Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REALIZATION OF PERSONALLY FOCUSED APPROACH IN PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS ON THE BASIS OF THE CHOSEN SPORT

Burtsev V.A. 1 Burtseva E.V. 1 Evgrafov I.E. 1
1 Volga region state academy of physical culture, sport and tourism
Results of theoretical research of a problem of realization of personally focused approach in physical training of students on the basis of the chosen sport are presented in article. Authors gave understanding of personally focused approach as objective and natural tendency of development of nonspecial sports education, shown in transition from physical to sports education which is aimed at education of the personality through culture by means of development of valuable potential of physical culture. The basic principles and conditions of realization of personally focused physical training which are are defined: free choice of sports and sports activity; the organization of the training influences; formation of educational and training groups taking into account the physical fitness and interests which are engaged; adequacy of training loads to individual morfofunktsionaljny and psychological status of students; continuity of the regulated and independent forms of occupations; integrity and integrativnost of the content of physical training; diagnostics of educational process and its correction by results of monitoring; refusal of standard approach; creation of the situations of success providing realization of personal functions in the conditions of competitiveness.
physical training
sports education of students
the chosen sport
personally focused approach
sports and educational technologies

Тенденция развития современного общества характеризуется повышенным вниманием к миру личности, персоналистическими тенденциями в культуре в целом и в образовании в частности. Начало 90-х годов XX века было ознаменовано появлением нового педагогического мышления, сущность которого заключается в пересмотре системы ценностей и приоритетов в образовательной сфере. Ведущей идеей нового педагогического мышления является идея развития, которая предполагает создание необходимых условий для развития личности, обеспечение развития и саморазвития самой системы образования, превращение последней в действенный фактор развития общества [1, 4, 5].

Решение проблемы формирования физической культуры личности невозможно в рамках традиционной системы физического воспитания, поскольку одним из ее основных противоречий является несоответствие имеющихся форм и содержания новым представлениям о личностно-приемлемых методах и организации процесса освоения ценностей физической культуры. В ней не учитываются основные требования современной социально-психологической парадигмы отношения к ученику как к свободной личности, имеющей право свободного выбора вида занятий физическими упражнениями, их формы, индивидуально приемлемого результата в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями, притязаниями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности [2, 3].

Результаты научных исследований и наблюдений за состоянием традиционной практики физического воспитания студентов свидетельствует о ее низкой педагогической эффективности. Это проявляется как в относительно низких показателях здоровья, физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей организма, физической активности, внутренней мотивации занятий физическими упражнениями, так и в тенденции их снижения в период обучения в ВУЗе. В качестве одной из причин сложившейся ситуации указываются ограниченные возможности удовлетворения индивидуального своеобразия физкультурно-спортивных интересов и потребностей студентов в отношении вида и содержания занятий физическими упражнениями, их формы и индивидуально приемлемого результата, преимущественная ориентация на развитие физических качеств в сочетании с недостаточным вниманием к вооружению студентов знаниями, умениями и навыками организации физкультурной деятельности [1, 3, 6, 7, 8].

Реализация личностно-ориентированного подхода предполагает систему отношений в образовании, когда детерминированная социальными условиями личность сама выступает определяющей стороной этих отношений, придавая им черты избирательности, системности, целостности, саморазвития, нарушая линейность процесса образования, чего нельзя добиться в авторитарных педагогических системах. Образование при таком подходе направлено на создание условий для полноценного проявления развития и саморазвития личности.

Основным результатом личностно-ориентированного образования выступает новый уровень овладения культурой, изменение отношения человека к миру, к другим людям, к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия.

В основе формирующейся при этом культуры жизненного самоопределения, лежит осознание субъектом идеалов, целей, планов («хочу»), личных и физических свойств, возможностей, склонностей, дарований («могу») и требований, предъявляемых к нему нормами, принятыми в группе, коллективе, обществе («требуют»), а также готовность вести относительно автономную жизнедеятельность в системе общественных отношений. Соотнесение личностью «хочу», «могу» и «требуют» определяет содержание, интенсивность, целенаправленность ее поведения и деятельности.

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности человека, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При этом индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого субъекта обучения, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости его психологических особенностей. Личностное начало в студенте нарушает программированность учебного процесса, создавая возможность выбирать нужное саморазвитию.

Ученые, специалисты, педагоги разных стран, в том числе и России, ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания учащейся молодежи на основе принципов гуманистической педагогики и психологии [2, 4, 8]. Гуманизация выступает как объективная необходимость и закономерная тенденция развития неспециального физкультурного образования. Она обусловлена как потребностью общества, его демократизацией и возрастанием в этой связи требований к духовной, нравственной и физической культуре личности будущего специалиста, так и внутренним развитием самой системы физкультурного образования, его переходом от экстенсивного к интенсивному, качественно новому принципу развития личностного начала. В связи с этим говорится о необходимости перехода от физического к физкультурному воспитанию.

Физкультурное воспитание преследует более широкие цели — воспитание личности через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. В этой связи философским основанием физкультурного воспитания становится утверждение целостного подхода к сущности человека как единству интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов, а также осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурно-спортивной деятельности.

Физкультурное воспитание предполагает усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности. Оно нацелено на превращение студента из объекта социально-педагогического воздействия в активного субъекта творческой деятельности на основе развития мотивов к самосовершенствованию и самоопределению.

Методологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход к организации образовательного процесса. Целесообразность его использования в процессе формирования физической культуры молодого человека состоит в том, что данный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала личности. Он определяет специфические условия, которые вызывают активность субъекта, что, в свою очередь, способствуют его развитию.

Реализация деятельностного подхода предусматривает решение задач активного обучения, проявления инициативы занимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организации собственной физкультурно-игровой деятельности. В его основе заложена идея непрерывного физкультурного образования студенческой молодежи, суть которого состоит в том, чтобы научить молодого человека осознанно заботиться о своем здоровье, используя современные методы самовоспитания, самообразования и самосовершенствования в течение всей жизнедеятельности, а также осознание приоритета эмоционального аспекта физкультурно-игровой деятельности, эффект удовольствия и личного успеха.

Для совершенствования организации физического воспитания молодежи необходимо учитывать индивидуальные морфофункциональные и психологические особенности человека, соответствие содержания физической активности ритмам возрастного развития личности, а также предусматривать свободу выбора форм и интенсивности занятий, содействующих физическому совершенствованию и укреплению здоровья.

Решение задач, поставленных перед физическим воспитанием, должно осуществляться через реализацию интереса занимающихся к тому или иному виду физической культуры. Физическое воспитание оказывает благотворное, развивающее влияние только в том случае, когда со стороны субъекта проявляется творческая активность, которая обуславливается повышенным интересом молодежи к занятиям. Поэтому при организации физического воспитания одним из главных первоначальных моментов должно быть выявление потребности, мотива к определенному виду физической активности, а также развитие мотивации в силу ее динамичности и гибкости.

В настоящее время усиливается тенденция при выборе содержания занятий физической культурой учитывать возможности и потребности отдельной личности. Имеет место разделение занятий для «слабых» учащихся и для тех, кто имеет склонности к спортивным занятиям и спортивным достижениям.

Ключевыми позициями обновления системы физического воспитания, по убеждению ряда ученых, должны стать демократизация и гуманизация его основных положений, развитие социокультурных, региональных и национальных аспектов, усиление образовательной направленности и творческое освоение ценностей физической культуры.

Совершенствование системы физического воспитания должно осуществляться на основе принципов гуманистической педагогики и психологии, где личность человека есть высшая социальная ценность. Реализация указанных принципов наиболее эффективна на основе личностно-ориентированного подхода в образовании, который предполагает построение особого рода педагогического процесса, направленного на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида.

Принципиальными особенностями новой концепции проектирования системы физического воспитания детей и молодежи в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях являются:

· согласование целей системы физического воспитания с целями личности;

· приоритетность воспитательных задач (духовно-нравственных и эстетических) по отношению к задачам обучения (формирования знаний, умений и навыков) и развития способностей человека (физических, психических);

· направленность педагогического процесса на создание условий (личностно-развивающей ситуации) для полноценного проявления и развития личностных функций учеников, а не на формирование личности с заданными свойствами;

· правильная топологическая конфигурация, архитектура педагогических воздействий на ученика, а не их сила, так как малые, но правильно организованные (резонансные) воздействия на человека гораздо эффективнее сильных, но бессистемных влияний.

В процессе разработки методики составления учебных программ по «Физической культуре» для образовательных учреждений определены проблемные области, от корректного решения ряда вопросов, в которых зависит конечный успех прикладных разработок. К таким областям относятся:

· определение перспективных целей личности в процессе ее физического воспитания (далекой, средней и близкой);

· постановка конкретных воспитательных, образовательных и развивающих задач с учетом ведущей деятельности личности, свойственной различным возрастным этапам;

· выбор фактических путей создания личностно-развивающей ситуации на учебных занятиях по физической культуре;

· классификация средств и методов физического воспитания в соответствии с сенситивными периодами развития двигательных качеств;

· объективизация подхода к содержанию тестов для определения уровня усвоения знаний, умений и навыков физической культуры;

· стандартизация педагогических тестов и контрольных показателей физического развития в зависимости от возрастных и половых различий занимающихся.

В.Г. Шилько на основе результатов 10-летнего эксперимента был сделан вывод, что наиболее перспективным направлением модернизации существующей системы физического воспитания является внедрение личностно-ориентированных инновационных технологий. В ходе исследования им разработана трехкомпонентная модель проведения занятий по физической культуре студентов, которая включает:

· спортивно-видовые технологии учебно-тренировочных программ по наиболее популярным видам спорта у студентов (баскетбол, бодибилдинг, волейбол, ритмическая гимнастика, плавание, шахматы);

· общеразвивающие технологии, предполагающие использование элементов спортивно-видовых технологий и учебно-тренировочных программ на занятиях ОФП, легкой атлетикой и лыжами;

· оздоровительные технологии, разработанные с учетом распространенных в студенческой среде заболеваний [8].

Применение этих технологий автор предлагает осуществлять с учетом физкультурно-спортивных интересов и потребностей занимающихся, пола, состояния здоровья, уровня общей и специальной физической подготовленности, мотивационной сферы, а также психоэмоциональных особенностей студентов.

Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования, можно заключить:

1.  Личностно-ориентированный подход выступает как объективная и закономерная тенденция развития неспециального физкультурного образования, проявляющаяся в переходе от физического к физкультурному воспитанию, которое нацелено на воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Его основными принципами выступают поливариантность и многообразие содержания и форм физкультурно-спортивной деятельности, учитывающие интересы и способности учащихся к тому или иному виду физической культуры.

2.  Физкультурно-образовательные технологии модернизации системы физического воспитания позволили определить основные принципы реализации личностно-ориентированного содержания двигательной активности студентов: свободный выбор физкультурно-спортивной деятельности; организация тренирующих воздействий; формирование учебно-тренировочных групп с учетом личностных характеристик физической подготовленности, мотивов и интересов; оптимальность тренировочных нагрузок и их адекватность индивидуальному морфофункционалъному и психологическому статусу студентов; преемственность регламентированных и самостоятельных форм занятий; целостность и интегративность содержания физического воспитания; диагностика учебно-образовательного процесса и его коррекция по результатам мониторинга; отказ от нормативного подхода; оптимальность объема и интенсивности двигательной активности как основного критерия эффективности физкультурно-образовательного процесса; ситуация успеха как стимул формирования мотивов познавательно-моторной деятельности студентов.

 

Рецензенты:

Бикмухаметов Р.К., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Казань;

Коновалов И.Е., д.п.н., доцент, зав. кафедрой теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Казань.