Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CHARACTERISTIC OF THE NEEDS FOR SECURITY AND PROVISION ITS IN EDUCATION

Kislyakova L.P. 1
1 Shuya branch of Ivanovo State University
We conducted the analysis of the problem of human security in the environment: techno, social, information. It is shown that the needs of the individual security is a factor in the development and quality of life. Theoretical and methodological basis amounted to psychological theories of A. Maslow, K. Jung, A. N. Leontiev and the theory of needs N. A. Konopleva and L. P. Shipovskaya. The psychological security of environment, providing the individual state of protection in different situations, show as the condition to meet the security needs. Submitted the analysis of the study of representations of students about the safety of life and satisfaction of their needs for security. Actualized the task of creating a safe learning environment, which meets students need for security as well as the task of forming the students´ need for analysis of psychological , information space.
demand
security
psychological security
educational environment
Стратегия национальной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности, Концепция общественной безопасности в РФ, Федеральный закон «О безопасности» и другие нормативные и доктринальные документы ставят задачу обеспечения безопасности каждого человека посредством защиты жизненно важных интересов и удовлетворения базовых потребностей. В последнее время актуализируется положение о том, что только при удовлетворении потребности в безопасности возникает тенденция к существованию и развитию личности и общества.

Создавая техносферу и социосферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных и антропогенных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на качестве жизни. Вместе с тем гомосфера, включающая в себя производственную (образовательную), бытовую, городскую среду, небезопасна. К новым техносферным условиям относятся условия обитания человека в городах, промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Техносфера - область, преобразованная человеком с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств для удовлетворения своих потребностей. Говоря о человеке в социосфере, необходимо помнить, что человек - это не только физиологическое, но и социальное, психическое существо. Социальная среда характеризуется культурно-психологическим климатом, создаваемым самими людьми из их связей и влияния друг на друга, осуществляемого непосредственно, а также с помощью материального, энергетического и информационного воздействия различных факторов [7]. Созданный человечеством в природной среде «искусственный мир» образуют уже не только техносфера (мир техники, технологий, сооружений и т.п.), но и информационная сфера, значимость которой непрерывно возрастает. В проекте Конвенции ООН «Об обеспечении международной информационной безопасности» «информационное пространство» определяется как «сфера деятельности, связанная с формированием, созданием, преобразованием, передачей, использованием, хранением информации, оказывающая воздействие в том числе на индивидуальное и общественное сознание, информационную инфраструктуру и собственно информацию». Особое значение для человека имеет социальная информация как наиболее массовое средство общения и воздействия. Содержание именно этой информации определяет функционирование общественных образований, профессиональных, возрастных и этнических групп людей, государственных и общественных институтов, а также конкретных людей, их помыслы и поступки [9].

Таким образом, сегодня жизненно важные интересы и потребности личности, обеспечивающие ее безопасность, определяются не только и не столько техносферными и физиологическими показателями, но и психологическими и информационными.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее определение потребности: «Потребность - надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения». «Нужда - это еще не связанное с конкретным предметом состояние и ощущение нехватки чего-либо или, напротив, желание сохранить состояние удовлетворенности, комфорта. Когда нужда осознается, "опредмечивается", когда становится ясным, что именно  необходимо, то говорят о состоянии потребности». «Потребность - это нужда, принявшая специфическую, конкретную, предметную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Предмет потребности становится мотивом деятельности, направляющим субъекта на удовлетворение потребности в соответствии с нуждой и регулирующим его деятельность» [5]. «Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды» [4].

Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями (такими как питание, движение, познание окружающего мира и т.п.). Базовые потребности, во-первых, определяют пусковой механизм развития человека (формирование его соматического здоровья), во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

А. Маслоу расположил потребности человека в определенной иерархической последовательности: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви, потребность в привязанности, потребность в принадлежности;  потребность в уважении, потребность в познании, эстетические потребности, потребность в самоактуализации (самовыражении).

Личность как социальное по своей природе, относительно устойчивое образование представляет собой социальное качество индивида; систему мотивационных отношений; индивидуальную форму существования и развития социальных связей и отношений. Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации. А. Маслоу отмечает, что после удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; стабильности; зависимости; защите, свободе от страха, тревоге и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях). Подобно физиологическим потребностям, считал А. Маслоу, эти желания могут доминировать в организме. Они могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма, нацелив их на достижение безопасности. Так же, как и в случае с голодным человеком, главная цель не только детерминирует восприятие индивидуума, но и предполагает его философию будущего, философию ценностей. Если это состояние набирает экстремальную силу или приобретает хронический характер, то говорят, что человек думает только о безопасности.

Потребность в безопасности проявляется в «защищенности; стабильности; зависимости; защите; отсутствии страха, тревоги и хаоса; структуре, порядке, законе и ограничениях; силе покровителя» [6]. Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизирующий ресурс организма фактор в чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества, невроз, повреждение мозга, крушение власти или устойчивые неблагоприятные ситуации. «Потребность в безопасности и защищенности отражает заинтересованность в долговременном выживании, то есть это потребность в организации, стабильности, в предсказуемости событий и свободе от угрожающих сил» [12].

Для лучшего понимания потребности в безопасности А. Маслоу понаблюдал за детьми, у которых потребности этого уровня проявляются проще и нагляднее. Младенец реагирует на угрозу гораздо более непосредственно, чем взрослый человек, воспитание и культурные влияния еще не научили его подавлять и сдерживать свои реакции. Взрослый человек, даже ощущая угрозу, может скрыть свои чувства, смягчить их проявления настолько, что они останутся незамеченными для стороннего наблюдателя. Реакция же младенца целостна, он всем существом реагирует на внезапную угрозу - на шум, яркий свет, грубое прикосновение, потерю матери и прочую резкую сенсорную стимуляцию. Потребность в безопасности у детей проявляется в их тяге к постоянству, упорядочению повседневной жизни [10].

В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например в виде желания устроиться на хорошо оплачиваемую работу с социальными гарантиями, желания иметь жилище, отвечающее всем современным требованиям безопасности, и пр. [3].

Как утверждают психологи, современный человек в течение года имеет столько же контактов с другими людьми, а возможно, и такое же количество стрессов, как человек в начале века имел за всю жизнь. В условиях нарастающего темпа жизни актуальной является потребность личности в психологической безопасности. Психоаналитик и выдающийся мыслитель К.Г. Юнг уже к середине прошлого столетия, т. е. до начала научно-технической и информационной революций, бил тревогу, полагая, что под влиянием цивилизации и особенно непрерывно следующих друг за другом природных, социальных и хозяйственных катаклизмов психическая конструкция человека становится более хрупкой и уже работает на пределе. Она все больше страдает от прогрессирующего ощущения опасности, неуверенности, подспудного чувства страха за свое «Я». По убеждению Юнга, допустимую меру переходит расщепленность внутреннего мира человека. В условиях постоянного ускорения темпа жизни, частого и резкого обновления ее требований к человеку психика не успевает перестраиваться и хотя бы временно обретать состояние устойчивой адаптированности [13].

Человек, находящийся в состоянии психологической безопасности, имеет адекватные действия на сложившуюся ситуацию, он спокоен, рассудителен, может разрабатывать стратегию и тактику своей деятельности, дает адекватную самооценку, реализует заложенный потенциал не только в профессиональной деятельности, но и во всех проявлениях жизнедеятельности.

«Психологическая безопасность есть свойство личности, характеризующее ее защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействиям» [8]. Психологическая безопасность на уровне общества - фактическое обеспечение качества жизни и здоровья людей. Психологическая безопасность личности - отражение в переживании ею своей защищенности в конкретной жизненной ситуации. «Для обеспечения психологической безопасности необходимо установление чувства общности, доверия, защищенности, поддержки» [8]. Принадлежность к определенным социальным группам и общественным структурам дает ощущение защиты от возможных угроз, формирует потребность в постоянных связях с окружающим миром и потребность идентификации себя с определенной группой, социальной системой.

Психологическую безопасность можно определить как «состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем» [11].

В результате повышающейся потребности в безопасности (физиологической, психологической, информационной) актуализируется поиск социальных институтов, которые позволили бы человеку удовлетворять потребность, вернуть ему чувство связанности с другими, избавиться от ощущения ничтожности и незащищенности перед окружающим миром. В первую очередь это институты семьи, образовательного пространства (школы, вуза), пространство трудовых отношений [1].

Вопросам безопасности уделяется внимание и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В частности, в нем отмечается, что «образовательная организация обязана: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся ... в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, работников образовательной организации».

В образовательном учреждении обучающийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка или юноши трудно переоценить. Однако ситуация в сфере комплексной работы по обеспечению безопасности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся далека от благополучия. Правомерно поставить вопросы: какую среду создает образовательная организация для обучающихся и что она в состоянии сделать для формирования у подрастающего поколения потребности в безопасности? Вышеизложенное обусловливает необходимость поиска новых подходов к решению задач обеспечения безопасности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, удовлетворения их потребности в безопасности [2].

С целью определения представлений студентов о безопасности жизнедеятельности и удовлетворенности у них потребности в безопасности нами было проведено анкетирование студентов Шуйского филиала Ивановского государственного университета. В анкетировании приняли участие 67 человек. Анализ результатов исследования показал, что из опрошенных 59 человек (88%) под понятием «безопасность жизнедеятельности» понимают физическую и психологическую безопасность вместе. Оценивают поведение человека при наличии психологической безопасности как спокойное, уверенное в себе и в будущем, имеющее высокую самооценку, 67 человек (100%). Выполняя определенные действия при недостатке информации, не уверены в себе 55 человек (82%), обеспокоены 51 человек (76%). Находясь в состоянии психологической опасности, могут осуществлять деятельность 54 человека (81%), при этом спокойно - 16 человек (24%). Находясь в ситуации, не соответствующей представлениям о ней, спокойствие сохраняют 34 человека (51%). При наличии психологической опасности 38 человек (57%) буду действовать точно по алгоритму, не допуская ошибок; замкнутся в себе 12 человек (18%), будут агрессивны 25 человек (37%), будут испытывать беспокойство 35 человек (52%), впадут в депрессию 8 человек (12%), будут иметь адекватное поведение 64 человека (96%). Попадая в новый коллектив, 34 человека (51%) ощущают психологическую безопасность, при этом 64 человека (96%) отмечают, что ощущение психологической безопасности будет способствовать их адаптации в нем. 62 человека (93%) считают, что психологическая безопасность важна при адаптации к новым условиям жизнедеятельности, при этом 58 человек (87%) испытывают спокойствие и 67 человек (100%) имеют адекватное поведение. При неопределенности будущего испытывают беспокойство 45 человек (67%), тревогу - 18 человек (27%), нервозность - 22 человека (33%), растерянность - 7 человек (10%), страх - 14 человек (21%), панику - 6 человек (9%), депрессию - 8 человек (12%), неуверенность в себе - 20 человек (30%).

Следует отметить, что проведенный опрос в большей степени был направлен не на оценку готовности студентов к действиям в экстремальных и нестандартных ситуациях, а на актуализацию у них потребности в безопасности.

Таким образом, видим, насколько важно для качественной реализации жизнедеятельности человека удовлетворение его потребности в безопасности. «При прочих равных условиях человек, который находится в безопасности, принадлежит к группе, любим, завоевывает уважение и восхищение и вследствие этого обретает самоуважение, то он будет здоровым» не только физически, но и психически, «самоактуализирующимся человеком в полном смысле слова» [6]. Поэтому необходимо уделять большое внимание созданию безопасной среды, удовлетворяющей у обучающихся потребность в безопасности, обучать детей и молодежь вопросам безопасности жизнедеятельности, воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности. Необходимо формировать потребность в анализе внутренней среды обитания человека, его личностного, психологического, информационного пространства. Иными словами, необходимо учитывать социальный аспект безопасности жизнедеятельности. У молодого человека должна быть сформирована потребность в обеспечении безопасности в повседневной жизни, проявляющаяся в виде желания избегать конфликтных ситуаций в быту и профессиональной сфере, избегать потенциально опасных мест, строить гармоничные отношения с окружающими.

Рецензенты:

Кисляков П.А., д.псх.н., доцент, декан технологического факультета, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя;

Карасева Т.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой здоровьесберегающих технологи и адаптивной физической культуры, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя.