Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH ENVIRONMENTAL LOCAL HISTORY ORIENTATION

Sineva M.V. 1
1 Novokuznetsk Institute (branch) VPO "Kemerovo State University"
We consider the new extracurricular activity of younger schoolchildren organized by a teacher, in terms of the implementation of the federal educational standards ФГОС НОО. The standard proposes a number of areas of extracurricular activities, one of which is named overall intellectual. The teacher has the right to choose between different types of (directional) extracurricular activities of students. The author explains the importance of extracurricular activities on eco-oriented regional studies, proposes a definition and characteristics of the organization of this activity, and the stages of its formation in the history of pedagogical thoughts in Russia. The natural science extracurricular activities of students existed before the introduction of the term "extracurricular activities" and had its so called premised regional studies, experimental research, and environmental, practical, and obligatory, ecological and historical stages of formation.
extracurricular activities of eco-oriented regional studies
stages of formation extracurricular activities with ecological and historical orientation
Современной начальной школе нужен учитель, умеющий творчески подходить не только к построению учебного процесса, но и к организации внеурочной деятельности младшего школьника, обозначенной ФГОС НОО. В педагогической науке проблема организации внеурочной деятельности младших школьников освещена слабо.

Цель исследования: обосновать педагогическую сущность внеурочной деятельности младших школьников эколого-краеведческой направленности.

Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и естественнонаучной литературы.

Результаты исследования и их обсуждение. В ФГОС НОО предлагаются различные направления внеурочной деятельности школьника (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное) с целью приобретения ребенком первичных представлений о гражданственности и патриотизме, развития его нравственных, этических и эстетических чувств, формирования у него творческого отношения к учению, труду, жизни, ценностного отношения к здоровью, природе, окружающей среде [8]. При таком широком спектре развития младшего школьника вне урока, не последнее место в этом занимает проблема формирования у него позитивно-ценностного отношения к природе, эстетического видения красоты и неповторимости природного окружения, правил поведения в природе и ее охраны. Названные отношения и ценности возможно сформировать только в процессе непосредственного общения школьника с природой, в процессе внеурочной деятельности эколого-краеведческой направленности.

В монографиях, диссертационных исследованиях и статьях, посвященных внеурочной деятельности младших школьников, определения рассматриваемого вида деятельности мы не нашли, все авторы ограничиваются общим определением внеурочной деятельности. В нашем исследовании внеурочная деятельность эколого-краеведческой направленности определена как образовательная деятельность школьника, реализуемая в виде совместной деятельности учителя и обучающихся, способствующая углублению эколого-краеведческого кругозора,  расширению эрудиции, развитию творческой активности, эстетических чувств и духовно-нравственной сферы школьника, формированию основ экологической культуры.

Причина выбора названной тематики заключается в следующем. Во-первых, одним из важнейших аспектов совершенствования системы образования в России названо образование в интересах устойчивого развития (ОУР), согласно которому современное обучение должно перейти на экологически ориентированную модель. В результате стратегии ОУР цели и результаты экологического образования перешли от этапа ответственного отношения к природе (конец XX в.) к этапу экологического образования для устойчивого развития (начало XXI в.) [3]. Во-вторых, большая роль в экологическом образовании отводится системно-деятельностному подходу [8], предполагающему формирование у школьников умений применять знания на практике в условиях реальной природной среды, то есть в условиях изучения природы родного края.

После обоснования важности организации внеурочной деятельности эколого-краеведческой направленности перед нами встала задача в изучении истории ее становления.

Анализ педагогической литературы позволяет утверждать, что при отсутствии термина данный вид деятельности появляется одновременно с введением в русскую школу учебного предмета «Естественная история». Теоретическое осмысление развития проблемы внеурочной деятельности эколого-краеведческой направленности позволило выделить несколько этапов ее становления в истории педагогической мысли России: предпосылочно-краеведческий; опытно-исследовательский; предпосылочно-экологический; практико-трудовой; программно-обязательный; эколого-краеведческий.  

Предпосылочно-краеведческий этап (XVIII - первая половина XIX вв.). В 1786 году в связи с реформирование школьного образования в России впервые появляется учебный предмет естественнонаучного содержания. В предисловии к первому учебнику по естествознанию его автор В.Ф. Зуев рекомендует педагогу не только учить детей читать и пересказывать текст книги, но и создавать вместе с детьми «произведения» местной природы, предлагает изучать естественную историю не только в кабинете, но и в ближайшем природном окружении школы [1, т.1, с. 4]. Методические рекомендации академика В.Ф. Зуева по использованию местной природы как средства обучения предопределили зарождение краеведческой внеурочной деятельности младших школьников. В середине XIX века ученые предлагают проводить внеурочные экскурсии по изучению школьниками окрестностей школы, практические работы по вычерчиванию плана местности (К.Д. Ушинский), вводится учебный курс «Отчизноведение», показывающий особенности родного края путем непосредственных наблюдений своей местности учащимися (Д.Д. Семенов).

Опытно-исследовательский этап (вторая половина XIX в.). Во второй половине XIX века А.Я. Герд впервые вводит в школьный курс естествознания лабораторные опыты и практические работы учащихся с предметами природы (коллекции, гербарии). Ученый рекомендует ввести в образовательный процесс начальной школы дополнительные практические работы по исследованию природы, домашние задания экспериментального характера, экскурсии и внеклассное чтение по естествознанию. В результате учащиеся стали проводить самостоятельные исследования природы, что позитивно повлияло на качество их знаний по естествознанию, на развитие творческих способностей и познавательного интереса к природе. В конце XIX в. в России появляются экскурсионная и опытно-исследовательская формы организации учебного процесса, проводимые по отдельному от уроков расписанию. Учащиеся самостоятельно по инструкциям исследовали природные объекты в их естественных (экскурсия) или искусственно созданных (опыт) условиях во внеурочное время [2].

Предпосылочно-экологический этап (начало XX в.). В 1901 г. Д.Н. Кайгородов издает новую программу для начальной школы «Природоведение», в которой большое внимание уделяет естественнонаучным занятиям школьников вне урока: фенологические наблюдения, прогулки, чтение научно-художественной литературы о природе. Ученый предлагает изучать окружающий мир не в классе, а в природе, причем, в экологическом ключе - «по общежитиям» (лес, луг, поле, сад, парк, река), а не по отдельным объектам, как это было принято ранее [2]. Ученый предлагает рассматривать природу с учащимися как систему взаимосвязей и взаимозависимостей живых и неживых объектов. Сказанное позволяет утверждать, что методические идеи Д.Н. Кайгородова являются основой построения внеурочной деятельности школьников экологической направленности.

Практико-трудовой этап (1917 - 1960-е гг.). После революции 1917 года главной целью образования становится формирование будущего строителя коммунизма, поэтому большое внимание уделяется самостоятельной трудовой деятельности школьников. В связи с чем, в 1920 году вышли программы по естествознанию, в которых авторы рекомендуют организовать труд учащихся в форме лабораторных занятий в мастерских и на пришкольных участках во внеурочное время. С 1918 года в России создаются биостанции и станции юных любителей природы. Юннатская работа изначально и по сей день является внеурочной, основная ее задача заключается в углублении знаний, в изучении природы своего края, а также в воспитании учащихся в процессе проведения массовых общественно полезных компаний, вроде Дня птиц, Дня леса и т.д. [2, с. 47].

В это же время при школах появляются уголки живой природы, задачей которых было приблизить школу к природе. Живые уголки были обязательными во всех школах России, начиная с 20-х и до 80-х годов прошлого века. Дети самостоятельно ухаживали за животными и растениями, наблюдали особенности их жизни. Постепенно живые уголки стали перерастать в пришкольные участки, на которых, начиная с первого класса, учащиеся проводили экспериментальную биологическую работу. По разным причинам живые уголки в 1990-х годах почти исчезли из российской школы.

В 1922 году при Народном комиссариате просвещения был создан Государственный ученый совет (ГУС), который в 1923 году разработал комплексную программу и единый учебный план для трудовой школы. Согласно этому плану учебный материал всех предметов был представлен в трех разделах: природа-труд-общество, а учебные предметы как самостоятельные школьные дисциплины потеряли свой статус. Содержательным стержнем новой программы был труд и различные формы трудовой деятельности людей в различные исторические эпохи. В комплексной программе отмечается и методика работы по каждому разделу, предлагается два главных подхода: трудовой и экскурсионный, которые проводились во внеурочное время. Например, отправившись ранней весной на пункт, где происходит сортировка посевного материала, дети принимают участие в этой работе; попутно ими изучаются машины в действии, берутся в школу небольшие пробы зерна и сорного материала, в школе подробно изучаются все взятые образцы, разбираются вопросы о строении семян, их качестве и прорастании. От производственного труда учащиеся постепенно переходят к научно-исследовательской работе вне урока.

В этот период распространение получает внеурочная работа на основе защиты проектов, при этом учащиеся самообучались «в действии», самостоятельно выбирая и составляя проект выполнения какой-либо работы. В связи с проектом они добывали из справочной литературы и бесед со специалистами нужные сведения, планировали свою работу и получали вещественный результат. Например, группа ребят берет на себя осуществление какого-либо хозяйственного дела: «вывести и выходить цыплят, вырастить картофель, получить хорошую рассаду или обследовать луг, поле. Проект обсуждается, готовятся необходимые инструменты. Постепенно возникают кружки картофельников, птицеводов, огородников, и, хотя учитель руководит всей этой работой, дети получают максимум самостоятельности в этой активно-трудовой деятельности» [4, с. 62-64].

В 1931-1932 годах «изобретения» ГУСа резко критикуются ввиду замеченного учителями и учеными нарушения систематичности и последовательности школьного обучения. В результате комплексная система, метод проектов и лабораторно-бригадный метод обучения были отменены. В школе вновь главенствует урочная деятельность школьника. Однако следует отметить, что при всех недостатках период обучения по комплексным программам дал развитие внеурочной натуралистической, краеведческой, трудовой деятельности учащихся. Разработанные в те годы программы наблюдений, практических работ, опытов, исследовательских экскурсий являются очевидным шагом вперед в развитии методики исследования природы школьниками вне урока, и представляют интерес для современной педагогики.

В 1932 году вышли новые программы по начальной школе, при этом была разработана достаточно цельная и законченная система урочной и внеклассной работы по естествознанию, реализующая  краеведческий и фенологический принципы отбора учебного материала. Но весь учебный материал был подчинен идеологическим требованиям Советского государства. Во вводной записке к программам 1932 года читаем: «Естествознание становится мощным орудием воспитания миллионов детей как воинствующих безбожников, как будущих работников социалистического хозяйства, способных овладеть техникой и наукой в последующих звеньях обучения» [5, с. 32]. Указано, что «не должно быть созерцательного подхода к природе, выражающегося в преклонении перед «красотами природы», в преклонении перед ее стихийными силами. Боевой характер работы по естествознанию, вскрытие фактов воздействия на природу, переделки ее в интересах трудящихся - вот особенности работы по естествознанию в советской школе» [5, с. 33]. По нашему мнению, подобные требования к организации образовательного процесса в начальной школе искажают важную роль природы в эстетическом, гуманистическом и экологическом воспитании, поскольку они пропагандируют потребительское отношение человека к природе.

В 1940-60-годы наблюдается снижение интереса к изучению в школе естественнонаучных дисциплин, а внеурочная деятельность младших школьников естественнонаучной и краеведческой направленности осуществлялась в основном в учреждениях дополнительного образования (станции юных натуралистов и туристов-краеведов, биостанции).

Программно-обязательный этап (1960-е годы - 2008 г.). В конце 60-х годов прошлого столетия были пересмотрены образовательные программы начальной школы и сделан вывод, что преобладающий в школе метод объяснительного чтения, отсутствие краеведческой и практической направленности образования снижает показатели психического и умственного развития детей. В результате в 1972 году вышло циркулярное письмо МП РСФСР «О преподавании природоведения в школах РСФСР», согласно которому каждой школе надлежало обеспечить проведение экскурсий, практических работ, наблюдений природы, а большое место в содержании природоведения должен был занять краеведческий материал. Кроме того, надлежало проводить изучение родного края путем практических занятий на местности и экскурсий [6, с. 21-23].

В результате в начале 70-х годов XX века появляются новые школьные учебники (З.А. Клепинина, Л.Ф. Мельчаков) и научно-методические рекомендации (В.П. Горощенко, Л.Ф. Мельчаков, А.М. Низова, М.Н. Скаткин и др.) по природоведению, согласно которым внеурочная исследовательская деятельность краеведческой и природоохранной направленности возвращается в начальную школу и становится обязательной, предусмотренной программой начальной школы. Учащиеся ежедневно самостоятельно наблюдают за сезонными и метеорологическими изменениями природы, заполняют дневники наблюдений, проводят домашние практические работы и опыты, вместе с учителем ходят на обязательные экскурсии, участвуют во внеклассных праздниках (День птиц, Праздник урожая, День леса и т.д.).

В 1984 году в стране была проведена школьная реформа, согласно которой одной из главных задач начальной школы было провозглашено экологическое воспитание младших школьников, что обусловило усиление природоохранной практической деятельности учащихся в урочное и внеурочное время. Большую популярность в этот период получили такие природоохранные акции как «Зеленый патруль», «Голубой патруль», «Муравейник», «Зеленый наряд Отчизны» и др. Однако в школе господствовал знаниевый подход к обучению, поэтому на практике все сводилось к формированию знаний, умений и навыков, а процесс развития личности ребенка в урочной и внеурочной деятельности осуществлялся стихийно, как правило, учителями-энтузиастами [2].

В 90-е годы XX века был взят курс на перестройку системы образования. В связи с этим появляются новые задачи перед начальной школой: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, обеспечивающая становление личности школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. В школе утверждается личностно-ориентированный подход к обучению, при котором ценностью образования становятся не отчужденные от личности знания, а сам обучающийся, его самостоятельная познавательная деятельность. При этом провозглашается свобода выбора школьником содержания образования с целью самореализации и удовлетворения собственных образовательных, духовных и культурных потребностей.

Как отмечают многие исследователи, при всей важности провозглашенных целевых установок начального общего образования, в 90-е годы XX века ни общество, ни школа не были готовы к их реализации, поэтому многое осталось на бумаге, а внеурочная эколого-краеведческая работа была практически забыта (дети перестали наблюдать природу и заполнять дневники наблюдений, учителя не проводили экскурсии и прогулки), учебный предмет «Естествознание» превратился в «шелестение страниц» (чтение  и пересказ учебника, заполнение рабочих тетрадей), т.е. школа вернулась к методу объяснительного чтения. Наметившаяся в этот период тенденция «урокодательства» почти полностью уничтожила и внеклассную работу, что можно объяснить неудовлетворительным финансированием школ, а также устранением из учебного плана школы факультативных и кружковых занятий [7]. Реализацией внеурочной работы эколого-краеведческого направления занимались, как правило, учреждения дополнительного образования. 

Эколого-краеведческий этап (2009 г. - по настоящее время). Утвержденный в 2009 году образовательный стандарт начальной школы второго поколения провозглашает организацию внеурочной деятельности младших школьников прерогативой учителя. При школах создаются кружки, секции, научные общества, творческие коллективы, реализующие различные направленности внеурочной деятельности, одной из которых является эколого-краеведческая. При этом у младшего школьника формируются экологическая культура, позитивно-ценностное отношение к природе, эстетическое видение красоты и неповторимости ближайшего природного окружения.

Выводы. Таким образом, обоснование необходимости использования в начальной школе внеурочной деятельности эколого-краеведческой направленности, ее определение, выявление основных этапов ее становления в истории педагогической мысли поможет учителю начальных классов в практической реализации содержания и методики организации данного вида внеурочной деятельности младших школьников. Произошедшие изменения представлений об экологическом образовании, введение стратегии устойчивого развития общества и природы, а также системно-деятельностного подхода коренным образом изменили роль и значение данного вида деятельности для развития младшего школьника. Формирование экологической культуры в современной педагогике рассматривается как неотъемлемая составляющая содержания урочной и внеурочной деятельности младшего школьника.

Рецензенты:

Елькина О.Ю., д.п.н., профессор, заместитель директора - руководитель центра педагогического образования, заведующая кафедрой педагогических технологий начального образования и психологии развития ребенка НФИ ФГБОУ ВПО «КемГУ», г. Новокузнецк;

Кропочева Т.Б., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой теоретических основ и методики начального образования НФИ ФГБОУ ВПО «КемГУ», г. Новокузнецк.