Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ANALYSIS OF VOCATIONAL GUIDANCE AND DEVELOPMENT OF THE TRAINED HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION

Antipova E.A. 1 Efremov O.Yu. 1
1 Chuvash state pedagogical university
Research is devoted to vocational guidance of students. An object of research is the relation trained the higher school to key concepts of the chosen professional area. During work the professional competences of students revealed by means of a test complex and poll were analyzed. The obtained data show that students recognize a vocational education necessary, at the same time consider that for the professional activity chosen by them enough natural inclinations which aren´t connected with training. Also as a result of poll it is revealed that in the attitude towards professionally important concepts the trained have some mixture of rational and irrational representations which in general can testify to the insufficient level of formation of professional consciousness. Training in a higher educational institution doesn´t influence reduction of a role of the stereotypes existing in society concerning the professional direction.
professional consciousness
valuable reference points
possibility of employment
employment in the specialty to operate
organize

Предмет изучения данной статьи представляет собой отношение обучающихся высшей школы к ключевым понятиям в выбранной профессиональной области. Эта тема тесно связана с проблемами менеджмента качества в образовании, которые в последнее время получают более пристальное внимание исследователей: одни авторы рассматривают проблему подготовки обучающихся, другие – работу педагогов, третьи - систему образования в целом.

Актуальность исследования указанных проблем обусловлена тем, что в условиях происходящих изменений в общественном и индивидуальном сознании происходит трансформация самой системы общих социальных ориентиров, в том числе и связанных с профессиональным самосознанием. Появляется понимание того, что в современном российском образовании прослеживается социальная неопределенность ценностных представлений об «идеальном образе профессии». Происходит смещение ценностных ориентиров личности с профессиональных аспектов на финансовые и бытовые. [4]

Данное исследование проводилось в рамках реализации внутривузовского гранта «Мониторинг системы менеджмента качества образования на примере социально-психологической диагностики студентов факультета управления ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», в ходе которого был проведен опрос обучающихся выпускных курсов по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом». В ходе анкетирования, в случайном порядке, было опрошено 46 % от общего числа, в том числе 27,9% составили юноши и 72,1% – девушки.

Согласно последним исследованиям, только четверть выпускников российских вузов работают по полученной специальности и приблизительно такое же количество работает по смежной специальности. При этом, из года в год уменьшается число выпускников, желающих работать по полученной ими специальности. [2]

Как показало анкетирование, связать свое будущее с выбранной профессией планируют 68 % опрошенных, не определились 29 %, а 15% не связывают свое будущее с выбранной профессией.

Также следует отметить то, что опрошенные свои шансы трудоустройства в рамках выбранной специальности оценивают ниже по сравнению с возможностью трудоустройства вообще. В ходе опроса, анкетируемые должны были оценить возможности трудоустройства по 10-балльной шкале. Обучающиеся 4 курса оценили возможность трудоустройства по выбранной профессии в 5,6 баллов, возможность трудоустройства независимо от выбранной профессии в 6,5 баллов. Приблизительно такие же показатели продемонстрировали обучающиеся 5 курса – 5,0 баллов против 6,9.

Если рассматривать степень уверенности в возможностях будущего трудоустройства, относительно более оптимистично чувствуют себя обучающиеся по специальности «Управление персоналом». Возможность трудоустроиться по специальности они оценили в 5,5 баллов, в то же время возможность трудоустроиться вообще, независимо от полученной специальности – в 7,5 баллов. Обучающиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление» оценили возможность трудоустроиться по специальности в 5,5 баллов, возможность трудоустроиться вообще – в 6,7 баллов.

Как показали результаты исследования, молодежь, получающая образование в области управления, на старших курсах теряет оптимизм и уверенность не только в том, что сможет трудоустроиться по выбранной специальности, а также трудоустроиться вообще. Данное явление, с нашей точки зрения, имеет как объективные, так и субъективные причины.

Во – первых, число выпускников высшей школы значительно превышает потребности рынка труда.

Во – вторых, очень часто при выборе будущей профессии абитуриент руководствуется «модой на получение той или иной профессии», а не взвешенной позицией.

Авторы исследований, посвященных развитию системы высшего профессионального образования, отмечают то, что правильный выбор будущей специальности уже на начальных курсах обучения приводит к повышению качества профессиональной подготовки студентов, как специалистов. И напротив, разочарование в выбранной профессии, может привести к подготовке потенциально слабого специалиста. [3]

В ходе анкетирования, проведенного с учетом специфики получаемого образования, обучающимся был предложен вопрос: «Как вы считаете, умению управлять и организовывать необходим талант, предрасположенность, данные от природы (что-то не связанное с учебой)?». Утвердительно на поставленный вопрос ответили 76 % респондентов. Исходя из чего, можно сделать вывод, что большая часть обучающихся уверенна в том, что для успешной карьеры, в первую очередь, необходимо иметь врожденные данные.

В то же время на вопрос «Умению управлять и организовывать можно научиться?» утвердительно ответили 78 % опрошенных. С нашей точки зрения, некоторый дисбаланс в восприятии обусловлен возрастными особенностями обучающихся. Сегодняшний выпускник завершает обучение в 22-23 года, то есть еще переживает период личностного становления и не всегда уверен в своих суждениях, так как еще в недостаточной степени сформировано его профессиональное самосознание.

Мы не можем не согласиться с мнением исследователей, считающих, что в профессиональном самосознании содержится понимание тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств. Профессиональное самосознание включает в себя характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности, отношение к профессии, к коллегам, клиентам, руководителям, а также к объекту, предмету средствам и условиям труда. [1]

Так как целью данного исследования являлось изучение отношения обучающихся к ключевым понятиям в выбранной профессиональной области, в ходе опроса изучалось отношение к понятиям «управлять» и «организовывать». Были предложены связанные с данными понятиями ассоциации: руководить, быть лидером, контролировать, направлять, налаживать отношения, создавать, исправлять/менять.

Как показало анкетирование, представление об управлении у обучающихся прежде всего ассоциируется с руководством, что отметило 54 % опрошенных. 35% опрошенных отметили, что понятие управлять для них связано с определением направления деятельности, 29% – с контролем. Так же 29% опрошенных считают, что управлять значит быть лидером. Для 7% опрошенных управление - это налаживание отношений, для 3% – создание (рис.1).

Рис.1. Диаграмма ассоциаций на понятие «Управлять - это…»

Представление об умении организовывать у студентов прежде всего ассоциируется с понятием создавать, именно так ответили 52% опрошенных. Для 40% обучающихся организовывать означает направлять, для 32% – контролировать, для 22% – быть лидером. 7% считают, что организовывать значит исправлять/менять и налаживать отношения, 3% – руководить (рис. 2).

Рис.2. Диаграмма ассоциаций на понятие «Организовывать – это…»

Результаты проведенного опроса показали, что большинство участников анкетирования связывают свое будущее с выбранным профессиональным направлением. Однако, возможность трудоустройства по выбранной профессии оценивают невысоко и считают, что выше шансы трудоустроится не по специальности.

В связи с вышеизложенным, для студентов встает вопрос целесообразности обучения. Точнее, выбор профессии или направления обучения перестает иметь определяющее значение, что связанно с возможностями будущего трудоустройства. Очевидно, выбор направления обучения молодежь совершает, не ориентируясь на рынок труда.

В частности, подобный подход наблюдается в результатах опроса на предмет отношения к понятиям «управлять» и «организовывать». Здесь мнение анкетируемых противоречиво. С одной стороны, они признают, что профессиональное обучение необходимо. Но в то же время считают, что для профессиональной деятельности достаточно природных задатков, не связанных с обучением. При этом возникает проблема заинтересованности в профессиональном обучении, то есть в получении необходимых знаний и навыков, а также мотивированности к обучению.

Как показали результаты анкетирования, понимание терминов «управлять» и «организовывать» у обучающаяся молодежи связанно с понятиями «руководить»» и «создавать». Ассоциация «создавать», судя по всему, имеет отношение к пониманию роли природных задатков, некоторой креативностью, предрасположенностью к профессиональной деятельности. По остальным критериям представления испытуемых значительно не отличаются, сливаются в нечто общее. Результаты исследования демонстрируют, что в отношении к профессионально важным понятиям у студентов существует некоторое смешение рациональных и иррациональных представлений, что свидетельствует о недостаточном уровне формирования профессионального самосознания.

Данное заключение дает основание утверждать, что в современной системе высшего профессионального образования, переживающего непростой период реформирования, существует ряд системных проблем, решение которых позволит достигнуть ключевой задачи обучения - формирование профессиональных ценностных установок обучающихся, что является критерием эффективности образовательного процесса в целом. Современная наука выделяет три уровня оценки, в соответствии с характером их проявления, в процессе профессионального обучения и профессиональной деятельности: низкий (пассивный), средний (фрагментарный), высокий (устойчивый). [5]

В дальнейшем в развитие данной темы нас интересует изменение и развитие личностных качеств студентов в рамках получения профессионального образования, прежде всего, готовности к профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Лежнина Л. В., д.псх.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар Ола,

Иванов В. Н., д.п.н., профессор, министр образования и молодежной политики Чувашской Республики, г. Чебоксары.