Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FAMILY VALUES OF SCHOOL GRADUATES AS A METASUBJECT RESULT

Vlasyuk I.V. 1 Varfolomeev N.V. 1
1 Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia
The article covers the issue of the research of the way to develop school graduates’ family values by the means of the educational process using the potential of general education disciplines. The authors show the factors of social risks and threats to family existence in the modern society; there are found out the roles of such agents of socialization as parents’ family and school; there are considered the systemic, determinative value guidelines and functional factors that determine the readiness to fulfill the labour functions and influence the development of personal readiness for family life. It is noted that under the influence of the socialization agents of parents’ family and school there is formed the individual and personal reference of a teenager that includes the family awareness, knowledge, adaptation, culture. There is made the conclusion that as the result of the developed family values there should be the system of school graduate’s characteristics that include the priority of matrimony values, the developed abilities to plan the personal family strategy.
family study
family values
metasubject result

Семья как социальный институт имеет для любой страны огромное значение. Она является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности и традиций в истории народа, выступает фактором передачи социального опыта, формирования личности. Семейное здоровье и благополучие рассматривается как условие государственной безопасности. Во многом социально-экономическое развитие современной России зависит от развития института семьи, роли молодых людей в обеспечении трансформационных процессов его функционирования. Образ жизни каждой семьи детерминирован ценностями, нормами морали, ценностными ориентациями и установками.

Создание семьи, как и любая другая деятельность, требует специальной подготовки, включает соответствующие знания, умения, навыки, отношения.

Ретроспективный обзор вопросов подготовки молодежи к браку и семье в отечественной педагогике позволил выделить определенные периоды развития научных взглядов на рассматриваемую проблему.

 

До ХХ века воспитание будущего семьянина проходило в рамках самой семьи в процессе естественной жизни, исходя из необходимости приобщения подрастающего поколения к жизни в семье.

 

Вопросы подготовки детей к семейной жизни в отечественной науке активно обсуждались в 20-е годы ХХ века, когда многовековая передача от старших к младшим народного педагогического опыта была разрушена, многие ценности были утрачены. Семье отводилась вспомогательная роль, акцент делался на руководящую роль школы.

 

С позиций антрополого-гуманистической теории вопросы подготовки к семейной жизни рассматривал П.П. Блонский. Ученым была предложена первая программа воспитания будущего семьянина, обозначены пути подготовки молодежи к семейной жизни: общественная поддержка семьи; развитие ценностей материнства; формирование педагогической культуры родителей. По мнению А.С. Макаренко, систематическая и целенаправленная подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна проводиться совместными усилиями семьи, школы и общественности. Таким образом, учеными первой половины ХХ века было положено начало в разработке теории подготовки подрастающего поколения к семейной жизни.

 

Во второй половине ХХ века проблема подготовки молодежи к семейной жизни заявлена как общественная. Бездыревым К.К. был предложен «Курс основ семейной жизни», в предметах которого давались сведения о семейных обязанностях, рассматривались вопросы взаимоотношений полов. В работах В.А. Сухомлинского были рассмотрены аспекты социализации ребенка в условиях семьи, показана ведущая роль родителей в воспитании ребенка, приобщении к семейным ценностям. Подготовка подрастающего поколения к созданию семьи рассматривалась в таких направлениях, как социальное, психологическое, юридическое, экономическое, биологическое, педагогическое.

 

На государственном уровне проблему подготовки молодежи к созданию семьи пытались решить дважды. В 70-х годах ХХ века путем создания лектория семейной культуры и в 1982 г. путем введения школьного курса «Этика и психология семейной жизни».

 

В связи с изменениями, произошедшими с институтом семьи, и непреходящей актуальностью вопроса возрастает интерес к данной проблеме у теоретиков и практиков образованиях [7].

В ХХI веке социально-экономические условия и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного института. Наблюдается падение ценности семьи и семейных отношений. Происходит девальвация семейных ценностей, снижение социальной значимости отцовства и материнства. Растет число людей, которые предпочитают выбирать индивидуальный успех в жизни за счет счастья в браке. Девальвируется статус традиционной семьи как зарегистрированного союза.

Наряду с такими деструктивными факторами, как разводы, супружеские измены, разрушение межпоколенных связей, большую угрозу семейной стабильности, существованию института семьи и брака несут гендерная идеология, пропаганда гомосексуализма, предусматривающие пересмотр естественной половой идентификации, нарушение традиционного порядка продолжения рода, отказ от естественных детско-родительских отношений. Рассматриваемые потенциальные угрозы, направленные на разрушение семьи, получают поддержку властей в ряде стран, расширяют свою географию, не приемлют инакомыслие, несовместимы с существованием естественной семьи, супружества и родительства, нацелены в перспективе на смену всего социального уклада [2].

В связи с такими негативными процессами встает задача, наряду с расширением границ свободы личности и развитием адаптационных процессов в изменяющихся экономических условиях, формировать у подрастающего поколения умения включаться и в социальные процессы. Такое сочетание качеств личности позволит ей успешно строить в том числе и брачно-семейные отношения.  

Те или иные характеристики современной семьи в рамках своего предмета изучают многие науки, однако отсутствие интеграционного подхода делает невозможным решение комплексных проблем. В трактовке А.И. Антонова фамилистика как комплекс наук, изучающих семью, в конечном счете призвана раскрывать смысл фамилизма – направленности системы ценностей личности на семью, семейный образ жизни как универсальную форму культурного бытия человека, приоритета ценности семьи и детей перед всеми остальными ценностями, утверждение фамилистической культуры.

Родительская семья и образовательное учреждение являются важнейшими институтами социализации ребенка, каждому из которых присущи свои функции. Семья обеспечивает индивидуализацию детского развития, школа же способствует интеграции учащегося в социум. Особенно значимым в формировании семейных ценностей является возраст старшего школьника, находящегося на пороге жизненного самоопределения. Наряду с осознанием своего внутреннего мира, осмыслением взаимоотношений с близкими, окружающими, самим собой происходит осмысление и приобретение жизненно значимых ценностей [5].

Помимо семьи в процесс формирования фамилистических ценностей вовлечены и образовательные учреждения. Формирование фамилистических ценностей у старшеклассников можно рассматривать как педагогическую деятельность, направленную на создание и реализацию взаимосвязанных условий, необходимых для развития осознанного и активного усвоения старшеклассниками социокультурных ценностей фамилизма. Система образования обладает большими возможностями для проведения систематической, целенаправленной учебной и внеучебной работы по формированию фамилистических ценностей выпускников школ посредством организации совместной деятельности учителя, семьи и учащихся. Смыслообразующим структурным компонентом этой системы является цель – формирование фамилистических ценностей выпускника школы, его готовность к саморазвитию и самосовершенствованию как будущего семьянина, реализуемая в следующих задачах: формирование фамилистических знаний; становление позитивных установок на сохранение и укрепление семьи и формирование ценностных ориентаций на семью; формирование хозяйственно-практических и общетрудовых умений и навыков; развитие стремления к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию личности выпускника как семьянина [3].

Воспитание будущего семьянина в общеобразовательном процессе предполагает раскрытие в различных видах учебной и практической работы ценностного содержания семьи как социального института; освоение старшеклассниками своего полоролевого поведения; объединение усилий семьи и школы в формировании готовности выпускников школ к семейной жизни. Фамилистические ориентации личности должны представлять собой такую систему ориентаций и убеждений, которая направляла бы человека на реализацию в своей жизненной программе ценностей семейного образа жизни [7].

В этой связи большую значимость приобретает повышение эффективности педагогического воздействия на подрастающее поколение с целью формирования устойчивых ориентаций на ценности семьи, семейного образа жизни [4; 5]. Эта целеполагающая позиция нашла свое отражение в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, направленной на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы общества и сохранение семейных ценностей.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, такие личностные характеристики в «портрете выпускника», как осознание и принятие традиционных ценностей семьи, осознание ответственности перед семьей, должны стать ориентиром в формировании ценностного отношения к семье и в подготовке к роли семьянина выпускников школ в условиях тесного взаимодействия общеобразовательных учреждений и семей учащихся [6; 10].

Уровень готовности личности к семейной жизни определяется следующими соподчиненными факторами: системными, определяющими ценностные ориентации, мотивы, семейно-брачные потребности, и функциональными, включающими готовность и умения выполнять различные функции: трудовые, нравственные, интеллектуальные, коллективистские и др.

Понятие готовность к семейной жизни можно представить в виде следующей структуры:

- когнитивная готовность включает в себя знание нормативно-правовых основ семейных отношений;

- мотивационная готовность – сформированные семейные ценности, готовность брать на себя ответственность за членов семьи;

- эмоциональная готовность – это ощущение подготовленности к решению жизненных задач, позитивный опыт межличностного взаимодействия;  

 - коммуникативная готовность позволяет конструктивно решить проблемы, возникающие в процессе взаимодействия [7].

 

Осуществляемое в рамках общеобразовательных учреждений воспитание будущего семьянина традиционно ориентировано на такие подходы, как вербально-мероприятийный, включающий в себя мероприятия, посвященные проблемам брачно-семейных отношений, и личностно-деятельный подход, вовлекающий учащихся в систему тренингов, формирования навыков общения, поведенческих умений в различных ситуациях семейного общения. Безусловно, эти подходы вносят положительный вклад в формирование ценностного отношения к семье, вооружают знаниями о функционировании семьи как социального института, однако, как правило, изолированы от проблем реальной жизни семьи.

Большой потенциал в вопросе формирования ценностного отношения выпускников школ к семье заложен в самом учебном процессе. Семейную проблематику целесообразно рассматривать в рамках изучения ряда школьных предметов. На каждой ступени школьного обучения на уроках литературы изучаются произведения, дающие возможность совершенствовать понятия и представления о семейно-брачных отношениях.

По мнению В.В. Макаева, Э.М. Черепова, Л.Н. Минос, содержание курса «Истории» позволяет получить представление о семье, как социальном явлении. В рамках программы «Основы государства и права» рассматриваются правовые вопросы жизнедеятельности семьи [8].

Предметы естественно-научного цикла создают возможность для деликатного рассмотрения аспектов интимной жизни человека. Уроки трудового обучения способствуют формированию трудовых навыков. В связи с этим возникает потребность формирования фамилистических ценностей выпускника как метапредметного результата в рамках изучения общеобразовательных предметов.

Фамилистические ценности выпускника как метапредметный результат – индивидуально-личностная характеристика подростка, состоящая из: фамилистической осведомленности, фамилистической информированности, фамилистической адаптированности, субъектности, фамилистической культуры, формирующихся под воздействием факторов социализации родительской семьи и школы. Фамилистические ценности выпускника как квинтэссенция системных и функциональных свойств личности включают в себя следующие составляющие: личностную (жизненное самоопределение; позитивное отношение к традиционным ценностям семьи; мотивация к созданию на основе семейных ценностей в будущем своей семьи); познавательную (поиск и выделение необходимой информации, структурирование, интерпретация, критическое оценивание); коммуникативную (умение формулировать и аргументировать собственное мнение; умение осознанно использовать речевые средства, соответственно задачам коммуникации; понимание возможности существования у разных людей различных точек зрения, в том числе и не совпадающих с собственной; умение эффективно сотрудничать; умение договариваться и приходить к общему решению при выполнении совместной деятельности); регулятивную (умение формулировать цель и способствовать ее достижению; самоконтроль; адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми; коррекция поставленных целей).

Результатом сформированных фамилистических ценностей выпускника должна стать совокупность характеристик, в основе которых: приоритетность ценностей супружества и родительства; осознание опыта семейных отношений родительской семьи; достаточный уровень знаний по предметам, формирующим фамилистическую компетентность; умение ориентироваться в различных информационных источниках по вопросам фамилистики; прогностически развитые навыки планирования семейной стратегии; прогностическая готовность к решению различных проблемных ситуаций в семье [1; 9].

 

Рецензенты:

Разбегаева Л.П., д.п.н., профессор кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;

Столярчук Л.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.