Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ARRANGING SPORTS -RECREATION AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITIES BY STUDENTS’ SELF-GOVERNMENT BODIES IN GERMAN UNIVERSITIES

Akinshina I.B. 1 Isaev I.F. 1 Karabutova E.A. 1
1 Belgorod State National Research University
Highly industrialized and computerized society and educational institutions affect impellent activity of young generation. The objective of the given article is to find out, what measures are undertaken in universities of Germany, in particular within the students’ self-government bodies, in order to increase the amount of physical activity of students, to involve them into sports clubs and make their way of life healthier. While investigating the problem the authors used the following methods: the comparative analysis and synthesis of the Russian and foreign scientific literature, studying university programs of sports subjects. The article presents results of research. The bodies of university students’ self-government participate in the sports activity arrangement of students with a view of decreasing their physical and mental exertion. They try to arrange recreation activity of students and restoration of the certain parameters of their physical well-being, i.e. they do their best to train not only educated people but healthful future experts. To arrange sports and recreation activity of students the university sports centers and departments are created, where students enable to develop a great variety of sports programs, create sports facilities and sports information databases. The summary of the article shows that it is a contemporary intention of the university students’ self-government bodies to supply learners with a number of sports activities, improving their health.
university sports center
student´s sports group
sports and recreation activity
students’ self-government bodies

Актуальность проблемы участия студенческого самоуправления в организации спортивных и физкультурно-рекреативных мероприятий обусловлена, с одной стороны, социально-экономическими изменениями и научно-техническими достижениями в обществе, а с другой - ухудшением здоровья студентов в связи с малой их двигательной активностью. Быть здоровым в технологическом и мультимедийном обществе - это важнейший вопрос нашего времени.

Цель данной статьи - выяснить, какие меры предпринимаются в вузах Германии, в частности в рамках студенческого самоуправления, для увеличения физической активности студентов, привлечения их к спортивному и здоровому образу жизни.

Методы исследования: сравнительный анализ опыта работы студенческого самоуправления отечественных и зарубежных вузов, изучение фактологического материала, представленного на ведущих сайтах вузов России и Германии по исследуемой проблеме, результатов психолого-педагогических исследований.

Результаты и их обсуждение. Нельзя не согласиться с Г.С. Синенко, что одним из эффективных путей обращения молодежи к здоровому и социально полезному образу жизни является физкультурно-рекреативная деятельность, которая организуется для решения комплекса социальных задач по формированию, изменению, сохранению и восстановлению определенных параметров физического состояния, психических качеств и способностей, удовлетворению познавательных интересов, организации отдыха, развлечения и общения. Рекреативно-оздоровительная деятельность определяет многообразие связанных с ней ценностей, ее огромный социализирующий и воспитательный потенциал, способность выполнять разнообразные социокультурные функции [5, с. 3].

Термин «рекреация» латинского происхождения, означает «восстановление». В толковых, энциклопедических словарях определяется как отдых, восстановление сил человека; помещение для отдыха в учебных заведениях. Концепты «рекреативно-оздоровительная» и «физкультурно-рекреативная деятельность» активно дискутируются в научных кругах отечественных (А.В. Воронков, Т.В. Ганьшина, И.Н. Никулин, Т.А. Мартиросова, Г.С. Синенко, Л.В. Шапкова и др.) и зарубежных (H. Altenberg, H.P. Brandl-Bredenbeck, S. Kirsch - Institut für Sportwissenschaft / Universität Leipzig; W. Buskies, M. Kurscheidt - Institut für Sportwissenschaft / Universität Bayreuth; A. Schaper - J. Gutenberg-Universität Mainz и др.) ученых, на страницах рецензируемых журналов.

Большую ценность представляет изучение положительного опыта участия студенческого самоуправления в организации спортивных и физкультурно-рекреативных мероприятий в зарубежных странах, в частности Германии.

На развитие массового спорта и организацию оздоровительных мероприятий для студенческой молодежи в свободное время в ФРГ направлена политика министерств соответствующего профиля.

Оказание помощи в развитии массового спорта и физкультурно-рекреативных занятий в свободное время - задача правительств земель, спортивных организаций, общин земель Германии. Главные направления - финансирование строительства спортивных сооружений и развитие спорта в школах и вузах [3, с.425].

Статья посвящена анализу спортивных и физкультурно-рекреативных мероприятий, проводимых органами вузовского управления и органами студенческого самоуправления в ФРГ. Студенты не только осваивают учебно-профессиональные программы, но и решают многие жизненно важные проблемы студенческой молодежи вуза.

Для эффективного развития спортивной и физкультурно-рекреативной деятельности в вузах разрабатываются программы, направленные на развитие спорта и поддержание здоровья преподавателей и студентов. В настоящее время в арсенале вузов ФРГ имеются современные спортивные сооружения, спортивный инвентарь, финансовые средства для развития спорта и физкультурно-рекреативных мероприятий, спортивный сервис.

Анализ программ спортивной тематики, представленных на сайтах вузов Германии, показывает, что их содержание можно классифицировать по двум направлениям: а) развитие профессионального спорта в целом; б) развитие спортивных, здоровьеориентированных проектов.

В настоящее время молодые люди не всегда справляются с высокими требованиями, предъявляемыми к подготовке будущих специалистов, что влечет за собой стрессы и психофизические нагрузки. Какие конкретно, выяснили ученые Геттингского университета, проведя исследование в Институте спорта. Целью их исследования было выяснение значения спорта при преодолении учебных нагрузок. В результате исследования они пришли к выводу, что студенты - бакалавры и магистры - в современных условиях обучения часто жалуются на здоровье: головную, спинную боль, нервозность, усталость, трудность концентрации внимания, сонливость.

Увеличение числа предметов, объема учебного материала ограничивает возможности студентов для занятий спортом. Главная задача - научить студентов правильно распределять свой рабочий день, чтобы найти время на спортивные занятия для восстановления и поддержания здоровья [7].

В условиях существующей объективной необходимости в изучении и применении зарубежного опыта у нас вызывает интерес организация спортивных и физкультурно-рекреативных мероприятий в рамках студенческого самоуправления в вузах Германии.

Одним из важных направлений деятельности студенческого самоуправления является развитие спорта и поддержание интереса к здоровому образу жизни среди студенчества. Разработкой и координацией спортивных мероприятий занимаются студенческие отделы по спорту, которые организуют различные спортивные мероприятия, фестивали, турниры, секции [1, с. 113].

В качестве примера рассмотрим деятельность органов студенческого самоуправления, отвечающих за спортивную работу в техническом университете Дрездена. В структуре университета имеется университетский Центр по спорту. Центром разрабатывается программа, включающая следующую информацию: список видов спорта от «А до Я»; график работы спортивных и физкультурно-рекреативных секций, которые ориентированы на сотрудников и преподавателей вуза, студентов, гостей. Секции включают различные спортивные предложения.

Следует отменить, что отдел по спорту в составе студенческого самоуправления является связующим звеном между студентами университета и университетским Центром по спорту. Он помогает Центру в организации и проведении спортивных и здоровьеориентированных мероприятий и соревнований. Участие представителей студенческого отдела по спорту в заседаниях факультетских советов, конференциях, посвященных спортивной тематике, и общем собрании немецкого всеобщего вузовского спортивного союза позволяет студентам быть в курсе спортивных событий, знакомиться с документами и программами [8, 9].

Каждый университет, стремясь привлечь студентов к здоровому образу жизни, создает так называемый Allgemeiner Hochschulsport - всеобщий отдел по спорту, объединяющий докторов наук, преподавателей спортивных дисциплин, менеджеров и представителей студенческого самоуправления [8, 9]. Отдел по спорту и студенческое самоуправление в партнерстве с различными фирмами и предприятиями информационно и финансово поддерживают спортсменов из числа студентов на национальных и международных соревнованиях.

Для занятий спортом и физкультурой для студентов вузов Германии создаются специальные условия: индивидуальный подход квалифицированных тренеров; дружелюбная и спокойная атмосфера; фиксированная абонентская плата; удобный график занятий и тренировок в спортивных клубах; своевременное информирование студентов; открытый финансовый отчет.

Важную роль в организации работы спортивного и физкультурно-рекреативного сектора вузов в ФРГ играет Ведомство по делам студентов при участии представителей органов студенческого самоуправления. Круг вопросов совместной деятельности указанных органов предполагает планирование и проведение спортивной и физкультурно-рекреативной деятельности (например, организацию игр для снятия нервно-эмоционального напряжения в течение учебного дня) [6].

Для сравнения с зарубежным опытом организации спортивных и физкультурно-рекреативных мероприятий рассмотрим практику участия представителей студенческого самоуправления в отечественных вузах, в частности в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (НИУ «БелГУ»). Студенческий спортивный клуб, входящий в структуру Союза студентов НИУ «БелГУ», организовывает физкультурные и спортивные мероприятия всех институтов и факультетов университета. Основные задачи спортивного клуба: вовлечение студенческой молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом; воспитание физических и морально-волевых качеств, укрепление здоровья и снижение заболеваемости, повышение уровня профессиональной готовности, социальной активности всех студентов университета; организация и проведение массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий; создание спортивных любительских объединений, секций и команд по видам спорта; участие в городских, областных соревнованиях, проведение спартакиад и первенств факультетов (институтов) по отдельным видам спорта; пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни студентов. Спортивный клуб осуществляет свою деятельность в непосредственном контакте с руководством вуза и спортивными обществами города [2].

Заключение. Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что и зарубежные, и отечественные органы студенческого самоуправления поддерживают контакты с учреждениями по спорту, сотрудничают со спортивными клубами на вузовском, региональном, международном уровнях.

Изучение положительного опыта работы органов студенческого самоуправления зарубежных и отечественных вузов позволяет выделить основные аспекты их спортивной и физкультурно-рекреативной деятельности: совершенствование материально-технической базы для спортивных и физкультурно-рекреативных занятий в высшей школе; повышение уровня развития инфраструктуры для спорта, досуга и внеклассных форм работы со студентами; создание единого механизма учета спортивной и физкультурно-рекреативной работы в вузах; создание условий для развития спортивных идей в рамках студенческого самоуправления.

Все вышеизложенное подтверждает значимость участия органов студенческого самоуправления в организации спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий для студентов вузов.

Рецензенты:

Ирхин В.Н., д.п.н., профессор, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Педагогический институт, кафедра теории и методики физической культуры, г. Белгород;

Собянин Ф.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой,            Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Педагогический институт, кафедра теории и методики физической культуры, г. Белгород.