Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VOLUNTEERING AS A DIRECTION OF EDUCATIONAL WORK IN THE UNIVERSITY

Kazakova T.V. 1 Basalaeva N.V. 1 Zakharova T.V. 1 Yakovleva E.N. 1 Osyak S.A. 1
1 Lesosibirsky Pedagogical Institute - Branch of the Siberian Federal University , Lesosibirsk, Russia
The article discusses the concept of "volunteering", it shows the socio-cultural importance for modern society. The author notes that volunteering may well be attributed to one of the manifestations of contemporary youth subculture, which implies the presence and formation of its own civil position of a young man. The experience of volunteering in the ABI - the branch of FAS (Lesosibirsk) on the example of two volunteer groups - "Your Horizons", carrying out professional orientation activities on the territory and settlements g.Lesosibirska Yenisei district; "School Service of Reconciliation", contribute to the prevention of conflict and crime. It is shown that the process of inclusion of students in the activities of volunteer groups can not only significantly improve the level of their professional orientation, gives them the opportunity to test himself in the professional role, developing professional competence and teaches navigate the existing methodological approaches to solving problems, but enables the formation of self-education and self-personality.
volunteering
volunteer
volunteering types
functions
volunteering

В современной России ни одно крупное мероприятие международного или федерального уровней не обходится без участия волонтерских команд будь то Евровидение-2009, Универсиада-2014 в Казани, Олимпиада в Сочи и иные, где в обязанности волонтеров входит сопровождение и оказание помощи гостям и участникам. Однако исторически сложилось, что волонтерская деятельность связана прежде всего с благотворительной помощью, которую оказывали добровольцы. Исследователи отмечают, что развитие понятия «волонтерство» связано с деятельностью христианских организаций конца ХIХ в., а точнее — с именем Анри Дюрана и созданной им в 1859 г.  организацией «Красный Крест».

Сегодня волонтерство приобрело многоаспектный характер. По определению А.В. Воронцовой, волонтерство – деятельность просоциальная и характеризуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [1]. И.Ю. Киселев отмечает, что волонтерство – это активное участие человека в жизни общества, что способствует не только реализации основных человеческих потребностей ради справедливости, но и улучшению качества жизни и углублению чувства солидарности [2].

В Общей декларации волонтеров указывается, что волонтерство – это добровольный выбор, который выражает личностные взгляды и позицию; предполагает активное участие гражданина в общественной  жизни;  содействует  улучшению  качества  жизни,  углублению  солидарности  между людьми;  предопределяет  реализацию  основных  человеческих  нужд  на  пути  построения  более справедливого  общества;  содействует  более  сбалансированному  экономическому  и  социальному развитию; выражается по обыкновению в общей деятельности в рамках разных ассоциаций [3].

Волонтеры, по мнению Е.И. Холостовой, — это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций. Волонтеры в современном значении этого слова  –  это члены общественного объединения  социальной  направленности  [5]. 

В большинстве случаев волонтеры — это представители молодежи, которая считается наиболее социально активной демографической группой, обладающей собственной специфической культурой. Как отмечает О.И. Холина, волонтерство вполне можно отнести к одному из проявлений современной молодежной субкультуры, что предполагает наличие и формирование собственной гражданской позиции молодого человека (например, движение по поиску пропавших детей и стариков «LizaAlert»), а также личностное самовыражение («Клуб волонтеров», «Кнопка жизни» и др.) [6].

Выделяют следующие типы волонтерства:

1) по степени организованности:

а) организованное, как правило, осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторах;

б) неорганизованное – спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям;

2) по целевой ориентированности:

а) взаимопомощь (или самопомощь) – осуществление волонтерской деятельности другим членам своей социальной группы или сообщества;

б) благотворительность – объектом помощи является участник группы, в которую входит сам волонтер;

в) участие в местном самоуправлении – волонтер на добровольных основаниях включается в деятельность по управлению волонтерским движением, волонтерской группой и т.д.;

г) просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся волонтерской деятельности.

Сегодня волонтерство – это мощное добровольческое общественное движение, участниками которого преимущественно являются молодые люди, в том числе студенчество. Притом что многие авторы говорят о наличии у волонтеров некоторых личностных особенностей, в частности стремления к самореализации; установки на преодоление; самоидентификации; стремления быть социально полезным; энтузиазма, доброты и подвижничества; неравнодушия и гражданской активности, также отмечают  приоритизацию индивидуальных и профессиональных интересов.

Волонтерство как направление воспитательной работы  в вузе выполняет ряд важных функций:

1)             овладение социально-профессиональными умениями и навыками за счет расширения социальных связей;

2)             появление новых карьерных возможностей;

3)             обогащение собственного социального капитала;

4)             реализация личного потенциала.

Студенты, активно участвующие в волонтерской деятельности, более активно формируют свой профессиональный менталитет, присоединяются к профессиональной среде. Так, в Лесосибирском педагогическом институте – филиале ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (далее ЛПИ – филиал СФУ) на протяжении 10  лет существуют и активно развиваются волонтерские отряды – «Твои горизонты», осуществляющий  профориентационную деятельность на территории г. Лесосибирска и населенных пунктов Енисейского района; «Старший друг», оказывающий психолого-педагогическую поддержку подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; «Школьная служба примирения», содействующая профилактике конфликтов и правонарушений, и др. Расскажем более подробно о содержании деятельности некоторых отрядов.   

Так, отряд «Твои горизонты» в период с 2012 по 2014 гг. работал в рамках  исследования проблемы профессиональной направленности студентов, а также выявления детерминирующих ее факторов, что позволило  психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение в вузе, расстановку кадров, а также планировать профессиональную карьеру.

Целью отряда в данный период являлась разработка и реализация программы психологического сопровождения студентов педагогического вуза с целью формирования их профессиональной направленности. Работа была направлена на целевую группу, представляющую собой студентов  ЛПИ – филиала СФУ (Лесосибирск) и учащихся Енисейского педагогического колледжа (Енисейск). В подготовке и реализации приняли участие студенты факультета педагогики и психологии и физико-математического факультета ЛПИ – филиала СФУ (около 30 человек). В ходе реализации проекта (подготовка и участие в тренинговых занятиях) количество студентов составило от 80 до 100 человек. Основным результатом деятельности отряда стало повышение уровня профессиональной направленности, доказанное эмпирически; созданная программа может быть адаптирована для других учебных заведений.

Предлагаемый проект ориентирован на формирование профессиональной направленности в рамках педагогической профессии, основными участниками которого станут студенты вуза, что будет способствовать успешному вхождению в профессию на ранних этапах профессионализации.

Стоит отметить, что, говоря о профессиональной направленности как самостоятельной единице, отдельной категории, мы говорим и о собственной динамике ее становления, о процессах, являющихся содержанием этапов этой динамики. В первую очередь эти процессы связаны с развитием и активацией системы интересов к определенной области профессионального знания, мотивов к занятию профессиональной деятельностью, проявлением определенных личностных качеств и характеристик. Речь, по сути, идет об образовательной программе, включающей в себя средовой, субъектно-личностный и технолого-мотивационный компоненты.

Средовой компонент – комплекс психолого-педагогических условий, формирующих не столько прямо профессиональное сознание, сколько личностное отношение к определенным проблемам, в нашем случае – к педагогической проблематике. Субъектно-личностный компонент складывается, с одной стороны, из непосредственного субъективного интереса к конкретному профессиональному полю, наличия черт характера и личностных особенностей, позволяющих говорить не только о возможностях самореализации в выбранной профессиональной области, но и о динамическом потенциале, прогностической характеристике, указывающей на возможность карьерного роста, активного движения в поле избранной профессии; с другой – из системы представлений об интересующей профессии, образе специалиста, специфике деятельности, проблемных зонах профессии и путях их преодоления. Технолого-мотивационный компонент – система психолого-педагогических действий, связанная, во-первых, с поддержанием и активизацией интереса студентов к выбираемой специальности,  получению необходимых знаний и приобретению доступных умений и навыков для осуществления профессиональной деятельности на начальном этапе; во-вторых, с коррекцией образа специалиста — представителя профессиональной области с целью его приближения к реальному; развитие качеств характера, личностных компетенций в контексте выбираемого профессионального направления, чем  определяется личностный ресурс – потенциал, в дальнейшем непосредственно реализуемый в профессиональном поле.

Целью деятельности «Школьной службы примирения» является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Психологами отмечено, что в межличностном взаимодействии обучающихся часто возникают противоречия, неразрешенность которых становится фактором девиантного поведения и фрустрационных состояний. В этой ситуации особую значимость приобретает изучение психолого-педагогического сопровождения учащихся в конфликтных ситуациях со сверстниками, главная миссия которого заключается в формировании у них позитивного опыта понимания себя и позиции оппонентов, осознании силы собственного влияния на ситуацию и перспектив ее развития, выборе такой стратегии поведения, которая основывалась бы на обоюдовыгодном, реалистичном решении, сохраняющем человеческое достоинство. Поэтому работа данного волонтерского отряда достаточно актуальна и направлена на формирование и развитие конфликтологической компетентности и конфликтологической культуры учащихся, повышение ее уровня, что позволит  психологически обоснованно решать конфликтные ситуации в условиях образовательного учреждения.

Основная идея заключается в разработке программы подготовки учащихся к конструктивному поведению в ситуациях разногласий, направленной на развитие рефлексивных и прогностических способностей, при реализации которой предполагается взаимодействие различных специалистов образовательного учреждения; формирование и обучение ученического актива под руководством социального педагога и/или педагога-психолога навыкам медиации в ситуации конфликта.

Исследуя аналоги подобных служб, мы отметили, что в целом служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению. На сегодняшний день действует около 1000 служб примирения в разных регионах страны, однако в Красноярском крае только 6.  При этом в образовательных учреждениях 
г. Лесосибирска  система восстановительной медиации (служба примирения) пока слабо развита, что мы и пытались компенсировать деятельностью волонтеров на базе МБОУ СОШ № 1 г. Лесосибирска.

Деятельность службы примирения основана на следующих принципах.

1.                  Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

2.                  Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3.                  Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

В состав Школьной службы примирения входят педагог-психолог, социальный педагог, педагоги школы, школьники 6–9-х классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ, волонтеры.

Школьная служба примирения получает информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения и принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение, для проведения программы также необходимо согласие родителей. В случае если примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел [4].

Волонтеры осуществляют контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несут ответственности за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и определить пути их преодоления.

Заключение

Процесс включения студентов в деятельность волонтерских отрядов не только позволяет существенно повысить уровень их профессиональной направленности, дает им возможность апробировать себя в профессиональной роли, развивает профессиональные компетенции и учит ориентироваться в существующих методических подходах к решению проблемы, но и дает возможность самовоспитания и формирования собственной личности. В этом случае происходят трансформация ценностно-смысловых координат личности студента, определение собственной гражданской позиции и инициативы. Поэтому считаем волонтерскую деятельность одним из необходимых и эффективных направлений воспитательной работы вуза.


Рецензенты:

Логинова И.О., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой  психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО, ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г. Красноярск;                             

Гафурова Н.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики профессионального обучения Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.