В условиях глобальных перемен происходят системные изменения, которые влекут за собой необходимость обновления структуры и организации образовательного процесса в современной школе, изменение цели и существенную корректировку содержания образования, проектирование новых образовательных сред, обеспечивающих саморазвитие участников образовательного процесса и выбор ими стратегических ориентиров, связанных с формированием просоциального поведения и построением индивидуального образовательного маршрута.
На наш взгляд, в качестве образовательной среды, в рамках которой выполняются все эти условия, может быть названа развивающая информационная образовательная среда (РИОС). Этот тип образовательной среды имеет ряд существенных преимуществ: во-первых, она способствует развитию познавательной самостоятельности обучающихся; во-вторых, в этой среде формируется просоциальное поведение субъектов образовательного процесса, которое связано с сиcтемой ценностных ориентаций личности; в-третьих, только эта среда создаёт условия для развития творческих способностей обучающихся и формирования конструктивно-творческой доминанты, как результирующей самопознания и саморазвития человека [3].
В контексте своего исследования мы обращаем особое внимание на критериально-оценочные характеристики, которые могут быть приняты во внимание при проведении экспертизы образовательной среды, на предмет её соответствия параметрам РИОС. Наш опыт показал, что наиболее продуктивной формой выражения успешности проектирования РИОС в условиях современной школы, выступает уровень сформированности ценностных ориентаций личности. По мнению М. Рокича, ценностные ориентации представляют собой «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях». Он рассматривает их как «...устойчивое убеждение в том, что какая-то цель индивидуального существования, что какой-то образ действий являются с личной и общественной точек зрения предпочтительными в любых ситуациях» [4].
Представленные в этом определении свойства, присущие ценностным ориентациям личности, дают нам основание утверждать, что в развитии личности важную роль играет характер её социальных предпочтений, которые выступают в роли доминирующей стратегии просоциального поведения. В работах Н. Айзенберга, О.Е. Игнацкой, Е.П. Ильина и др. просоциальное поведение определяется, как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение [1, 2, 5 и др.]. Эти действия и поступки, включающие сочувствие, помощь, участие, сотрудничество, спасение, протекцию и физическую защиту (Zahn-Waxler C., Ianotti R., Chapman, 1982), в основном подходят под определение альтруизма – бескорыстной заботе о благе других. Часто просоциальное поведение заставляет человека чем-то пожертвовать, предполагает определенные расходы или даже риск для субъекта. Однако эти действия – не просто набор социальных навыков. Достигнув полного развития, такое поведение сопровождается чувствами дружбы, заботы и теплоты, в том числе сопереживания чувствам других [6]. Например, если ребенок видит печального человека и сам начинает печалиться, он сопереживает ему (испытывает эмпатию к нему) [5]. Именно эти аспекты для нас представляют особое значение, так как демонстрируют саморазвитие личности и её детерминацию в рамках общечеловеческих ценностей.
Для выявления характера ценностных ориентаций, лежащих в основе просоциального поведения обучающихся, мы использовали методику, предложенную М. Рокичем. При этом для нас важным являлась динамика уровня сформированности системы терминальных (ценности-цели) и инструментальных (ценности-средства) ценностей обучающихся в контрольных и экспериментальных группах. М. Рокич строит свою типологию на следующих принципах: общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; ценности организованы в системы; истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. В своей работе он различает два класса ценностей – терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности – как убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей – убеждений в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; ценностей-средств – убеждений в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Характеристика терминальных ценностей обучающихся представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика терминальных ценностей обучающихся по методике М. Рокича
Список А (ценности-цели): |
Э.Г. n = 100 чел. |
К.Г. n = 80 чел. |
||||||
ранг |
_x x |
S |
u(α=0,05) |
ранг |
_x |
S |
u(α=0,05) |
|
активная деятельная жизнь |
7 |
8,6 |
5,00 |
0,98 |
8 |
8,72 |
5,20 |
1,14 |
жизненная мудрость |
4 |
7,82 |
4,80 |
0,94 |
6 |
8,36 |
4,97 |
1,09 |
здоровье (физическое и психическое) |
1 |
3,41 |
3,46 |
0,68 |
1 |
3,26 |
3,26 |
0,71 |
интересная работа |
10 |
9,47 |
4,83 |
0,95 |
12 |
9,56 |
5,01 |
1,10 |
красота природы и искусства |
18 |
4,21 |
4,51 |
0,88 |
18 |
14,72 |
4,05 |
0,89 |
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
3 |
7,2 |
5,02 |
0,98 |
3 |
7,32 |
5,25 |
1,15 |
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
4 |
7,75 |
4,35 |
0,85 |
4 |
7,46 |
4,22 |
0,93 |
наличие хороших и верных друзей |
2 |
6,11 |
4,11 |
0,81 |
2 |
5,8 |
3,64 |
0,80 |
общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей) |
8 |
8,72 |
4,18 |
0,81 |
7 |
8,64 |
4,04 |
0,89 |
познание |
12 |
9,83 |
4,22 |
0,83 |
9 |
9,18 |
3,78 |
0,83 |
продуктивная жизнь |
13 |
9,98 |
3,51 |
0,69 |
13 |
9,98 |
3,71 |
0,81 |
развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование) |
11 |
9,68 |
4,36 |
0,85 |
11 |
9,54 |
4,48 |
0,98 |
развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) |
5 |
12,38 |
4,29 |
0,84 |
15 |
2,92 |
4,06 |
0,89 |
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
9 |
9,06 |
4,80 |
0,94 |
10 |
9,2 |
4,82 |
1,06 |
счастливая семейная жизнь |
6 |
8,23 |
5,53 |
1,09 |
5 |
7,96 |
5,58 |
1,22 |
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
16 |
13,57 |
4,64 |
0,91 |
16 |
13,42 |
4,61 |
1,01 |
творчество (возможность творческой деятельности) |
7 |
14,42 |
3,70 |
0,72 |
17 |
14,6 |
3,48 |
0,76 |
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
4 |
0,56 |
4,11 |
0,80 |
14 |
10,32 |
4,02 |
0,88 |
Анализируя полученные в ходе эмпирического исследования результаты, можно с уверенностью утверждать, что наименее значимы для подавляющего большинства отвечавших такие ценности, как «творчество», «красота природы и искусства», «счастье других»; низко оцениваются обучающимися следующие позиции: «развлечения», «продуктивная жизнь», «уверенность в себе». Чаще всего на первые места обучающиеся ставят ценности, отражающие состояние защищенности, эмоционального и материального комфорта (здоровье, семья, друзья, любовь, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) и активности (активная деятельная жизнь, интересная работа, свобода).
В таблице 2 представлены результаты изучения инструментальных ценностей, полученные с помощью методики М. Рокича. При рассмотрении данных этой таблицы видно, что здесь разброс оценок обучающихся еще выше, чем при выборе ценностей – целей. Величина стандартных отклонений по всем позициям очень высокая. Поэтому трудно говорить о единстве ценностных предпочтений протестированных. Несколько чаще обучающимися выбираются такие ценности, как «образованность», «воспитанность», «ответственность», «твердая воля и честность», «жизнерадостность». Наиболее низкие позиции среди ценностей-средств занимают «непримиримость к недостаткам в себе и других», «высокие запросы», «чуткость». Невысоко оцениваются такие качества, как «эффективность в делах», «широта взглядов», «трудолюбие». В целом опрошенные предпочитают характеристики, связанные с образованностью и саморегуляцией.
Таблица 2
Характеристика инструментальных ценностей обучающихся
по методике М. Рокича
Список Б (ценности-средства): |
Э.Г. n = 100 чел. |
К.Г. n = 80 чел. |
||||||
ранг |
_x |
S |
u(α=0,05) |
ранг |
_x |
S |
u(α=0,05) |
|
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, в делах |
8 |
8,67 |
4,96 |
0,97
|
8 |
8,9 |
5,15 |
1,13 |
воспитанность (хорошие манеры) |
2 |
6,8 |
5,13 |
1,01 |
2 |
6,92 |
5,09 |
1,11 |
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
18 |
13,28 |
4,97 |
0,97 |
18 |
13,56 |
4,95 |
1,08 |
жизнерадостность (чувство юмора) |
7 |
8,62 |
5,57 |
1,09 |
6 |
8,14 |
5,66 |
1,24 |
Список Б (ценности-средства): |
Э.Г. n = 100 чел. |
К.Г. n = 80 чел. |
||||||
ранг |
_x |
S |
u(α=0,05) |
ранг |
_x |
S |
u(α=0,05) |
|
исполнительность (дисциплинированность) |
4 |
0,33 |
4,73 |
0,93 |
14 |
10,54 |
4,89 |
1,07 |
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
6 |
8,45 |
5,26 |
1,03 |
7 |
8,32 |
5,01 |
1,10 |
непримиримость к недостаткам в себе и других |
7 |
12,53 |
4,81 |
0,94 |
17 |
12,22 |
4,96 |
1,09 |
образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
1 |
6,12 |
4,27 |
0,84 |
1 |
6,24 |
4,25 |
0,92 |
ответственность (чувство долга, умение держать слово) |
3 |
7,27 |
4,00 |
0,78 |
3 |
7,64 |
4,06 |
0,89 |
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать решения) |
5 |
7,97 |
4,72 |
0,92 |
5 |
8,2 |
4,80 |
1,05 |
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
0 |
9,8 |
4,60 |
0,90 |
9 |
9,42 |
4,55 |
1,00 |
смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов |
1 |
9,85 |
4,73 |
0,93 |
10 |
9,7 |
4,41 |
0,97 |
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
9 |
9,55 |
4,51 |
0,94 |
2 |
10,2 |
4,29 |
0,94 |
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
2 |
9,85 |
4,81 |
0,94 |
1 |
10,08 |
4,68 |
1,02 |
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
5 |
1,3 |
4,72 |
0,93 |
15 |
11,32 |
4,44 |
0,97 |
честность (правдивость, искренность) |
4 |
7,92 |
5,39 |
1,06 |
4 |
8,08 |
5,33 |
1,17 |
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
3 |
0,25 |
5,07 |
0,99 |
3 |
0,4 |
4,99 |
1,09 |
чуткость (заботливость) |
16 |
1,73 |
4,96 |
0,97 |
6 |
1,8 |
4,72 |
1,03 |
Теперь посмотрим, как изменилась после проведения экспериментальной работы оценка обучающимися своих профессиональных предпочтений.
Динамика изменения ценностных ориентаций обучающихся также дает значимую информацию о тенденциях в состоянии нравственного здоровья (таблицы 3–6).
Таблица 3
Характеристика терминальных ценностей обучающихся экспериментальных групп
по методике М. Рокича
Список А (ценности-цели): |
Э.Г. n = 100 чел. До эксперимента |
Э.Г. n = 100 чел. После эксперимента |
|
|
||||||
ранг
|
_x
|
S |
u (α=0,05) |
ранг |
_x |
S |
u (α=0,05) |
|||
активная деятельная жизнь |
7 |
8,6 |
5,00 |
0,98 |
6 |
8,23 |
5,72 |
1,12 |
||
жизненная мудрость |
4 |
7,82 |
4,80 |
0,94 |
9 |
9,39 |
5,11 |
1,0 |
||
здоровье (физическое и психическое) |
1 |
3,41 |
3,46 |
0,68 |
1 |
3,41 |
3,05 |
0,6 |
||
интересная работа |
10 |
9,47 |
4,83 |
0,95 |
10 |
9,47 |
4,63 |
0,91 |
||
красота природы и искусства |
18 |
14,21 |
4,51 |
0,88 |
11 |
9,65 |
4,16 |
0,81 |
||
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
3 |
7,2 |
5,02 |
0,98 |
2 |
7,01 |
4,74 |
0,93 |
||
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
4 |
7,75 |
4,35 |
0,85 |
17 |
14,03 |
4,37 |
0,86 |
||
наличие хороших и верных друзей |
2 |
6,11 |
4,11 |
0,81 |
12 |
9,8 |
4,15 |
0,81 |
||
общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей) |
8 |
8,72 |
4,18 |
0,81 |
16 |
13,03 |
4,86 |
0,95 |
||
познание |
12 |
9,83 |
4,22 |
0,83 |
13-14 |
9,98 |
3,6 |
0,71 |
||
продуктивная жизнь |
13 |
9,98 |
3,51 |
0,69 |
13-14 |
9,98 |
4,37 |
0,86 |
||
развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование) |
1 |
9,68 |
4,36 |
0,85 |
3 |
7,52 |
5,13 |
1,00 |
||
развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) |
15 |
12,38 |
4,29 |
0,84 |
18 |
14,08 |
3,59 |
0,70 |
||
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
9 |
9,06 |
4,80 |
0,94 |
7 |
8,72 |
4,3 |
0,84 |
||
счастливая семейная жизнь |
6 |
8,23 |
5,53 |
1,09 |
4 |
7,75 |
4,83 |
0,95 |
||
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
16 |
13,57 |
4,64 |
0,91 |
15 |
2,77 |
4,84 |
0,95 |
||
творчество (возможность творческой деятельности) |
17 |
14,42 |
3,70 |
0,72 |
8 |
8,6 |
4,88 |
0,96 |
||
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
14 |
10,56 |
4,11 |
0,80 |
5 |
7,82 |
4,84 |
0,96 |
||
Таблица 4
Характеристика инструментальных ценностей обучающихся экспериментальных групп по методике М. Рокича
Список Б (ценности-средства): |
Э.Г. n = 100 чел. До эксперимента |
Э.Г. n = 100 чел. После эксперимента |
||||||
ранг
|
_x
|
S |
u (α=0,05) |
ранг |
_x |
S |
u (α=0,05) |
|
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, в делах |
8 |
8,67 |
4,96 |
0,97 |
11 |
9,67 |
4,82 |
0,94 |
воспитанность (хорошие манеры) |
2 |
6,8 |
5,13 |
1,01 |
2 |
7,35 |
5,27 |
1,03 |
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
18 |
13,28 |
4,97 |
0,97 |
18 |
13,73 |
4,72 |
0,92 |
жизнерадостность (чувство юмора) |
7 |
8,62 |
5,57 |
1,09 |
12 |
9,73 |
4,38 |
1,0 |
исполнительность (дисциплинированность) |
14 |
10,33 |
4,73 |
0,93 |
7 |
9,05 |
5,08 |
1,0 |
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
6 |
8,45 |
5,26 |
1,03 |
13 |
10,03 |
4,43 |
0,87 |
непримиримость к недостаткам в себе и других |
17 |
12,53 |
4,81 |
0,94 |
17 |
12,42 |
4,81 |
0,94 |
образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
1 |
6,12 |
4,27 |
0,84 |
1 |
6,13 |
4,45 |
0,87 |
ответственность (чувство долга, умение держать слово) |
3 |
7,27 |
4,00 |
0,78 |
9 |
9,15 |
5,33 |
1,04 |
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать решения) |
5 |
7,97 |
4,72 |
0,92 |
5 |
8,08 |
4,67 |
0,92 |
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
10 |
9,8 |
4,60 |
0,90 |
4 |
9,3 |
4,75 |
0,93 |
смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов |
11 |
9,85 |
4,73 |
0,93 |
15 |
10,52 |
4,92 |
0,96 |
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
9 |
9,55 |
4,51 |
0,94 |
14 |
10,4 |
5,4 |
1,06 |
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
12 |
9,85 |
4,81 |
0,94 |
6 |
8,62 |
5,57 |
1,09 |
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
15 |
11,3 |
4,72 |
0,93 |
8 |
9,08 |
5,03 |
0,99 |
честность (правдивость, искренность) |
4 |
7,92 |
5,39 |
1,06 |
3 |
7,8 |
4,17 |
0,82 |
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
13 |
10,25 |
5,07 |
0,99 |
16 |
11,32 |
5,14 |
1,01 |
чуткость (заботливость) |
16 |
11,73 |
4,96 |
0,97 |
10 |
9,3 |
4,75 |
0,93 |
Таблица 5
Характеристика терминальных ценностей обучающихся
контрольных групп по методике М. Рокича
Список А (ценности-цели): |
КГ n = 80 чел. До эксперимента |
КГ n = 80 чел. После эксперимента |
|
||||||
ранг
|
_x |
S |
u (α=0,05) |
ранг |
_x |
S |
u (α=0,05) |
||
активная деятельная жизнь |
8 |
8,72 |
5,20 |
1,14 |
8 |
9 |
4,98 |
1,09 |
|
жизненная мудрость |
6 |
8,36 |
4,97 |
1,09 |
7 |
8,66 |
4,74 |
1,04 |
|
здоровье (физическое и психическое) |
1 |
3,26 |
3,26 |
0,71 |
1 |
3,3 |
3,22 |
0,70 |
|
интересная работа |
12 |
9,56 |
5,01 |
1,10 |
12 |
10 |
4,94 |
1,08 |
|
красота природы и искусства |
18 |
14,72 |
4,05 |
0,89 |
18 |
14,22 |
4,1 |
0,9 |
|
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
3 |
7,32 |
5,25 |
1,15 |
4 |
7,72 |
5,29 |
1,16 |
|
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
4 |
7,46 |
4,22 |
0,93 |
3 |
6,78 |
4,22 |
0,92 |
|
наличие хороших и верных друзей |
2 |
5,8 |
3,64 |
0,80 |
6 |
8,2 |
4,34 |
0,95 |
|
общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей) |
7 |
8,64 |
4,04 |
0,89 |
7 |
9,24 |
3,68 |
0,81 |
|
познание |
9 |
9,18 |
3,78 |
0,83 |
13 |
10,14 |
3,78 |
0,83 |
|
продуктивная жизнь |
13 |
9,98 |
3,71 |
0,81 |
11 |
9,88 |
4,27 |
0,94 |
|
развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование) |
11 |
9,54 |
4,48 |
0,98 |
15 |
12,14 |
4,94 |
1,08 |
|
развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) |
15 |
12,92 |
4,06 |
0,89 |
10 |
9,28 |
4,84 |
1,06 |
|
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
10 |
9,2 |
4,82 |
1,06 |
5 |
7,76 |
5,33 |
1,17 |
|
счастливая семейная жизнь |
5 |
7,96 |
5,58 |
1,22 |
2 |
6,54 |
4,25 |
0,93 |
|
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
16 |
13,42 |
4,61 |
1,01 |
16 |
13,32 |
4,58 |
1,0 |
|
творчество (возможность творческой деятельности) |
17 |
14,6 |
3,48 |
0,76 |
17 |
14,12 |
3,89 |
0,85 |
|
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
14 |
10,32 |
4,02 |
0,88 |
14 |
10,74 |
4,38 |
0,96 |
|
Таблица 6
Характеристика инструментальных ценностей обучающихся
контрольных групп по методике М. Рокича
Список Б (ценности-средства): |
КГ n = 80 чел. До эксперимента. |
КГ n = 80 чел. После эксперимента. |
||||||
ранг
|
_x |
S |
U (α=0,05) |
ранг |
_x |
S |
u (α=0,05) |
|
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, в делах |
8 |
8,9 |
5,15 |
1,13 |
6 |
8,18 |
4,76 |
1,13 |
воспитанность (хорошие манеры) |
2 |
6,92 |
5,09 |
1,11 |
2 |
6,78 |
4,86 |
1,06 |
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
18 |
13,56 |
4,95 |
1,08 |
18 |
12,68 |
5,37 |
1,18 |
жизнерадостность (чувство юмора) |
6 |
8,14 |
5,66 |
1,24 |
4 |
7,78 |
5,54 |
1,21 |
исполнительность (дисциплинированность) |
14 |
10,54 |
4,89 |
1,07 |
12 |
10,38 |
4,8 |
1,05 |
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
7 |
8,32 |
5,01 |
1,10 |
7-8 |
8,44 |
4,91 |
1,07 |
непримиримость к недостаткам в себе и других |
17 |
12,22 |
4,96 |
1,09 |
17 |
12,4 |
5,0 |
1,1 |
образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
1 |
6,24 |
4,25 |
0,92 |
1 |
6,4 |
4,43 |
0,97 |
ответственность (чувство долга, умение держать слово) |
3 |
7,64 |
4,06 |
0,89 |
7-8 |
8,44 |
4,23 |
0,93 |
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать решения) |
5 |
8,2 |
4,80 |
1,05 |
3 |
7,72 |
4,62 |
1,01 |
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
9 |
9,42 |
4,55 |
1,00 |
10 |
9,9 |
4,54 |
0,99 |
смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов |
10 |
9,7 |
4,41 |
0,97 |
9 |
9,98 |
4,8 |
0,95 |
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
12 |
10,2 |
4,29 |
0,94 |
11 |
10,26 |
4,8 |
1,05 |
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
11 |
10,08 |
4,68 |
1,02 |
13 |
10,4 |
4,83 |
1,06 |
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
15 |
11,32 |
4,44 |
0,97 |
15 |
11,64 |
4,44 |
0,97 |
честность (правдивость, искренность) |
4 |
8,08 |
5,33 |
1,17 |
5 |
8,02 |
5,36 |
1,17 |
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
13 |
10,4 |
4,99 |
1,09 |
14 |
10,58 |
5,05 |
1,11 |
чуткость (заботливость) |
16 |
11,8 |
4,72 |
1,03 |
16 |
11,76 |
5,14 |
1,13 |
В контрольных группах наблюдаются незначительные изменения как терминальных, так и инструментальных ценностных ориентаций. Снижение ранговых позиций таких терминальных ценностей, как наличие хороших и верных друзей, познание, развитие мы связываем с изменениями социально-бытовых условий жизни. В экспериментальных группах прослеживается тенденция к повышению ранговой позиции терминальных ценностей, относящихся к духовным: красота природы и искусства с 18 на 11 позицию, любовь с 3 на 2, развитие с 11 на 3, творчество с 17 на 8, уверенность с 14 на 5 позицию. Заставляет задуматься снижение рангов у таких ценностей, как жизненная мудрость с 4 позиции до 9, общественное признание с 8 до 16. Мы связываем это с осознанием большей частью обучающихся ЭГ необходимости получения качественного образования, жизненного опыта, а в дальнейшем – общественного признания.
Динамика изменений инструментальных ценностей в контрольных группах прослеживается слабо. Утратили свою значимость такие ценности, как ответственность, терпимость. Вместе с тем упрочили свои позиции рационализм, аккуратность, жизнерадостность. Нами это связывается с приобщением обучающихся к дисциплине и порядку.
Респонденты экспериментальных групп показали следующую динамику результатов: исполнительность переместилась с 14 на 7 позицию, самоконтроль с 10 на 4, терпимость с 12 на 6, широта взглядов с 15 на 8, чуткость с 16 на 10. Вместе с тем усиление ранговых показателей таких ценностных ориентаций как твердая воля (с 9 до 14), ответственность (с 3 до 9), независимость (с 6 до 13), позволяют говорить о высокой требовательности классных руководителей, администрации в отношении обучающихся, о формировании у них дисциплины.
Таким образом, мы выявили незначительные изменения у обучающихся контрольных групп. Эти изменения, по нашему мнению, укладываются в естественные рамки, связанные с изменением условий учебы и быта, адаптацией к условиям обучения в современной школе. У обучающихся экспериментальных групп обнаружились более значительные изменения. Качественные изменения в системе ценностных ориентаций обучающихся позволяют нам утверждать, что выбранная нами методика педагогического проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы оказалась достаточно эффективной.
Рецензенты:
Маджуга А.Г., д.п.н., доцент, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак;
Головнева Е.В., д.п.н., доцент, профессор, заведующий кафедрой педагогики начального образования Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.