Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TUTOR SUPPORT OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS MASTERING ACTIVITY-BASED EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Chechina E.S. 1
1 Naberezhnye Chelny State High School of Social and Pedagogical Technologies and Resources
In accordance with the professional standard a primary school teacher is supposed to form universal educational actions of students up to the level necessary for mastering educational programmes of secondary school. Activity-based educational technology is considered to be one of the most effective ways to develop the universal educational actions of students. This article is devoted to the efficient use of activity based educational technology by primary school teachers. Unfortunately, the lack of methodological support from educational institutions causes rare use of this technology by teachers. The article describes the model of methodological support of teachers based on the pattern of tutor support that is intended to help teachers to have a competent knowledge of activity-based educational technology. The article also deals with the ways to test this model.
universal educational actions
educational technology
Tutor
tutor support
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  устанавливает следующие требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

1) личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

2) метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

3) предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира [7].

Согласно профессиональному стандарту педагога учитель начальных классов формирует универсальные учебные действия обучающихся до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования [8].

Эффективным средством формирования универсальных учебных действий обучающихся являются образовательные технологии деятельностного типа.

Технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой позволяет прежде всего формировать регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счет использования диалога – коммуникативных, в процессе извлечения необходимой информации, логических операций и иного – познавательных [6].

Технология оценивания образовательных достижений Д.Д. Данилова направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся за счет изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Данная технология направлена  прежде всего на формирование регулятивных  универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий:  за счет обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика [6].

Технология продуктивного чтения Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий (например, умения извлекать информацию из текста) [6].   

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма [4].

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных универсальных учебных действий. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов [6].

По мнению авторов технологии портфолио Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой, портфолио ученика является одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, составляющими которой являются сложные умения, связанные с самоорганизацией и самооценкой учащегося. Портфолио может использоваться в ходе проектной деятельности для организации работы с информацией, хранения и систематизации промежуточных результатов, развития рефлексии, для осознания и оценки учениками результатов своей деятельности [3].

Результаты проведенного нами анкетирования учителей начальных классов (табл. 1) свидетельствуют о низком уровне использования ими образовательных технологий деятельностного типа для достижения образовательных результатов. Всего в анкетировании приняли участие 457 человек.

 

Таблица 1

Результаты анкетирования учителей начальных классов

№ п/п

Образовательные технологии

Уровень «владею, применяю в системе»

1

Технология проблемного диалога (Мельникова Е.Л.)

12 %

2

Технология продуктивного чтения (Бунеева Е.В.,

Чиндилова О.В.)

29 %

3

Технология оценивания образовательных достижений (Данилов Д.Д.)

11 %

4

Технология формирующей оценки (Фишман И.С., Голуб Г.Б.)

3 %

5

Технология деятельностного метода (Петерсон Л.Г.)

32 %

6

Технология развивающего обучения (Занков Л.В.)

18 %

7

Технология развития критического мышления (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит)

1 %

8

Технология решения исследовательских задач (ТРИЗ) (Альтшуллер Г.С.)

2,5 %

9

Технология социального проектирования

(Лазарев Т.В.)

2 %

10

Метод проектов (Голуб Г.Б., Чуракова О.В.)

17 %

11

Метод проектов (программа Intel «Обучение для будущего»)

7 %

12

Технология портфолио (Голуб Г.Б., Чуракова О.В.)

15 %

13

Кейс-метод

4 %

Одной из причин низкого уровня использования учителями начальных классов образовательных технологий деятельностного типа является отсутствие методического сопровождения со стороны образовательного учреждения.

С целью создания условий для повышения уровня педагогических компетенций учителей начальной школы в области владения образовательными технологиями деятельностного типа предлагается модель методической поддержки освоения учителями образовательных технологий деятельностного типа на основе тьюторского сопровождения, разработанная К.Д. Уляшевым, заведующим сектором перспективных практико-ориентированных исследований и разработок ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», и Е.С. Чечиной, методистом факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов».

Модель построена на основе определения понятий «тьютор» и «тьюторское сопровождение», данных С.А. Щенниковым и Т.М. Ковалёвой.

С.А. Щенников считает, что тьютор – это «преподаватель-консультант», «специалист в области организации образования и самообразования». По его мнению, тьюторское сопровождение – это особая педагогическая техника, основанная на взаимодействии учащегося и тьютора, в ходе которой учащийся осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи [1].

Т.М. Ковалёва дает следующее определение понятию  «тьютор» – это педагог, который работает по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы [5].

Предлагаемая нами модель методической поддержки освоения учителями образовательных технологий деятельностного типа на основе тьюторского сопровождения реализуется поэтапно.

1-й этап. Учитель совершает «образовательную пробу» (составляет конспекта урока в рамках семинара, профессионального конкурса).

2-й этап. Тьютор проводит экспертизу педагогической деятельности учителя, помогает выявить трудности (например, учитель испытывает затруднение при создании проблемной ситуации на уроке).

3-й этап. Тьютор мотивирует и вовлекает учителя в процесс самообразования и саморазвития.

4-й этап. Учитель определяет цель обучения.

5-й этап. Тьютор сопровождает разработку учителем индивидуальной образовательной программы по освоению образовательных технологий деятельностного типа.

6-й этап. Тьютор сопровождает реализацию индивидуальной образовательной программы по освоению образовательных технологий деятельностного типа.

Реализация данной модели осуществлялась нами на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» и включала следующие виды деятельности: работа с пилотными школами; посткурсовое сопровождение.

В 2014–2015 учебном году начата апробация данной модели на базе таких образовательных учреждений, как МАОУ «СОШ № 1» г. Набережные Челны, МБОУ «СОШ № 8» г. Елабуга. Методист факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» выступает в роли тьютора и сопровождает реализацию образовательной программы методического объединения учителей начальных классов данных образовательных учреждений.

Методист проводит экспертизу конспектов уроков слушателей курсов повышения квалификации для учителей начальных классов. В рамках программы посткурсового сопровождения методист проводит семинар «Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС», на котором обозначает трудности учителей в использовании средств формирования универсальных учебных действий на уроках, организует анализ и перепроектирование уроков, показывает видеоуроки с использованием образовательных технологий деятельностного типа, тем самым мотивируя учителей к самообразованию. В дальнейшем методист сопровождает разработку и реализацию заинтересованными учителями индивидуальной образовательной программы по освоению образовательных технологий деятельностного типа.

Предлагаемая модель методической поддержки освоения учителями образовательных технологий деятельностного типа на основе тьюторского сопровождения применима и для учителей основной школы. Использование образовательных технологий деятельностного типа всеми учителями образовательного учреждения является основой для организации преемственности между начальной и основной школой, а также частью программы «Формирование у обучающихся универсальных учебных действий».

 

Рецензенты:

Лукьянова М.И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой менеджмента и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск;

Миронов А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г. Набережные Челны.