Новая социально-экономическая ситуация в России, вхождение в единую образовательную европейскую систему определили необходимость реализации компетентностной модели выпускника вуза. В практику подготовки студентов высшей школы активно внедряются деятельные технологии, направленные на моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе: проблемный метод, метод проектов, обучение в сотрудничестве, портфолио. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Особенно актуально применение учебных кейсов в практике подготовки будущих педагогов, так как для будущего педагога важно обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в различных условиях.
Последние диссертационные исследования направлены на обоснование применения метода кейсов как новой образовательной практики, ориентированной на активное обучение. Е.Н. Красикова дает теоретическое обоснование и описывает практическую интеграцию кейс-метода в учебный процесс по формированию методической компетенции лингвиста-преподавателя. Е.В. Егорова в своем диссертационном исследовании представляет разработанную методику применения кейс-стади в процессе обучения стратегическому менеджменту. А.М. Деркач показывает процесс использования кейс-метода в обучении органической химии при подготовке технологов пищевой промышленности. Э. В. Наумова определяет и обосновывает педагогические условия обеспечения эффективности этноориентированного языкового образования в школе и вузе с использованием кейс-метода.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
По мнению педагогов, использование кейсов не только повышает профессиональный уровень будущего специалиста, но и позволяет повысить интерес к специальным дисциплинам, способствует развитию научно-исследовательских и творческих навыков анализа ситуаций и принятия решений [1, 2, 5, 8, 10].
Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Кейсы могут быть классифицированы исходя из целей и задач процесса обучения: обучающие анализу и оценке; обучающие решению проблем и принятию решений; иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. Временная последовательность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса: кейсы в режиме от прошлого к настоящему, кейсы-воспоминания, прогностические кейсы. В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их условно делят на личностные, организационно-институциональные и многосубъектные. Это далеко не полный перечень классификаций.
Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся (студентов) по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Исполнение проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей "Образование и педагогика" по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» (рук. О.Г. Смолянинова), в соответствии с Государственным контрактом № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г., который реализуется в Красноярском крае [3], потребовало от разработчиков активного внедрения интерактивных форм [4], кейсовой технологии.
Анализируя научно-методическую литературу, мы можем обозначить следующие этапы построения кейса: формулировка целей и задач кейса, определение проблемной ситуации; сбор информации; построение или выбор модели ситуации и проверка ее соответствия реальности; написание текста кейса; подготовка методических рекомендаций по использованию кейса (разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса). Обобщая уже накопленный методический опыт по внедрению кейс-метода в образование, можно так определить структуру кейса:
1) ситуация (случай, проблема, история из реальной жизни);
2) контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
3) комментарии ситуации, представленные автором;
4) вопросы или задания для работы с кейсом;
5) приложения (документы, программы, характеристики, статистические данные).
Так, во время учебной практики, рассредоточенной в течение семестра, студенты были привлечены учителем для осмысления и решения ситуации, которая оформилась в виде кейса. Учащиеся 3-го класса после предварительного самостоятельного знакомства со сказкой братьев Гримм «Рапунцель» написали небольшие отзывы с прочитанном и предложили свое видение того, как можно изменить сказку. В кейсе представлены сочинения Дарьи Д., Александра Г. и Кати Ф., позволяющие определить, какие универсальные учебные действия у учащихся сформированы хорошо, а какие - недостаточно. Сочинения 3-классников приводятся с незначительной корректировкой орфографии, синтаксиса, лексики оригиналов.
Дарья Д.: «Я познакомилась со сказкой "Рапунцель". Мне понравилось, как она держалась и ждала своего принца. Мне не понравилось, как Рапунцель рассказала ведьме о том, что он к ней приходил каждый день. Я бы так изменила этот фрагмент: "Когда ведьма пришла, Рапунцель сказала: "Почему ты поднимаешься тяжело, а кролик легко?"" Ведьма сказала бы: "Ведь это животное, а я человек. Ну все, Рапунцель, я пошла". К ней потом пришел принц и спросил: "Рапунцель, что ты делаешь?". Она ответила: "Убегаю из башни". "А можно мне с тобой?" - спросил принц. Они вместе убежали в замок. А когда пришла ведьма, то она никого не нашла. Больше ведьмы никто не видел. Мне очень нравится эта сказка».
Александр Г.: «Мне не понравилось то, что ведьма обманула отца Рапунцель. Я бы хотел, чтобы ведьма была добрее, а сказка видоизмененной: "Жили муж и жена, у них не было детей. Когда жена выглянула в окно, она увидела сад ведьмы, куда никто не осмеливался войти. Но жена упросила мужа, он не соглашался, не соглашался, а потом согласился. Сходил первый раз, и жена сказала: "Сходи еще, если не сходишь, я умру". Муж согласился. Сходил и заметил ведьму. Она сказала: "Как ты посмел войти сюда!" Он сказал: "Меня попросила жена и сказала, что умрет, если я не соглашусь". Ведьма сказала: Ладно, нарви сколько хочешь, но при одном условии: ты отдашь мне ребенка, который родится у твоей жены. Я буду заботиться о нем?,как его мать". И она заботилась о нем».
Екатерина Ф.: «Мне очень понравилась сказка "Рапунцель". В ней говорится так: "Жили - были жена и муж. У них не было детей. Однажды жена посмотрела в окно и увидела в соседнем саду грядку с рапунцелем. И очень ей захотелось его попробовать, но хозяйкой сада была злая ведьма".
Я не писала бы, что хозяйка сада - злая ведьма. Я бы написала, что она была строгой, но справедливой бабушкой.
Мне сказка понравилась тем, что в конце было волшебство. Братья Гримм пишут очень хорошие сказки. Мне очень нравятся эти два автора».
В кейсе кратко описан контекст ситуации, так как студенты были ее участниками и свидетелями. Поэтому было решено ограничиться указанием на то, что младшие школьники - авторы представленных сочинений - занимаются по программе начального общего образования «Гармония». Для литературного чтения используется учебно-методический комплекс О.В. Кубасовой. К сказке братьев Гримм «Рапунцель» учащиеся обращаются в 3-м классе при изучении учебной темы «Любовь - волшебная страна» (урок № 115 в тематическом планировании).
Студентам были предложены следующие вопросы и задания.
1. Перечислите универсальные учебные действия, формируемые средствами предмета «Литературное чтение» в 3-м классе.
2. Основываясь на сочинениях 3-классников, укажите, какие универсальные учебные действия формировались на уроке литературного чтения, посвященном сказке братьев Гримм «Рапунцель».
3. Исходя из сочинений учащихся определите, какие универсальные учебные действия недостаточно сформированы у 3-классников? Обоснуйте свою точку зрения.
4. Разработайте конспект урока, нацеленного на формирование универсальных учебных действий, которые должны формироваться у 3-классников при изучении сказок, в том числе и сказки братьев Гримм «Рапунцель».
В качестве приложений, которые могут помочь студентам выполнить кейсовое задание, предлагаем следующие материалы.
1. Кубасова О.В. Литературное чтение: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя (соответствующий фрагмент) [6].
2. Формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение» (соответствующий фрагмент) [7].
3. Сказка братьев Гримм «Рапунцель».
Работая над кейсовым заданием, основываясь на приведенных выше сочинениях, студенты перечисляют те УУД, которые эффективно формируются у младших школьников: из личностных качеств - основы смыслообразования и самоопределения, нравственно-этическая ориентация в прочитанном; из регулятивных УУД - выполнение поставленной учителем задачи, в соответствии с заданием учащиеся выражают свою оценку происходящего в сказке, а затем предлагают свой вариант; из познавательных УУД - понимают прочитанное, выявляют элементы развития действия; обосновывают свои утверждения; из коммуникативных УУД - пересказывают прочитанное, создают текст по образцу и т.д.
Но полноценной нравственно-этической оценки сказочных событий не получится без детального скрупулезного анализа сказки, которая должна быть осмыслена студентами прежде, чем они приступят к составлению рекомендаций.
Обращаем внимание на то, что в своих сочинениях учащиеся обратились к разным частям текста: Дарья Д. проанализировала действия ведьмы, Рапунцель и принца уже после того, как героиню лишили ее родителей. Александр Д. и Екатерина Ф., наоборот, увидели в сказке только семейно-бытовую тему: отношения супругов друг с другом и с ведьмой, а также отношение взрослых с ребенком. Учащихся заинтересовала в основном первая часть текста. Сочинения ребят свидетельствуют о том, что 3-классники не сумели воспринять всю композицию произведения в целом, тогда как целостное восприятие сказки братьев Гримм способствует более глубокому пониманию произведения.
Нам кажется излишним привлекать к анализу сказки «Рапунцель» интерпретации психологов, какими бы интересными и убедительными эти интерпретации студентам ни казались. Но сравнение двух частей позволяет увидеть своеобразную «рифмовку» ситуации, актуализирующую «рифмующиеся» мотивы.
Так, сказка начинается с описания жизни мужа и жены, ожидания ими долгожданного ребенка. Безграничное желание женщины отведать зеленого рапунцеля пробуждает у ее мужа стремление исполнить это желание, чего бы это ему ни стоило. Нельзя не увидеть семью, построенную на любви мужа и жены, стремлении исполнить желание другого, готовность ради любимого человека пожертвовать многим, в том числе и собственной жизнью. Возможно, так младшие школьники акцентировали важные для них компоненты ценностно-нормативной модели семьи. Модель внутрисемейных отношений и отражается в языковой картине мира [9], воплощенной в сказке. В этом контексте важно обратить внимание младших школьников на то, что жена не просит мужа принести ей рапунцель, так как знает, какой опасности он подвергается в саду ведьмы. Но муж сам принимает решение проникнуть в сад ведьмы и нарвать рапунцеля. Любовь помогает мужу преодолеть высокую каменную стену. Нужно, чтобы ребята увидели эту заботу супругов друг о друге.
Во второй части сказки представлен тот же мотив высокой стены (башни), разделяющей красавицу Рапунцель и молодого королевича, попавшего во власть чудесного голоса девушки.
Вмешательство ведьмы разрушает семейную жизнь супружеской пары в первой части сказки. Подобным же образом ведьма пытается разрушить счастье Рапунцель и королевича во второй части сказки: колдунья обрезает чудесные косы героини и бросает ее в глухую чащу, ведьма же способствует ослеплению королевича. Таким образом, ведьма воплощает собой темное начало в жизни человека, зло, которое так или иначе вторгается в жизнь каждого; противостоять этому могут любовь, забота друг о друге, стремление влюбленных быть вместе во что бы то ни стало. Эту концепцию образа ребята отчетливо воплощают в созданных ими иллюстрациях: в изображении ведьмы преобладают темные тона, черный цвет. При изображении девушки и королевича 3-классники предпочитают использовать яркие сочные краски.
Важно помнить, что ценностные ориентиры, представленные в сказке, можно понять только в контексты культуры в целом. Авторы сочинений особое внимание обратили на положение ведьмы, которую они соотнесли с бабушкой. Это отчетливо видно в ее характеристике Александром Г.: «Ведьма сказала: "Ладно, нарви сколько хочешь, но при одном условии: ты отдашь мне ребенка, который родится у твоей жены. Я буду заботиться о нем как его мать". И она заботилась о нем». Эту сторону ведьмы акцентировала в своем сочинении и Екатерина Ф.: «Я не писала бы, что хозяйка сада - злая ведьма. Я бы написала, что она была строгой, но справедливой бабушкой». Как видим, в сочинениях ребят отражена попытка их самоидентификации. Они воплотили в творческих работах свое видение внутрисемейных отношений представителей разных поколений.
Этот аспект содержания сказки обычно упускают из виду, тогда как можно задействовать жизненный опыт младших школьников и их творческие способности, предложив пересказать ситуацию (написать мини-сочинение) от лица ведьмы. Особенно интересным в подготовленном классе может стать творческий комментарий школьника, играющего роль ведьмы, к «подслушанному разговору королевича и Рапунцель» (вместо такого «разговора» может быть привычное чтение по ролям).
Особое внимание при интерпретации сказки необходимо уделить ее финалу, в котором Рапунцель и королевич как бы меняются местами. В начале их отношений королевич открывает девушке, заточенной в высокой башне, огромный и прекрасный мир, куда она стремится. В финале сказки любовь Рапунцель способствует тому, что слепой королевич прозревает: «стал видеть, как прежде».
Обсуждая сказку, выявляя ее композицию, характеризуя основные образы, студенты не только обучаются интерпретации художественного текста, но и приходят к пониманию того, что только глубокие знания учебной дисциплины могут стать основой для последующей организации разнообразной деятельности младших школьников.
Рецензенты:Фуряева Т.В., д.п.н, профессор кафедры общей и социальной педагогики института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск;
Немировский В.Г., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой социологии Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.