Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FACTORS OF INVESTMENT CLIMATE IN THE REGION

Khrustalev B.B. 1 Gorbunov V.N. 1 Mursalimova N.N. 1 Asyaev I.Yu. 1
1 Penza State University of Architecture and Construction
The article describes the factors of investment climate in the region, identified key parameters and principles. Studied the economic substance of the investment climate, the components of which are two characteristics: investment potential and investment risk. The necessity of the comparative assessment of investment attractiveness of the region´s municipalities, the results of which will be the allocation of intra-regional investment priorities and the development of intra-differentiated investment policy. It is shown that the implementation of the concept of investment development of the region requires a change in the structure of the state and municipal administration, and in the forms and methods of work of the organs of regulation of investment activity. The basis for institutional reforms to improve the investment climate prompted to put the principles of transparency, fairness, unified coordination.
the investment climate
the risk potential
investment attractiveness
regional policy
social and economic development
Потенциальные инвесторы должны иметь полную и достоверную информацию, на основании которой возможно оценить инвестиционный климат региона. Одна из задач инвестиционной стратегии состоит в создании и представлении сравнительных инвестиционных преимуществ региона перед другими регионами России.

Материал и методы исследования

Составляющими инвестиционного климата регионов являются две характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Инвестиционный потенциал оценивает показатели, влияющие на объемы инвестирования. Величина инвестиционного риска определяет вероятность потерь от инвестиционной деятельности инвесторов в регионе.

В регионах существуют резервы повышения инвестиционной привлекательности. Задача инвестиционной стратегии состоит в нахождении и реализации сравнительных преимуществ региона, продвижении региона в инвестиционных рейтингах, достижении устойчивой положительной динамики составляющих инвестиционного климата (табл. 1).

Таблица 1

Составляющие инвестиционного климата

Составляющие

Параметры оценки

Инвестиционный потенциал

Определяет насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой), учитывает:

- ресурсно-сырьевой потенциал;

- трудовой (трудовые ресурсы и образование);

- производственный;

- инновационный;

- институциональный (институты рыночной экономики);

- инфраструктурный (в том числе геополитическое положение);

- финансовый (налоги, предприятия, населения);

- потребительский (покупательная способность).

Инвестиционный риск

Политическая, социальная, экономическая, финансовая, экологическая, криминальная ситуация, законодательная среда, определенные как инвестиционные риски

Разработка инвестиционной стратегии региона предполагает проведение углубленного аналитического исследования и сравнительного анализа инвестиционной привлекательности региона.

Оценка сравнительной инвестиционной привлекательности территорий

Необходимой составляющей инвестиционной стратегии также должна стать оценка сравнительной инвестиционной привлекательности муниципальных образований региона. Результатом исследования станут выделение внутрирегиональных территориальных инвестиционных приоритетов и разработка дифференцированной внутрирегиональной инвестиционной политики.

Для привлечения инвестиций в форме кредитов, займов и субфедеральных ценных бумаг ключевым фактором является оценка кредитоспособности заемщика. В настоящее время без кредитного рейтинга выход на внешний инвестиционно-кредитный рынок невозможен. Кредитный рейтинг также способствует повышению инвестиционной привлекательности региона.

Преимущества наличия кредитного рейтинга может быть для реализации следующих целей:

1) распространение информации о регионе, создание благоприятного имиджа и репутации региона;

2) расширение круга потенциальных инвесторов, привлечение интереса к региону со стороны крупных корпораций, финансовых структур, государств и международных организаций;

3) облегчение ведения переговоров с кредиторами с целью изменения условий предоставления кредитных линий;

4) облегчение финансовых условий реализации долгосрочных проектов;

5) повышение эффективности управления затратами, связанными с привлечением заемных средств;

6) повышение шансов кандидатуры региона при участии в конкурсах и тендерах.

Создание прогрессивного инвестиционного законодательства

Инвесторы, осуществляющие деятельность в регионах, часто сталкиваются с проблемами правового регулирования. К сложностям относятся коллизия норм и нестабильность федерального и регионального законодательства, многочисленность административных процедур. Также остается проблемой различие в толковании федеральных законов со стороны территориальных органов федеральной исполнительной власти.

Перед законодательной и исполнительной властью региона стоит задача по выявлению и исправлению существующих недостатков регионального инвестиционного законодательства.

Положительный инвестиционный климат региона зависит от защиты прав инвесторов. Таким образом, считается целесообразным зафиксировать одинаковый режим защиты прав для всех субъектов инвестиционной деятельности, как российских, так и иностранных, действующих на территории региона.

Успех привлечения иностранных инвестиций обеспечивается, с одной стороны, использованием административного ресурса в сфере заключения двусторонних договоров, с другой - созданием действенной системы правовых гарантий.

В настоящее время в правовом обеспечении инвестиционной деятельности регионов сложились предпосылки (нормативные, институциональные, функциональные), позволяющие оптимизировать процесс привлечения инвестиций, следовательно, повысив при этом инвестиционную привлекательность.

К перспективным направлениям оптимизации правового обеспечения инвестиционной деятельности регионов относятся следующие меры:

1) разработка и реализация текущей и долгосрочной программы правового обеспечения инвестиционной деятельности;

2) принятие самостоятельных нормативных актов, посредством которых регулируются отдельные аспекты инвестиционной деятельности;

3) законодательное закрепление вопросов развития сети информационного и консультационного обеспечения инвесторов, маркетинга инвестиционных программ и проектов;

4) формирование банка данных инвестиционных проектов и подготовка справочных материалов о правовых условиях инвестиционной деятельности;

5) определение состава и сроков осуществления согласительно-распорядительных процедур, создание унифицированных правил их прохождения на территории региона;

6) введение специальных налоговых режимов;

7) предоставление бюджетных субсидий и субвенций, компенсация процентных ставок по инвестиционным кредитам, софинансирование в виде развития инфраструктуры и подготовки кадров.

Инвентаризация и систематизация инвестиционных проектов и инвестиционных площадок

Систематическая работа по составлению бизнес-планов и инвестиционных проектов ведется в регионах уже несколько лет. В настоящее время большинство регионов представляет потенциальным инвесторам инвестиционные проекты, которые требуют систематизации в соответствии с приоритетами инвестиционной стратегии.

Инвестиционная стратегия не только учитывает предлагаемые предприятиями и отраслями проекты, но и предоставляет условия для возможной реализации собственных проектов инвесторов. Для реализации этой цели осуществляется составление кадастра инвестиционных площадок. Кадастр включает площадки трех типов: застроенные и оборудованные (наличие коммуникаций, зданий, сооружений); резервные площадки (инфраструктурно обустроенные); «зеленые» площадки (green field). По каждой площадке производится составление паспорта и плана на бумажных и электронных носителях.

Создание в перспективе геоинформационной системы на территории регионов позволит заявить существующие и потенциальные инвестиционные площадки и отразить параметры и характеристики всех земельных участков, в том числе на территории населенных пунктов.

Кадровое обслуживание инвестиционной стратегии

Успех инвестиционной стратегии определяется возможностями и алгоритмами создания новых и реализации имеющихся конкурентных преимуществ региона в рамках доступных временных и материальных ресурсов.

Реализация стратегии - процесс согласованного участия представителей власти, бизнеса и общественности в формировании условий и инструментов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность региона и выставляемых проектов. В связи с этим кадровый, человеческий ресурс - определяющий фактор успеха.

Развитие конкурентных преимуществ регионов зависит от уровня подготовленности различных заинтересованных групп. Подготовленность характеризуется пониманием широкого международного контекста инвестиционной деятельности, ее российских и региональных особенностей, наличием знаний в различных областях бизнеса, доступностью практического опыта инвестиционной деятельности, возможностями активных международных контактов. На этапе реализации инвестиционной стратегии приоритетным становится грамотное использование и развитие кадрового потенциала.

Мероприятия предполагают, с одной стороны, «инвентаризацию» кадровых специалистов и оценку уровня их подготовленности к инвестиционной деятельности. С другой стороны, необходима «инвентаризация» имеющихся инвестиционных инициатив и проектов с целью их адекватного кадрового обеспечения.

Деятельность по обеспечению кадрового обслуживания инвестиционной стратегии предполагает следующее:

1) формирование банка данных организаций (университетов, консультационных фирм, бизнес-школ и т.п.), располагающих подготовленными специалистами;

2) формирование банка данных «персоналий» - специалистов с указанием сфер их профессиональной компетенции и возможных интересов;

3) использование различных схем оценки специалистов с привлечением независимых российских и международных экспертных организаций;

4) создание коммуникационной среды (деловых форумов, консультационно-справочных пунктов, сайтов в Интернете и т.п.) для информирования специалистов о возможностях их профессионального использования в реализации стратегии.

Стратегия развития кадрового потенциала требует повышения уровня организаций, занимающихся подготовкой специалистов. Необходимы переподготовка преподавательского состава, создание новой образовательной инфраструктуры, которая будет гибко реагировать на новые требования жизни и будет тесно связана с ведущими деловыми и образовательными центрами.

Институциональные преобразования

Реализация концепции инвестиционного развития региона требует определенных изменений как в структуре государственного и муниципального администрирования, так и в формах и методах работы органов регулирования инвестиционной деятельности.

В основе институциональных преобразований лежат следующие принципы.

Принцип прозрачности. Полномочия и ответственность органов, регламентирующих и участвующих в инвестиционном процессе, однозначно определены и закреплены документально.

Принцип справедливости. При реализации инвестиционных проектов учитывается баланс интересов администрации, населения и фирм, функционирующих на территории региона.

Принцип единой координации. Ответственность за реализацию инвестиционных проектов возложена на единый орган, осуществляющий координацию подготовительной работы по каждому инвестиционному проекту и контролирующий общий ход реализации инвестиционной стратегии.

Успех преобразований определяется переходом региона от управления объектами инвестиционной деятельностью к управлению инвестиционными процессами. Основным механизмом реорганизации деятельности системы регионального управления станет организационное разделение функций органа власти и эффективного собственника.

Региональная инвестиционная стратегия в качестве составляющих ее элементов имеет отдельные инвестиционные проекты. В связи с этим возникает необходимость комплексного управления реализацией инвестиционных проектов или, иначе говоря, проектного менеджмента.

Развитие инвестиционной среды, повышение инвестиционной привлекательности региона, создание универсальных институтов инвестиционной инфраструктуры, административная и коммуникативная стратегии должны формироваться как комплекс действий по развитию региона.

Основная задача инвестиционной политики региона заключается в создании условий для эффективных вложений в его экономику на принципах доброжелательности во взаимоотношениях инвесторов, презумпции добросовестности инвесторов, сбалансированности публичных и частных интересов, открытости и доступности информации для всех инвесторов, ясности и простоты инвестиционного процесса, равноправия инвесторов, объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях, неизменности принимаемых решений, поддержки и стимулирования инвесторов.

При формировании и реализации инвестиционной стратегии на региональном уровне руководство региона должно обязательно учитывать то обстоятельство, что регионы имеют различный уровень экономического, социального, законодательного развития, а также достаточно сложную динамику изменения этих характеристик. Все это отражается на инвестиционной привлекательности региона.

Для реализации инвестиционной стратегии необходимы последовательные действия на ближайшую перспективу:

  1. разработка программы участия в российских и международных рейтингах;
  2. оценка предполагаемых объемов инвестиционных ресурсов по источникам;
  3. определение целевых проектов в соответствии с инвестиционными приоритетами и разработка механизмов привлечения потенциальных инвесторов;
  4. создание нормативно-правовой базы поддержки инвестиционной деятельности;
  5. подготовка институциональных преобразований;
  6. планирование организационно-кадрового обеспечения;
  7. разработка коммуникационных и PR-программ регионов.

Таким образом, реализация совокупности рассмотренных мероприятий может сделать регион инвестиционно привлекательным. Это в свою очередь позволит повысить бюджетную эффективность региона, т.е. сделает его экономику более независимой и развитой.

Рецензенты:

Тараканов О.В., д.т.н., профессор, декан факультета «Управление территориями», заведующий кафедрой «Кадастр недвижимости и право» ПГУАС, г. Пенза;

Хаметов Т.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Землеустройство и геодезия» ПГУАС, г. Пенза.