние на педагогическую рефлексию.

После проведения эксперимента наиболее тесная взаимосвязь была обнаружена между информационной компетенцией, мотивационной, операциональной и рефлексивной компетенцией психолого-педагогической компетентности, что позволило сделать вывод о том, что полученные знания об особенностях детского полоролевого развития, растущий мотив работать в сфере образования и овладение навыками работы педагогической деятельности оказали влияние на развитие рефлексивной компетенции.

После проведения эксперимента сохранилась взаимосвязь между мотивационными компетенциями психолого-педагогической и социокультурной составляющих, что позволяет нам сделать вывод о важности и значимости данных компетенций при формировании профессиональной компетентности в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Усилилась взаимосвязь операциональной компетенции психолого-педагогической компетентности с мотивационной компетенцией социокультурной компетентности и информационной компетенцией психолого-педагогической компетентности. Исходя из данного факта, можно сделать вывод о влиянии полученных знаний на овладение педагогической деятельностью путем развития профессиональных навыков и умений.

Выводы: анализ результатов контрольного эксперимента отчетливо свидетельствует об усилении взаимосвязи между информационной и мотивационной компетенцией социокультурной компетентности с рефлексивной компетенцией психолого-педагогической компетентности. Исходя из этого, можно сделать вывод о влиянии знаний о гендерной культуре как части социокультурного пространства, в котором живет и развивается человеческая личность, на  осознание своей принадлежности к одному из типов гендерной культуры.

На протяжении всего эксперимента наблюдалась однотипная корреляция между рефлексивными составляющими обеих компетентностей, что позволяет нам сделать предположение о невыявленных механизмах, способных оказать влияние на их рост и развитие.

Сравнительный анализ начального и заключительных этапов диагностики в контрольных и экспериментальных  группах позволил установить повышение уровня профессиональной компетентности у студентов, входящих в экспериментальную группу. Студентов, обладающих оптимальным уровнем, стало 45%, базовым - 34% и критическим - 11%. В контрольной группе наблюдается незначительное повышение базового уровня - 43%, и снижение критического - 57%.

Много-многозначные связи между структурными компонентами профессиональной компетентности в ходе корреляционного анализа свидетельствуют о том, что повышение уровня одной компетенции ведет к повышению уровня другой. Эта корреляционная связь свидетельствует о правильности выбранных структурных компонентов профессиональной компетентности. Поскольку в ходе эксперимента участники данной выборки подверглись целенаправленному педагогическому воздействию и созданию определенной развивающей среды, данные много-многозначные связи, установившиеся после эксперимента, мы рассматриваем как детерминируемые специально созданной образовательной средой, включающей в себя педагогическую технологию формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 

Рецензенты:

Коломийченко Л.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь;

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.