Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODELS OF INFORMATION INTERACTION IN CONTINUOUS EDUCATION

Sotnikov A.D. 1 Katasonova G.R. 2 Strigina E.V. 1
1 Saint-Petersburg State University of Telecommunications them. prof. M.A. Bonch-Bruyevich
2 Saint-Petersburg State University of Culture and Art
The article analyzes the patterns of information exchange in the system of lifelong learning, where the processes of transmission of «knowledge», the formation of competencies considered as a set of communication and may be formally described and quantitatively analyzed. The basis of formalized descriptions laid Infocommunications Domain Model representing the high-level abstract model, effectively used in various applications where the object of the analysis are the information processes. The authors attempted to define the concepts: information impact, information exchange, communication, decision making. Mathematical language was used to describe these categories and to formulate rules for dealing with them. The concept of the thesaurus as a set of distinct observer states of the system was introduced. This exchange of «knowledge» as a result of information exchange is treated as a change (extension) of system thesaurus.
education
communication
domain model
Система непрерывного образования строится на информационном взаимодействии и рассматривается как комплекс образовательных подсистем, призванных обеспечить оптимальное функционирование ступеней образования и поступательное развитие знаний, умений и компетенций обучаемых [1, 2]. В связи с этим рассматриваемая в данной статье доменная модель информационного взаимодействия является универсальной и применимой для образовательных  систем различного уровня, различной степени сложности и в различной предметной области [5].

Традиционно образовательные процессы связывают с передачей «знаний», «умений», «навыков», в результате которой у обучаемых формируются необходимые «компетенции» [3, 10]. Научно-педагогическое сообщество продвинулось далеко в постановке разнообразных целей, выработке достаточно эффективных методик. В то же время фундаментальные теоретические вопросы, связанные с передачей «знаний», остаются разработанными недостаточно глубоко и полно.

Данное положение не может считаться удовлетворительным при переходе к информационному обществу, где главенствующая роль переходит в область «информационного взаимодействия», а основными ресурсами становятся информация и знания.

Для анализа внутренних принципов и механизмов, обеспечивающих передачу «знаний», предлагается доменная модель (ДМ) инфокоммуникаций [4, 6], которая выделяет три домена, где сконцентрированы три относительно самостоятельных, хотя и тесно связанных вида деятельности, а именно: физический, информационный и когнитивный домены.

Образовательная деятельность в системе непрерывного образования происходит в «реальном» физическом мире, где реальные обучаемые встречаются с преподавателями, по крайней мере на экзаменах. Здесь протекают преимущественно энергетические процессы. Эта область соответствует «физическому домену» (ФД).

Информационные представления реальных объектов и процессов (числовые данные, тексты, изображения, алгоритмы, схемы, описания процессов) наряду с функциями сбора, накопления, хранения, передачи, обработки и представления составляют суть «информационного домена».

Анализ ситуаций и данных, оценка и принятие решений, установление логических связей (то, что, в частности, составляет содержание функции управления) — напротив, продукт ментальной и психической деятельности, протекающей в сфере «идеального» — в «когнитивном домене».

При решении практических, и не только образовательных, задач в системе непрерывного образования все три домена взаимодействуют (пересекаются), что проявляется в активной физико-технической, информационно-содержательной и ментально-аналитической деятельности человека.

Любая интеллектуальная деятельность, связанная с анализом и выбором вариантов, продуктом которой являются оценки и принятие решений, — это продукт ментальной и психической активности, протекающей в сфере «идеального», которая представлена в когнитивном домене (КД). Информационный домен (ИД) – это область, в которой присутствуют и циркулируют данные («информация»), используемые в когнитивном домене для реализации процессов управления и представляющие объекты, явления и процессы физического домена.

Приведенное выше качественное описание «доменной модели» представлено в графическом виде на рисунке 1.

 

Домены_24

 

Рис. 1. Доменная модель инфокоммуникаций

В основе образовательного процесса системы непрерывного образования лежит информационное взаимодействие его участников, протекающее во всех трех вышеназванных доменах, хотя его целевые и ценностные элементы связаны с когнитивным доменом.

Формальное описание информационного взаимодействия в системе непрерывного образования основывается на следующей нотации, раскрывающей основные элементы доменной модели, и подробно приведено в [7, 8].

Информационные системы имеют дело с «информационными объектами» — информационными представлениями (образами){áАñ, áВñ, …} сущностей {А, В, …} [9]. Каждый образ системы формируется на основе соответствующего тезауруса xA или xB, который является уникальным для каждой сущности и системы.

Информация «передается», когда изменяется сигнал, переносящий образ (представление) из тезауруса исходной системы в тезаурус целевой системы:

Информация «принята», когда во множестве тезауруса приемника сформировался новый образ объекта-источника:

Информационное воздействие – такое неэнергетическое воздействие источника А на получателя В, которое выражается в изменении состояния получателя, наблюдаемом в тезаурусе получателя á B ñxB.

Информационный обмен – получение и передача сигналов, приводящее к взаимному изменению образов á A ñxB и á B ñxA участников взаимодействия. Это может приводить к изменению (расширению) тезаурусов участников xA и xB.

Информационное взаимодействие – взаимное изменение образов двух и более систем á A ñxA и á B ñxB, приводящее к изменению образов á A ñxB и á B ñxA данной системы в тезаурусах других участников.

В общем виде элементарное взаимодействие между двумя информационными системами внутри ИД представляет собой однонаправленный перенос (передача/прием) представления объекта физического или когнитивного доменов и описывается следующим образом:

              

Приведенная выше формальная нотация может быть проиллюстрирована (рис. 2), где в иной форме представлены те же элементы. Так, некоторые содержательно-смысловые единицы А («смыслы»), содержащиеся в голове преподавателя á A ñxA, должны быть переданы ученику и сформировать у него образ á A ñxB, который на самом деле является образом, воспринятым и переосмысленным в своем xB тезаурусе, образом, имевшимся у преподавателя áá A ñxAñxB .

 

Образование.bmp

Рис. 2. Доменная модель в образовании

Применительно к педагогической деятельности доменная модель позволяет рассмотреть систему непрерывного образования как частный случай прикладной непрерывной инфокоммуникационной системы с индивидуальным или множественным участием, пространственно и территориально централизованную или распределенную (очное или дистанционное/заочное обучение) систему. Это в свою очередь позволяет формально и непротиворечиво описать собственно систему и процессы, происходящие в ней, дать количественные временные и ресурсные оценки. Кроме того, это позволяет строго формулировать задачи оптимизации системы непрерывного образования.


Рецензенты:

Абрамян Г.В., д.п.н., профессор кафедры информационных и коммуникационных технологий, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г.Санкт-Петербург;

Фокин Р.Р., д.п.н., профессор кафедры «Бизнес-информатика»,  Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г.Санкт-Петербург.