Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

PROBLEMS AND DIRECTIONS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Kutaeva R.A. 1
1 Dagestan State University of National Economy
Период глобального финансово-экономического кризиса выявил острые проблемы инновационного развития, а именно – субъектов хозяйствования в должной мере решать задачу преобразования научных исследований в экономически прибыльные продукты. В представленном материале анализируется современное социально-экономическое состояние регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и их инновационная инфраструктура. Обозначенные в статье узловые проблемы и основные направления развития инновационной сферы, в частности, соответствующей инфраструктуры позволят решить множество социальных и экономических проблем регионов округа. Позволит активизировать рост инновационной деятельности, поспособствует снижению бюджетной зависимости регионов СКФО, модернизации и конкурентоспособности производства, созданию новых рабочих мест, снижению напряженности на рынке труда и социально-трудовой сфере, увеличению налоговых отчислений, обеспечению условий для формирования устойчивости региональной экономической системы.
The period of the global financial and economic crisis has revealed serious problems of innovative development, namely the failure of economic entities adequately solve the problem of the transformation of scientific research into economically profitable products. The submission analyzes the current socio-economic situation of the regions of the North Caucasus Federal District (NCFD) and its innovative infrastructure. Indicated in the article the key problems and the main directions of development of innovative sphere, in particular, the relevant infrastructure will solve many social and economic problems of regions of the district. Will enhance the growth of innovation, will contribute to reducing the budget depending on the regions NCFD, modernization and competitiveness, create jobs, reduce tensions on the labor market and the social and labor sphere, increase tax deductions, providing conditions for the formation of regional economic stability of the system.
economy of regions
socio-economic development of the North Caucasus Federal District
innovative development and infrastructure
Целью настоящего исследования является рассмотрение современного состояния и предложения приоритетных направлений, ориентированных на развитие и формирование устойчивости экономики регионов СКФО.

Материалы и методы исследования. Использованы материалы, относительно направления исследования. В процессе исследования использовались методы: анализа и сопоставления, научной абстракции, структурно-логический, контент-анализ.

Введение

Северо-Кавказский федеральный округ, несмотря на наличие ресурсов экономического развития, научно-инновационного потенциала на сегодняшний день не считается инновационно развитой территорией. Высокая стоимость нововведений, экономические и политические риски и длительные сроки окупаемости, недостаток собственных средств и инвестиций для расширения предприятий и отраслей реального сектора экономики и др. являются факторами, которые сдерживают социально-экономическое развитие регионов СКФО. Здесь ключевой задачей государственного регулирования экономики является создание условий и формирование инфраструктуры, направленной на решение основных проблем развития и обеспечение устойчивости экономической системы регионов СКФО.

Результаты и обсуждение

Регионы СКФО относится к числу субъектов, которые развиваются по ресурсно- сырьевой модели на фоне непреодоленных последствий доиндустриализации и неоднородности социально-экономического пространства. Следовательно, обновление всей производственно-хозяйственной структуры и поиск внешних ресурсов для ее осуществления выступает основной задачей стабильного развития и формирования многоукладной экономики субъектов СКФО [5, С. 95-104].

В нынешних условиях регионального экономического развития основной тенденцией формирования устойчивого роста территорий становится формирование и эффективное использование современных факторов развития, а именно интеллектуальных и инновационных ресурсов и разработок. Слабое их освоение, а также низкий уровень интеграции науки и образования с производством и реальным сектором экономики приводит к диспропорциональности социально-экономического развития субъектов страны, их невысокая инвестиционная, инновационная и производственная активность.

Переход российской экономики в целом и его территориальных образований на инновационный путь развития подразумевает замену и модернизацию устаревшего оборудования и технологий на высокотехнологичные и высокопроизводительные установки. Это, в свою очередь, потребует обновление основных фондов, степень износа и уровень экономического устаревания оборудования которых не позволяет выпускать конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке продукцию [4, С. 309-312].

В СКФО в 2013 году разработано 28 передовых производственных технологий, что на 20 технологий больше по сравнению с 2012 годом. В 2013 году в СКФО использовано 2132 передовые производственные технологии, что на 280 технологий больше по сравнению с предыдущим годом (табл. 1).

Таблица 1

Разработанные и используемые передовые производственные технологии в СКФО

Субъекты

2012

2013

Откл. (+,-)

Разработанные технологии

Используемые технологии

Разработанные технологии

Используемые технологии

Разработанные технологии

Используемые технологии

СКФО

8

1852

28

2132

+20

280

РД

7

437

9

426

+2

-11

РИ

-

-

-

-

-

-

КБР

1

307

-

282

-

-25

КЧР

-

76

-

80

-

4

РСО-А

-

19

-

-

-

-

ЧР

-

194

-

231

-

37

СК

-

819

-

1094

-

275

Источник: Составлена по данным «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014»: стат. сб. / Росстат. - М., 2014.

Наличие низкого спроса,как следует из таблицы 1, со стороны промышленности и бизнеса на имеющиеся региональные инновационные разработки обусловлено тем, что направления исследований в вузах, академических и отраслевых НИИ не охватывают, а следовательно не решают актуальные задачи предприятий и фирм округа, что чревато потерей взаимосвязи и взаимовыгодного сотрудничества между наукой, производством и бизнесом.

Между тем со стороны бизнеса отсутствует запрос к вузам и НИИ на разработку инноваций, организацию трансфера технологий и т.д., что делает развитие инновационной деятельности невостребованной.

За анализируемый период в СКФО число инновационно-активных организаций немного сократилось, что представлено в таблице 2.

Таблица 2

Инновационная активность организаций СКФО, %

Субъекты

2010

2011

2012

2013

Откл. (+,-) 2013г. от 2010г.

СКФО

6,2

5,2

6,4

5,9

-0,3

РД

6,7

2,9

6,5

10,3

3,6

РИ

-

5,9

-

-

-

КБР

8,3

9,9

9,4

9,3

1

КЧР

4,3

4,3

2,8

2,7

-1,6

РСО-А

7,7

5,4

4,5

5,3

-2,4

ЧР

0,8

0,8

-

-

-

СК

7,2

5,8

8,8

8,1

0,9

Источник: Составлена по данным «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014»: стат. сб. / Росстат. - М., 2014.

Затраты на технологические инновации в СКФО в 2013 году, составив свыше 5,5 млрд руб., уменьшились по сравнению с 2010 годом на 908 млн руб., а по сравнению с 2012 годом увеличились почти в два раза (табл. 3).

Таблица 3

Затраты на технологические инновации в СКФО, млн руб.

Субъекты

2010

2011

2012

2013

Откл. (+,-) 2013г. от 2010г.

СКФО

6504,8

2094,3

2898,5

5596,8

-908

РД

52,2

32,9

23,2

102,4

50,2

РИ

-

-

-

-

-

КБР

215,9

325,2

376,8

645,9

430

КЧР

129,5

220,8

234,0

171,5

42

РСО-А

86,5

118,3

90,6

136,9

50,4

ЧР

-

-

-

-

-

СК

6020,7

1397,1

2174,0

4540,0

-1480,7

Источник: Составлена по данным «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014»: стат. сб. / Росстат. - М., 2014.

В целом, инновационную сферу СКФО на сегодняшний день можно охарактеризовать отсутствием [6, С. 7-13]:

- экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры;

- механизмов трансфера знаний и новых технологий на рынки;

- капитализации научных результатов;

-недостаточной привлекательностью научных организаций и инновационно-активных предприятий как объектов инвестиций и кредитования;

- низкой инновационной активностью большинства предприятий реального сектора экономики;

- низким уровнем современных знаний специалистов в рамках применения механизмов реализации инновационной деятельности.

Здесь, как нам представляется, следует дополнить, что практически отсутствует действенный механизм коммерциализации научных разработок, готовых к внедрению и тиражированию.

Характерными проблемами инновационной инфраструктуры СКФО, по мнению специалистов, на сегодняшний день являются [1; 2; 7]:

- отсутствие для поддержки инноваций ключевых элементов инфраструктуры;

- не функционированность и не адаптированность к потребностям целевых групп действующей инфраструктуры поддержки инноваций;

- отсутствие интеграции между различными организациями, ориентированными на экономическое развитие округа;

- отсутствие специальных знаний и опыта в области продвижения научных разработок и трансфера технологий.

В инновационной сфере регионов СКФО немаловажное значение имеет координация усилий всех элементов инновационной инфраструктуры, что позволит выстроить целостную систему, которая обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие территорий макрорегиона, продвижение к рынку получаемых в научно-техническом секторе новых знаний и технологий, осуществляя их коммерциализацию (рис. 1).

Рис. 1. Системный подход к экономическому развитию и формированию инновационной инфраструктуры

Скоординированные усилия элементов инновационной инфраструктуры в содействии коммерциализации результатов научных работ позволят выстроить высокоэффективную, восприимчивую к нововведениям экономику и, как следствие, перейти на инновационный путь развития [3, С.152-158].

Отметим, что оживлению инновационной активности (в первую очередь это переход от сырьевой и индустриальной экономики к инновационной) субъектов СКФО смогут поспособствовать следующие направления:

- широкое использование форм долевого участия в финансировании НИОКР (в т.ч. с привлечением иностранных инвесторов; развитие системы грантов, льгот и гарантий по кредитам, налоговых льгот и т.д.); совместное участие бизнеса и власти в инновационно-инвестиционной деятельности;

- увеличение финансовой помощи малому и среднему бизнесу на развитие его инновационного потенциала;

- расширение участия частного сектора в финансировании НИОКР, обеспечение тесной связи университетов и научно-исследовательских институтов с промышленными и коммерческими фирмами;

- совершенствование форм страхования инвестиций в сфере инноваций;

- совершенствование системы образования и подготовки кадров, готовых к нововведениям и способных реализовать задачи и принципы инновационной стратегии, т.е. развитие схем партнерства и кооперации между наукой и высшим образованием;

- предварительное комплексное изучение финансовых и рыночных перспектив научных разработок;

- внедрение информационно-коммуникационных технологий;

- создание институтов новаторства и посредничества;

- создание инновационных центров: концентрация затрат на исследования и разработки в определенных отраслях промышленности; объединение территориально разбросанных компонентов в целях создания локальных и глобальных сетей научно-технического развития;

- организация мониторинга научно-исследовательской деятельности организаций;

- введение института независимой экспертизы проектов и их результатов;

- формирование адекватной системы оплаты труда ученых в зависимости от качества получаемого им научного результата; финансирование поездок ученых разработчиков и менеджеров за рубеж для ознакомления с уровнем развития технологий, установления деловых контактов;

- предоставление грантов на разработку инновационных технологий и программ, целевых субсидий, льгот и гарантий по кредитам, осуществление госзаказов и т.д.;

- развитие венчурного инвестирования путем устранения двойного налогообложения;

- стимулирование активности предпринимательского сектора в области научно-технической деятельности.

Учет и реализация приведенных направлений позволит нарастить инновационно-инвестиционный потенциал и экономическую деятельность, а также снизить степень дотационности региональных бюджетов субъектов СКФО, создать новые и поддержать существующие рабочие места и конкурентоспособные производства.

Заключение

Таким образом, в современных условиях экономического развития необходимо минимизировать проявления пространственной дезинтеграции на уровне субъектов РФ, поддержать местные преобразования, создать условия для максимального использования каждым субъектом РФ своего потенциала. Поступательное социально-экономическое и инновационное развитие региональных систем, в конечном счёте, будет способствовать формированию устойчивого роста основных макроэкономических показателей территориального развития.

Рецензенты:

Гасанов М.А., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала;

Петросянц В.З., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала.