Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PROBLEM OF FORMATION OF TOLERANT ATTITUDE TOWARDS PERSONS WITH DISABILITIES

Medvedeva E.Yu. 1 Olkhina E.A. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University after Kozma Minin
The article presents the theoretical analysis of the problem of formation of tolerance of a person in the aspect of development of the civil society Institute. Reveals the principle of tolerance, which is implemented when you create an equivalent relationship to various sectors of society in Russia. Given the modern interpretation of the concept of tolerance, and identifies significant discrepancies of its manifestations, depending on the behavior and activity of man. The formation of adequate tolerant attitude towards persons with disabilities. Settle the main reasons for the failure of society is atypical of a person through ignorance of its potential, features of development, training and education. Discusses the emergence of amplification negative discriminatory tendencies due to inadequate perception of persons with disabilities. Identifies ways to overcome this negative trend.
persons with disabilities
tolerance
Современное социально-экономическое и культурно-политическое разнообразие мирового сообщества ставит перед педагогической наукой и практикой актуальную проблему формирования толерантности человека. Данная позиция определена серьезными изменениями в законодательстве большинства стран и глобальными процессами построения гражданского общества. Осознавая опасность политической, этнической, культурной или социальной нетерпимости, ЮНЕСКО объявило 1995 год Международным годом Толерантности. Ста восьмьюдесятью пятью государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация Принципов Толерантности. Она означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность, которая создает условия для развития культуры мира. 

Декларация подчеркивает, что при возникновении необходимости обеспечения равенства в общении и возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества, государствам, принявшим Декларацию, следует разрабатывать и принимать новые законодательные инициативы. На государственном уровне процесс формирования толерантного общества требует создания справедливого и беспристрастного законодательства, обеспечивающего равноправные возможности для всех групп населения. Декларация подчеркивает значение толерантности в социально-экономическом аспекте и обращает особое внимание на воспитание личности, как эффективное средство предупреждения нетерпимости [2].

В России проблема формирования толерантности рассматривается, в том числе, и как основа построения гражданского общества. Оно представляет собой систему негосударственных общественных отношений и институтов, дающих человеку возможность свободно реализовать свои гражданские права, отстаивать собственную гражданскую позицию независимо от материального положения, национальности, состояния здоровья и т.д. Внедрение в социальную практику толерантных норм поведения является целью федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Принцип толерантности в России может быть реализован при создании равноценного отношения к различным слоям общества, при соотношении индивидуального и общественного в трактовке российской толерантности, а также при активной роли государства и общественного мнения в распространении и укреплении данного принципа. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время проблема формирования толерантного сознания является составной частью глобальных общественных изменений, происходящих в российском обществе. В этом процессе знаковыми индикаторами станет общественная и государственная позиция в толерантном отношении не только к разным этносам и культурам, но и отношении к лицам с ОВЗ.

Проблема толерантности по отношению к рассматриваемой категории населения является актуальной и практически значимой для специальной психологии и коррекционной педагогики как в научном, так и в практическом плане. Данный вопрос относительно недавно стал предметом научной дискуссии и еще не в полном объеме изучен современными исследователями. С практической точки зрения данная проблема заслуживает особого внимания специалистов в связи с активным внедрением инклюзивного образования, основообразующим принципом которого является толерантность. Инклюзия, как феномен «Образование для всех», нашло свое широкое отражение во всех образовательных системах зарубежных стран. Инклюзивный характер образования закреплен и российским законодательством [4].

Расширение инклюзивной практики и увеличение количества детей с ОВЗ ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в их обучении, воспитании и развитии. Требуется коренная перестройка всех образовательной системы страны и учебно-воспитательного процесса конкретного учреждения. Необходимо изменить отношение педагогических работников к возможности ребенка с ОВЗ обучаться инклюзивно и сформировать у них потребность повышать педагогическую компетентность в данном вопросе. Формирование педагогической толерантности сегодня является актуальной проблемой для российской науки и практики.

Остается открытой проблема формирования толерантного отношения детского коллектива по отношению к сверстникам с ОВЗ. Становление толерантности как нравственного качества личности, определено индивидуальными особенностями ребенка, его ценностными ориентациями и установками, особенностями семейного воспитания и пр. Воспитание толерантности длительный процесс, требующий признания самим ребенком значимости для себя данной позиции и желания реализовать собственное толерантное отношение в повседневной практике. Имеет смысл говорить о целесообразности развития различных форм инклюзии, в частности «обратной инклюзии», при которой несколько нормально развивающихся детей инклюзированы в среду детей с ОВЗ.

Понимание толерантности как многообразия культур и возможностей, подводит нас к мысли о том, что сохранение и развитие системы специального (коррекционного) образования обеспечит выбор собственной образовательной траектории ребенком с ОВЗ. Практика работы и этих учреждений и история их становления убедительно доказывают их жизнеспособность и эффективность. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений успешно трудятся в разных отраслях народного хозяйства, демонстрируют спортивные успехи, активно участвуют в общественно-политической жизни страны. Общественное признание их достижений и возможности полноценно реализовывать себя вносит существенный вклад в формирование толерантного к ним отношения. Однако процесс внедрения инклюзивного образования не всегда согласуется с уже существующей системой специального образования. Требуются значительные усилия государства и общественности по консолидации и соблюдению оптимального равновесия между этими образовательными системами. Это баланс чрезвычайно важен и для формирования адекватного отношения детям с ОВЗ и их потенциальным возможностям [5].  При этом краткосрочного и однозначного решения данного вопроса ожидать не приходится, что обусловлено целым комплексом факторов, затрудняющих глобальный процесс формирования толерантного общественного сознания и осмысления обществом потенциальных возможностей лиц с ОВЗ.

Прежде всего, общественная практика и наука не имеют на сегодняшний день однозначной трактовки понятия толерантность, не сформированы критерии оценки ее как социально-философского и психолого-педагогического феномена, не до конца определены виды толерантности и особенности ее проявления в межличностном взаимодействии.

Несмотря не то, что сам термин толерантность появился уже в период религиозных войн между католиками и протестантами, и трактовался как веротерпимость и снисходительность к другим конфессиям, по настоящее время остается открытым вопрос о сущности и содержании толерантности и процессе ее формирования, в том числе - из-за разнообразия перевода этого понятия на русский язык. В буквальном переводе с латинского толерантность - это терпение. В переводе с английского языка - терпимость, допуск. В германских языках значение термина в-основном сводится к религии.

В современной трактовке данное понятие имеет полинаучную природу, так как используется практически всеми гуманитарными науками. В философии толерантности подчеркивает, что данные феномен обозначает всеобщее равенство, моральный принцип и ценность. С точки зрения психологии толерантность рассматривается как ослабление реакции на неблагоприятный фактор, который перестает быть значимым для субъекта. В медицине - это симптом или снижение чувствительности к раздражителю. В социологии толерантность понимается как принцип, социальная норма, основополагающий демократический принцип. Таким образом, смысл, вкладываемый в понимание толерантности, имеет широкое и часто разноплановое толкование [1].

Существенные расхождения в оценки проявлений толерантности можно выявить при анализе поведения и деятельности человека. Так, обобщая данный вопрос, А.В. Лекторский, выделяет такие особенности как:

- толерантность как безразличие к существованию различных взглядов, поступков, практик;

- толерантность как невозможность взаимопонимания другого из-за невозможности или нежелания взаимодействовать;

- толерантность как снисхождение или пренебрежение к слабости других;

- толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог.

Последняя позиция наиболее полно отражает цель и одновременно растущую потребность общества в формировании толерантного сознания. На индивидуальном уровне толерантность развивается как интегральное личностное качество, которое адекватно проявляется в повседневной практике. Однако процесс формирования адекватного толерантного отношения сегодня серьезно затруднен популяризацией интересов отдельных групп, сообществ и пр. В отношении к лицам с ОВЗ толерантность также носит противоречивый характер [5].

Среди основных причин непринятия обществом нетипичного человека исследователи отмечают незнание его потенциальных возможностей, особенностей развития, обучения и воспитания.  Выготский Л.С. подчеркивал, что любой дефект имеет социальную природу. Тяжесть самого дефекта заключается не в нем самом, а в тех социальных последствиях, которые он за собой влечет. К ним современные коррекционные психологи относят сокращение социальных контактов, изменение способов взаимодействия со средой, появление неадекватных социальных установок и потребностей, ограничение в реализации своих прав и т.д. Серьезные трудности в социализации лиц с ОВЗ создают психологические проблемы, связанные с переживаем последствий той или иной патологии. Внутренние переживания и «чувство быть отличным от других», усиливаются и в результате низкой толерантной культуры в обществе. Социально-экономический аспект непринятия лиц с ОВЗ рельефно проявляется при их трудоустройстве. Многие работодатели отказываются принимать работника с ОВЗ даже при наличии соответствующей квалификации.

Определенное нарушение в развитии означает существенное ограни­чение жизнедеятельности, оно способствует возникновению социальной изоляции, затрудняет процесс профессионального самоопределения, приобретение навыков социально-бытовой ориентировки и пр. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от об­щества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Среди них материально-экономическая и социальная поддержка этих детей будет мало продуктивной без системной работы государства и общественных институтов по популяризации знаний о потенциальных возможностях лиц с ОВЗ.

В ходе развития общества негативное отношение к нетипичным людям формировалось постепенно, как защитная реакция самосохранения нации или народности. Люди с теми или иными психофизическими недостатками вызывали и вызывают особое и не всегда адекватное отношение. Существует множество мифов в общественном сознании, связанных с природой и причинами отклоняющегося развития, наследственной предрасположенностью к заболеванию и пр. Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление. Вырождение генофонда автоматически вызывает протест, который в современных условиях не может быть оправдан в силу того, что значительная часть российского общества не уделяет должного внимания собственному здоровью и здоровью нации в целом [4].

Эволюция взглядов общества и государства на данную проблему прошла путь от агрессии и непринятия лиц с ОВЗ до понимания их равных прав и возможностей. С 90-х годов ХХ века в мировой и российской практике активно предпринимаются практические шаги по созданию условий для реализации равных прав и возможностей лиц с ОВЗ. Однако законодательные акты и государственные программы малоэффективны без общественной поддержки и понимания необходимости толерантного отношения к данной категории граждан.

Одним из самых распространенных стереотипных мнений о лицах с ограниченными возможностями здоровья является представление о них как о людях ущербных, зависимых, неполноценных. Так, любой дефект в понимании большинства ставит человека в позицию несчастного, ограниченного человека, не способного расти профессионально, делать карьеру, создавать семью, воспитывать детей.  В свою очередь, данная общественная установка вызывает у лиц с ограниченными возможностями чувство психологического дискомфорта, неполноценности, изолированности, непонимания.

Огромное влияние на общественное сознание оказывает восприятие человека с ОВЗ как бесполезного члена общества, не способного реализовать себя ни в общественной, ни в личной жизни. Данная позиция не только не гуманна, но и опасна. Она подрывает устои существования человеческого общежития. Попытки делить людей на «нужных» и «ненужных» порочны по своей сути, ибо их реализация порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Подобная трактовка тесно связана с незнанием потенциальных возможностей лиц с ОВЗ. Огромное количество граждан этой категории успешно реализуют себя в различных отраслях науки, хозяйства и искусства.

Объективный подход в анализе социально-политической жизни требует преодоления укоренявшегося долгое время в общественном сознании представления о необходимости, и даже неизбежности в постоянной опеке и жалости по отношению к лицам с ОВЗ. Это мнение исключало саму постановку проблемы равноправного и адекватного взаимодействия с ними, отвергало принципиальное признание толерантного к ним отношения общества. Именно поэтому в современной России искоренение нетолерантного отношения к гражданам данной категории является важной государственной задачей.

В развитии российского гражданского общества существенную роль должен играть культурный плюрализм, который вбирает в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в ней всех индивидов [3]. Необходимо создать условия, при которых становится общедоступно культурное богатство общественного сознания и каждой личности в отдельности. Неограниченный доступ к духовным ценностям помогает преодолеть феномен отчуждения личности с ОВЗ. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены имеют высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития, внутренней свободы и способны к адекватному восприятию отличных от них людей. Формирование нового типа гражданина, обладающего высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрением, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил общечеловеческого общежития является приоритетной задачей на современном этапе.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород;

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.